Главная // Актуальные документы // Методические указания
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Единые отраслевые методические указания по предупреждению, выявлению и недопущению применения по назначению контрафактной, фальсифицированной продукции и продукции сомнительного происхождения"
(утв. Приказом Госкорпорации "Росатом" от 28.10.2020 N 1/1271-П)


"Единые отраслевые методические указания по предупреждению, выявлению и недопущению применения по назначению контрафактной, фальсифицированной продукции и продукции сомнительного происхождения"
(утв. Приказом Госкорпорации "Росатом" от 28.10.2020 N 1/1271-П)


Содержание


Утверждены
Приказом Госкорпорации "Росатом"
от 28 октября 2020 г. N 1/1271-П
ЕДИНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И НЕДОПУЩЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ КОНТРАФАКТНОЙ, ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
И ПРОДУКЦИИ СОМНИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1. Назначение и область применения
1.1. Единые отраслевые методические указания по предупреждению, выявлению и недопущению применения по назначению контрафактной, фальсифицированной продукции и продукции сомнительного происхождения (далее - КФПСП) определяют инструменты выявления, предотвращения приобретения и применения по назначению контрафактной, фальсифицированной продукции и продукции сомнительного происхождения с целью повышения безопасности и качества закупаемой продукции.
1.2. Настоящие Методические указания разработаны в рамках групп процессов "Управление качеством" и "Управление закупочной деятельностью" в развитие Положения о системе управления качеством Госкорпорации "Росатом" [25] с целью содействия Корпорации и ее организациям в повышении качества закупаемой ими продукции.
1.3. Требования Методических указаний распространяются на продукцию производственно-технического назначения в соответствии с Р 50-605-80-93 [11] и ГОСТ Р 15.301 [12], закупаемую для объекта использования атомной энергии, а также на продукцию, имеющую ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и/или за рубежом.
В случае закупки продукции в рамках реализации проектов по сооружению ОИАЭ и для уже эксплуатируемых объектов за пределами Российской Федерации область применения Методических указаний уточняется требованиями контрактов с учетом требований страны присутствия.
Методические указания не распространяются на оборудование (изделия), подлежащее оценке соответствия в форме приемки, выполняемой специализированными организациями в соответствии с НП-071-18 [3] и НП-071-06 [4] и/или с учетом особенностей, определенных в контрактах на строительство ОИАЭ за рубежом.
1.4. Соблюдение Методических указаний является обязательным для работников структурных подразделений Госкорпорации "Росатом", участвующих:
в разработке технического задания на предмет закупки;
в контроле выполнения требований договора (входной контроль/приемка) по выявлению и недопущению применения по назначению КФПСП;
в управлении выявленными несоответствиями с признаками КФПСП с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям и повышения ее качества;
в претензионной и исковой деятельности по выявленным КФПСП.
1.5. При проведении работ по выявлению контрафактной, фальсифицированной продукции и продукции сомнительного происхождения, включая осуществление мер, направленных на предотвращение приобретения КФПСП, должно быть обеспечено выполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов Госкорпорации "Росатом" по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений ограниченного доступа.
1.6. Ответственным за актуализацию Методических указаний и их исполнение в соответствии с требованиями Положения о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом" [26] является директор по закупкам, МТО и управлению качеством Госкорпорации "Росатом".
2. Термины, сокращения и аббревиатуры
2.1. В настоящих Методических указаниях используются термины, приведенные в Едином отраслевом стандарте закупок (Положении о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" [24], NP-T-3.26 "Обращение с контрафактными и мошенническими товарами в ядерной промышленности" ("Managing Counterfeit and Fraudulent Items in the Nuclear Industry. IAEA Nuclear Energy Series NP-T-3.26") [6], ГОСТ 24297 "Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля" [10], ГОСТ Р ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" [8], ГОСТ Р 57881 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Термины и определения" [14], ГОСТ Р 58347 "Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Методы и технологии защиты" [17], Положении об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения [2].
2.2. Сокращения, используемые в целях данного документа, и расшифровки:
Сокращение
Расшифровка
аутентичная продукция
Продукция, отвечающая требованиям утвержденной для данной продукции нормативной и технической документации, нормативных правовых документов в области оборота данной продукции, изготовленная организацией, наделенной соответствующими правами, проходящая в течение жизненного цикла техническое обслуживание, ремонт и/или модификации в соответствии с требованиями разработчика, государства-изготовителя либо государства регистрации продукции соответственно и допущенная к дальнейшей эксплуатации (применению) уполномоченными лицом или организацией.
изготовитель
Организация (независимо от ее организационно-правовой формы), производящая продукцию для реализации заказчикам.
Примечание. Изготовитель может не обладать правами на продукцию и отвечать за качество только тех финальных производственных операций, которые были им выполнены.
заказчик
Корпорация, организация атомной отрасли, являющаяся собственником средств или их законным распорядителем, представителем интересов которой выступают руководители (или их доверенные лица), наделенные правом совершать от его имени сделки (заключать договоры).
контрафактная продукция
Продукция, которая без разрешения ее правообладателя производится, ремонтируется или изменяется и поставляется с целью имитации оригинальной (аутентичной) продукции и которая в последующем выдается за оригинальную (аутентичную) продукцию.
Корпорация
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
легитимность
Свойство документа, состоящее в том, что демонстрируемое представление документа содержит параметры, объективно подтверждающие параметры продукции и правомерность ее использования на протяжении жизненного цикла.
продукция
Оборудование, изделие, комплектующие оборудования (изделия), материалы, в том числе расходные, и иные элементы оборудования и изделия, изготавливаемые по технической документации.
производитель
Юридическое или физическое лицо, обладающее правами (зарегистрированные технические условия, утвержденные типы, права индивидуализации) на продукцию, выпускаемую им под своей торговой маркой самостоятельно либо с привлечением проектировщиков, изготовителей, маркировщиков, упаковщиков, и отвечающее за разработку, испытания и выпуск готовой продукции. Информация о нем в обязательном порядке указывается на товарах и доводится до заказчика.
Примечание. Производитель отвечает за качество продукции в целом, может выпускать продукцию самостоятельно либо прибегать к услугам субподрядчиков, в числе которых - изготовитель.
продукция сомнительного происхождения
Продукция, которая имеет признаки или подозрения на то, что она неоригинальная (неаутентичная).
фальсифицированная продукция
Продукция, информация о которой преднамеренно искажается с целью обмана.
2.3. Аббревиатуры, используемые в целях данного документа, и расшифровки:
Аббревиатуры
Расшифровка
ЕОСЗ
Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (утвержден решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37)
ИС ЕОС-Качество
Информационная система "Единая отраслевая информационная система управления качеством Госкорпорации "Росатом"
ЛНА
Локальные нормативные акты
ОИАЭ
Объекты использования атомной энергии
3. Требования к предмету закупки по исключению
возможного приобретения контрафактной продукции
Подготовка и проведение закупок осуществляется в соответствии с ЕОСЗ.
При подготовке технического задания необходимо предусмотреть следующие условия:
продукция не должна быть обременена правами третьих лиц;
исключение незаконного использования чужих товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара;
при использовании организацией товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов других правообладателей в составе сопроводительных документов на продукцию дополнительно предоставляется подтверждение правообладателя (официального дистрибьютера) о возможности использования продукции его производства с использованием данных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, или сертификат соответствия, или декларация о соответствии с гарантией для продукции от производителя (изготовителя) такой продукции;
до осуществления поставки продукции поставщиком осуществляется проверка на отсутствие признаков ее принадлежности к КФПСП (пункты 4.2 и 4.3 настоящих Методических указаний);
при выявлении поставщиком признаков КФПСП поставка такой продукции заказчику не допускается.
4. Проверка и приемка закупаемой продукции на отсутствие
признаков ее принадлежности к КФПСП
4.1. Входной контроль/приемка закупаемой продукции
При проведении входного контроля/приемки и проверки аутентичности закупаемой продукции, в том числе и на которую нанесены средства индивидуализации, заказчик дополнительно руководствуется требованиями ГОСТ 24297 [10] с учетом оценки признаков продукции, изложенных в настоящих Методических указаниях. В случае отклонения закупаемой продукции от требований, установленных в договорах (контрактах), ГОСТ 24297 [10] и настоящих Методических указаниях, поставленная продукция считается не соответствующей требованиям.
При оценке результатов входного контроля продукции заказчик должен использовать имеющуюся у него во внутренних специализированных учетах, реестрах, базах данных, массивах информации (в том числе ведущихся в структурных подразделениях заказчика, включая подразделения экономической безопасности/защиты активов) подтвержденную информацию о случаях поставки контрафактной или фальсифицированной продукции в отношении конкретного поставщика и/или поставляемой им продукции.
При необходимости по согласованию с производителем (правообладателем) продукции заказчик приглашает представителей производителя (правообладателя) продукции для участия в процедуре входного контроля с целью получения заключения о качестве продукции и подтверждения ее аутентичности или в случае выявления признаков КФПСП (пункты 4.2 и 4.3 настоящих Методических указаний) при проведении входного контроля направляет запрос производителю (правообладателю) продукции (приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям) для получения заключения о качестве продукции и подтверждения ее аутентичности.
4.2. Оценка признаков закупаемой продукции для выявления контрафактной и/или фальсифицированной продукции
4.2.1. Признаки продукции, сопровождающей ее документации, упаковки и маркировки, способствующие выявлять контрафактную и/или фальсифицированную продукцию.
Заказчиком проверяется полный комплект предусмотренных договором документов (сертификатов, деклараций о соответствии, данных изготовителя, спецификаций на комплектующие, упаковочных листов и др.), позволяющих прослеживать движение продукции по всей цепочке поставки начиная от действительного ее изготовителя и удостоверяющих, что продукция в соответствии с требованиями договора новая, не восстановленная, не была использована иным способом и ранее не отклонялась по каким-либо причинам. Всю сопроводительную документацию или другую документацию, полученную от поставщика, следует проверять на легитимность к поставленной продукции, включая выявление случаев, когда:
а) коды дат и партий на упаковке не соответствуют кодам дат и партий на самом оборудовании (изделиях) или не соответствуют извещению производителя о прекращении выпуска продукции;
б) отсутствуют логотип или этикетка производителя или они не соответствуют указанной на веб-сайте или в предыдущей партии грузов;
в) имеют место ненадлежащая или нечитаемая маркировка и описания изделия, ошибки в словах, замена или изменения в документации;
г) символ штрихового кода не соответствует визуально читаемым напечатанным данным оборудования (изделия);
д) упаковочные материалы не соответствуют описанию в спецификации или имеют признаки того, что оборудование (изделие) не является новым и аутентичным.
Если существуют сомнения в отношении достоверности данных о продукции, необходимо проверить у производителя продукции достоверность кодов дат, партий, размеров и других количественных данных, указанных в сопроводительных документах. Проверка проводится путем направления запроса в соответствии с п. 4.5.2 настоящих Методических указаний.
Дополнительные примеры признаков контрафактности и фальсификации отдельных видов продукции в области машиностроения приведены в ГОСТ Р 58348 [18].
4.2.2. Характеристики продукции, оцениваемые при визуальном ее контроле для выявления показателей ее отнесения к контрафактной или фальсифицированной.
Визуальный контроль следует проводить для 100% поступающей заказчику продукции, при необходимости с увеличением изображения продукции, используя увеличительное стекло или специальное оборудование, имеющееся у заказчика.
При наличии образцов продукции от производителя (изготовителя) или уполномоченного дистрибьютора проводится сравнение исследуемых образцов продукции (оборудования, изделия и т.д.) с данными образцами.
При проведении проверок заказчик должен контролировать перечисленные ниже характеристики:
а) продукция получена одной поставкой;
б) продукция маркирована или иным образом идентифицирована одной партией, серией и описательной информацией (например, коды дат, коды партий, серийные номера);
в) вся продукция и ее упаковка методами визуального контроля выглядят как одинаковые;
г) продукция выглядит как подвергнутая одинаковой обработке, с одинаковой упаковкой и хранящаяся в одинаковых условиях;
д) продукция имеет одинаковое взаимное положение в упаковке (партия не подвергалась разделению и имеет общие признаки источника поступления, упаковки, маркировки).
4.2.3. Признаки продукции, оцениваемые при проверке документации по подтверждению соответствия.
Подтверждение соответствия проводится по требованиям, установленным в нормативных документах, и по условиям договора на поставку продукции.
При оценке документов, подтверждающих соответствие закупаемой продукции, выполненных в формах сертификации или декларирования соответствия по типовым схемам, регистрации, в том числе государственной, экспертизы, оценки пригодности, испытаний, государственного контроля (надзора) и (или) в иной форме, особое внимание уделяется выявлению признаков фальсификации продукции, которыми в том числе являются:
отсутствие данных в базе Федеральной службы по аккредитации органа по сертификации и/или лабораторий на проведение испытаний, и/или в базе данных на официальном сайте Корпорации, и/или на другом официальном сайте, указанном поставщиком;
подтверждение (сертификат, декларация о соответствии, регистрационное удостоверение на продукцию (при наличии)) выдано иному изготовителю;
действие подтверждения (сертификата, декларации о соответствии, регистрационного удостоверения на продукцию (при наличии) приостановлено/аннулировано;
подтверждение (сертификат, декларация о соответствии, регистрационное удостоверение на продукцию (при наличии), товарно-транспортная документация) выдано на иную продукцию;
подтверждение (сертификат, декларация о соответствии, регистрационное удостоверение на продукцию (при наличии), товарно-транспортная документация) выдано на продукцию с иными заявленными техническими параметрами;
параметры продукции в сопроводительной документации на эту продукцию отличаются от параметров, отраженных в договоре на ее поставку и заявленных при прохождении процедуры подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, документов из Сводного перечня документов по стандартизации в области использования атомной энергии, размещенного на официальном сайте Корпорации и распространяющихся на данный вид продукции. Для подтверждения оригинальности продукции заказчик проводит проверку наличия (существования) заявленных поставщиком:
Органа по сертификации;
Аккредитованной лаборатории;
Сертификата соответствия.
Данные о нахождении размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о продукции для ОИАЭ, имеющей ссылки на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя, служащие для индивидуализации продукции, за исключением оборудования (изделия), подлежащих оценке соответствия в форме приемки, выполняемой специализированными организациями в соответствии с НП-071-18 [3] и НП-071-06 [4] и/или с учетом особенностей, определенных в контрактах на строительство ОИАЭ и поставку продукции на уже эксплуатируемые объекты за рубежом, подлежащей оценке соответствия в формах обязательной сертификации и принятия декларации о соответствии, представлены в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
Организации Корпорации при необходимости самостоятельно разрабатывают (уточняют) свой перечень признаков фальсификации сопроводительной документации закупаемой продукции.
4.3. Признаки продукции сомнительного происхождения
4.3.1. Признаки продукции сомнительного происхождения, выявляемые на основе анализа сопроводительной документации:
а) отсутствие документов, подтверждающих право распоряжения поставленной заказчику продукцией указанного производителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.), позволяющие прослеживать полностью цепочку от заказчика до изготовителя продукции;
б) не аккредитованный производителем дистрибьютор для продукции, закупленной на основе использования товарного знака и/или его отображения в сопроводительной документации;
в) отсутствие в сертификате указания о документе, подтверждающем проведение анализа состояния производства (для схем сертификации, предусматривающих данный этап) и/или продукции (для схем подтверждения соответствия закупаемой продукции);
г) паспорт на продукцию с признаками фальсификации:
1) отсутствие наименования, адреса производителя (изготовителя) и/или товарного знака на закупаемой продукции при наличии регистрации данного знака;
2) отсутствие расшифровки подписей;
3) отсутствие сведений о массогабаритных характеристиках продукции;
4) несоответствующая печать в сопроводительной документации;
5) печать и подпись на паспорте воспроизведены копировальным устройством;
6) несоответствие сведений о технических характеристиках;
7) очевидно использование корректора или корректирующей ленты, изменение шрифта, его размера или наклона;
8) документ не подписан, не указаны инициалы, где это необходимо, не читаемый (признак множественного последовательного копирования);
9) текст на странице прерывается внезапно или количество страниц не соответствует указанному.
4.3.2. Признаки продукции сомнительного происхождения, выявляемые на основе внешнего осмотра:
а) необычная или несоответствующая заводская упаковка;
б) внешний вид, указывающий на то, что изделие уже эксплуатировалось;
в) несоответствие массогабаритных характеристик изделия паспортным данным;
г) следы сварочных, ремонтных работ, признаки термической обработки, произведенной после окраски продукции;
д) материал резьбовых пар, не предусмотренный технической документацией;
е) некоторые детали или комплектующие выглядят новее остальных;
ж) крепеж, не предусмотренный технической документацией или не соответствующий ей;
и) отсутствие некоторых крепежных деталей;
к) излишне очищенные или окрашенные провода и кабели;
л) разноцветные части одной детали;
м) следы краски на неокрашенных поверхностях;
н) царапины, задиры на уплотнительных поверхностях затвора;
п) точечная коррозия или ржавчина;
р) инородный материал внутри корпусных деталей;
с) резьба со следами механического износа и повреждений;
т) детали, изготовленные вручную: грубо вырезанные уплотнения, шайбы и края тонких металлических деталей имеют следы резки или обработки ручным инструментом (напильником, ножовкой, ножницами по металлу или клещами);
у) на крепеже или других сборочных частях видны следы ручных инструментов (на шляпке винта или болта выдавленный металл) или очевидна разнородность частей (семь или восемь болтов изготовлены из одного материала, а один - из другого);
ф) собранные элементы имеют факты неполного совпадения.
Дополнительный расширенный перечень признаков отдельных видов продукции в области машиностроения отображен в ГОСТ Р 58348 [18].
Организация Корпорации при необходимости самостоятельно разрабатывает свой перечень внешних признаков продукции сомнительного происхождения, исходя из номенклатуры закупаемой продукции.
4.3.3. Признаки продукции сомнительного происхождения, выявляемые в связи с ее маркировкой:
отсутствие маркировки или отдельных обязательных знаков маркировки, нечеткая, несоответствующая маркировка производителя (изготовителя) или явно новая маркировка на внешне заведомо не новом корпусе;
таблички, ярлыки или метки были изменены, скопированы, отпечатаны с трафарета или закрашены; плохо держатся; неправильно расположены; содержат неполную информацию или отсутствуют;
недействующие и нечитаемые фирменные товарные знаки;
отшлифованные литые знаки рядом со штампованными (клейменными) отметками;
перекрывающие друг друга штампы (клейма) или следы повторных штампов (клеймения);
таблички прикреплены несоответствующими крепежами, например, болтами вместо заклепок или заклепками вместо болтов;
таблички выглядят старыми или потертыми, покрыты краской или выглядят новее, чем продукция;
на табличках не хватает отметок о стандартах производителя, штампов или логотипов или имеются неправильные штампы или неподходящий шрифт;
отсутствие иных обозначений, предусмотренных технической документацией.
4.4. При проведении анализа отказов эксплуатируемого оборудования (изделия) и при локализации отказа на изделии, выявлении дефектов должен быть установлен и задокументирован процесс исследования оборудования (изделия) на его принадлежность к КФПСП.
4.5. Дополнительные виды оценки отнесения закупаемой продукции к КФПСП
4.5.1. Для минимизации рисков получения КФПСП при закупке электронных изделий целесообразно использовать дополнительные виды оценки, представленные в приложениях E и F к ГОСТ Р 57880 [13].
4.5.2. Выполнение запросов в представительство официального производителя (дистрибьютора, правообладателя) на получение от него заключения о поступлении заказчику контрафактной продукции или подтверждение ее аутентичности.
При проведении входного контроля и приемки продукции, имеющей ссылки на использование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации в виде товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения продукции, по которой выявлены признаки контрафактности, заказчик обязан направить запрос правообладателю о проведении проверки подлинности закупаемого оборудования (изделий) для получения заключения правообладателя и/или производителя о контрафактности, фальсификации, сомнительности происхождения данной продукции или подтвердить ее аутентичность.
Запрос направляется заказчиком производителю (правообладателю) с учетом его заинтересованности в выявлении источника формирования оборота продукции, выпускаемой с нарушением его исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации его продукции. В данном случае производитель оказывает содействие и предоставляет по запросу заказчика информацию (проверка факта выпуска продукции по серийным номерам, проверка совпадений номеров паспортов, адресов получателя продукции), способствующую получению заказчиком объективного мнения об аутентичности приобретаемой им продукции, или отказывается от ответа на запрос заказчика при отсутствии у него документов, подтверждающих зарегистрированные права на средства индивидуализации, со ссылкой на Федеральный институт промышленной собственности.
Форма запроса в адрес правообладателя прилагается (приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям).
5. Предотвращение повторного обращения
(использования) выявленных КФПСП
5.1. В случае подтверждения оснований отнесения продукции к контрафактной не допускается ее возврат поставщику и передача такой продукции в дальнейший оборот (ГОСТ Р ИСО 19443 [7] и ГОСТ Р 58636 [21]).
В случае выявления факта закупки контрафактной продукции в ходе реализации проектов по сооружению ОИАЭ за пределами Российской Федерации порядок обращения с такой продукцией определяется требованиями страны присутствия.
Если оценка закупаемой продукции указывает на то, что объект оценки является контрафактной продукцией, то заказчик должен выполнить следующую последовательность действий:
определить должностное лицо, ответственное за сопровождение КФПСП на территории предприятия (организации) Корпорации;
физически идентифицировать контрафактную продукцию (например, биркой, этикеткой или маркировкой);
физически отделить контрафактную продукцию от не вызывающей сомнения заказчика продукции и изолировать ее (установить физические преграды и контроль доступа к такой продукции);
не возвращать контрафактную продукцию поставщику для исключения ее перепродажи;
после документального подтверждения (ответ правообладателя продукции) того, что продукция является контрафактной, идентифицировать и задержать применение всей остальной продукции, которая потенциально может быть квалифицирована как контрафактная, в том числе и находящееся на хранении оборудование (изделия), как минимум до завершения проведения заказчиком в отношении поставщика претензионной работы.
5.2. В случае выявления факта поставки и использования на объекте КФПСП информация письменно доводится до блока безопасности (подразделения защиты активов) предприятия (организации) с приложением подтверждающих материалов.
Данные о стороне договора, допустившей поставку КФПСП, заносятся в реестр деловой репутации поставщиков в соответствии с требованиями приказа Госкорпорации "Росатом" от 27.01.2017 N 1/72-П [27].
Помимо этого, при наличии правовых оснований, заказчик направляет заявление в правоохранительные органы по факту поставки КФПСП под видом аутентичной продукции.
5.3. В случае, если при входном контроле продукции заказчиком выявлен факт отнесения данной продукции к КФПСП, но данная продукция оказывает критическое влияние на исполнение заказчиком своих договорных обязательств, решение о начале повторной закупки продукции принимает Руководитель заказчика.
5.4. Претензионная и исковая работа
Для защиты нарушенного права заказчика на приобретение им продукции в соответствии с требованиями договора, свободной от прав третьих лиц и/или при выявлении фальсифицированной или продукции сомнительного происхождения заказчиком проводится претензионная и исковая работа в соответствии с Единым отраслевым порядком ведения претензионной, исковой работы и обеспечения исполнения судебных актов [29].
В случае, если по результатам претензионно-исковой работы, подтвердившей поставку поставщиком контрафактной или фальсифицированной продукции, договор с поставщиком должен быть расторгнут, данные о таком поставщике вносятся в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с ЕОСЗ с и для оценки деловой репутации поставщиков в соответствии с приказом Госкорпорации "Росатом" от 02.06.2016 N 1/492-П [28].
6. Отчетность и ведение базы данных поставщиков КФПСП
6.1. Отчетность
Документированный процесс сбора данных по фактам выявления поставки заказчикам КФПСП должен гарантировать, что все случаи такой фиксации данных будут приведены в отчетах, которые предоставляются по внутренним запросам подразделений Корпорации и ее организаций, их выявивших, и при необходимости данные по фактам мошенничества поставщиков в отношении заказчиков будут передаваться в правоохранительные органы.
Для формирования отчетности и в целях документирования случаев поставки КФПСП при реализации договоров в Корпорации и организациях Корпорации должен быть организован сбор данных по выявленным и выявляемым фактам поставки такой продукции, ее учет, отображение последующего использования и противодействия продвижению контрафактной продукции на потребительский рынок.
В случае выявления продукции КФПСП для дополнительного подтверждения фактов такого выявления заказчиком при необходимости создается квалифицированная комиссия или привлекаются к работе специалисты (эксперты) от инициатора закупки, технических служб, подразделений безопасности, службы качества, подразделений по закупкам и МТО.
По решению указанной комиссии, при ее создании или по решению заказчика для объективной оценки сложившейся ситуации по выявлению фактов поставки КФПСП привлекаются представители поставщика и/или производителя закупаемой продукции, и/или представители специализированной экспертной организации, которые дают заключение об аутентичности закупаемой заказчиком продукции по аналогии с процессом, отраженным в ГОСТ Р 58347 [17].
Для каждого выявленного факта КФПСП, должностным лицом, определенным в предприятии (организации), готовится ведомость сбора данных (далее - ВСД) и присваивается номер отслеживания. ВСД используется для упрощения последующего анализа выявленных фактов КФПСП и для автоматизации документирования действий, предпринятых для решения проблемы.
Обнаруженная КФПСП оценивается по критериям для выяснения дальнейших действий, отражаемых в ВСД.
Типичные критерии оценки включают следующие вопросы:
является ли происшествие повторным (для изготовителя, поставщика, инициатора закупки, органа по сертификации продукции, испытательной лаборатории)?
затрагивает ли проблема одного потенциального потребителя или она распространяется на более чем одного потенциального потребителя?
объявлялась ли идентичная продукция КФПСП?
расследование в отношении потенциального правонарушения уже ведется или скоро будет начато?
имеет ли проблема отношение к закупкам в масштабах дивизиона (отрасли)?
Комиссия предприятия при необходимости запрашивает дополнительную информацию у других экспертов в этой области, в том числе вне рамок предприятия.
Отчет в организации Корпорации составляется ежеквартально и/или при наличии информационной системы в текущем режиме.
6.2. Ведение базы данных по продукции КФПСП и ее поставщикам
Данные по факту выявления КФПСП заносятся в ИС ЕОС-Качество в базу данных по выявляемым несоответствиям закупаемой заказчиком продукции. Данные по КФПСП прикрепляются к зарегистрированному выявленному заказчиком несоответствию с отметкой "контрафактная", или "фальсифицированная", или "продукция сомнительного происхождения".
В ИС ЕОС-Качество не вносится информация по выявленным фактам поставки КФПСП, полученная от внешних организаций и по другим каналам связи (сообщения, поступающие по горячей линии, по документам, оформленным до создания информационных систем по их учету, по иным документально подтвержденным фактам), без дополнительной верификации полученной информации с внесенными в информационную систему данными.
Информация о КФПСП из ИС ЕОС-Качество используется в последующем для:
подготовки информационно-аналитических материалов к регулярным проектам докладов Президенту Российской Федерации с участием Корпорации и/или высшему руководству атомной отрасли;
определения подходов к мониторингу в атомной отрасли ситуации в сфере противодействия незаконному обороту КФПСП;
анализа информации для организации и проведения закупки только легитимной продукции в интересах заказчиков.
7. Демонтаж контрафактной продукции
Демонтаж контрафактной продукции необходим в том случае, если в результате отказа эксплуатируемой продукции выявлен факт ее контрафактности или установлен факт монтажа контрафактной продукции в нарушение настоящих Методических указаний.
Для организации проведения демонтажа контрафактной продукции Корпорацией или организациями Корпорации необходимо заключение правообладателя о подтверждении факта использования такой продукции в соответствующей организации.
Основанием для проведения демонтажа контрафактной продукции являются разработанный и согласованный/утвержденный в Корпорации или организации Корпорации технологический процесс демонтажа и порядок расчета и учета затрат на его проведение. Полученные данные по затратам заказчика на проведение демонтажа будут выставлены в ходе проведения претензионной работы или в судебном порядке поставщику продукции в рамках обязательств по договору для возмещения затрат заказчику.
После демонтажа необходимо сохранить демонтированную контрафактную продукцию для дальнейшего ее учета в ходе реализации раздела 5 настоящих Методических указаний.
8. Утилизация контрафактной продукции
Утилизация контрафактной продукции должна исключать всякую возможность ее повторного использования.
Не допускается дальнейший оборот (в том числе передача другим участникам оборота) продукции, для которой получены основания отнесения ее к контрафактной, кроме как для передачи на проведение проверок и испытаний с последующим возвратом организации, передавшей продукцию на испытания (проверки). Заказчик принимает меры к исключению продукции из дальнейшего оборота, приведению ее в непригодное для использования состояние и к проведению утилизации (в соответствии с установленным порядком списания, утилизации и правами собственности на продукцию).
Уничтожение контрафактной продукции проводится в присутствии представителей контролирующих (правоохранительных) органов или с видеосъемкой с предоставлением отснятых материалов процесса уничтожения в контролирующие (правоохранительные) органы.
9. Нормативные ссылки
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 N 544.
3. НП-071-18 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения", утвержденные и введенные в действие приказом Ростехнадзора от 06.02.2018 N 52-ст.
4. НП-071-06 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии" утвержденные и введенные в действие постановлением Ростехнадзора от 05.09.2006 N 4.
5. "Инжиниринг поставок и руководящие указания по управлению цепочкой поставщиков" МАГАТЭ, GSR часть 2, NP-T-3.21, Procurement Engineering and Supply Chain Guidelines in Support of Operation and Maintenance of Nuclear Facilities. Дата издания: сентябрь 2016 г.
6. "Управление контрафактными и фальсифицированными изделиями в ядерной промышленности", МАГАТЭ. Managing Counterfeit and Fraudulent Items in the Nuclear Industry. IAEA Nuclear Energy Series NP-T-3.26. Дата издания: апрель 2019 г.
7. ГОСТ Р ИСО 19443-2020 "Системы менеджмента качества. Специальные требования по применению ИСО 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 25.08.2020 N 526-ст.
8. ГОСТ Р ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст.
9. ГОСТ Р ИСО 9001 "Системы менеджмента качества. Требования", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст.
10. ГОСТ 24297 "Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 26.08.2013 N 544-ст, актуализирован 01.02.2020.
11. Р 50-605-80-93 "Рекомендации по стандартизации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения", утвержденные и введенные в действие приказом ВНИИстандарта от 9 июля 1993 г. N 18.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Росстандарта от 31.10.2016 N 1541-ст, а не N 15141-ст.
12. ГОСТ Р 15.301 "Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.10.2016 N 15141-ст.
13. ГОСТ Р 57880 "Система защиты от фальсификата и контрафакта. Система предотвращения получения, метода обнаружения, сокращения рисков применения и решения по использованию фальсифицированной и контрафактной продукции", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1605-ст.
14. ГОСТ Р 57881 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1606-ст.
15. ГОСТ Р 57882 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Изделия электронные. Критерии верификации для оценки соответствия практики и методов организаций требованиям по противодействию обороту фальсифицированной и контрафактной продукции", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1607-ст.
16. ГОСТ Р 58044 "Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Верификация закупленной продукции", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 29.12.2017 N 2124-ст.
17. ГОСТ Р 58347 "Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Методы и технологии защиты", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 07.02.2019 N 23-ст.
18. ГОСТ Р 58348 "Интеллектуальная собственность. Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в области машиностроения. Требования к процессам закупки, приемки и утилизации", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 07.02.2019 N 24-ст.
19. ГОСТ Р 58634 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Аутентичные материалы. Методы приобретения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1201-ст.
20. ГОСТ Р 58635 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Методы обеспечения и контроля аутентичности продукции и документов. Общие положения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1202-ст.
21. ГОСТ Р 58636 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Прослеживаемость оборота продукции. Общие требования", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1203-ст.
22. ГОСТ Р 58638 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Электронные изделия. Требования к дистрибьюторам по защите от фальсификаций и контрафакта", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 N 1204-ст.
23. ГОСТ Р 58789 "Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Порядок проведения инспекции при контроле аутентичности продукции", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19.12.2019 N 1495-ст.
24. Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии, утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37.
25. Положение о системе управления качеством Госкорпорации "Росатом", утвержденное приказом Госкорпорации "Росатом" от 28.10.2015 N 1/1022-П.
26. Положение о системе регламентирующих документов Госкорпорации "Росатом", утвержденное приказом Госкорпорации "Росатом" от 04.12.2015 N 1/1176-П.
27. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 27.01.2017 N 1/72-П "Об утверждении положений о Департаменте контрольно-ревизионной деятельности и об отделе контроля конкурентной политики".
28. Приказ Госкорпорации "Росатом" от 02.06.2016 N 1/492-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по оценке деловой репутации".
29. Единый отраслевой порядок ведения претензионной, исковой работы и обеспечения исполнения судебных актов, утвержденный приказом Госкорпорации "Росатом" от 19.10.2016 N 1/991-П.
Приложение N 1
к Методическим указаниям
Руководителю организации
(являющейся правообладателем закупаемой заказчиком продукции)
Иванову И.И.
Уважаемый Иван Иванович!
В рамках договора от ________ N _________ по требованиям технического задания (спецификации ________ N _________) к договору в адрес "Наименование юридического лица (заказчика по договору)" поставщиком "Наименование юридического лица (поставщик по договору)", ИНН поставщика по договору, была поставлена продукция, маркированная товарным знаком (знаков обслуживания и/или указанием места происхождения продукции) "название".
В целях подтверждения аутентичности (подлинности) продукции с указанием товарного знака (знака обслуживания и/или указанием места происхождения продукции) "название продукции" прошу Вас с учетом ограниченных сроков приемки поступившей к заказчику продукции провести в течение 2 (двух) рабочих дней процедуру верификации направляемых в Ваш адрес материалов и предоставить заключение на основе оценки указанных материалов об отсутствии у продукции признаков контрафактности, и/или фальсификации, и/или сомнительности в ее происхождении (далее - КФПСП).
Одновременно прошу Вас указывать номер охранных прав и факт регистрации рассматриваемого товарного знака (знака обслуживания и/или места происхождения продукции) со ссылкой на Федеральный институт промышленной собственности или иным образом.
При получении от Вас достоверного заключения о фактах контрафактности, и/или фальсификации, и/или сомнительности в ее происхождении, заключение станет основой для принятия заказчиком действий, определенных нормативными документами по противодействию гражданскому обороту продукции, обремененной правами третьих лиц, в данном случае ее правообладателем, при необходимости вплоть до рассмотрения вопроса в судебных инстанциях.
При отсутствии заключения в указанные сроки Заказчик оставляет за собой право по принятию продукции и использованию ее по назначению или возврату поставщику при наличии иных причин в ее отклонении от приемки.
Уполномоченное должностное лицо организации для контакта по рассматриваемому вопросу - Петров Петр Петрович, тел. X (XXX) XXX-XX-XX.
Приложения: 1. Фотографии (фотографии упаковки и самой продукции, где четко видны все маркировки, номера, бирки, цвет, ориентировочные типоразмеры _____).
2. Фотографии (отсканированные копии) паспортов, прилагаемых к продукции (при их наличии).
3. Копия поставочной спецификации и/или технического задания на поставку закупаемой заказчиком продукции _____).
4. Реквизиты организации - поставщика принимаемой продукции.
5. Документы, предоставленные поставщиком (отсканированная копия, в частности счета-фактуры, сертификатов, товаросопроводительных, декларации о соответствии с гарантией для продукции от производителя (изготовителя) на такую продукцию и иных документов _____).
Должность
уполномоченного должностного лица Заказчика А.А. Петров
Приложение N 2
к Методическим указаниям
ДАННЫЕ
О РАЗМЕЩЕННОЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ
"ИНТЕРНЕТ" ИНФОРМАЦИИ О ПРОДУКЦИИ, ЗАКУПАЕМОЙ ДЛЯ ОИАЭ,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ В ФОРМЕ ПРИЕМКИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
СЕРТИФИКАЦИИ, В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ,
ОБРАЩАЕМОЙ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1. Перечень продукции, которая подлежит оценке соответствия в форме приемки и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.
Перечень размещен на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - О Росатоме - Техническое регулирование - Оценка соответствия в области использования атомной энергии - Приемка - Сведения о продукции для российских АС, подлежащей оценке соответствия в форме приемки (https://rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/otsenka-sootvetstviya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/).
2. Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утвержденный приказом Ростехнадзора от 21.07.2017 N 277 (в редакции приказов Ростехнадзора от 04.12.2018 N 599 и от 08.10.2019 N 388).
Перечень размещен на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - О Росатоме - Техническое регулирование - Оценка соответствия в области использования атомной энергии - Обязательная сертификация продукции - Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (https://rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/otsenka-sootvetstviya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/).
Реестры сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, размещены на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - О Росатоме - Техническое регулирование - Оценка соответствия в области использования атомной энергии - Обязательная сертификация продукции - Реестры выданных сертификатов:
Реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, в период с 01.01.2015 по 31.12.2017 (https://rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/otsenka-sootvetstviya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/);
Реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, в период с 01.01.2018 (https://rosatom.ru/about/tekhnicheskoe-regulirovanie/otsenka-sootvetstviya-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoy-energii-/).
3. Перечни продукции, обращаемой в рамках Евразийского экономического союза, для которой устанавливаются обязательные требования, установлены в технических регламентах Евразийского экономического союза.
Перечень технических регламентов, вступивших в силу, размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - Техническое регулирование - Департамент технического регулирования и аккредитации - Техническое регулирование и стандартизация - Технические регламенты, вступившие в силу (http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/TRVsily.aspx).
Реестр сертификатов соответствия на продукцию и зарегистрированных деклараций о соответствии размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - Техническое регулирование - Департамент технического регулирования и аккредитации - Базы данных (реестры) - Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (https://portal.eaeunion.org/sites/commonprocesses/ruru/Pages/ConformityDocsRegistryDetails.aspx).
Кроме того, сведения об указанных документах об оценке соответствия размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации "Росаккредитация" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - Технологичность - Электронные реестры:
Реестр сертификатов соответствия (https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate);
Реестр деклараций о соответствии (https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration).
Для корректной работы электронных реестров рекомендуется использовать браузеры Google Chrome версии 58.0 и выше, Яндекс. Браузер последней версии.
4. Перечни продукции, которая подлежит обязательной сертификации на территории Российской Федерации и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Перечни размещены на официальном сайте компании "ИС МЕГАНОРМ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - Документы - Архив документов за декабрь 2009 года - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (ред. от 10.02.2020) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии":
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94853/10faae8e7c091dae97efl3cb4c47f0cd95355bdf/);
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94853/2118c5a197caf06a09bb3a8c67200114a551435a/).
Реестры сертификатов соответствия на продукцию и зарегистрированных деклараций о соответствии размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему пути нахождения информации: Главная - Технологичность - Электронные реестры:
Реестр сертификатов соответствия (https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate);
Реестр деклараций о соответствии (https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration).
Для корректной работы электронных реестров рекомендуется использовать браузеры Google Chrome версии 58.0 и выше, Яндекс, Браузер последней версии.
Для зарубежных объектов отмеченные данные уточняются применительно к стране строительства ОИАЭ.