Главная // Актуальные документы // Временная инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
М., 2000
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 20.07.2022 N 279.

Документ введен в действие с 01.08.2000 Указанием МПС РФ от 24.07.2000 N К-2061у.
Название документа
"Временная инструкция по эксплуатации рельсового автобуса на федеральном железнодорожном транспорте"
(утв. МПС России 12.07.2000 N ЦТ-767)

"Временная инструкция по эксплуатации рельсового автобуса на федеральном железнодорожном транспорте"
(утв. МПС России 12.07.2000 N ЦТ-767)


Содержание


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.КОНДРАТЕНКО
12 июля 2000 г. N ЦТ-767
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВОГО АВТОБУСА
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Временная инструкция, разработанная на основании нормативных актов, указанных в Приложении 1 к настоящей Временной инструкции, распространяется на опытную партию рельсовых автобусов (далее - РА1) и устанавливает общий порядок их эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и пересылки.
Требования настоящей Временной инструкции обязательны для всех работников, связанных с эксплуатацией опытной партии РА1.
РА1 относятся к дизельному моторвагонному подвижному составу и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок, как правило, на неэлектрифицированных участках железных дорог.
РА1 должны приписываться к локомотивному или моторвагонному депо.
1.2. Краткая техническая характеристика РА1:
┌───┬─────────────────────────────────┬───────────┬──────────────┐
│ N │ Наименование показателя │ РА1-001 │ РА1-002 <*> │
│п/п│ │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼───────────┼──────────────┤
│1 │Масса рельсового автобуса, кг │32100 │не более 37000│
│2 │Осевая формула │0-2-2 │0-2-2 │
│3 │Статическая нагрузка от колесной │130 │не более 140 │
│ │пары на рельсы, кН │ │ │
│4 │База тележки, мм │2150 │2150 │
│5 │База кузова, мм │12600 │12600 │
│6 │Количество мест для сидения, чел.│62 │не более 78 │
│7 │Общая вместимость, чел. не более │150 │180 │
└───┴─────────────────────────────────┴───────────┴──────────────┘
--------------------------------
<*> По данным ТУ 731.00.00.000.
1.3. К эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте допускаются РА1, конструкция которых соответствует требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ).
1.4. Основным режимом эксплуатации РА1 должно быть обращение на замкнутых маршрутах в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства с двумя кабинами без необходимости разворота на конечных пунктах.
1.5. Порядок обращения РА1 определяется графиком движения, который составляется службой перевозок железной дороги и утверждается в установленном порядке МПС России, РА1 присваивается номер пригородного поезда.
1.6. РА1 должны иметь отличительные знаки и надписи, предусмотренные ПТЭ, а также надпись "С горки не спускать" и знаки безопасности "Остерегайся контактного провода" и "Не подниматься на крышу под контактным проводом". В тамбурах, кабинах машиниста и салонах должна быть надпись "Не курить".
1.7. Поставляемые РА1, кроме технического паспорта, должны иметь:
технические паспорта колесных пар;
руководство завода-изготовителя по эксплуатации РА1;
технические паспорта воздушных резервуаров;
технические паспорта (формуляры) и инструкции по эксплуатации комплектующих изделий (силовой установки, гидропередачи, вспомогательного генератора, тормозного оборудования и другого оборудования) - согласно ведомости эксплуатационных документов;
согласованную в установленном порядке химмотологическую карту;
журнал освидетельствования радиосвязи и автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (далее - АЛСН).
1.8. Технический паспорт РА1, а также паспорта установленных на нем агрегатов, механизмов и приборов должны регулярно заполняться лицом ответственным за их эксплуатацию. В паспорт двигателя должны вноситься данные о наработке и проведении периодических технических обслуживаний и ремонтов.
1.9. На каждом РА1 во время эксплуатации должна быть следующая документация:
руководство завода-изготовителя по эксплуатации РА1 и инструкции (руководства) по эксплуатации установленных агрегатов и комплектующих изделий;
журнал технического состояния формы ТУ-152.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Общие требования
2.1.1. Обслуживание РА1 производится локомотивной бригадой в составе машиниста и помощника машиниста.
2.1.2. Для обслуживания РА1 машинистом назначаются лица, сдавшие экзамены на право управления дизель-поездом в квалификационных комиссиях железных дорог в соответствии с требованиями Приказа МПС России от 11.11.97 N 23Ц.
2.1.3. Помощником машиниста бригады РА1 назначаются лица, имеющие свидетельство о присвоении профессии помощника машиниста дизель-поезда и в соответствии с пунктом 1.4 Должностной инструкции локомотивной бригаде, утвержденной МПС России 03.11.93 N ЦТ/209.
2.1.4. В своей работе с бригадой, обслуживающей РА1, машинист-инструктор руководствуется Должностной инструкцией машинисту-инструктору локомотивных бригад, утвержденной МПС России 16.02.94 N ЦТ/235.
К локомотивным бригадам, обслуживающим РА1, предъявляются требования, аналогичные предъявляемым к локомотивным бригадам дизель-поездов.
2.1.5. Машинист в поездке обязан иметь при себе:
служебное удостоверение личности с отметкой о сдаче на хранение в отдел кадров локомотивного депо свидетельства на право управления локомотивом (МВПС) и свидетельства о присвоении класса квалификации машиниста;
маршрут машиниста формы ТУ-3, формуляр машиниста формы ТУ-57 с заключением машиниста-инструктора о допуске к работе на РА1, технический формуляр, талон предупреждений, удостоверение по форме РБУ-9;
расписание движения поездов;
выписки из техническо-распорядительных актов (ТРА) станций на участке обслуживания;
режимные карты и выписку из приказа по железной дороге об установленных скоростях движения на обслуживаемом участке;
настоящую Временную инструкцию.
2.1.6. Помощник машиниста в поездке обязан иметь при себе:
свидетельство помощника машиниста;
технический формуляр, талон предупреждений;
выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.
2.1.7. Запрещается машинисту во время работы отлучаться с РА1. В исключительных случаях следует руководствоваться пунктом 1.15 Должностной инструкции локомотивной бригаде, утвержденной МПС России 03.11.93 N ЦТ/209 и пунктом 5.3 настоящей Временной инструкции.
2.1.8. Обязанности локомотивной бригады регламентируются в разделе 2 Должностной инструкции локомотивной бригаде, утвержденной МПС России 03.11.93 N ЦТ/209.
2.1.9. Перечень обязательных объявлений машинистом для пассажиров (текст, время и периодичность производства объявлений) по радиооповестительным установкам РА1 устанавливается службой локомотивного хозяйства железной дороги.
2.2. Обеспечение безопасности движения
2.2.1. Движение РА1 осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭ, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Пути для пропуска, приема и отстоя РА1 указываются в ТРА станций.
2.2.2. Запрещается эксплуатация РА1, имеющих неисправности, угрожающие безопасности движения, в том числе хотя бы одну из неисправностей, указанных в пункте 12.4 ПТЭ.
2.2.3. При остановке РА1 на станционный путь дежурный по железнодорожной станции должен установить стрелочные переводы, ведущие на путь стоянки РА1, в положение, исключающее возможность заезда подвижного состава на данный путь, навесить на стрелочные рукоятки (кнопки) красные колпачки, а на крупных железнодорожных станциях, по возможности, выставлять их на пути, не входящие в маршруты приема. Стоянка РА1 на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по железнодорожной станции.
2.2.4. В случае возникновения неисправности, следствием которой является вынужденная остановка РА1 на перегоне и невозможность продолжения движения, машинист, вызывая вспомогательный локомотив, действует в порядке, предусмотренном ПТЭ, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
Тормоза РА1 должны быть включены в тормозную систему вспомогательного локомотива выполнением следующих операций:
выключить управление тормозами РА1 (согласно руководству завода-изготовителя по эксплуатации РА1);
отключить (вручную) стояночный тормоз;
соединить тормозную магистраль РА1 с тормозной магистралью выводящего локомотива.
Порядок вывода РА1 с перегона, скорость следования с учетом обеспеченности тормозным усилием устанавливается приказом начальника дороги.
2.2.5. РА1-001 допускается к обращению на участках железных дорог, оборудованных низкими пассажирскими платформами.
2.2.6. Допускаемую скорость движения РА1-001 (образца N 1 опытной партии РА1) независимо от количества перевозимых пассажиров следует устанавливать в соответствии с указанием МПС России от 23.11.99 N К-2676у:
2.2.6.1. В прямых участках пути с рельсами Р 43 и тяжелее, числом шпал 1440 шт./км и более на щебеночном, асбестовом и песчаном балласте - 80 км/ч.
2.2.6.2. В кривых участках пути - по таблице 2 Норм допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденных Приказом МПС России от 14.07.94 N 2ЦЗ, но не более 80 км/ч.
2.2.6.3. По стрелочным переводам - аналогично моторвагонному подвижному составу согласно приложению 5 к Приказу МПС России от 14.07.94 N 2ЦЗ, но не более 80 км/ч.
2.2.7. Тормозной путь РА1-001 при экстренном пневматическом торможении с начальной скорости 80 км/ч на площадке в порожнем состоянии и с полной расчетной нагрузкой составляет 450 м. Эксплуатация РА1-001 осуществляется только на сертифицированных композиционных тормозных колодках из материала шифра У-21-149 деталь 25130-Н. Величина расчетных сил нажатия колодок на ось РА1-001 в пересчете на стандартные чугунные тормозные колодки принимается 8,5 тс.
2.2.8. В аварийных ситуациях всем работникам, связанным с движением РА1, необходимо руководствоваться требованиями Регламента действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях, утвержденного указанием МПС СССР от 22.12.87 N Г-6435.
2.2.9. В случае перегорания лампы прожектора во время движения РА1 в темное время суток машинист должен остановить РА1, заглушить двигатель, выключить тумблером электрическую цепь прожектора, принять все меры к предотвращению самопроизвольного движения РА1. Помощник машиниста должен выйти из кабины и заменить лампу в прожекторе.
2.2.10. Запрещается выпускать на линию РА1 с выключенными или неисправными устройствами АЛСН.
2.2.11. Машинист несет ответственность за правильное пользование устройствами АЛСН, а также за их сохранность и обязан:
следить за чистотой и сохранностью этих устройств и пломб, имеющихся на приборах;
проверить при осмотрах РА1 надежность крепления устройств АЛСН;
своевременно докладывать об обнаруженных неисправностях устройств АЛСН в пути следования поездному диспетчеру или дежурному по железнодорожной станции с записью в журнале технического состояния формы ТУ 152.
2.2.12. При пользовании на РА1 устройствами АЛСН машинист должен руководствоваться требованиями Инструкции о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста, утвержденной МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-302.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
3.1. Техническое состояние РА1 должно поддерживаться в соответствии с ПТЭ, руководством завода-изготовителя по эксплуатации РА1, техническими условиями на опытную партию РА1 731.00.00.000ТУ, нормативными актами МПС России для дизельного моторвагонного подвижного состава.
Указанные работы в зимних условиях должны производиться с учетом Технических указаний по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях, утвержденных Департаментом локомотивного хозяйства МПС России 30.12.97 N ЦТРТ-14/97.
Техническое обслуживание и ремонт устройств АЛСН РА1 производится в соответствии с Инструкцией о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста, утвержденной МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-302 и Инструкцией по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста, утвержденной МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-303 с учетом руководств (инструкций) по эксплуатации и техническому обслуживанию указанных устройств.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.3. Порядок технического обслуживания и ремонта устройств и системы противопожарной защиты РА1 указан в Приложении 2 к настоящей Временной инструкции.
3.4. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы РА1 необходимо осуществлять на основании эксплуатационно-ремонтной документации тормозного оборудования РА1 и пункта 13 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, утвержденной МПС России 16.05.94 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 с учетом Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 27.01.98 N ЦТ-533. Результаты осмотра, технического обслуживания, ремонта и испытаний тормозного оборудования РА1 необходимо регистрировать в книге формы ТУ-14.
3.5. В случае необходимости направления РА1 в ремонт составляется предварительная опись состояния РА1 на бланке формы ТУТ-23.
3.6. Все выявляемые в период между плановыми видами ремонта и технического обслуживания неисправности и повреждения РА1 оформляются техническими актами по форме ТЭУ-21 и регистрируются в книге формы ТУ-29.
3.7. Регистрация результатов освидетельствований колесных пар РА1 производится на бланке формы ТУ-21; учет состояния бандажей колесных пар - в книге формы ТУ-17.
3.8. Учет пробегов РА1 между плановыми видами ремонтов и регистрация текущих ремонтов (ТР) и технических обслуживаний (ТО) производится в книге по форме ТУ-27.
4. ПОРЯДОК ПЕРЕСЫЛКИ РА1
4.1. РА1 допускаются к пересылке в действующем, а также недействующем (холодном) состоянии. Пересылка РА1-001 в недействующем состоянии осуществляется с выключенными тормозами РА1-001 отдельным локомотивом с вагонами, имеющими исправно действующие и включенные тормоза.
4.2. Пересылаемые РА1 в действующем и недействующем состоянии по своему техническому состоянию должны соответствовать требованиям безопасности движения и техники безопасности, а также требованиям габарита 1 ВМ ГОСТ 9238-83.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
При публикации в официальном издании допущен типографский брак. Текст, не пропечатанный в официальном тексте документа, в электронной версии данного документа выделен треугольными скобками.
4.3. Все работы, связанные с обслуживанием тормозной системы (в период подготовки к следованию и в пути) пересылаемых РА1, должны осуществляться в соответствии с требованиями руководства завода-изготовителя по <...> железных дорог, утвержденной МПС России 16.05.94 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 27.01.98 N ЦТ-533.
4.4. Для обеспечения безопасного следования РА1 в исправном и комплектном состоянии до пункта назначения необходимо назначать работников (проводников), сопровождающих РА1 при его пересылке. Обязанности указанных работников изложены в приложении 1 к Инструкции о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 06.02.95 N ЦТ/310.
При необходимости сопровождения РА1 более суток количество проводников должно быть не менее двух.
4.5. РА1, отправляемые с завода-изготовителя в недействующем состоянии, должны быть осмотрены комиссией в составе и порядком, установленными Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России 06.02.95 N ЦТ/310, после чего комиссией составляется в трех экземплярах акт формы ТУ-25 на каждый РА1.
Дополнительно составляется опись запасных частей, инструмента, инвентаря и технической документации, пересылаемых вместе с РА1.
4.6. Скорость следования РА1 в недействующем состоянии не должна превышать скорости, указанной в акте формы ТУ-25.
4.7. На период пересылки РА1 оборудуется местом для отдыха проводников. В холодное время года в салоне РА1 может быть установлено отопительное оборудование, изготовленное по технической документации, согласованной с Управлением военизированной охраны МПС России.
4.8. Подготовка к пересылке и пересылка РА1 производится с соблюдением требований по охране труда и безопасности движения, содержащихся в документах, указанных в пункте 5.1 настоящей Временной инструкции.
4.9. Подготовка РА1 к пересылке проводится в соответствии с требованиями руководства завода-изготовителя по эксплуатации РА1.
Для отправки РА1 в недействующем состоянии дополнительно выполняются следующие работы:
производится уборка кабин машиниста, промывка и санитарная обработка пассажирского салона;
фиксируется в закрытом положении выдвижная лестница (для РА1-001), двери, окна. На раздвижных дверях устанавливаются скобы, препятствующие их открытию;
закрываются на замки крышки кожухов подкузовного оборудования; сливается топливо из баков, трубопроводов и корпуса топливного фильтра;
устанавливаются в выключенное положение все выключатели управления;
снимаются зеркала обратного вида и укладываются в кабину машиниста;
заправляется смазкой гидропередача, раздаточная коробка, осевые редукторы и другие узлы трения ходовой части;
отсоединяются и подвешиваются карданные валы;
производится подготовка тормозной системы в соответствии с пунктом 4.3 настоящей Временной инструкции;
закрывается упаковочной тканью выхлопное отверстие дизеля;
на месте следования работника, сопровождающего РА1, производится установка двух углекислотных и двух порошковых огнетушителей емкостью не менее 5 л каждый.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. При эксплуатации РА1 машинисты должны руководствоваться, кроме настоящей Временной инструкции, следующими документами по охране труда и безопасности движения:
Типовой инструкцией по охране труда для локомотивных бригад, утвержденной МПС России 05.05.98 N ЦТ-555;
Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах, утвержденными МПС России 22.09.95 N ЦЭ-346;
Правилами надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденными МПС России 04.08.98 N ЦТ-ЦВ-ЦП-581;
Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Госэнергонадзором 31.03.92;
Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Главгосэнергонадзором 21.12.84;
Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройствами электроснабжения автоблокировки, утвержденными МПС СССР 20.02.87 N ЦЭ-4506;
Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, утвержденными МПС СССР 30.12.87 N ЦТ/4770;
Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, утвержденной МПС России 27.04.93 N ЦТ-ЦУО/175.
5.2. Перед приемкой РА1 в рейс машинисту следует убедиться, что имеется давление в тормозных цилиндрах, полностью разряжена тормозная магистраль (ручка крана машиниста в положении 7), РА1 стоит на стояночных тормозах (отсутствует давление в цилиндрах стояночного тормоза) и под крайнюю колесную пару с обоих сторон подложены тормозные башмаки.
Приемку РА1 следует начинать с осмотра кабины машиниста, обратив особое внимание на исправность, наличие и работоспособность всех блокирующих устройств, находящихся на пульте управления.
5.3. Уходя из кабины РА1 для осмотра его узлов, необходимо затормозить рельсовый автобус, для чего:
ручку крана машиниста установить в положение 7, тем самым разрядив тормозную магистраль, в тормозных цилиндрах должно установиться полное давление;
нажать кнопку включения стояночного тормоза "СТ".
При этих условиях разрешается вынуть ключ блокировочного устройства и выключить реверсор. Затем следует запереть окна и входную дверь; подложить под крайнюю колесную пару с противоположных сторон тормозные башмаки.
5.4. Перед устранением неисправностей приборов и аппаратов и утечек воздуха в соединении и резервуарах, находящихся под давлением, необходимо отключить их и выпустить сжатый воздух.
Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами молотка или других предметов.
5.5. Перед опробованием тормозов машинист должен убедиться в отсутствии людей около РА1 и под ним и проверить включение тормозных приборов.
5.6. Все операции по устранению возникающих неисправностей, осмотру, регулировке и смазке должны производиться только при обесточенной электрической сети и остановленных механизмах и агрегатах. Работы под рамой РА1 допускаются только при его заторможенном состоянии, выключенном двигателе и установке под колеса обеих колесных пар двух тормозных башмаков.
При техническом обслуживании РА1 должен применяться только исправный инструмент.
Запрещается использование переносных светильников без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов.
5.7. На РА1 должны быть следующие сигнальные приборы и принадлежности: духовой рожок, четыре сигнальных флага (два красного и два желтого цвета), 6 шт. петард на однопутном и 12 шт. на двухпутном участке, два ручных сигнальных фонаря, аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи, огнетушители типа ОВП-5, ОП-5, ОУ-5, реечный домкрат с подставкой, комплект тормозных башмаков.
5.8. Установленные на РА1 генераторы, электродвигатели и электрические аппараты должны быть заземлены.
5.9. Вращающиеся и токоведущие части оборудования РА1 при условии возможного доступа к ним обслуживающего персонала должны быть оснащены защитными кожухами и ограждениями.
5.10. Перед поездкой бригада РА1 должна пройти предрейсовый медицинский осмотр в соответствии с требованиями Инструкции о порядке организации и проведении предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад, утвержденной МПС России 01.05.98 N ЦУВС-552.
5.11. Во время движения РА1 входные двери и двери в кабину машиниста должны быть закрыты.
5.12. В случае падения на РА1 контактного провода машинисту следует сообщить об этом дежурному по станции, пассажиры должны оставаться в автобусе. При выходе из автобуса или подъеме в кабину машинист должен надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в 8-метровой зоне от места падения провода следует небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли.
5.13. При эксплуатации РА1 запрещается: подниматься на РА1 и спускаться с него при движении;
трогание с места и движение РА1 при открытых дверях (а для РА1-001 и при выдвинутой лестнице);
передавать управление другому лицу, не имеющему на это право;
проезд в кабине машиниста РА1 посторонних, кроме должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в порядке, установленном МПС России, но не более двух человек одновременно.
5.14. Посадка, высадка пассажиров должна производиться с соблюдением следующих условий:
а) выдвижение лестницы и посадка, высадка пассажиров производится только после полной остановки РА1 с учетом обеспечения безопасности пассажиров, находящихся на платформе;
б) убедившись, что полностью выдвинутая лестница зафиксирована блокирующим устройством, машинист должен открыть двери РА1 со стороны платформы и исключить их самопроизвольное закрывание;
в) после завершения посадки, высадки пассажиров машинист должен закрыть двери, и убедившись в отсутствии людей на выдвижной лестнице, привести ее в транспортное положение и зафиксировать с целью исключения самопроизвольного выдвижения за габарит РА1 во время его движения;
г) в ночное время и в условиях плохой видимости бригаде РА1 следует усилить внимание за посадкой, высадкой пассажиров путем личного контроля помощника машиниста.
5.15. Продолжительность рабочего времени бригад РА1 регламентируется Приказом МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ.
6. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. Машинист, управляющий РА1, должен пройти обучение со сдачей зачета на умение пользоваться средствами пожаротушения, имеющимися на РА1. Без соответствующей подготовки и сдачи зачета машинист к работе не допускается.
6.2. На РА1 согласно Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденным указанием МПС России от 31.03.00 N Г-822у должно находиться не менее двух огнетушителей в кабинах машиниста (ОУ-5) и в пассажирском салоне двух огнетушителей (ОП-5 или ОВП-5).
Для защиты подкузовного оборудования РА1 оборудован установкой газового пожаротушения. Тушение возгорания силовой установки предусмотрено с помощью распределительной системы трубопроводов, а топливных баков - от переносных шлангов.
Огнетушители должны находиться в исправном состоянии, что подтверждается датой проверки на бирке, имеющейся на огнетушителе, а также требованиями Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденных указанием МПС России от 31.03.00 N Г-822у.
6.3. Требования пожарной безопасности в пассажирских салонах и кабине машиниста, к размещению силового оборудования, системам электроснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха должны выполняться согласно Общим требованиям к противопожарной защите тягового подвижного состава, утвержденным МПС России 29.12.95 N ЦТ-6.
6.4. Локомотивная бригада должна следить за отсутствием утечек в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки.
6.5. Заправка топливом и маслом должна производиться до уровня, определяемого контрольными устройствами; после заправки крышки баков должны быть закрыты.
6.6. На РА1 должен поддерживаться и обеспечиваться необходимый уровень сопротивления изоляции электрооборудования.
6.7. Переносные ручные светильники должны быть исправными, иметь защитные колпачки и кожухи.
6.8. Все защитные устройства электрического оборудования необходимо поддерживать в полной исправности. Сечения токонесущих кабелей, проводов и шин, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
6.9. Ввод и вывод электрических кабелей в электрические аппараты, клеммные рейки, переходные коробки должны выполняться с применением уплотнений и втулок в соответствии с техническими требованиями чертежей. Места электрических соединений должны иметь надежный контакт.
6.10. Все отключаемые провода должны отсоединяться с двух сторон. Их токонесущие части должны быть изолированы и закреплены в положении, исключающим возможность соприкосновения с какими-либо аппаратами или заземленными частями РА1.
6.11. Запрещается при эксплуатации РА1:
а) пользоваться открытым огнем при подогреве топлива и масла в баках, при осмотре, заправке и очистке топливных баков, проверке состояния аккумуляторных батарей;
б) держать открытыми топливные баки, производить их заправку при работающем двигателе;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
г) очищать горючими жидкостями кузов, детали или агрегаты;
е) хранить спецодежду, обтирочные материалы, пропитанные горючими веществами, а также петарды без упаковки их в ящик;
ж) пользоваться плавкими вставками, непредусмотренными чертежом.
6.12. Запрещается эксплуатация РА1 при:
отсутствии или неисправности устройств в топливном баке, предотвращающих излишнее наполнение бака топливом;
загрязнении выпускных патрубков глушителя нагаром, препятствующим удалению несгоревших частиц топлива и масла.
6.13. Основные требования при тушении пожаров.
Машинист является ответственным за организацию тушения пожара на РА1 и обязан знать пожароопасные отсеки, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
При обнаружении пожара во время движения РА1 необходимо немедленно остановить (за исключением случаев нахождения в тоннеле, на железнодорожном мосту, путепроводе, под мостом или на другом месте, препятствующем организации тушения пожара) и принять меры к эвакуации пассажиров и тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
При остановке РА1 должны быть приняты меры, предусмотренные ПТЭ при вынужденной остановке поезда на перегоне.
Тушение пожаров на подвижном составе, находящемся на расстоянии свыше 7 м от контактной сети, может быть допущено без снятия напряжения (за исключением применения огнетушителя ОВП-5). При этом необходимо следить, чтобы струя газа или порошка не касалась контактной сети и других частей и токоведущих деталей, находящихся под напряжением.
Горящие провода, электрическую аппаратуру и электрические машины необходимо тушить углекислотными огнетушителями, газовой установкой пожаротушения и сухим песком.
Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и средствами, машинист обязан в установленном порядке затребовать пожарный поезд, отвести РА1 от деревянных строений и других сооружений и подавать звуковым сигналом сигнал пожарной тревоги.
Приложение 1
к Временной инструкции
по эксплуатации рельсового
автобуса на федеральном
железнодорожном транспорте
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РА1
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Должностная инструкция локомотивной бригаде, утвержденная МПС России 03.11.93 N ЦТ/209;
Приказ МПС России от 11.11.97 N 23Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным - подвижным составом на путях общего пользования и присвоении класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава";
Должностная инструкция машинисту-инструктору локомотивных бригад, утвержденная МПС России 16.02.94 N ЦТ-235;
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 02.10.93 N ЦД/206;
Указание МПС России от 23.11.99 N К-2676у "О допускаемых скоростях движения рельсового автобуса РА-1-001";
Инструкция по эксплуатации комплексов средств сбора и регистрации данных КПД-3 и расшифровке диаграммных лент, утвержденная МПС России 15.06.96 N ЦТ-397;
Инструкция о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста, утвержденная МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-302;
Инструкция по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста, утвержденная МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-303;
Инструкция о порядке организации и проведении предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад, утвержденная МПС России 01.05.98 N ЦУВС-552;
Инструкция о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденная МПС России 06.02.95 N ЦТ/310;
Регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях (в соответствии Приказа N 32Ц от 2.09.1987 г.), утвержденный указанием МПС СССР от 22.12.87 N Г-6435у;
Приказ МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ "О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров";
Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС России от 29.03.99 N 6Ц;
Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, утвержденная МПС России 16.05.94 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277;
Технические указания по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях, утвержденные МПС России 30.12.97 N ЦТРТ-14/97;
Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава, утвержденные МПС СССР 30.12.89 N ЦТ/4770;
Инструкция по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденная МПС России 27.01.98 N ЦТ-533;
Указание МПС России от 04.07.97 N В-796у "О дальнейшем распространении опыта обслуживания локомотивов одним машинистом на железных дорогах Российской Федерации";
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, утвержденная МПС России 27.04.93 N ЦТ-ЦУО/175;
Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденные указанием МПС России от 31.03.00 N Г-822у;
Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава, утвержденные МПС России 29.12.95 N ЦТ-6.
Приложение 2
к Временной инструкции
по эксплуатации рельсового
автобуса на федеральном
железнодорожном транспорте
ПОРЯДОК
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА УСТРОЙСТВ И СИСТЕМЫ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ (ППЗ)
Перечень работ по
обслуживанию и ремонту
системы ППЗ
Операции обслуживания
1. Пожарно-
профилактические
мероприятия (ППМ) при
ежедневном техническом
обслуживании
Наружный осмотр оборудования установки
углекислотного пожаротушения. Проверка
наличия углекислоты в баллонах по показаниям
манометров. В случае падения давления более
чем на 3,0 атм., баллон дозаправить газом до
расчетного весового значения. Проводится
один раз в сутки
2. ППМ при ТО-2
То же
Проводится через 8 суток
3. ППМ при ТО-3
Проверка крепления системы разводных
трубопроводов, подтяжка болтов соединений.
Проверка целостности шлангов. Очистка
форсунок на разводящем трубопроводе от грязи.
Загрязненные (забитые) форсунки вывернуть,
промыть и продуть сжатым воздухом. Проводится
через 15 - 20 тыс. км пробега
4. ППМ при ТР1
Проводится взвешивание баллонов установки
пожаротушения. В случае уменьшения массы
баллона с углекислотой на 10% - дозаправить.
В случае снижения массы газа в баллоне более
10% - выявить причину утечки газа. Проводится
через 50 - 60 тыс. км пробега
5. ППМ при ТР2
Проводится через 150 - 200 тыс. км пробега.
Проводится проверка манометров
6. ППМ при КР1
Проводится полный демонтаж установки
пожаротушения, заменяются поврежденные
детали. Проводится освидетельствование
баллонов и запорно-пускового устройства,
замена пиропатронов. Монтаж установки и
600 - 800 тыс. км пробега