Главная // Актуальные документы // ПНСТ (Предварительный национальный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "РСТ", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2024 на период до 01.01.2026 (
Приказ Росстандарта от 08.11.2022 N 94-пнст).
Название документа
"ПНСТ 780-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 94-пнст)
"ПНСТ 780-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 94-пнст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2022 г. N 94-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ДЛЯ ПРИЕМНИКОВ
СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ГЛОНАСС/GPS. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Artificial intelligence for navigation systems
of civil aviation aircraft. Integrity control algorithm
for GLONASS/GPS satellite navigation receivers.
Terms and definitions
ПНСТ 780-2022
Срок действия
с 1 января 2024 года
до 1 января 2026 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 94-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритмов контроля целостности для приемников спутниковой навигации глобальных навигационных спутниковых систем.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов в части алгоритма контроля целостности для приемников спутниковой навигации глобальных навигационных спутниковых систем.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт необходимо применять совместно с
ГОСТ Р 52928 <*>.
--------------------------------
<*>
ГОСТ Р 52928-2010 "Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения".
1
риск потери целостности (integrity risk, IR): Вероятность того, что в любой момент времени ошибка определения местоположения превысит защитный уровень.
2
защитный уровень (protection level, PL): Граничная ошибка определения местоположения.
3
время срабатывания тревоги (time to alert, TTA): Максимальное время между выходом навигационного решения за допустимый порог и срабатыванием тревоги.
4
бортовая система функционального дополнения; ABAS: Система, которая дополняет и/или интегрирует информацию, полученную от других элементов GNSS, с информацией, имеющейся на борту воздушного судна.
5
глобальная навигационная спутниковая система; GNSS: Глобальная система определения местоположения и времени, которая включает одно или несколько созвездий спутников, бортовые приемники и систему контроля целостности, дополненная по мере необходимости с целью поддержания требуемых навигационных характеристик для планируемой операции.
6
глобальная система определения местоположения; GPS: Спутниковая навигационная система, эксплуатируемая Соединенными Штатами Америки.
7
наземная система функционального дополнения; GBAS: Система функционального дополнения, в которой пользователь принимает дополнительную информацию непосредственно от наземного передатчика.
8
порог срабатывания сигнализации: Превышение допустимого отклонения для данного измеряемого параметра, вызывающее срабатывание сигнализации.
9
спутниковая система функционального дополнения; SBAS: Система функционального дополнения с широкой зоной действия, в которой пользователь принимает дополнительную информацию от передатчика, установленного на спутнике.
10
срабатывание сигнализации: Индикация для любых систем воздушного судна (ВС) или предупреждение пилоту о том, что данный параметр навигационной системы находится вне допуска.
11
целостность: Мера доверия, которая может быть отнесена к правильности информации, выдаваемой системой в целом. Целостность включает способность системы обеспечить пользователя своевременными и обоснованными предупреждениями (срабатываниями сигнализации).
определение местоположения потребителя ГНСС (Нрк. местоопределение потребителя ГНСС): Определение пространственных координат потребителя ГНСС. |
погрешность навигационного определения: Статистическая характеристика разности между найденным местоположением потребителя ГНСС и истинными координатами для произвольной точки в зоне обслуживания ГНСС в течение заданного интервала времени. |
обеспечение целостности ГНСС: Комплекс мероприятий по мониторингу состояния радионавигационного поля ГНСС и своевременному оповещению потребителей ГНСС о снижении качества навигационного обслуживания потребителей ГНСС. |
автономный контроль целостности ГНСС: Метод контроля целостности глобальной навигационной спутниковой системы в навигационной аппаратуре потребителя ГНСС, основанный на сравнительной оценке параметров принимаемых навигационных сигналов ГНСС. |
функциональное дополнение ГНСС: Комплекс технических и программных средств, предназначенный для обеспечения потребителя ГНСС дополнительной информацией, позволяющей повысить точность и достоверность определения его пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов и гарантирующей целостность ГНСС. |
широкозонная система дифференциальной коррекции и мониторинга ГНСС: Функциональное дополнение ГНСС, обеспечивающее потребителей ГНСС дифференциальными поправками для уточнения местоположения и осуществляющее контроль целостности навигационного поля ГНСС на территории площадью в несколько тысяч квадратных километров. |
совместимость ГНСС: Способность раздельного или совместного использования потребителями различных глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений без каких-либо помех со стороны отдельной ГНСС, отдельного функционального дополнения или отдельного навигационного сигнала ГНСС. |
взаимодополняемость ГНСС: Возможность совместного использования потребителями различных ГНСС и функциональных дополнений с целью обеспечения лучших результатов на уровне пользователя, чем это достигается с помощью исключительно одной системы или одного сигнала. |
абсолютная погрешность определения местоположения потребителя ГНСС: Точность определения местоположения потребителя ГНСС в геоцентрической пространственной системе координат. |
стандартная погрешность навигационных определений ГНСС: Заданный уровень точности определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов, доступный любому потребителю ГНСС. |
вектор состояния потребителя ГНСС: Вектор, элементами которого являются пространственные координаты, составляющие вектора скорости движения потребителя ГНСС, поправка показаний его часов и скорость изменения этой поправки. |
видимость НКА ГНСС: Условие наблюдения навигационного космического аппарата ГНСС, когда угол его возвышения относительно плоскости местного горизонта превышает минимально допустимое значение. |
внутрисистемные помехи ГНСС: Помехи, обусловленные взаимной корреляцией навигационных сигналов ГНСС, излучаемых разными навигационными космическими аппаратами ГНСС, в зоне видимости потребителя ГНСС. |
Алфавитный указатель терминов
вектор состояния потребителя ГНСС | |
взаимодополняемость ГНСС | |
видимость НКА ГНСС | |
время срабатывания тревоги | |
дополнение ГНСС функциональное | |
контроль целостности ГНСС автономный | |
местоопределение потребителя ГНСС | |
обеспечение целостности ГНСС | |
определение местоположения потребителя ГНСС | |
погрешность навигационного определения | |
погрешность навигационных определений ГНСС стандартная | |
погрешность определения местоположения потребителя ГНСС абсолютная | |
помехи ГНСС внутрисистемные | |
порог срабатывания сигнализации | |
риск потери целостности | |
система дифференциальной коррекции и мониторинга ГНСС широкозонная | |
система спутниковая навигационная глобальная | |
система определения местоположения глобальная | |
система функционального дополнения бортовая | |
система функционального дополнения наземная | |
система функционального дополнения спутниковая | |
совместимость ГНСС | |
срабатывание сигнализации | |
уровень защитный | |
целостность | |
ABAS | |
GBAS | |
GNSS | |
GPS | |
SBAS | |
УДК 004.89:006.354 | |
Ключевые слова: искусственный интеллект, навигационные системы, воздушные суда, гражданская авиация, алгоритм, контроль целостности, приемник спутниковой навигации, глобальные навигационные спутниковые системы |