Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2024 N 310-ЭС24-9316 по делу N А14-3534/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в направлении материалов и демонтаже противопожарных аншлагов, не являвшихся рекламными конструкциями, а также бездействия, выразившегося в несоблюдении обязательного порядка определения собственника рекламной конструкции, административного регламента, невынесении предписания о демонтаже, ненаправлении уведомлений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку баннер носил не рекламный, а информационный характер.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2024 N 310-ЭС24-9316 по делу N А14-3534/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в направлении материалов и демонтаже противопожарных аншлагов, не являвшихся рекламными конструкциями, а также бездействия, выразившегося в несоблюдении обязательного порядка определения собственника рекламной конструкции, административного регламента, невынесении предписания о демонтаже, ненаправлении уведомлений.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку баннер носил не рекламный, а информационный характер.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2024 г. N 310-ЭС24-9316
Дело N А14-3534/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж на
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2023,
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 и
постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.02.2024 по делу N А14-3534/2022,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Альфа", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее - УИЗО АГО г. Воронеж, Управление) и Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в направлении в адрес УИЗО АГО г. Воронеж материалов от 10.06.2021 N 52-17-8210 о демонтаже противопожарных аншлагов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1022, по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 150, принадлежащих ООО "Альфа", не являвшихся рекламными конструкциями; бездействия, выраженного в несоблюдении административного регламента Департаментом имущества области по исполнению государственной функции "Выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций", не соблюдении обязательного порядка определения собственника рекламной конструкции либо собственника имущества, к которому присоединена рекламная конструкция; бездействия, выразившегося в не вынесении предписания о демонтаже, несоблюдении направления уведомлений о демонтаже противопожарных аншлагов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 150; о признании незаконными действий УИЗО АГО г. Воронеж, выраженных в демонтаже противопожарных аншлагов 04.11.2021, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 150; об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем возврата и монтажа противопожарных аншлагов в первоначальное состояние до демонтажа в течение 10 дней с даты вступления судебного акта в законную силу (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2023, оставленным без изменения
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 и
постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.02.2024, требования ООО "Альфа" удовлетворены частично, признаны незаконными действия Департамента имущества области по направлению в адрес УИЗО АГО г. Воронеж материалов от 10.06.2021 N 52-17-8210 о демонтаже конструкции с баннером "Берегите лес от пожара", признаны незаконными действия УИЗО АГО г. Воронеж по демонтажу конструкции с баннером "Берегите лес от пожара", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 150, с обязанием совершить действия по возврату и монтажу конструкции с баннером "Берегите лес от пожара" в первоначальное состояние; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводом судов о том, что установка конструкции с баннером "Берегите лес от пожара" соответствовала положениям
статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации,
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
По состоянию начиная с 2010 года по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 150 было установлено 8 рекламных конструкций и на них размещались рекламные информации. По состоянию начиная с 2019 года по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 150 была незаконно установлена одна большая рекламная конструкция и на ней незаконно размещались рекламные информации.
В 2019 году конструктивные части 8 рекламных конструкций были изменены и объединены в одну конструкцию (единая щитовая рекламная конструкция 1-сторонняя с габаритными размерами рекламного поля 30 мх2,5 м).
Конструкция с баннером "Берегите лес от пожара" не являлась отдельно стоящей конструкцией.
Ссылка заявителя на то, что противопожарные аншлаги были размещены согласно проекту освоения лесов от 20.09.2019 N 64-11/5604 и во исполнение представления Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры N 2-2-2020 от 29.09.2020 противоречит фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Баннер с информацией "Берегите лес от пожара" был размещен уже на имеющейся рекламной конструкции после проведения проверки прокуратуры, никакие аншлаги не устанавливались.
В материалах дела имеются акты Департамента имущественных и земельных отношений с фотофиксацией, подтверждающие, что установленная конструкция является щитовой рекламной конструкцией и на ней размещена рекламная информация.
Информация о необходимости демонтажа указанной рекламной конструкции была опубликована 26.02.2021 на официальном сайте в сети Интернет Департамента имущественно - земельных отношений Воронежской области.
Поскольку владельцем рекламной конструкции либо владельцем соответствующего недвижимого имущества, к которому она присоединена, не было принято мер по ее демонтажу в добровольном порядке,26.04.2021 Департаментом была проведена повторная выездная проверка, по результатам которой составлен акт о неисполнении предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории городского округа Воронеж, и установлено, что предписание, опубликованное на сайте 26.02.2021, не исполнено, демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции не произведен.
В соответствии с
пунктами 21 -
21.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в
части 21 статьи 19 обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом N 52-17-8210 от 10.06.2021 направил материалы по указанной рекламной конструкции в адрес администрации городского округа города Воронеж для организации работ по демонтажу за счет средств местного бюджета.
Согласно акту N 4969/04-2021 о демонтаже установленной и (или) эксплуатируемой рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек от 05.11.2021, рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 150, демонтирована.
Все действия, совершенные управлением имущественных и земельных отношений по выбору подрядной организации, заключению муниципального контракта, выдаче заказ -наряда соответствовали требованиям действующего законодательства.
Согласно
пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на основании договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 18.12.2007 N 64/2 в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2018, договора от 23.06.2010 ООО "Альфа" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 по адресу: г. Воронеж, Правобережное лесничество (Московский проспект, д. 150), используемого в соответствии с проектом освоения лесов, на котором были размещены конструкции с растяжками, содержащими рекламу медицинских центров, базы игрушек, эколавки, также имелся баннер с надписью "Берегите лес от пожара".
В ходе выездного обследования Департаментом выявлен факт размещения рекламной конструкции: рекламная конструкция 1-сторонняя с габаритными размерами рекламного поля: 30,0 x 2,5 м, расположенная по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 150 (территория СОК "Олимпик"), от главного входа справа.
Информация о планируемом демонтаже размещена на официальном сайте Департамента имущества области www.dizovo.ru 26.02.2021.
26.04.2021 Департаментом составлен акт N 4969/04-2021 о неисполнении предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж с приложением материалов фотофиксации.
05.11.2021 спорная конструкция демонтирована привлеченной Управлением по муниципальному контракту от 19.07.2021 N 1-Д/2021 подрядной организацией, о чем составлен акт N 4969/04-2021 о демонтаже установленной и или) эксплуатируемой рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек.
Полагая, что действия Департамента являются незаконными в части направления в адрес УИЗО АГО г. Воронеж материалов от 10.06.2021 N 52-17-8210 о демонтаже противопожарных аншлагов; бездействия, выраженного в несоблюдении административного регламента Департаментом по исполнению государственной функции "Выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций", не соблюдения обязательного порядка определения собственника рекламной конструкции либо собственника имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, бездействия, выраженного в не вынесении предписания о демонтаже, несоблюдения направления уведомлений о демонтаже противопожарных аншлагов, а также действий УИЗО АГО г. Воронеж, выраженных в демонтаже противопожарных аншлагов 04.11.2021, нарушает права и законные интересы ООО "Альфа" в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Согласно
статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
(пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
(пункт 2).
Согласно
пункту 5 части 2 статьи 2 Закон о рекламе не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В
пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", указано, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:1022 из категории земель лесного фонда как лесной участок находится в федеральной собственности в силу закона (
часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации) и согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости находится в постоянном бессрочном пользовании у Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова", а также передан в аренду нескольким арендаторам, в том числе ООО "Альфа" в целях осуществления рекреационной деятельности.
Исходя из положений
пункта 9 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации,
Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" (в котором определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в
части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе и установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах), суды пришли к обоснованным выводам о том, что установка конструкции с баннером "Берегите лес от пожара" соответствовала приведенным положениям лесного законодательства, а содержание надписи "Берегите лес от пожара" не позволяет отнести ее к рекламе в смысле, придаваемом
статьей 3 Закона о рекламе; баннер с надписью "Берегите лес от пожара" не подлежал демонтажу, поскольку данная конструкция использовалась не в целях распространения рекламы.
Доводы УИЗО АГО г. Воронеж о том, что баннер "Берегите лес от пожара" был размещен в составе единой щитовой рекламной конструкции, а также о неисполнимости определенного судом способа восстановления прав общества с учетом обстоятельства нахождения элементов демонтированной рекламной конструкции у органов внутренних дел, о невозможности размещения конструкции на том же месте, пропуске срока на подачу заявления в суд были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 291.1,
291.6 и
291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА