Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.01.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.07.2021 N 640-ст. Взамен введен в действие
ГОСТ 30243.1-2021.
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", и
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710).
С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Документ
введен в действие с 01.01.2000.
Название документа
"ГОСТ 30243.1-97. Межгосударственный стандарт. Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия"
(введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.04.1999 N 111)
"ГОСТ 30243.1-97. Межгосударственный стандарт. Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия"
(введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.04.1999 N 111)
Постановлением Государственного
комитета Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
от 6 апреля 1999 г. N 111
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ ОТКРЫТЫЕ КОЛЕИ 1520 ММ ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Open hopper waggons of 1520 mm gauge for the loose
materials. General specifications
ГОСТ 30243.1-97
Дата введения
1 января 2000 года
1 РАЗРАБОТАН УкрНИИВ Министерства промышленной политики Украины
ВНЕСЕН Госстандартом Украины
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации и метрологии (протокол N 11-97 от 23 апреля 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 апреля 1999 г. N 111 межгосударственный стандарт ГОСТ 30243.1-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на вагоны-хопперы открытые (далее - вагоны), предназначенные для перевозки нетоксичных и неядовитых сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков, на магистральных железных дорогах, дорогах промышленных предприятий и строительства колеи 1520 мм.
Вагоны могут эксплуатироваться на тележках для железных дорог колеи 1435 мм и 1676 мм.
Стандарт не распространяется на вагоны для перевозки горячих скатышей и агломерата.
Требования к качеству продукции, изложенные в
4.1.1,
4.1.3,
4.2.1,
4.2.5 -
4.2.7,
4.2.10,
4.2.12,
4.3,
разделах 3,
5 -
8 настоящего стандарта, являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1205-73 Колодки чугунные тормозные для вагонов и тендеров железных дорог широкой колеи. Конструкция и основные размеры
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ 7409-90 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия для разработки технологий получения лакокрасочных покрытий
ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 9246-79 Приказом Ростехрегулирования от 09.02.2005 N 19-ст с 01.07.2005 введен в действие ГОСТ 9246-2004. | |
ГОСТ 9246-79 Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
ГОСТ 22253-76 Аппараты поглощающие пружинно-фрикционные для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 22780-93 утратил силу с 01.04.2016 в связи с истечением срока действия, установленного Приказом Росстандарта от 06.11.2015 N 1719-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33200-2014. | |
ГОСТ 22780-93 Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры
3 Основные параметры и размеры
Основные показатели вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в
таблице 1.
Наименование показателя | Значение показателя вагона |
для торфа | для сыпучих грузов | для охлажденного кокса |
Грузоподъемность, т, не менее | 58 | 68 | 59 |
Вместимость кузова, м3, не менее | 110 | 50 | 110 |
Конструкционная скорость, км/ч, не более | 120 | 120 | 120 |
| 1-Т | 1-ВМ | 1-Т |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 22780-93 утратил силу с 01.04.2016 в связи с истечением срока действия, установленного Приказом Росстандарта от 06.11.2015 N 1719-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33200-2014. | |
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 22780.
4 Общие технические требования
4.1.1 Вагоны должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий изготовителя.
4.1.2 Вагоны изготавливаются климатического исполнения У, категории 1 по
ГОСТ 15150. Другие виды климатических исполнений определяют в технических условиях на конкретные модели вагонов.
4.1.3 Вагоны должны быть оборудованы:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 9246-79 Приказом Ростехрегулирования от 09.02.2005 N 19-ст с 01.07.2005 введен в действие ГОСТ 9246-2004. | |
- двухосными тележками по ГОСТ 9246;
- автоматическим и стояночным тормозами.
Тормозная рычажная передача должна обеспечивать установку как композиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ 1205.
4.1.4 Вагоны оборудуются нижними разгрузочными люками с разгрузкой на обе стороны от пути.
4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям
4.2.1 Конструкции вагонов должны соответствовать требованиям действующих "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
4.2.2 Конструкция кузова и разгрузочных устройств вагонов должна обеспечивать погрузку и выгрузку грузов при соблюдении требований
ГОСТ 22235 на проведение погрузочных и разгрузочных работ и действующих нормативных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
4.2.3 Разгрузочные люки вагонов должны оборудоваться крышками. Крышки разгрузочных люков должны иметь лабиринтное или другое уплотнение, предотвращающее просыпание груза.
4.2.4 Механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков должен оборудоваться пневматическим приводом с блокирующим устройством. Пневмооборудование привода должно обеспечивать работу механизма при давлении сжатого воздуха в пневмомагистрали от 0,4 до 0,6 МПа
[1].
4.2.5 Несущие элементы конструкции вагонов (хребтовые, боковые, шкворневые и поперечные балки рам вагонов, стойки и обвязки кузова, несущие элементы рессорной подвески, несущие элементы рычажной передачи) должны изготавливаться из стали повышенной прочности по
ГОСТ 19281.
Применение новых материалов - в соответствии с "Нормами для расчетов и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
4.2.7 Для трубопроводов воздушных магистралей должны применяться трубы по
ГОСТ 8734;
ГОСТ 3262.
4.2.8 Сопрягаемые поверхности заклепочных и болтовых соединений должны быть загрунтованы. Местные неплотности между прилегающими плоскостями заклепочных соединений не более 1,5 мм. В зоне головки щуп 0,5 мм не должен доходить до стержня заклепки. Концы болтов болтовых соединений должны выступать не более чем на значение диаметра болта и не менее чем на два витка резьбы.
4.2.9 Подготовка сборочных единиц и деталей к сварке, выполнение сварочных работ - по действующей нормативной документации.
4.2.10 Подготовка поверхностей и окраска вагонов - по ГОСТ 7409. На внутренние поверхности кузова лакокрасочные покрытия не наносятся.
4.2.11 Цвет и материалы окраски - по требованиям нормативной документации на конкретные модели вагонов.
4.2.12 Внешний вид лакокрасочных покрытий окрашенных вагонов - по VII классу
ГОСТ 9.032.
4.3.1 В комплект поставки должны входить: вагон, модусные запасные части, технический паспорт, эксплуатационная документация по
ГОСТ 2.601, ремонтная документация по
ГОСТ 2.602, а также другая техническая документация в номенклатуре и объеме, согласованных между изготовителем и заказчиком (потребителем).
4.3.2 По согласованию между изготовителем и заказчиком (потребителем) модусные запасные части прилагаются к партии вагонов, отправляемых в один адрес.
4.4.1 На каждом вагоне в местах, установленных рабочими чертежами, должна быть нанесена маркировка, содержащая:
- номер вагона по системе нумерации заказчика (потребителя) или предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность;
- массу тары;
- вместимость кузова;
- дату изготовления вагона;
- другие знаки и надписи по требованию заказчика (потребителя).
4.4.2 На наружной боковой поверхности хребтовой балки вагона должна быть прикреплена табличка с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, даты изготовления и порядкового номера по системе нумерации предприятия-изготовителя.
4.5 Требования надежности
4.5.1 Требования надежности устанавливаются техническими условиями на конкретные модели вагонов.
4.5.2 Требования надежности комплектующих сборочных единиц и деталей вагонов - в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти изделия.
5 Требования безопасности и охраны окружающей среды
5.1 Конструкция вагонов и их узлов, расположение оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала, доступ при обслуживании, осмотре и ремонте, и соответствовать требованиям
ГОСТ 12.2.003, действующим "Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта"
[2], требованиям технических условий на конкретные модели вагонов.
5.2 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных режимах эксплуатации не должно превышать допустимых значений, установленных "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
5.3 Ходовые качества и устойчивость вагонов должны соответствовать требованиям "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
5.4 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами в соответствии с "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1] на обеспечение прохода и сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода без саморасцепа на сортировочной горке.
5.5 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать расчетные показатели, установленные "Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
5.6 Усилие на штурвале привода стояночного тормоза - не более 300 Н.
5.7 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями, лестницами, подножками и поручнями для составителей поездов, а также приспособлениями для крепления сигнальных устройств. Крепление поручней, лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки должны исключать скольжение ног.
5.8 Конструкции вагонов должны допускать подъем кузова домкратами как в порожнем, так и груженом состоянии в соответствии с требованиями "Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1].
5.9 Вагоны должны быть оборудованы кронштейнами (скобами) для подтягивания.
5.10 Блокирующие и стопорные устройства должны исключать самопроизвольные срабатывания механизма разгрузки или перемещение подвижных частей и располагаться в местах, доступных для осмотра.
5.11 Органы управления (штурвалы, переключатели и т.п.) должны иметь схемы и надписи, указывающие последовательность управления.
Органы управления должны располагаться на расстоянии не менее 0,15 м от незакрытых движущихся частей конструкции. Детали органов управления (обод штурвала, конец рукоятки и т.п.) в любом положении должны находиться на расстоянии не менее 0,04 м от неподвижных элементов конструкции или защитных средств.
5.12 Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства (скобы и т.п.), предотвращающие падение ее деталей на путь.
5.13 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран, сигнальный отросток автосцепки, ручка оттормаживающей цепочки и разобщительный кран должны быть окрашены в красный цвет.
5.14 Головки соединительных рукавов и концевые краны разгрузочной магистрали должны быть окрашены в голубой цвет.
5.15 Требования безопасности к комплектующим изделиям - в соответствии со стандартами и техническими условиями на эти изделия.
5.16 Конструкция вагонов при соблюдении потребителем правил технической эксплуатации не должна допускать выбросов (потерь) грузов в процессе движения, приводящих к образованию взвешенной в воздухе пыли с уровнем концентрации, превышающем предельно допустимые значения, установленные национальными нормативными документами по охране здоровья людей и природы.
6.1 Для проверки соответствия выпускаемых вагонов требованиям настоящего стандарта, технических условий и технической документации предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные, периодические, типовые и сертификационные испытания.
6.2 Соответствие опытных образцов вагонов требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации проверяется при проведении приемочных испытаний по
ГОСТ 15.001.
6.4 Периодическим испытаниям подвергается один изготовленный в контролируемом периоде вагон каждой модели, выдержавший приемо-сдаточные испытания. При периодических испытаниях контролируется соответствие вагона требованиям
4.1.3,
4.1.4,
4.2.3 -
4.2.12,
4.4.1,
4.4.2,
4.5.1,
5.7,
5.9 -
5.14 настоящего стандарта.
Периодические испытания проводятся через три года после начала серийного производства и далее не реже, чем один раз в три года по программе, согласованной с заказчиком вагона.
6.5 Типовым испытаниям подвергается вагон после внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления для оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений.
Решение о необходимости проведения типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию с заказчиком.
Типовые испытания проводятся по программе, согласованной с заказчиком.
6.6 Сертификационные испытания проводят для проверки соответствия вагона обязательным требованиям настоящего стандарта согласно документам национальной системы сертификации страны-изготовителя.
6.7 Испытания всех видов должны проводиться при нормальных значениях климатических факторов по
ГОСТ 15150.
7.1 Изготавливаемые составные части вагонов и вагоны в целом должны быть проверены на соответствие требованиям стандартов, технических условий и чертежей при проведении технического контроля.
7.2 При контроле вагонов должны применяться поверенные и аттестованные измерительные приборы, приспособления и инструмент, обеспечивающие заданную точность измерений.
7.3 Грузоподъемность, конструкционная скорость, соответствие "Нормам для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)"
[1] (
раздел 3,
4.2.1,
5.2 -
5.6,
5.8) должны контролироваться расчетными и экспериментальными методами при испытаниях по
6.2,
6.5,
6.6.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 22780-93 утратил силу с 01.04.2016 в связи с истечением срока действия, установленного Приказом Росстандарта от 06.11.2015 N 1719-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33200-2014. | |
7.4 Нагрузка от колесной пары на рельсы по ГОСТ 22780 и вместимость кузова
(раздел 3) контролируются расчетным методом при испытаниях по
6.2 и
6.5.
7.5 Габариты по ГОСТ 9238
(раздел 3) контролируются экспериментальным методом путем пропуска вагонов через габаритную рамку при испытаниях по
6.2 -
6.6.
7.6 Показатели надежности контролируются при испытаниях по
6.4 расчетно-экспериментальным методом - по данным статистического учета технического состояния вагонов, собранным в процессе их эксплуатации или ремонта.
Номенклатура показателей определяется программой испытаний.
7.9 Оценка выполнения требований безопасности и охраны окружающей среды
(раздел 5) проводится при испытаниях по
6.2,
6.6 путем сравнения фактических показателей с нормативами
ГОСТ 12.2.003, настоящего стандарта и другой нормативной документации.
7.10 Общие требования к методам определения загрязняющих веществ - по
ГОСТ 17.2.4.02.
8 Указания по эксплуатации
8.1 Вагоны должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами технической эксплуатации подвижного состава на сети дорог и нормативной документации на конкретные модели вагонов. Требования к условиям погрузки, разгрузки и перевозки грузов - по
ГОСТ 22235.
8.2 Не допускается использовать для перемещения вагонов его элементы, кроме специально предназначенных для этих целей.
8.3 Не допускается замена в эксплуатации элементов вагонов другими, отличающимися по конструкции и материалам от предусмотренных в чертежах предприятия-изготовителя, без согласования с ним.
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем установленных правил эксплуатации, обслуживания и ремонта.
9.2 Гарантийные сроки эксплуатации - по техническим условиям на конкретные модели вагонов, но не менее 18 мес.
9.3 Гарантийные сроки на сменяемые сборочные единицы, детали и комплектующие изделия для вагонов должны устанавливаться соответствующими нормативными документами.
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) - МПС, Минтяжмаш, М., 1983
[2] Типовые требования по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта - Минтяжмаш, М., 1967.
УДК 629.463.66:006.354 | | | |
Ключевые слова: вагоны-хопперы открытые, конструкция, груз, тележка, тормоз, колесная пара, люки |