Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
М., 2018
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Распоряжения Росавтодора от 05.05.2022 N 1414-р.

Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://rosavtodor.ru по состоянию на 27.11.2019.

Документ рекомендован к применению с 23.12.2015 Распоряжением Росавтодора от 23.12.2015 N 2489-р.
Название документа
"ОДМ 218.6.017-2015. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения"
(издан на основании Распоряжения Росавтодора от 23.12.2015 N 2489-р)

"ОДМ 218.6.017-2015. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения"
(издан на основании Распоряжения Росавтодора от 23.12.2015 N 2489-р)


Содержание


Издан на основании
Распоряжения Федерального
дорожного агентства
от 23 декабря 2015 г. N 2489-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ОДМ 218.6.017-2015
ОКС 93.080.30
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ").
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.12.2015 N 2489-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) предназначен для органов управления дорожным хозяйством, проектных, научных и подрядных предприятий и организаций, занятых проектированием, устройством и эксплуатацией дорожных ограждений на автомобильных дорогах федерального значения.
1.2 Методический документ распространяется на проектирование, устройство новых и совершенствование существующих дорожных ограждений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"
ГОСТ 26804-2012 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32757-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация
ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32961-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования
ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийность: Показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.
3.2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.
3.3 динамический прогиб ограждения (далее - прогиб): Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.
3.4 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по автомобильной дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены автомобили, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
3.5 дорожные ограничивающие ограждения: Устройства, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).
3.6 дорожные удерживающие ограждения: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с автомобильной дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), выезда на разделительную полосу, а также переезда через нее, столкновения со встречным автомобилем, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги.
3.7 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным автомобилем, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающее ограждение для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
3.8 ограждение пешеходное удерживающее: Ограждение для пешеходов, предназначенное для организации пешеходного движения через автомобильную дорогу, а также для предотвращения случайного падения пешеходов с мостового сооружения, высокой насыпи.
3.9 ограждение пешеходное ограничивающее: Ограждение, предназначенное для предотвращения перехода пешеходами автомобильных дорог в неустановленных местах.
3.10 рабочая ширина: Максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места его установки) относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения.
3.11 тяжесть последствий ДТП: Комплексный показатель обеспечения уровня безопасности дорожного движения, определяемый отношением количества погибших в ДТП к общему числу пострадавших.
3.12 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение.
3.13 участок ограждения рабочий: Основная часть барьерных ограждений, предназначенная для принятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и концевой участки.
3.14 участок ограждения начальный: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.
3.15 участок ограждения концевой: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия, действующего при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.
3.16 участок концентрации ДТП: Ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и неслучайным совершением ДТП.
4 Основные положения
4.1 Применение на участках автомобильных дорог дорожного ограждения различного типа позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении транспортных средств, а также влияет на снижение числа ДТП, связанных с наездом автомобилей на пешеходов, велосипедистов и диких животных.
4.2 Требования по применению дорожных ограждений определяются рядом действующих нормативно-технических документов, в том числе Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011, СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52607-2006, ГОСТ Р 50597-93, рекомендациями [1].
Технические характеристики дорожных ограждений должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128-2014.
4.3 Необходимость оборудования участков автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации, устанавливается на основе анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП и наличия участков их концентрации.
4.4 По своему назначению дорожные ограждения в соответствии с ГОСТ 33127-2014 и ГОСТ Р 52606-2006 подразделяются на два основных класса - удерживающие и ограничивающие. Применяются также комбинированные дорожные ограждения.
По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы: боковые ограждения для автомобилей (барьерные, бордюрные, парапетные, тросовые, комбинированные); фронтальные ограждения для автомобилей (телескопические, упругопластические, наливные); удерживающие ограждения для пешеходов (различные типы перил и комбинированные конструкции).
По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы: ограничивающие ограждения для пешеходов (направляющие, защитные, предупреждающие) и ограничивающие ограждения для животных (сетки, заборы).
На рисунке 1 представлена классификационная схема существующих дорожных ограждений.
Рисунок 1 - Классификационная схема
существующих дорожных ограждений
4.5 Дорожные ограждения для автомобилей, устанавливаемые на автомобильных дорогах:
- удерживают транспортное средство от съезда с дороги, мостового сооружения, наезда на препятствие, выезда на полосу встречного движения;
- плавно изменяют траекторию движения транспортного средства после наезда на ограждение, что может исключить резкое перестроение других транспортных средств и не создавать препятствий на пути их движения;
- обеспечивают минимальное замедление скорости автомобиля, наехавшего на ограждение;
- не допускают опрокидывания транспортного средства;
- поглощают энергию удара автомобиля при сохранении целостности конструкции ограждения.
Дорожные ограждения предотвращают переезд транспортных средств через разделительную полосу, наезд на массивные препятствия, расположенные на обочине и в полосе отвода.
4.6 Удерживающие и направляющие пешеходные ограждения рекомендуется применять для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильных дорог при отсутствии разделительных полос между тротуаром и проезжей частью.
4.7 Наличие удерживающих и направляющих пешеходных ограждений, кроме обеспечения безопасности дорожного движения, способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог: увеличению их пропускной способности и скорости движения транспортных средств.
4.8 Ограничивающие ограждения для животных устраивают в целях предотвращения их внезапного появления на участках автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, заповедники, что приводит к возникновению различных аварийных ситуаций и ДТП. Особенно тяжелые ДТП происходят при наезде на крупных лесных животных: лосей, кабанов и др.
5 Применение дорожных ограждений для автомобилей
5.1 При проектировании автомобильных дорог действующими нормативными документами предусматривается установка удерживающих дорожных ограждений для автомобилей:
- на участках автомобильной дороги с высокими насыпями и (или) крутыми откосами земляного полотна, а также при близком расположении железных дорог, болот, оврагов, водных потоков, горных ущелий и склонов;
- на автомагистралях и скоростных дорогах, транспортных развязках, кривых в плане с недостаточной видимостью, а также на разделительной полосе многополосных автомобильных дорог;
- на участках, проходящих по мостам, путепроводам, эстакадам и иным специальным дорожным сооружениям;
- у опор путепроводов, линий электропередач, связи, освещения, отдельных дорожных знаков индивидуального исполнения, а также иных коммуникаций и сооружений, расположенных в непосредственной близости от проезжей части.
5.2 В зависимости от степени сложности дорожных условий в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 участки автомобильных дорог разделены на группы А и Б.
Группа А включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:
- с шириной разделительной полосы до 6 м с односторонним поперечным уклоном круче 1:10;
- массивными препятствиями, расположенными на разделительной полосе или сбоку от проезжей части, на расстоянии 4 м и менее от ее кромки;
- высотой насыпей более 5 м;
- участками, расположенными на склоне местности круче 1:4 или проложенными вдоль болот, водных потоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии менее 15 м от края проезжей части, железнодорожных путей.
Группа Б включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:
- с шириной разделительной полосы до 6 м без массивных препятствий;
- участками, проложенными вдоль болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части, железнодорожных путей;
- насыпями, имеющими откосы круче 1:4, а также подходы к мостовым сооружениям на автомобильных дорогах IV и V, II и III, I категорий протяженностью соответственно 12, 18 и 24 м без учета концевых участков при следующих дорожных условиях и перспективной интенсивности движения менее 2000 авт./сут:
при высоте насыпи 3 - 4 м на прямолинейных участках и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м с продольным уклоном до ,
высоте насыпи 2,5 - 3,5 м на прямолинейных участках и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м с продольным уклоном свыше ,
высоте насыпи 2,5 - 3,5 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м с продольным уклоном до или на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее ,
высоте насыпи 2 - 3 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м с продольным уклоном свыше .
5.3 Выбор дорожных ограждений и установление требуемого минимального уровня удерживающей способности выполняются в зависимости от дорожных условий на рассматриваемом участке автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ 31994-2013 и ГОСТ Р 52607-2006.
5.4 Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и дорожных условий, отнесенных к группам А и Б, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом
уровня их удерживающей способности и дорожных условий,
отнесенных к группам А и Б
Категория автомобильной дороги (число полос движения)
Приведенная интенсивность движения, ед./сут
Минимальные уровни удерживающей способности, кДж, при различных дорожных условиях
Продольный уклон дороги, 
до 40
более 40
до 40
более 40
любой
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м
на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м
на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м
на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов, равной и более
на разделительной полосе
I (6 и более)
Свыше 14000
350/300
400/350
400/350
450/400
400/350
400/350
I (4)
Свыше 14000
300/250
350/300
350/300
400/350
350/300
350/300
II (2 - 3)
Свыше 6000
250/190
300/250
300/250
350/300
300/250
III (2)
Свыше 2000 до 6000
250/190
250/190
250/190
300/250
250/190
IV (2)
Свыше 200 до 2000
250/190
250/190
250/190
250/190
250/190
V (1)
До 200
190/130
190/130
190/130
250/190
190/130
Примечание - В числителе даны значения для дорожных условий, отнесенных к группе А, в знаменателе - к группе Б.
5.5 Минимальные уровни удерживающей способности барьерных ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 принимают равными:
- для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения, - 250 кДж;
- ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах, - 300 кДж;
- ограждений, устанавливаемых на съездах с мостовых сооружений, - 350 кДж.
5.6 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях и группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог приведены соответственно в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Минимальные уровни удерживающей способности
ограждений на мостовых сооружениях
Категория автомобильной дороги (число полос движения)
Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях, кДж
с тротуарами или служебными проходами
без тротуаров или служебных проходов
Группа дорожных условий
В
Г
Д
В
Г
Д
IА, IБ, IВ (6 и более)
450
400
350
550
500
450
IА, IБ, IВ (4)
400
350
300
500
450
400
II (4)
350
300
250
400
350
300
II и III (2)
300
250
190
350
300
250
IV (2), V (1)
250
190
130
300
250
190
Таблица 3
Группы дорожных условий для мостовых сооружений
автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги (число полос движения)
Значения радиуса кривой в плане и продольного уклона для различных групп дорожных условий
В
Г
Д
R, м, менее
i, , более
R, м
i, 
R, м, более
i, , менее
I (6 и более)
1500
30
1500 - 3000
20 - 30
3000
20
I (4) - II (4)
1000
1000 - 2500
2500
II (2)
800
40
800 - 2000
30 - 40
2000
30
III (2)
600
50
600 - 1500
40 - 50
1500
40
IV (2), V (1)
500
60
500 - 1000
50 - 60
1000
50
Примечания
1 На мостовом сооружении и примыкающих к нему участках подходов протяженностью 100 м выбирают наименьшее значение радиуса кривой в плане R и наибольшее значение продольного уклона i.
2 Если значения радиуса и уклона окажутся в разных группах, принимают группу с более сложными условиями движения.
Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, вместо значений уровней удерживающей способности 450 - 550 кДж принимают соответственно значения уровней 500 - 600 кДж.
5.7 При выборе конструкции ограждения предварительно определяют допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения и рабочую ширину.
Зная допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения (или рабочую ширину) и минимальный уровень удерживающей способности, выбирают приемлемую конструкцию ограждения.
5.8 Выбор конструкции дорожного ограждения рекомендуется осуществлять в соответствии с рекомендациями [2] с учетом минимально допустимой ее высоты. В таблице 4 указана минимальная высота ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52607-2006.
Таблица 4
Минимальная высота ограждения
Место установки ограждения
Наличие и ширина тротуаров и служебных проходов
Уровень удерживающей способности, кДж
130
190
250
300
350
400
450
500 - 600
Высота ограждения, м
Автомобильные дороги, городские дороги и улицы Разделительная полоса мостового сооружения
0,75
1,10
Мостовые сооружения на автомобильных дорогах, городских дорогах и улицах
Без тротуаров и служебных проходов
1,10
1,30
1,50
Служебные проходы шириной 0,75 м
0,60
0,75
0,75
0,90
0,90
1,10
1,10
1,30
Тротуары шириной более 1 м
0,60
0,75
0,90
1,10
5.9 Во избежание наездов автомобилей на торцевые части дорожных ограждений следует предусматривать устройство их начальных и концевых участков. До 2014 г. при их устройстве верхние части ограждений опускались до уровня земли, а при расположении ограждений на обочине начальные и концевые участки ограждений отводились в сторону к бровке земляного полотна. В настоящее время в связи с введением ГОСТ 33128-2014 начальные и концевые участки дорожных ограждений должны оборудоваться фронтальными ограждениями.
6 Дорожные ограждения различного типа для автомобилей
6.1 Общие положения
6.1.1 Автомобильные дороги федерального значения могут оборудоваться различными типами удерживающих дорожных ограждений (см. рисунок 1).
6.1.2 К барьерным, тросовым и фронтальным ограждениям относятся деформирующиеся при наезде автомобиля удерживающие конструкции, а к бордюрным и парапетным ограждениям из бетона и железобетона - недеформирующиеся ограждения.
6.1.3 В ряде северных европейских стран и Канаде широко применяются барьерные деревянные ограждения, однако в нашей стране они не нашли широкого применения и нормативно-технические требования к ним отсутствуют.
6.1.4 Для повышения безопасности дорожного движения в условиях неудовлетворительной видимости в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 на боковые поверхности дорожных ограждений следует наносить вертикальную разметку.
6.2 Металлические барьерные дорожные ограждения
6.2.1 Наиболее распространенными дорожными ограждениями являются металлические барьерные ограждения, которые изготавливаются из специального металлического профиля и состоят из стоек, балок и консолей. Технические характеристики металлических барьерных ограждений должны соответствовать требованиям ГОСТ 26804-2012 и ГОСТ 33128-2014. С целью увеличения удерживающей способности они могут быть установлены на бордюр, парапет или цоколь мостовых стоек (комбинированные ограждения) [3].
6.2.2 Металлические барьерные ограждения подразделяются на группы: односторонние, двусторонние дорожные и односторонние и двусторонние мостовые.
Односторонние металлические барьерные ограждения рекомендуется устанавливать на обочинах вдоль дорожного полотна. Они препятствуют съезду транспортных средств (рисунок 2 а).
а, б - соответственно одностороннее
и двустороннее дорожные ограждения
Рисунок 2 - Металлические барьерные дорожные ограждения
Двусторонние металлические барьерные ограждения рекомендуется устанавливать на дорогах с четырьмя и более полосами движения для предотвращения столкновений с автомобилями встречного транспортного потока (рисунок 2 б).
На разделительной полосе автомобильной дороги шириной не менее 2,5 - 3 м рекомендуется устанавливать барьерные дорожные ограждения.
На мостах и путепроводах для предотвращения съезда автомобиля рекомендуется с обеих сторон проезжей части мостового сооружения устанавливать боковые металлические барьерные односторонние или двусторонние ограждения (рисунок 3).
Рисунок 3 - Металлическое барьерное мостовое
дорожное ограждение
6.3 Парапетные дорожные ограждения
6.3.1 Дорожное ограждение парапетного типа представляет собой блоки из железобетона или монолитного цементобетона, имеющие прямоугольный или трапециевидный профиль с наклонными гранями.
6.3.2 Парапетные ограждения состоят из отдельных соединяемых между собой железобетонных блоков, заглубленных в грунт основания или свободно стоящих на поверхности дороги. На торцевой части блока должны быть предусмотрены элементы крепления, обеспечивающие прочное соединение блоков между собой.
6.3.3 Парапетные ограждения предназначены для длительного использования на участке автомобильной дороги, где не потребуется их демонтаж при очередном ремонте дороги, эти ограждения рекомендуется устанавливать на разделительной полосе при ее ширине не менее 2,5 м.
6.3.4 Парапетные ограждения целесообразно применять на участках автомобильных дорог, где поперечный прогиб при наезде нежелателен или недопустим:
- для разделения транспортных потоков встречного направления с интенсивностью движения более 50 тыс. авт./сут и имеющих четыре и более полосы движения (при ширине разделительной полосы более 2,5 м) (рисунок 4);
- в период проведения ремонтных дорожных работ;
- в случаях, когда применение барьерных дорожных ограждений затруднено или нецелесообразно; парапетное ограждение может использоваться в качестве подпорной стенки на дорогах в пересеченной местности или в горных районах, на подходах к мостам и эстакадам и т.д.
Рисунок 4 - Парапетное дорожное ограждение
для разделения транспортных потоков
6.3.5 В целях предотвращения ДТП с особо тяжкими последствиями, возникающих при падении автомобилей с мостов, путепроводов и эстакад, на них могут устанавливаться монолитные (бетонные и железобетонные) парапетные ограждения или комбинированные конструкции - барьерное или тросовое ограждение, установленное на парапете.
6.3.6 При устройстве парапетных ограждений необходимо обеспечить отвод воды с поверхности проезжей части и обочин (полос безопасности) автомобильных дорог.
6.3.7 В последние годы за рубежом, а также в нашей стране стали применять временные защитные барьеры.
Временные защитные барьеры устанавливают на участках проведения долговременных дорожных работ. Они используются для изменения траектории движения в зоне отгона, разделения встречного и попутного движения транспортных потоков на автомагистралях и многополосных дорогах, при проведении дорожных работ, а также для ограждения рабочей зоны вдоль проезжей части (рисунок 5).
а - высота барьера 50 и 65 см; б - высота барьера 80 см
Рисунок 5 - Временные защитные барьеры
6.3.8 В последние годы в зарубежных странах на автомобильных дорогах и мостовых переходах с неравномерной интенсивностью движения по встречным направлениям в течение суток и дням недели в целях повышения пропускной способности устраивают реверсивные полосы при помощи передвижных дорожных ограждений парапетного типа.
Применение таких ограждений позволяет повысить не только пропускную способность дорог, но и исключить лобовые столкновения автомобилей. В нашей стране разработан стандарт, устанавливающий технические требования к передвижным дорожным ограждениям парапетного типа [4].
6.4 Тросовые дорожные ограждения
6.4.1 Тросовое дорожное ограждение состоит из следующих основных элементов: тросов, стоек, анкерных блоков, стяжных устройств.
Требования по устройству и применению тросовых дорожных ограждений изложены в ГОСТ 33128-2014 и рекомендациях [1].
6.4.2 Тросовое дорожное ограждение рекомендуется устанавливать для разделения транспортных потоков встречных направлений на разделительной полосе, а также при ее отсутствии (рисунки 6, 7).
Рисунок 6 - Начальный участок тросового
дорожного ограждения
Рисунок 7 - Тросовое дорожное ограждение
для разделения транспортного потока
Для предотвращения преднамеренных и непреднамеренных выездов транспортных средств за пределы автомобильной дороги тросовое ограждение может устанавливаться и на обочине.
Учитывая, что ширина конструкции тросовых ограждений определяется толщиной поддерживающих стоек, что делает ограждение достаточно узким, его рекомендуется устанавливать на участках дорог, где применение ограждений барьерного или парапетного типов затруднено.
6.4.3 Наименьший радиус кривой в плане, при котором обеспечивается ровное положение тросового ограждения и необходимый натяг тросов, не должен быть менее 30 м.
6.4.4 Установка тросовых дорожных ограждений обеспечивает продуваемость элементов поперечного профиля автомобильной дороги, что снижает вероятность образования снежных заносов. Такие ограждения могут быть рекомендованы в районах с сильными метелями.
6.4.5 При выборе тросового ограждения учитываются их малая металлоемкость по сравнению с металлическими ограждениями и быстрая замена элементов после столкновения с транспортным средством. Вместе с тем тросовое ограждение требует периодического обслуживания и проверки натяжения тросов.
6.4.6 В таблице 5 даны рекомендации по установке тросовых ограждений с учетом уровня их удерживающей способности в зависимости от категорий автомобильных дорог.
Таблица 5
Рекомендации по установке тросовых ограждений
с учетом уровня их удерживающей способности
Категория автомобильной дороги (число полос движения)
Требуемые уровни удерживающей способности, кДж, на различных участках автомобильных дорог
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м, на внутренней стороне кривой в плане с радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м
на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м
на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов менее 
II (2 - 4)
250 - 300
250 - 300
250 - 300
III (2)
190 - 250
190 - 300
190 - 250
IV (2)
190 - 250
190 - 300
190 - 250
V (1)
130 - 190
130 - 250
130 - 190
6.5 Фронтальные дорожные ограждения
6.5.1 Фронтальные дорожные ограждения в соответствии с ГОСТ 33127-2014 по условиям их расположения подразделяются на две группы - дорожные и мостовые. Каждая группа состоит из подгрупп, которые по принципу погашения энергии удара делятся:
- на односторонние, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосе одного направления движения;
- двусторонние, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения.
6.5.2 Дорожные фронтальные ограждения подразделяют на типы:
- телескопические (энергия удара гасится за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие);
- упругопластические (энергия удара гасится за счет упругопластических деформаций собственной конструкции);
- конструкции других типов с иными принципами гашения энергии.
6.5.3 Уровень удерживающей способности фронтальных ограждений должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 33128-2014, но не быть менее значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6
Минимальные уровни удерживающей способности
фронтальных ограждений
Уровень удерживающей способности
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
У9
У10
Минимальная удерживающая способность, кДж
130
190
250
300
350
400
450
500
550
600
6.5.4 Фронтальные дорожные ограждения в виде буферов рекомендуется устанавливать перед массивными препятствиями, на которые возможны наезды транспортных средств (торцевые участки парапетов, подпорных стен, начальные участки ограждений в местах разветвления проезжих частей, съездов с дороги, опор путепроводов, размещенных на проезжей части, и т.п.).
6.5.5 Фронтальное ограждение рекомендуется применять в качестве концевого элемента, устанавливаемого перед торцевой поверхностью барьерного ограждения, расположенного на обочине или разделительной полосе.
6.5.6 Фронтальные ограждения должны удерживать автомобиль и гасить энергию его движения при ударе как сбоку, так и в торце ограждения под углом, близким к 90°.
Для обеспечения устойчивости наливные фронтальные ограждения заполняют балластом в виде песка или воды. В зимнее время в качестве балласта используют пескосоляную смесь или рассолы, исключающие замерзание балласта при отрицательных температурах.
6.5.7 Фронтальные дорожные ограждения должны быть окрашены в желтый цвет и иметь вертикальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2011 (рисунок 8).
Рисунок 8 - Фронтальные дорожные ограждения (а, б)
в виде буфера
6.5.8 Фронтальные дорожные ограждения должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий, согласованных и утвержденных в установленном порядке изготовителем, а также чертежам детализированных конструкций и проектам.
6.6 Бордюрные дорожные ограждения
6.6.1 Бордюрные дорожные ограждения сооружаются из бортовых камней, изготовленных в соответствии с ГОСТ 32961-2014. Эти ограждения гасят энергию удара за счет сопротивления колес автомобиля, обеспечивая коррекцию траектории движения.
6.6.2 Бордюрные дорожные ограждения рекомендуется применять для обозначения границы проезжей части и препятствия выезда транспортных средств за ее пределы.
Такие ограждения следует устанавливать вдоль тротуаров, пешеходных дорожек, на площадках автобусных остановок, в местах появления пешеходов (рисунок 9).
Рисунок 9 - Бордюрные дорожные ограждения
вдоль проезжей части (а) и тротуара (б)
6.6.3 Применение бордюрного дорожного ограждения на участках дорог, проходящих через населенные пункты, позволяет водителям лучше видеть границы проезжей части, так как ограничения имеют четкие очертания и слегка выступающий над тротуаром или обочиной край, удерживать автомобиль от случайного наезда на тротуар, а также обеспечивать безопасность пешеходам, идущим вдоль автомобильных дорог по тротуарам.
6.6.4 Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на бортовых камнях служит средством зрительного ориентирования для водителей транспортных средств, показывая вертикальные сооружения, представляющие опасность движущимся автомобилям в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Сочетание чередующихся полос этой разметки усиливает зрительное внимание водителя, помогая ему заранее замечать опасные участки дороги.
Разметку рекомендуется наносить на боковые поверхности бордюров у препятствий, расположенных на расстоянии менее 1 м от проезжей части, на кривых в плане с радиусом менее 50 м, в местах сужения дороги, выездов на набережные и на других опасных участках.
7 Дорожные ограждения для пешеходов
7.1 Дорожные ограждения для пешеходов состоят из стоек, поручней (перил), вертикальных элементов заполнения или сетки и изготавливаются из стали, сплавов, композиционных материалов в виде заборов, сеток (рисунок 10).
1 - стойка; 2 - вертикальный элемент заполнения;
3 - поручень; 4 - сетка
Рисунок 10 - Общий вид удерживающего пешеходного ограждения
7.2 В зависимости от функционального назначения дорожные ограждения для пешеходов подразделяются на удерживающие и ограничивающие.
7.3 Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:
- дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
- мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
7.4 Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:
- вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
- у надземных или подземных переходов;
- на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
- у опор путепроводов, информационно-указательных знаков, а также у линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.
7.5 Удерживающие пешеходные ограждения (перила) рекомендуется устанавливать у внешнего края тротуара на насыпи высотой более 1 м на расстоянии не менее 0,3 м от бровки земляного полотна и на мостовом сооружении. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН (рисунок 11).
Рисунок 11 - Удерживающее дорожное ограждение (перила)
для пешеходов на мостовом сооружении
7.6 Ограничивающие пешеходные ограждения следует применять:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
7.7 Высота пешеходных удерживающих ограждений (перил) должна быть не менее 1,1 м.
Высота ограничивающих ограждений перильного типа должна быть 0,8 - 1 м, сеток - 1,2 - 1,5 м. Ограждения перильного типа высотой 1 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте.
7.8 Направляющие пешеходные ограждения рекомендуется устанавливать:
- в зоне внеуличных пешеходных переходов;
- у наземных пешеходных переходов на перегонах улиц при наличии светофорного регулирования;
- напротив выходов из универмагов, станций метро, вокзалов, рынков, детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, проходных крупных предприятий и учреждений и других объектов массовой концентрации пешеходов;
- в местах постоянного движения слепых;
- на участках дорог, являющихся участками концентрации ДТП.
Длина направляющих пешеходных ограждений, начиная от места пешеходного перехода, должна быть не менее 20 м в направлении, противоположном направлению движения транспортных средств, и не менее 30 м по направлению их движения.
7.9 Направляющее пешеходное ограждение рекомендуется устанавливать на тротуаре, а при наличии разделительной полосы, отделяющей тротуар от проезжей части, - непосредственно у края проезжей части. Если на данном участке дороги разрешена остановка или стоянка транспортных средств вдоль тротуара, то ограждения следует устанавливать на расстоянии не менее 0,3 м от края проезжей части.
7.10 Напротив остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта для исключения перехода пешеходов через разделительную полосу рекомендуется устройство ограждений на разделительной полосе.
Длина ограждения на разделительной полосе принимается не менее трехкратной длины посадочной площадки.
7.11 Направляющие пешеходные ограждения могут быть выполнены в виде:
- сеточных ограждающих конструкций высотой не менее 1,5 м, устанавливаемых, как правило, на разделительной полосе;
- перильных ограждений высотой 0,8 - 0,9 м от поверхности тротуара, устанавливаемых между тротуаром и проезжей частью.
В качестве направляющих пешеходных ограждений допустимо также использование цепочных звеньев со стационарными и переносными стойками, вазонов, посадок декоративного бордюрного кустарника.
8 Дорожные ограждения для животных
8.1 Применение ограждений для животных в зоне их переходов через автомобильную дорогу позволяет обеспечить безопасность дорожного движения и жизнь не только животным, но и участникам дорожного движения.
8.2 Решение об обустройстве различных участков автомобильных дорог ограждениями для животных принимается на основе данных о местах их обитания и основных миграционных путях.
8.3 Дорожное ограждение для животных выполняется в виде сетки с различной величиной ячеек, закрепленной на стойках, или в виде решеток, заборов (рисунок 12).
1 - стойка, 2а, 2б, 2в - сетка с размером
ячеек соответственно 5; 10 и 15 - 20 мм
Рисунок 12 - Общий вид ограждения для животных
При изготовлении металлических ограждений рекомендуется использовать прочную проволоку с покрытием Bezinal (цинк + алюминий) диаметром: 2 мм - горизонтальная проволока; 1,9 мм - вертикальная и 2,5 - 3 мм - на крайних рядах.
Из-за высокого качества сетки столбы для ее крепления устанавливают на расстоянии 8 - 10 м друг от друга.
Применяют крупноячеистые сетки по всей высоте ограждения автомобильной дороги и дополняют ее нижний ряд неширокой лентой мелкоячеистой сетки. Наличие мелкоячеистой сетки предупреждает выход на дорогу мелких животных (ежей, сусликов и др.).
Размер ячеек сетки принимают различным: для верхних рядов равным 15 - 20 мм, затем ячейки по 10 мм, на нижних рядах - по 5 мм. Такие сетки позволяют обеспечить как экологическую безопасность на прилегающих к дорогам территориях, так и безопасность дорожного движения.
8.4 Ограждения, предназначенные для предотвращения выхода на проезжую часть дороги диких крупных животных (кабанов, лосей, оленей и др.), разделяют на сетчатые, решетчатые и панельные. Они имеют высоту до 2 - 2,6 м, но не ограничивают передвижение мелких животных.
Ограждения из сеток или решеток рекомендуется устанавливать для предотвращения выхода животных на проезжую часть автомобильных дорог I и II категорий, проложенных вдоль заповедников или пастбищ.
Ограждения рекомендуется устанавливать с двух сторон дороги по границе полосы отвода, за исключением мест пересечений с автомобильными и железными дорогами, а также с водными преградами (реками, каналами и т.п.).
8.5 На рисунке 13 представлены дорожные ограждения для животных, расположенные по границе полосы отвода и лесного массива.
Рисунок 13 - Дорожные ограждения для животных,
располагаемые по границам полосы отвода
вдоль дороги (а) и лесного массива (б)
9 Повышение безопасности движения в темное время суток на участках дорог, оборудованных дорожными ограждениями
9.1 Для обеспечения безопасности дорожного движения в случаях отсутствия искусственного освещения, в условиях недостаточной освещенности и в темное время суток дорожные ограждения рекомендуется оборудовать световозвращателями (катафотами) различного типа.
9.2 Световозвращатели, изготовленные по ГОСТ Р 50971-2011, рекомендуется размещать:
- на барьерных ограждениях с балкой волнистого профиля - в углублении в средней части поперечного профиля балки (при наличии нескольких рядов балок - в углублении средней части поперечного профиля нижней балки);
- барьерных ограждениях с балкой неволнистого профиля - над верхней гранью верхней балки или на опоре над ней;
- парапетных ограждениях - на верхней плоскости ограждений;
- тросовых ограждениях - на стойках ограждений.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ Р 52289-2004, а не ГОСТ Р 52289-2014.
Согласно ГОСТ Р 52289-2014 световозвращатели устанавливают на линейных участках дороги по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в том числе на участках отгона и понижения).
9.3 Световозвращатели крепят к стойкам или консолям (амортизаторам) ограждения на всем его протяжении, включая начальные и концевые участки, на расстояниях между световозвращателями, равных 30 - 50 м, в зависимости от разрешенной скорости движения.
Крепление световозвращателя к дорожному ограждению следует осуществлять таким образом, чтобы его красный световозвращающий элемент был направлен навстречу движению автомобилей по ближайшей полосе.
9.4 Световозвращатели (катафоты) типа КД-5 предназначаются для обозначения дорожных ограждений и повышения их видимости. Для обеспечения максимальной видимости барьерного ограждения в любую погоду и любое время суток необходимо световозвращающие элементы катафота выполнять из световозвращающей пленки типа "В" по ГОСТ Р 52290-2004 с оптической системой из микропризм. Материал корпуса катафота может быть сделан из пластика, металла или резины (рисунок 14).
Рисунок 14 - Световозвращатели (а, б) типа КД-5
9.5 Световозвращатели типа КД-3, предназначенные для разделения транспортных поток противоположных и попутных направлений движения, обозначения пешеходных переходов и искусственных неровностей, рекомендуется применять на гладких поверхностях бетонных ограждений, что позволяет обеспечить повышенную видимость ограждения (рисунок 15).
Рисунок 15 - Световозвращатели (а, б) типа КД-3
9.6 Световозвращатели (катафоты) типа КД-6 "флажки" предназначаются для обозначения и повышения видимости двусторонних дорожных ограждений на разделительных полосах. Световозвращающие элементы (лицевая поверхность) таких катафотов изготавливаются из световозвращающей пленки по ГОСТ Р 52290-2004. Для обеспечения наилучшей световозвращающей способности лицевые поверхности следует изготавливать из пленки типов "Б" или "В" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 с оптической системой из микропризм (рисунок 16).
Рисунок 16 - Световозвращатель типа КД-6
9.7 На участках дорог с кривой в плане малого радиуса, на опасных поворотах, а также совместно с барьерными ограждениями любого типа на внешних радиусах рекомендуется устанавливать знак 1.34.1 "Направление поворота", размещаемый на щитах из световозвращающих пленок с оптической структурой из микропризм флуоресцентного желто-зеленого цвета. Для изготовления лицевой поверхности самого знака используется пленка типа "В".
9.8 На фронтальное ограждение следует наносить вертикальную дорожную разметку 2.1.1 - 2.1.3 по ГОСТ Р 51256-2011 и изображение дорожных знаков 4.2.1 - 4.2.3 по ГОСТ Р 52290-2004. Вертикальная дорожная разметка и дорожный знак должны быть выполнены из световозвращающих пленок и соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004.
9.9 Для обеспечения визуального восприятия водителем условий дорожного движения в темное время суток начальные и концевые стойки пешеходных ограждений рекомендуется оборудовать световозвращателями, изготовленными по ГОСТ Р 50971-2011.
9.10 Места производства дорожных работ следует оборудовать ограждающими и направляющими дорожными ограждениями, а также другими временными техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ 32757-2014 и ГОСТ 32758-2014.
На дорогах вне населенных пунктов для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5 x 5 см, а на автомагистралях - размером 10 x 10 см, закрепленными на верхней перекладине ограждающих устройств с шагом 0,5 м.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1]
ОДМ 218.6.004-2011
Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах
[2]
Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах
[3]
Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог, 2001
[4]
СТО 14580586-01-2015
Передвижные дорожные ограждения парапетного типа. Общие требования. Правила применения
ОКС 93.080.30
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, правила применения ограждений различного типа, удерживающие и ограничивающие дорожные ограждения, удерживающая способность ограждения
Руководитель
организации-разработчика
ФГУП "РОСДОРНИИ"
Генеральный директор
К.В.МОГИЛЬНЫЙ