Главная // Актуальные документы // Информация
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2020
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.06.2024 в связи с истечением срока действия, установленного Приказом Росстандарта от 15.10.2020 N 71-пнст.

Документ введен в действие с 01.06.2021 на период до 01.06.2024 (Приказ Росстандарта от 15.10.2020 N 71-пнст).
Название документа
"ПНСТ 457-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пассажиров городского пассажирского транспорта. Часть 1. Система стандартов для информационных систем"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 15.10.2020 N 71-пнст)

"ПНСТ 457-2020. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пассажиров городского пассажирского транспорта. Часть 1. Система стандартов для информационных систем"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 15.10.2020 N 71-пнст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 15 октября 2020 г. N 71-пнст
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
ЧАСТЬ 1
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Intelligent transport systems. Public transport user
information. Part 1. Standards framework
for public information systems
(ISO 17185-1:2014, NEQ)
ПНСТ 457-2020
ОКС 43.040.01
Срок действия
с 1 июня 2021 года
до 1 июня 2024 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2020 г. N 71-пнст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений международного стандарта ИСО 17185-1:2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 1. Структура стандартов на информационные системы для пользователей общественного транспорта" (ISO 17185-1:2014 "Intelligent transport systems - Public transport user information - Part 1: Standards framework for public information systems", NEQ)
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125319 Москва, Ленинградский проспект, д. 64 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Городской пассажирский транспорт является важной составной частью современных интеллектуальных транспортных систем крупных городов и мегаполисов. При соответствующем уровне сервиса данный вид транспорта становится более привлекательным для большей части городского населения. Именно высокое качество сервиса, предоставляемого данным видом транспорта, обеспечивает его высокую конкурентоспособность по отношению к личному транспорту, формирующему от 80% до 90% транспортных потоков на улично-дорожной сети города.
Качественное транспортное обслуживание населения городским пассажирским транспортом обуславливает возможность его использования в роли основного вида транспорта для большинства населения. Это, в свою очередь, ведет к снижению нагрузки на городскую улично-дорожную сеть, что особенно важно в час пик.
Одним из показателей качества является качество информационного обслуживания населения, в основе которого лежат признанная и понятная пользователям терминология и применяемые основные понятия. Актуальность настоящего стандарта определяется тем, что он разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ИСО 17185-1:2014 с целью гармонизации терминологии и основных понятий в области информационного обслуживания пассажиров городского, пригородного и междугородного пассажирского транспорта.
Настоящий стандарт описывает структуру функционально совместимых информационных систем для общественного транспорта. Это достигается путем определения высокоуровневых ролей и обязанностей заинтересованных сторон и вариантов обмена информацией пользователям ГПТ.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы и определяет базовую основу для предоставления пользователям наземного городского пассажирского транспорта, а также пользователям межрегионального и международного автомобильного пассажирского транспорта надлежащей статической информации и информации в режиме реального времени. Информация должна быть оперативно собрана, обработана и предоставлена пользователям надлежащим образом с использованием доступных в настоящее время стандартов.
Настоящий стандарт не предназначен для определения конкретных информационных интерфейсов, таких как формат данных или система нумерации остановок.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 данные: Интерпретируемое представление информации в формализованном виде, подходящем для коммуникации, интерпретации или обработки.
Примечания
1 Обработка данных может осуществляться людьми или автоматическими средствами.
2 Адаптировано из [1].
2.2 база данных: Сбор описательных записей или единиц контента, хранящихся в электронном виде (включая факты, тексты, изображения и звук) с общим пользовательским интерфейсом и программным обеспечением для поиска и обработки данных.
Примечания
1 Единицы или записи обычно собираются с определенным намерением и связаны с определенной темой. База данных может быть выпущена на CD-ROM, дискете или другим методом прямого доступа либо в виде компьютерного файла, доступ к которому осуществляется через коммутируемый доступ или Интернет.
2 Лицензионные базы данных учитывают отдельно, даже если доступ к нескольким лицензированным продуктам баз данных осуществляется через один и тот же интерфейс.
3 Общий интерфейс, обеспечивающий доступ к пакету серийных или цифровых документов, обычно предлагаемый издателем или поставщиком, также следует учитывать. Кроме того, периодические издания или цифровые документы учитывают отдельно.
4 Адаптировано из [2].
2.3 модель данных: Графическое и/или лексическое представление данных с указанием их свойств, структуры и взаимосвязей.
Примечание - Адаптировано из [3].
2.4 юридическое лицо: Организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2.5 сбор платы за проезд: Все мероприятия, связанные со сбором денег за проезд у пассажиров.
2.6 фреймворк: Структура, выраженная в диаграммах, тексте и формальных правилах, которая связывает компоненты концептуального объекта друг с другом.
Примечание - Адаптировано из [4].
2.7 функция: Предполагаемый эффект системы, подсистемы, продукта или части.
Примечания
1 Функции должны иметь одну определенную цель. Имена функций должны иметь декларативную структуру (например, "Проверить телекоманды") и говорить, "что" должно быть сделано, а не "как". Хорошее именование позволяет легко получить компоненты конструкции с сильной связностью.
2 Адаптировано из [5].
2.8 функциональная область: Объединение групп и/или элементов в целое, которое может использоваться независимо.
2.9 логическая модель данных: Проект данных, который учитывает тип используемой базы данных, но не рассматривает способы использования пространства или доступа.
2.10 управленческая информация: Информация, используемая руководством или производимая для выполнения функции управления.
Примечания
1 Адаптировано из [6].
2 В настоящем стандарте данный термин означает все виды деятельности, позволяющие руководству компании собирать информацию, необходимую для решения проблем. Данные операционных систем фильтруются и агрегируются для этой цели и предоставляются пользователю в интерактивном режиме или в форме предварительно определенных отчетов и сводок. Такие функции, в принципе, связаны со всеми функциональными областями компании, с особым акцентом на управление статистическими результатами.
2.11 мониторинг и контроль операций: Все действия, связанные с процессом перевозки, то есть функции в реальном времени, связанные с вождением и перевозкой пассажиров в соответствии с инструкциями, включая мониторинг процесса вождения и его контроль и регулирование в случае отклонений, а также все действия, которые поддерживают процесс вождения (приоритетный проезд регулируемого перекрестка, переключение на другой маршрут, формирование рекомендаций по движению/задержке и т.д.).
2.12 информирование пассажиров: Деятельность, связанная с информированием пользователей о запланированных или фактических транспортных услугах.
2.13 планирование работы водителей: Деятельность, связанная со среднесрочным и краткосрочным планированием работы водителей на линии.
2.14 планирование: Способ управления временем выполнения запланированной деятельности внутри или представленным управляемым объектом.
Примечания
1 Адаптировано из [7].
2 В настоящем стандарте данный термин означает все действия, связанные с тактическим планированием перевозки, разделением на планирование работы транспортных средств, планирование работы водителей.
2.15 пример использования: Последовательность действий, которые субъект (как правило, человек, но, возможно, внешняя сущность, такая как другая система) выполняет внутри системы для достижения конкретной цели.
Примечание - Адаптировано из [8].
3 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГЛОНАСС - глобальная система позиционирования;
ГПТ - городской пассажирский транспорт;
ИТС - интеллектуальные транспортные системы.
4 Общие требования
4.1 Важность предоставления информации для пользователей городского пассажирского транспорта (ГПТ)
Оператор службы ГПТ должен играть важную роль в сфере наземного транспорта, так как общество полностью зависит от частных автомобилей, которые имеют недостатки, такие как сильное воздействие на окружающую среду, увеличение числа аварий, связанных с пожилыми водителями, и уменьшение эффективности экономики из-за значительной территориальной разобщенности населения.
Проблемы современного ГПТ, подлежащие решению, варьируются от страны к стране или от города к городу. Однако имеются следующие общие особенности. С точки зрения оператора услуг ГПТ фактор выгоды/стоимости может поддерживаться на высоком уровне путем использования технологий ИТС, таких как эффективная оплата проезда и предоставление приоритетного проезда общественному транспорту. С точки зрения пользователя ГПТ (клиента) использование ГПТ должно быть более привлекательным, чем вождение собственного автомобиля, за счет повышения скорости и комфортности передвижения транспортных средств ГПТ, снижения тарифов ГПТ и предоставления привлекательной информации для пользователей ГПТ.
Предоставляя информацию пользователям ГПТ, важно понимать, что существуют различные типы клиентов и их потребности различаются. В конкретном городе есть два типа клиентов: один не знает, как воспользоваться услугами ГПТ, а другой знает необходимую информацию о ГПТ и понимает, что ГПТ - это надежный, своевременный и безопасный транспорт. Как правило, приезжий не знаком с местным общественным транспортом, но ожидает, что ему будут предоставлены услуги общественного транспорта, которыми он сможет с удобством воспользоваться. Следовательно, структура предоставления информации пользователям ГПТ должна быть разработана с учетом данных различных потребностей пользователей.
Практически используются различные проекты по предоставлению информации о ГПТ. Данные об этих проектах распространяются на международном уровне с целью постоянного улучшения системы предоставления информации пользователям ГПТ во всем мире.
Существует несколько ключевых вопросов, касающихся обеспечения привлекательности ГПТ, а именно:
- разработка эффективной системы предоставления информации пользователям ГПТ;
- разработка эффективной и привлекательной системы оплаты проезда на ГПТ;
- разработка эффективной системы маршрутов и расписаний ГПТ;
- разработка тарифных соглашений между региональным регулятором транзита и оператором услуг ГПТ;
- эффективный контроль работы водителей транспортных средств ГПТ со стороны операторов услуг ГПТ за счет внедрения технологий ИТС.
Необходимо определение базовой структуры предоставления информации пользователям ГПТ, которая было бы приемлема в международном масштабе как для развитых, так и для развивающихся стран, где необходимы усовершенствования такой системы предоставления информации.
Архитектура службы предоставления информации пользователям ГПТ и требуемые стандарты варьируются от страны к стране. Настоящий стандарт содержит основные руководящие принципы, которые следует использовать при внедрении системы предоставления информации по ГПТ.
В настоящем стандарте описываются базовые требования высокого уровня для предоставления информации пользователям ГПТ. Подробные примеры использования, каталоги стандартов данных и интерфейсов и перекрестные ссылки приведены в [9] и [10].
4.2 Значение информации для пользователей ГПТ
Потенциальные роли информационных систем:
- предоставление информации о запланированном обслуживании (расписание движения);
- предоставление информации об объектах транспортной инфраструктуры;
- предоставление информации о движении транспортных средств на маршрутах в режиме реального времени;
- предоставление топографической и географической информации о маршрутной сети ГПТ;
- предоставление вариантов планов поездок пользователям;
- предоставление информации о перебоях в обслуживании ГПТ в реальном масштабе времени, включая:
- информацию о времени задержки на маршрутах;
- информацию о дорожно-транспортных происшествиях;
- информацию о дублирующих маршрутах;
- предоставление скорректированной информации о расписании движения в режиме реального времени;
- сбор исходных данных о работе транспорта;
- проверка исходных данных о работе транспорта;
- формирование отчетных данных о работе транспорта;
- формирование прогнозов о работе транспорта;
- анализ данных о работе транспорта;
- распространение данных о работе транспорта заинтересованным организациям;
- использование данных о работе транспорта в транспортных приложениях;
- финансирование информационного обеспечения транспорта;
- оценка производительности транспорта;
- организация информационного обмена между различными видами общественного транспорта;
- обработка информации заявок клиентов в системах планирования интермодальных путешествий.
4.3 Варианты использования высокого уровня
В настоящем стандарте определены высокоуровневые сценарии использования для описания обычно применяемой базовой структуры. Подробные варианты использования и перевод между существующими стандартами определены в [9] и [10]. Основные действующие лица в этих сценариях высокого уровня см. в 4.4.
4.3.1 Вариант использования 1 - оператором службы ГПТ для мониторинга, контроля транспорта и информирования клиента и предоставления информации провайдеру
Данная комплексная функция обеспечивает автоматическое определение местоположения транспортного средства и информацию для пассажиров в режиме реального времени. Она имеет два функциональных компонента: автоматическое определение местоположения транспортного средства и информирование пассажиров.
Цель - постоянно адаптировать услуги городского транспорта к обстоятельствам на местах. Функция контролируется субъектом, который эксплуатирует систему диспетчерского управления. Он выполняет две функции: мониторинг городского пассажирского транспорта и управление движением городского пассажирского транспорта. Термин "информация для пассажиров" в настоящем стандарте определяется как "информация о функционировании служб городского транспорта". Передачу этой информации осуществляют с помощью функции "Распространение оперативных данных".
4.3.2 Вариант использования 2 - оператором услуг ГПТ для организации и планирования услуг городского транспорта
Данная комплексная функция предназначена для управления основными данными, планирования и организации предоставления транспортных услуг, а также для управления и поддержания информационных ресурсов.
4.3.3 Вариант использования 3 - оператором службы ГПТ для управления персоналом
Данная комплексная функция отвечает за централизованное управление персоналом, в отличие от "локального управления", которое осуществляется на автотранспортных предприятиях при организации работ водителей транспортных средств. Она состоит из двух независимых компонентов: централизованное управление персоналом (водителями) и централизованное управление подвижным составом.
4.3.4 Вариант использования 4 - оператором услуг ГПТ для организации распределяемого транспортного сервиса
Данная комплексная функция позволяет планировать и организовывать общие транспортные услуги, начиная от услуг городского пассажирского транспорта и заканчивая управлением транспортными средствами общего пользования, предоставляется на основе транспортных услуг каршеринга.
4.3.5 Вариант использования 5 - поставщиком информации для получения информации от оператора услуг ГПТ и информирования клиентов (пользователей услуг ГПТ)
Данная комплексная функция позволяет предоставлять агрегированную информацию от операторов, предоставляющих одну или несколько услуг, и дает клиентам дополнительные услуги для планирования эффективного использования городского транспорта.
4.3.6 Вариант использования 6 - межрегиональным поставщиком информации для получения информации от поставщика информации и информирования клиентов (пользователей услуг пассажирского транспорта)
Данная комплексная функция обеспечивает предоставление агрегированной транспортной информации от одной или нескольких региональных информационных систем клиенту. Она позволяет межрегиональному поставщику информации предоставлять межрегиональную информацию о пассажирском транспорте с добавленной стоимостью пользователям услуг пассажирского транспорта, выполняющим поездки в междугородном или международном сообщении, для эффективного планирования и использования услуг межрегионального и международного автомобильного пассажирского транспорта.
4.3.7 Вариант использования 7 - транспортным регулятором для регулирования услуг, предоставляемых оператором ГПТ
Данная функция обеспечивает соблюдение законов, административных положений и международных соглашений в отношении дорожного движения и транспорта.
4.3.8 Вариант использования 8 - транспортной администрацией для планирования, финансирования, проведения тендеров и заключения контрактов на предоставление услуг ГПТ
Данная комплексная функция позволяет транспортным административным органам планировать, финансировать, проводить тендеры и заключать контракты с операторами ГПТ на предоставление транспортных услуг. Операторы ГПТ обеспечивают диспетчеризацию транспортных процессов и информирование транспортной администрации о своей деятельности в соответствии с условиями контракта. Транспортная администрация определяет общие стандарты для обмена транспортными данными и предоставляет полную и актуальную информацию пользователям ГПТ.
4.4 Роли и обязанности основных действующих лиц
В базовой системе предоставления информации пользователям ГПТ определены пять основных участников, как показано на рисунке 1. Показана базовая структура системы в качестве примера. На этапе практического внедрения системы некоторые из этих участников могут быть изменены, чтобы соответствовать требованиям транспортного обслуживания в стране.
Рисунок 1 - Основные участники регионального предоставления
информации пользователям ГПТ
4.4.1 Оператор услуг ГПТ
Оператор услуги ГПТ - это субъект, который предоставляет транспортные услуги и информацию пользователям ГПТ. Его основная функция - это предоставление точной информации о ГПТ пользователю. Пользователь должен получать доступ к таким информационным данным прямо или косвенно через поставщика информации, который определен в 4.4.3. Оператор услуг ГПТ включает в себя следующих действующих лиц.
4.4.1.1 Поставщик транспортных услуг
Ответственность поставщика транспортных услуг заключается в следующем:
- предоставление транспортных услуг пользователю транспорта (заказчику), таких как перевозка из одной точки в другую и транспортные услуги по заказу;
- управление и выполнение требуемых транспортных операций.
4.4.1.2 Менеджер транспортных услуг
Менеджер транспортных услуг несет ответственность:
- за планирование услуг, которые должны быть предоставлены, включая ценовую политику (в соответствии с рекомендациями Управления по тарифам);
- публикацию информации о доступных транспортных услугах;
- отношения с клиентами (то есть взаимодействие с пользователями транспорта), включающие в себя формальные соглашения с клиентами; предоставление транспортных услуг; отчеты о состоянии и т.д.;
- делегирование ответственности за удовлетворение транспортных потребностей руководителям транспортных операций.
4.4.1.3 Менеджер по транспортным операциям
Менеджер по транспортным операциям отвечает:
- за решение о том, как удовлетворить потребности в перевозке с помощью одной или нескольких транспортных операций, например перевозки из одной точки в другую;
- планирование транспортных операций (использование ресурсов, график работы и т.д.), которые могут выполняться в соответствии с правилами и положениями;
- управление текущими транспортными операциями, включая мониторинг и контроль выполненных транспортных операций, и
- формирование отчетности, связанной с транспортными операциями (например, отчетность для транспортной администрации) и т.д.
4.4.2 Заказчик (пользователь транспортных услуг)
Заказчик - это человек, который пользуется услугой ГПТ. В некоторых случаях заказчик может предоставить свои данные о своем местоположении (например, с помощью навигатора GPS) оператору услуги/поставщику информации, чтобы оператором могла быть предоставлена услуга поездки по маршруту.
4.4.3 Поставщик информации (региональный и межрегиональный)
Поставщик информации (региональный и межрегиональный) - это организация, которая собирает данные об одном или нескольких видах транспорта и/или об одном или нескольких операторах услуг общественного транспорта и предоставляет информацию клиенту за определенную плату.
Он отвечает за предоставление информации о маршрутах пользователям транспортных услуг и другим лицам. Это могут быть услуги, касающиеся планирования поездки, или иная дополнительная информация, связанная с планом поездки.
Данная организация также несет ответственность за предоставление информационных услуг, например с помощью информационных порталов, путем выпуска каталогов и предоставления информационного сервиса по запросу клиентов.
4.4.4 Регулятор транспорта
Регулятор транспорта - это организация, которая формирует эксплуатационные требования к услугам, предоставляемым операторами ГПТ, и получает отчеты от операторов о результатах предоставления услуг ГПТ.
Регулятор транспорта национального уровня (Министерство транспорта) в соответствии с национальным законодательством несет ответственность за исполнение законов в области транспортного обслуживания, административное обеспечение и международные соглашения, касающиеся дорожного движения и транспорта. Он, по крайней мере, может:
- предоставлять общую информацию общественности и информацию операторам услуг, касающуюся правил предоставления услуг, в соответствии с нормативными требованиями;
- организовывать сбор и обработку транспортной информации на национальном уровне;
- определять правила в области транспортного обслуживания.
4.4.5 Транспортная администрация
Во многих европейских странах транспортные органы планируют услуги ГПТ, проводят тендеры и заключают контракты на предоставление услуг ГПТ. Операторы ГПТ, работающие по контракту, осуществляют перевозки пассажиров под контролем диспетчерской системы, предоставляя информацию о движении контролируемых транспортных средств в режиме реального времени, как это предусмотрено условиями контракта. Транспортные власти утверждают общие стандарты для обмена данными и предоставления полной и актуальной информации пользователям ГПТ.
4.5 Основная функция регионального и межрегионального поставщика информации
Региональный поставщик информации должен в основном выполнять функцию, показанную на рисунке 2.
Как показано на рисунке 2, необходимы определенные источники данных для предоставления полной и удобной для пользователя информации о ГПТ. Источники данных должны включать дополнительную информацию, такую как информация о транспортных узлах, например протяженность и время перехода между остановочными пунктами, включая время передвижения по переходам, эскалаторам, наличие подъемников для людей с ограниченными возможностями (или людей с большим грузом, детской коляской и т.д.), информация о сбое эскалаторов, подъемников, блокировке переходов, доступа к остановкам и т.д., информация о пешеходных маршрутах (и перехватывающих парковках), маршрутах от и до остановок ГПТ, адреса мест притяжения населения, региональные названия, масштабируемые фоновые карты для отображения местности и элементов транспортной инфраструктуры.
Рисунок 2 - Основная функция поставщика информации
(региональная)
Для межрегиональных и международных услуг по предоставлению информации пользователям пассажирского транспорта (например, пассажирам, путешествующим по всему миру) должен функционировать дополнительный субъект "поставщик межрегиональной информации". Основная функция этого субъекта показана на рисунке 3.
Рисунок 3 - Основная функция межрегионального
информационного провайдера
Межрегиональный поставщик информации должен собирать данные нескольких региональных поставщиков информации, выполнять услугу преобразования форматов данных и предоставлять информацию о пассажирском транспорте различных регионов для пользователей.
Для обеспечения эффективного преобразования данных различных регионов все региональные поставщики информации для пользователей ГПТ должны соблюдать следующие правила:
а) при предоставлении данных межрегиональному поставщику информации в заголовок данных должен быть добавлен региональный идентификатор службы данных ГПТ;
б) региональный идентификатор услуги передачи данных ГПТ может состоять из одного или комбинации следующих элементов:
- название региона;
- название страны;
- наименование стандарта;
- прочее.
Приложение А
(справочное)
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАТОРА ГПТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
А.1 Общие положения
Для повышения привлекательности услуг ГПТ и улучшения экологической обстановки в городах операторам ГПТ и поставщикам информации об общественном транспорте рекомендуется собирать и предоставлять пользователям необходимую информацию об общественном транспорте в реальном масштабе времени. Предоставляемая информация должна включать данные о местонахождении транспортного средства (например, автобуса, троллейбуса, трамвая) совместно со статической информацией, такой как данные о расписании движения, данные о плате за проезд и данные о транспортном обслуживании маломобильного населения. Эти данные необходимо предоставлять пользователям ГПТ надлежащим образом, используя соответствующие меры, такие как Интернет, смартфон или информационные табло на остановках.
С точки зрения предоставления информации пользователям услуг ГПТ базовые функции оператора ГПТ могут быть описаны, как показано на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Основные функции оператора ГПТ с точки зрения
предоставления информации пользователям ГПТ
Предоставление информации пользователям услуг ГПТ может быть реализовано путем объединения справочной информации и информации, формируемой в реальном масштабе времени с помощью специальной функции обработки данных. Настоящий стандарт определяет базовую структуру информации для пассажиров, а методология детальной разработки реальной информационной системы должна соответствовать имеющимся в настоящее время национальным стандартам.
Информация для пользователей услуг ГПТ - это либо информация о запланированном транспортном обслуживании (расписание движения), либо информация о фактическом транспортном обслуживании. Расписание движения составляется для будних, выходных и праздничных дней отдельно для каждого маршрута. Информация о расписании движения поддерживается в актуальном состоянии.
Рекомендуется использовать региональный общий формат данных, используемых региональными операторами транспортных услуг/поставщиками информации. Также рекомендуется, чтобы нормативные данные о плановом расписании движения, трассах маршрутов и остановках транспорта были подготовлены в соответствии с региональным общим форматом данных.
Кодирование остановок маршрутов должно быть выполнено в соответствии с региональными стандартами.
Подготовка информации для маломобильных граждан является ключевой проблемой для операторов услуг ГПТ. В этой области необходима поддержка регионального правительства.
Данные о движении пассажирских транспортных средств собираются в соответствии с форматом данных оператора услуги ГПТ с помощью таких устройств, как бортовой навигационно-связной блок, оснащенный модулями мобильной связи и спутниковой навигации (ГЛОНАСС).
Данные о дорожно-транспортных происшествиях хранят в системе управления транспортными средствами оператора ГПТ.
Там, где это применимо, собственные данные о местоположении пользователя транспортных услуг могут быть отправлены оператору услуги ГПТ для предоставления пользователю услуги навигации по маршруту.
А.2 Примеры функций оператора ГПТ в зарубежных странах
Функции оператора ГПТ отличаются в разных странах и городах. Подробные примеры для ознакомления с функциями оператора ГПТ во Франции и США показаны на рисунках А.2 и А.3 соответственно.
Рисунок А.2 - Пример использования функций
оператора услуги ГПТ во Франции
Рисунок А.3 - Пример использования функций
оператора услуги ГПТ в США
БИБЛИОГРАФИЯ
[1]
ИСО/МЭК 15944-7:2009
Информационные технологии. Представление деловых операций. Часть 7. Словарь электронного ведения дел
[2]
ИСО 9707:2008
Информация и документация. Статистические данные о печатании и распределении книг, газет, периодических изданий и электронных публикаций
[3]
ИСО/МЭК 11179-7:2019
Информационная технология. Регистры метаданных (MDR). Часть 7. Метамодель для регистрации набора данных
[4]
ИСО 19439:2006
Интеграция предприятия. Структура моделирования предприятия
[5]
ИСО 16091:2018
Системы космические. Интегрированная логистическая поддержка
[6]
ИСО 6707-2:2017
Строительство зданий и гражданское строительство. Словарь. Часть 2. Термины, относящиеся к контрактам
[7]
ИСО/МЭК 10164-1:1993
Информационные технологии. Взаимодействие открытых систем. Управление системами. Часть 1. Функция управления объектами
[8]
ISO/TR 25102:2008
Системы интеллектуальные транспортные. Архитектура системы. Шаблон проформы "Случай использования"
[9]
ISO/TR 17185-2:2015
Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 2. Каталог стандартов и данных на информацию для пользователей общественного транспорта и перекрестные ссылки
[10]
ISO/TR 17185-3:2015
Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 3. Случаи использования для систем планирования поездок и их интерпретация
УДК 656.02.006.354
ОКС 43.040.01
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, городской пассажирский транспорт, информирование пассажиров, информационная система, оператор услуг