Главная // Актуальные документы // НормыСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием
Приказа Минтранса России от 26.08.2019 N 285.
Название документа
"Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава"
(утв. МПС России от 29.12.1995 N ЦТ-6)
(ред. от 30.03.1999)
"Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава"
(утв. МПС России от 29.12.1995 N ЦТ-6)
(ред. от 30.03.1999)
Заместитель Министра
путей сообщения
Ю.М.ГЕРАСИМОВ
29 декабря 1995 г. N ЦТ-6
Согласовано
Заместитель начальника
Главного управления
локомотивного хозяйства
И.В.ДОРОФЕЕВ
Заместитель начальника
Управления
военизированной охраны
В.П.АКСЮТИН
Заместитель директора
ВНИИЖТ
В.А.БОГДАНОВ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ
ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
| | Список изменяющих документов (с изменениями и дополнениями от 25.05.1998 г., 11.11.1998 г. и 30.03.1999 г.) | |
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
ЗАЩИТЕ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Настоящие технические требования дополняют
ГОСТ 12.2.056-81 "Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности" с учетом требований
ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения",
ГОСТ 12.1.010-76 "Взрывобезопасность. Общие требования",
ГОСТ 12.1.011-78 "Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний",
ГОСТ 12.1.019-79 "Электробезопасность. Общие требования",
ГОСТ 27483-87 "Испытания на пожароопасность. Методы испытаний",
ПУЭ-85 "Правила устройства электроустановок", ГОСТ 29076-91 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности", "
Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" (N ЦУО-4607 от 22.06.1988 г.), технические требования МПС "Пожарная безопасность пассажирских вагонов",
ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".
В разработке технических требований принимали участие сотрудники ВНИИЖТ - В.И. Жолобов, Н.А. Шелудько, П.П. Щеглов.
1.1. Настоящие технические требования распространяются с 01.01.96 г. в полном объеме на локомотивы, электро- и дизель-поезда (далее - ТПС) новой постройки, а также при выполнении капитального ремонта в объеме КР-2. Объем противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта ТПС, с внесенными в них изменениями и дополнениями.
1.2. Термины и определения к противопожарной защите ТПС приведены в
Приложении 1.
2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ
2.1. Требования к материалам конструкций и оборудованию
2.1.1. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании кабины машинистов независимо от вида ТПС, должны быть:
негорючими - для изготовления потолков, подшивки крыш, воздуховода вентиляционной установки;
негорючими или трудногорючими - для изготовления перегородок, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, деревянных закладных деталей и обрешетки (для выполнения огнезащитных функций). Их необходимо защищать огнезащитными составами (антипиренами), обеспечивающими требуемую степень защиты в соответствии с ГОСТ 3191-93;
трудновоспламеняемыми - для гидро- и звукоизоляции. Допускается использование огнезащитных винилискож, нетканого материала из ПВХ, волокон и пленки ПВХ типа марки Г;
медленно распространяющими пламя - шторы, чехлы кресел машиниста. Материалы отделки стен и перегородок кабины машиниста должны соответствовать показателям, приведенным в
ГОСТ 12.1.044-89.
2.1.2. Материалы отделки машинного (дизельного) помещения должны быть негорючими или трудногорючими.
2.1.3. Материалы отделки и конструкций пассажирских салонов вагонов электро- и дизель-поездов должны соответствовать техническим требованиям "Пожарная безопасность пассажирских вагонов".
2.2. Требования к огнестойкости огнепреграждающих
конструкций
2.2.1. Кабина машиниста на тепловозах и электровозах должна быть отделена от дизельного помещения (машинного отделения) огнезадерживающей перегородкой. На дизельных поездах огнезадерживающей перегородкой кроме кабины машиниста отделяется пассажирский салон от дизельного помещения.
При установке дизеля под полом моторного вагона конструкция пола или горизонтальная огнезадерживающая перегородка, защищающая днище вагона, должны иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч.
2.2.2. Огнезадерживающая перегородка по наружному контуру должна быть доведена до металлической обшивки кузова. Допускается перегородку доводить до деревянных брусков обрешетки боковых стен и пола, обработанных методом глубокой пропитки или огнезащитными покрытиями и примыкающих к металлической обшивке кузова. По контуру крыши зазор между металлом крыши и перегородкой необходимо перекрывать по обе стороны от перегородки негорючей изоляцией.
2.2.3. Предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки должен быть не менее 0,5 часа.
2.2.4. Закрытия отверстий в местах прохода через огнезадерживающие перегородки труб и кабельных коробов, вентиляционных каналов должны удовлетворять требованиям
п. 2.2.3.
2.2.5. Конструкция дверей и дверных рам в перегородке должна обладать такой же огнестойкостью и обеспечивать непроницаемость для пламени, как и сама перегородка (см.
п. 2.2.3).
2.2.6. Петли дверей должны быть изготовлены из металлов, имеющих температуру плавления не ниже 950 °C.
2.2.7. Огнезадерживающие перегородки могут быть выполнены как из несгораемого материала, так и комбинированного, но отвечающего требованиям
п. 2.2.3.
2.3. Требования к устройствам аварийных выходов
2.3.1. Кабина машиниста вновь проектируемого ТПС должна быть оборудована аварийным выходом с использованием боковых оконных проемов.
2.3.2. Для выхода из кабины машиниста через аварийный люк последний должен быть обеспечен веревочной лестницей, длина которой должна достигать верхней головки рельса. (Требование данного пункта не распространяется на пригородные электропоезда).
3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДИЗЕЛЯМ
3.1. Дизели, используемые на тепловозах, должны иметь дополнительные виды противопожарной защиты, предусмотренные требованиями ГОСТ 29076-91 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности".
3.2. В дизельном помещении должен быть организован централизованный сбор протечек масла и топлива в резервуар, расположенный вне дизельного помещения.
3.3. Выпускная система, глушители и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы температура наружной поверхности не достигала температуры воспламенения топлива при утечке.
3.4. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвращающими попадание капель или струй масел на горячие поверхности, электрические устройства.
3.5. Глушитель дизеля должен быть сконструирован таким образом, чтобы частицы сажи (искры) охлаждались в нем до температуры не выше 400 °C при диаметре вылетающих из глушителя искр до 2 мм.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ
4.1. Все контактные поверхности клемм, наконечников, шин должны быть гладкими, чистыми, без трещин, выбоин, раковин.
Контактные соединения должны быть плотно затянуты и иметь защиту от самоотвинчивания и ослабления.
4.2. К одному контакту клеммной рейки допускается подключать не более трех проводов цепи управления с установкой промежуточной гайки и шайбы и не более двух проводов в тяговых и вспомогательных цепях.
4.3. Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны прокладываться отдельно от низковольтных. Прокладка высоковольтных и низковольтных проводов в одних и тех же трубах, коробах, жгутах не допускается.
4.4. Значение сопротивления изоляции электрических цепей в эксплуатации не должно снижаться ниже предельно допустимых значений. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В для вагонов электропоездов приведены в
Приложении 2.
4.5. Двух- и трехпроводные электрические цепи ТПС должны иметь постоянно действующий контроль изоляции от корпуса ТПС. Электрические цепи, в которых одним из полюсов является корпус ТПС, должны иметь встроенные диагностические устройства, позволяющие при опущенных токоприемниках проверить изоляцию цепей, не присоединенных к корпусу ТПС.
4.6. Электрооборудование ТПС должно надежно работать во всем диапазоне напряжений контактной сети по ГОСТ 6962-75. При снижении напряжения ниже допустимого и при повышении выше допустимого устройства должны предотвратить возможность возникновения пожароопасных режимов.
4.7. Защита высоковольтных и низковольтных цепей от коротких замыканий и перегрузок, а также при отказах оборудования должна предотвращать появление пожароопасных режимов и повреждение оборудования.
4.8. Принудительное охлаждение оборудования, размещенного в кузове ТПС, должно контролироваться защитными устройствами с воздухоструйными или температурными датчиками.
4.9. Предохранители не должны являться источниками выделения тепла, которое может привести к появлению очагов загорания. При перегорании плавкой вставки корпус предохранителя не должен разрушаться.
4.10. Желоба, камеры, короба с электрооборудованием должны быть выполнены из несгораемых материалов по
ГОСТ 12.1.044-89.
4.11. Конструкция вентиляционного защитного устройства аккумулятора должна обеспечивать удобную заливку электролита и свободный выход газов, а также предотвращать разбрызгивание электролита при эксплуатации, исключать попадание вовнутрь аккумулятора посторонних предметов и допускать заряд с закрытой крышкой клапана.
При наклоне аккумулятора на угол 30 градусов электролит не должен выливаться.
4.12. Внутренние поверхности шкафов, ниш электрощитов, аппаратных отсеков не должны распространять пламя.
4.13. Изготовление жгутов, монтаж электропроводов и электрооборудования должны осуществляться в соответствии с утвержденной технической документацией и требованиями ОСТ 32.50-95.
4.14. Монтаж электрических цепей ТПС должен выполняться проводами и кабелями по ТУ 16.705.289-83 "Провода силовые с кремнийорганической изоляцией во фторсилоксановой оболочке", ТУ 16-705.347-84 "Провода и кабели из поливинилхлоридного пластика в лакированной отметке для тепловозов", ТУ 16-705.348-84 "Провода и кабели для тепловозов" и ТУ 16-705.465-87 "Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов".
4.15. Металлические короба, трубы, металлорукава, в которых прокладываются электропровода, должны изолироваться от деревянных конструкций негорючими материалами толщиной 2,8 - 3,0 мм.
4.16. Провода внутри аппаратов, пультов, ящиков и соединительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не должны мешать работе оборудования, проведению осмотров и ремонту.
4.17. Провода должны быть удалены от мест образования, выхлопа и выброса электрической дуги в коммутирующих аппаратах (выключателях, автоматах, разъединителях) с целью предотвращения возгорания изоляции проводов и элементов оборудования.
4.18. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать нормативного изоляционного расстояния по воздуху от токоведущих до заземленных частей.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Пункт 4.19 дан в соответствии с официальным текстом документа. | |
4.19.
4.20. Монтаж и крепление кабелей, проводов и жгутов должны исключать возможность их перетирания и повреждения изоляции.
4.21. Трубы, металлорукава, короба ответвительные (соединительные) коробки, в которых проложены провода, должны быть надежно закреплены на конструкциях ТПС.
4.22. Кабельные каналы в кузове ТПС должны быть защищены от попадания и скопления жидкостей во внутренние полости.
4.23. Радиус изгиба труб, в которых проложены провода, должен быть не менее трех наружных диаметров этих труб. В местах изгиба допускается овальность до 15% от наружного диаметра трубы.
4.24. На концах труб с электропроводкой должны быть установлены защитные элементы, исключающие возможность повреждения изоляции проводов о кромки труб.
4.25. Внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнение, исключающее возможность повреждения изоляции проводов как при нормальном состоянии, так и при отказе отдельных элементов крепления.
4.26. Контактные соединения по согласованному с заказчиком перечню должны быть покрыты термоиндикаторной краской.
4.27. Величина тока в кабелях и проводах, проложенных в жгутах, не должна превышать 85% допустимого значения тока провода, проложенного отдельно. Сечение проводов и защита должны быть выбраны таким образом, чтобы исключить отказы оборудования, а аварийные режимы - не приводили к пожароопасным перегревам проводов и оборудования.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
4.27. В местах касания проводов и кабелей поверхности металлоконструкций в местах прохода проводов и кабелей через металлоконструкции должно быть установлено защитное устройство (из диэлектрического материала).
4.28. Вводы проводов и кабелей в ящики с высоковольтными предохранителями и с пускотормозными резисторами на расстоянии 10 - 20 мм должны быть защищены негорючей или трудногорючей изоляцией и исключать возможность загорания.
4.29. Монтаж проводов должен выполняться с исключением возможности внешнего перегрева от ряда расположенных резисторов, полупроводниковых элементов, шин, аппаратов. При монтаже проводов в опасных от перегрева местах провода следует защищать термоизоляционными трубками.
4.30. Клицы крепления проводов, клеммные рейки и другие устройства для монтажа должны выполняться из негорючих или трудногорючих материалов.
4.31. Защитные чехлы и оболочки для электропроводов должны изготавливаться из трудногорючих материалов.
4.32. Соединение проводов силовых цепей с наконечниками должно осуществляться методами сварки или холодной опрессовки. Наращивание проводов пайкой не разрешается.
Конструкция аккумуляторных ящиков (отсеков) должна обеспечивать взрывобезопасность.
5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОТОПЛЕНИЯ,
КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ
5.1. Установка и расположение нагревательных приборов должны соответствовать требованиям
ГОСТ 12.2.056-81 и техническим условиям на ТПС. Электронагревательная установка в кабине машиниста должна быть защищена кожухом.
5.2. Ограждающие конструкции помещений (отсеков) вагона, в которых размещается оборудование систем отопления, кондиционирования и вентиляции, должны иметь предел огнестойкости не менее 0,25 ч.
5.3. Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры должны быть изготовлены из негорючих материалов.
5.4. В местах пересечения вентиляционными воздуховодами огнепреграждающих перегородок должны быть установлены огнезадерживающие устройства. Огнезадерживающие устройства следует предусматривать по обе стороны противопожарной перегородки с автоматическим или ручным управлением.
5.5. На стенках воздуховодов не допускается монтаж электропроводов. Подводка проводов к приборам и аппаратам, установленным внутри воздуховода, должна быть выполнена с соблюдением требований
ПУЭ.
5.6. Части воздуховода, воздушные камеры, где установлено оборудование вентиляционной системы, должны иметь люки для обеспечения осмотра и устранения неисправностей.
5.7. В системе принудительной вентиляции пассажирских салонов и кабины машиниста следует предусмотреть дополнительные каналы и клапаны (заслонки) для переключения с режима нагнетательной вентиляции на вытяжную. Переключение должно обеспечиваться как в ручном режиме, так и в автоматическом режиме, со щита управления. (Требование данного пункта не распространяется на пригородные электропоезда.)
5.8. Электрокалориферы (электропечи) должны быть оборудованы автоматическими устройствами, исключающими их перегрев (терморегуляторы).
5.9. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей) не должна превышать +60 °C. Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.
5.10. Сгораемые конструкции, на которых располагаются электронагревательные приборы (например электропечи), должны быть изолированы металлическим листом толщиной 0,5 мм по негорючему изоляционному материалу с толщиной слоя 15 - 20 мм. При этом расстояние от края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм.
5.11. Все отопительные электронагревательные приборы должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжений, допускаемых для данного типа ТПС.
6. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА
6.1. Установка пожарной сигнализации (УПС)
6.1.1. Пожарные извещатели (датчики) УПС должны реагировать на тепловые и (или) дымовые признаки пожара, иметь температуру и время срабатывания, чувствительность, инерционность, вибростойкость, помехозащищенность, соответствующие значениям этих показателей в действующей нормативно-технической документации.
В дизельных помещениях должны устанавливаться тепловые, а в машинном помещении, высоковольтной камере - дымовые пожарные извещатели.
6.1.2. Извещатели должны быть нормального исполнения, а для взрывоопасных отсеков - взрывозащищенного исполнения.
6.1.3. Пожарные извещатели должны защищать пожароопасные отсеки (по площади пола), а оборудование, требующее принудительного охлаждения, - по допустимой температуре его нагрева.
Конкретный перечень оборудования, подлежащего защите пожарными извещателями, согласовывается с заказчиком.
6.1.4. Установка пожарной сигнализации должна выдавать на пульт, установленный в кабине машиниста, сигнал о месте возникновения пожара. Сигнал о пожаре на дизель- и электропоезде должен содержать информацию о номере вагона, в котором возник пожар. Должно быть предусмотрено звуковое дублирование сигнала о пожаре и его передача по радиоканалу в автоматическом режиме, в том числе и при нахождении ТПС в холодном отстое.
6.1.5. УПС должны быть быстродействующими. Время срабатывания пожарных извещателей (ПИ), устанавливаемых в локомотивах и пассажирских вагонах, не должно превышать для тепловых ПИ 10 с - при загорании горючих жидкостей (ГЖ), для дымовых ПИ 30 с - при загорании ГЖ и 120 с - при загорании твердых горючих материалов (изоляции, материалов отделки).
6.1.6. Тепловые ПИ должны срабатывать при достижении в отсеке или на защищаемом оборудовании, контролируемом извещателем, температуры 70 - 80 °C или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема, равной 5 - 10 °C/мин.
Если в местах установки ПИ эксплуатационные температуры превышают 70 °C, то должны быть выбраны типы пожарных извещаталей, температура срабатывания которых превышает на 20% максимальную эксплуатационную температуру.
6.1.7. Дымовые ПИ должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности (изменение оптической плотности среды в помещении), устанавливаемых для каждого типа ТПС.
6.1.8. В доступных во время движения поезда отсеках могут устанавливаться как одноразовые, так и многоразовые ПИ. В недоступных и малодоступных отсеках должны устанавливаться только ПИ многоразового действия.
6.1.9. Конструкция ПИ и исполнение их монтажа должны обеспечивать легкосъемность извещателей с применением специального инструмента. При этом должна быть исключена возможность свободного доступа к извещателям пассажиров на дизель-поездах и электропоездах.
6.1.10. УПС должны автоматически определить неисправность (обрыв, КЗ) на линиях подключения пожарных извещателей, если при единичном отказе система не может выполнять нормально свои функции.
6.1.11. Пожарные извещатели и электропроводка к ним должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы исключить воздействие на них опасных факторов пожара в течение времени, достаточного для передачи информации о пожаре в недоступных отсеках, и была обеспечена возможность визуального подтверждения пожара в отсеках.
6.1.12. УПС должны обеспечивать контроль и проверку их неисправности в эксплуатации без специального обслуживающего персонала.
6.1.13. Число ПИ и места их размещения должны обеспечивать надежное обнаружение признаков возникновения пожара в соответствии с настоящими техническими требованиями. В отсеках, в которых невозможно обеспечить визуальный контроль за состоянием среды, должно быть предусмотрено дублирование пожарных извещателей.
6.1.14. При единой системе обнаружения и тушения пожара схема пожарной сигнализации должна обеспечивать возможность контроля целостности питания цепей систем пожаротушения.
6.1.15. Пожарная сигнализация должна быть подключена к источнику питания цепей управления электровоза. (На пригородных электропоездах требование данного пункта реализуется в зависимости от вида средств тушения выбранных по рекомендациям ЦУО МПС).
6.1.16. Размещение ПИ должно предусматриваться во всех потенциально опасных в пожарном отношении помещениях, например:
- в кабинах машиниста;
- в отсеках высоковольтного оборудования;
- в отсеках выпрямительно-инверторного оборудования;
- в местах установки дугогасительных камер и других местах по согласованию с заказчиком.
6.2. Установка пожаротушения
6.2.1. Машинные помещения электровозов, дизельные помещения тепловозов и дизельных поездов, имеющих мощность по дизелю 1175 кВт, а также шкафы управления и салоны электро- и дизель-поездов в соответствии с ГОСТ 22939-88 должны быть оборудованы установками пожаротушения (УПТ). Выбор установок осуществляется заказчиком и согласовывается с Управлением военизированной охраны МПС РФ.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: стандарт имеет номер ГОСТ 27331-87, а не ГОСТ 27331-89. | |
6.2.2. Выбираемые огнетушащие вещества УПТ (водопенные растворы, порошковые, газовые или аэрозольные огнетушащие составы) должны надежно ликвидировать очаги пожара классов А и В по
ГОСТ 27331-89.
6.2.3. Установка пожаротушения должна обеспечивать дистанционное ее включение (вручную) при нахождении локомотивной бригады и автоматическое - при ее отсутствии (в период отстоя ТПС). (Порядок включения генераторов пожаротушения определяется заказчиком на стадии разработки ТЗ).
Включение установки пожаротушения двухсекционных локомотивов должно осуществляться из любой кабины машиниста, а в односекционном локомотиве - из кабины машиниста и помещения дизельного (или машинного) отделения.
При включении установки пожаротушения силовые цепи и цепи управления должны автоматически обесточиваться, а дизель-генераторная установка останавливаться.
6.2.4. Расположение и число пультов дистанционного включения установок пожаротушения определяется по согласованию между изготовителем и заказчиком. При этом установки пенного и порошкового пожаротушения, кроме того, должны быть оборудованы пожарными стволами и напорными рукавами для тушения пожара силами локомотивных бригад.
6.2.5. Расположение и число постов установки пожаротушения должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих средств в любую точку кузова ТПС.
При проектировании порошковых и водопенных установок пожаротушения должна быть предусмотрена возможность введения средств тушения в соседних секциях ТПС.
6.2.6. ТПС, кроме УПТ, должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения - ручными огнетушителями. Их тип, количество и размещение определяются в соответствии с существующими нормами, утвержденными МПС.
7. ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ
ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
7.1. При тушении пожара в кузове ТПС локомотивные бригады должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и глаз. Выбор индивидуальных средств защиты локомотивных бригад уточняется при разработке технических требований к противопожарной защите для конкретного вида ТПС, согласно рекомендациям ЦУО МПС.
7.2. В кабине машиниста ТПС должно быть предусмотрено место для размещения индивидуальных средств защиты. Комплектование средствами индивидуальной защиты производится эксплуатирующими организациями.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Пожарная опасность объекта - состояние объекта, заключающееся в возможности возникновения пожара и его последствий
(ГОСТ 12.1.004-91).
2. Пожарная безопасность объекта - состояние, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей
(ГОСТ 12.1.033-81).
3. Пожарная нагрузка - общий тепловой потенциал, учитывающий количество сгораемых материалов, отнесенных на 1 м2 площади пола (СТ СЭВ 383-76).
4. Показатель пожарной опасности - величина, количественно характеризующая какое-либо свойство пожарной опасности
(ГОСТ 12.1.033-81).
5. Горючесть - способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-76).
По горючести материалы подразделяются на три группы:
- негорючие - материалы, неспособные к горению в воздухе;
- трудногорючие - материалы, способные самостоятельно гореть после его удаления;
- горючие - материалы, способные саморазгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из группы горючих материалов выделяют подгруппы трудновоспламеняемых материалов, средней воспламеняемости и легковоспламеняемых.
6. Дым - видимая в воздухе взвесь твердых или жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383-76).
Коэффициент дымообразования - показатель (м2/кг), характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции определенного количества твердого материала в условиях специальных испытаний.
По дымообразующей способности материалы подразделяются на три группы:
- с малой дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования до 50;
- с умеренной дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования от 50 до 500;
- с высокой дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования свыше 500.
8 <*>. Показатель токсичности продукта горения - отношение количества материала к единице объема замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материала газообразные продукты вызывают гибель 50% подопытных животных.
--------------------------------
<*> Нумерация соответствует оригиналу - Прим. ред.
По величине показателя токсичности, в зависимости от времени экспозиции, материалы подразделяются на четыре группы:
- чрезвычайно опасные;
- высокоопасные;
- умеренноопасные;
- малоопасные.
9. Индекс распространения пламени - условный безразмерный показатель, характеризующий способность воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло.
По способности распространять пламя по поверхности материалы подразделяются на три группы:
- не распространяющие пламя (J = 0);
- медленно распространяющие пламя (J < 20);
- быстро распространяющие пламя (J > 20).
НОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
ДО 1000 В ВАГОНОВ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ
1. Настоящие нормы распространяются на электрооборудование напряжением до 1000 В вагонов.
2. Сопротивление изоляции каждой отдельной цепи <*> (за исключением аккумуляторной батареи) с подключенными токоприемниками, измеренное относительно корпуса вагона, должно быть не менее указанного в табл. 1.
--------------------------------
<*> Под отдельной цепью следует понимать отдельный токоприемник или их комплекс, питаемый от одного коммутирующего аппарата или предохранителя.
Таблица 1
Минимальная величина сопротивления изоляции
электрооборудования до 1000 В
N п/п | Наименование цепей | Нормальные климатические условия | Климатические условия с повышенной влажностью |
1. | Цепи электрооборудования до 110 В | не менее 0,5 мОм | не менее 0,3 мОм |
2. | Цепи электрооборудования со 110 В до 1000 В | не менее 1,0 мОм | не менее 0,5 мОм |
Учитывая, что сопротивление изоляции (в основном за счет токоприемников) зависит от влажности окружающего воздуха, вводится дифференцированная норма сопротивления изоляции.
3. Если комплектующее оборудование, входящее в измеряемую цепь, согласно нормам на него (ТУ, ГОСТы, МРТУ, нормали и т.д.) имеет сопротивление изоляции ниже указанного в
таблице 1, то контроль изоляции осуществляется поэлементно, в соответствии с нормой изоляции для данного элемента.
Если узел (агрегат) включает в себя несколько подобных элементов, норма на сопротивление изоляции этого узла снижается в соответствии с количеством включенных элементов.
Rиз = Rиз1/n,
где
Rиз - общее сопротивление изоляции узла;
Rиз1 - нормируемое сопротивление одного элемента;
n - количество элементов, включенных параллельно или последовательно.
4. Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи должно быть в нормальных климатических условиях не менее 50 кОм, а в условиях с повышенной влажностью - не менее 30 кОм.
5. Сопротивление изоляции цепей сигнализации налива воды измеряется до заливки воды (в сухом состоянии).
6. Нормальными климатическими условиями для замеров сопротивления изоляции следует считать зону, ограниченную параметрами, указанными в табл. 2.
Таблица 2
Характеристика зоны нормальных климатических условий
Температура, °C | Относит. влажность, % |
до 10 | 85 +/- 5 |
от 10 до 19 | 85 +/- 5 |
от 20 до 24 | 70 +/- 10 |
от 25 до 29 | 70 +/- 5 |
от 30 до 34 | 40 +/- 5 |
от 35 до 40 | 30 +/- 5 |
Для климатических условий, выходящих за пределы указанной зоны (в сторону повышения влажности), норма сопротивления изоляции снижается в соответствии с
табл. 1. При влажности выше 98% сопротивление изоляции не нормируется.
7. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса вагона мегомметром на напряжение 500 В.
8. Измерение сопротивления изоляции производится для каждой отдельной цепи ее токоприемниками, отключенной от остальной электрической схемы.
Отключение производится с помощью коммутирующих аппаратов (предохранителей) данной цепи или путем отсоединения одного из полюсов.
При замере должны охватываться все участки данной цепи: для цепей, имеющих разрывы (например розетки, цепь двигателя, включаемого контактором и т.д.), замер должен производиться для каждого из полюсов.
9. В случае невыполнения нормы изоляции выявляется и заменяется элемент с пониженным уровнем изоляции.
10. Допускается не производить измерение изоляции отдельных цепей, если сопротивление изоляции для системы в целом соответствует нормам, указанным в
табл. 1.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОГНЕЗАЩИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ
ВАГОНОВ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ
N | Наименование элементов | Наименование материала | Техническая характеристика | Завод-изготовитель |
1. | Облицовка потолка | Металлопласт | ТУ-14-116-35-93 | г. Лысьва |
2. | Облицовка стен и перегородок | Декоративный бумажно-слоистый пластик "Манминит" | ТУ 400-1-18-84 | ПО "Стройпластмасс" г. Мытищи |
3. | Перегородки тамбуров и настил пола | Огнезащищенная фанерная плита толщ. 20 мм | ТУ 5518-002-00-27-32-35-96 | Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат |
4. | Покрытие пола | Линолеум огнезащитный для вагоностроения | ТУ 38.605-150у-8-95 | АО "Одиссей" РТИ, г. Москва |
Линолеум "Транслин" N 2,5 мм | ТУ 5770-008-1800-9705-96 | г. Хлюпино Московской обл. |
5. | Прессованные жесткие сиденья | Комбинированный материал, облицованный рудно-горючим шпоном | ПАСИ 3-24-327-00 ТУ ТУ 17-003-00-144-49-96 | ПО "Авангард", г. Сафоново Смоленской обл. |
6. | Изоляция кузова вагона | Теплоизоляционное штапельное волокно "URSA" (в пленке ТАФ) | ТУ 5763-002-0028-7697-97 | г. Чудово Ленинградской обл. |
Плиты из минерального волокна марки П-50 | ТУ 5762-010-04901495-96 | |
7. | Сиденья диванов | Винилискожа-Т | ТУ 1700300-144-49-96 | г. Тверь |
8. | Подкладка между латексной резиной и обивкой диванов | Стеклоткань Э 1/1-1000 x 95 Э 3/1-200 x 100 | ГОСТ 19.901-83 ТУ 00-05808008-304-96 | г. Тверь, з-д "Стекловолокно" |
9. | Пропиточный состав для деревянных конструкций | NLA-8 | | г. Москва, "Купола" |
Окрасочный состав марки "Нон- Файе" | | "Тиккурила" (Финляндия) |