Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.07.2022 в связи с изданием
Приказа Росстандарта от 27.10.2021 N 1352-ст. Взамен введен в действие
ГОСТ 21743-2021.
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012) (
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.07.2023 N 109).
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Документ
введен в действие с 01.01.1978.
Название документа
"ГОСТ 21743-76. Межгосударственный стандарт. Масла авиационные. Технические условия"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.04.1976 N 921)
(ред. от 01.04.1996)
"ГОСТ 21743-76. Межгосударственный стандарт. Масла авиационные. Технические условия"
(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.04.1976 N 921)
(ред. от 01.04.1996)
Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного
комитета стандартов Совета
Министров СССР
от 26 апреля 1976 г. N 921
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА АВИАЦИОННЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Aviation oils. Specifications
ГОСТ 21743-76
| | Список изменяющих документов (в ред. Изменения N 1, утв. в феврале 1979 г., Изменения N 2, утв. в июне 1980 г., Изменения N 3, утв. в августе 1982 г., Изменения N 4, утв. в августе 1984 г., Изменения N 5, утв. в ноябре 1986 г., Изменения N 6, утв. в сентябре 1987 г., Изменения N 7, утв. в апреле 1996 г.) | |
Группа Б21
ОКП 02 5311
Дата введения
1 января 1978 года
1. Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
Разработчики: В.М. Школьников, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; В.В. Крылов, канд. техн. наук; Б.В. Грязнов, канд. техн. наук; С.А. Бнатов, канд. хим. наук (руководители темы); Л.А. Ковалева.
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26.04.1976 N 921.
Изменение N 7 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 8 от 12.10.1995).
За принятие проголосовали:
────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────
Наименование государства│ Наименование национального органа стандартизации
────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
Республика Беларусь │Госстандарт Беларуси
Республика Казахстан │Госстандарт Республики Казахстан
Республика Молдова │Молдовастандарт
Республика Таджикистан │Таджикгосстандарт
Российская Федерация │Госстандарт России
Туркменистан │Главная государственная инспекция Туркменистана
Украина │Госстандарт Украины
3. Ссылочные нормативно-технические документы
──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────
Обозначение НТД, на который дана ссылка │ Номер пункта, подпункта
──────────────────────────────────────────┼────────────────────────────────
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 1057-88 утратил силу с 1 июля 2016 года в связи с введением
4. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93).
5. Переиздание (июнь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, утвержденными в феврале 1979 г., июне 1980 г., августе 1982 г., августе 1984 г., ноябре 1986 г., сентябре 1987 г. и апреле 1996 г. (ИУС 4-79, 8-80, 12-82, 11-84, 2-87, 12-87, 7-96).
Настоящий стандарт распространяется на авиационные масла без присадок селективной очистки.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в
разд. 2.
(Измененная редакция, Изм. N 7).
1.1. В зависимости от кинематической вязкости при 100 °C, качества сырья и технологии получения масел устанавливаются марки авиационных масел:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст абзаца дан в соответствии с официальным текстом документа. | |
МС-14, МС-20 - масла авиационные селективной очистки, вырабатываемые из маслосернистых парафиновых и беспарафиновых нефтей.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Авиационные масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту и из сырья, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших государственные испытания на авиационных двигателях с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям авиационные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
───────────────────────┬──────────────────────────────────────┬───────────────
Наименование │ Значение для масла марки │ Метод
показателя ├────────────┬────────────┬────────────┤ испытания
│ МС-14 │ МС-20 │ МС-20 │
│ первого │ первого │ высшего │
│ сорта ОКП │ сорта ОКП │ сорта ОКП │
│02 5311 0103│02 5311 0102│02 5311 0101│
───────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────────
1. Вязкость │ 14 │ 20,5 │ 20,5 │ По ГОСТ 33
кинематическая при │ │ │ │
100 °C, мм2/с (сСт), │ │ │ │
не менее │ │ │ │
2. Индекс вязкости, │ 85 │ 80 │ 85 │ По
ГОСТ 25371
не менее │ │ │ │
3. Коксуемость, %, │ 0,45 │ 0,29 │ 0,27 │ По
ГОСТ 19932
не более │ │ │ │
4. Кислотное число, │ 0,25 │ 0,03 │ 0,03 │ По
ГОСТ 5985
мг KOH на 1 г масла, │ │ │ │
не более │ │ │ │
5. Зольность, %, │ 0,003 │ 0,003 │ 0,003 │ По
ГОСТ 1461
не более │ │ │ │
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
ГОСТ 1057-88 утратил силу с 1 июля 2016 года в связи с введением
6. Содержание │ Отсутствие │ По ГОСТ 6350
селективных │ │(для нитро-
растворителей │ │бензола или
│ │по ГОСТ 1057
│ │для фенола
│ │или крезола)
водорастворимых │ │
кислот и щелочей │ │
механических примесей │ │
10. Температура │ 215 │ 265 │ 270 │ По
ГОСТ 4333
вспышки, определяемая │ │ │ │
в открытом тигле, °C, │ │ │ │
не ниже │ │ │ │
застывания, °C, не выше│ │ │ │
колориметре ЦНТ, │ │ │ │
единицы ЦНТ, не более │ │ │ │
13. Термоокислительная│ 20 │ 18 │ 18 │ По ГОСТ 23175
стабильность при │ │ │ │
250 °C, мин, не менее │ │ │ │
14. Коррозионность │ 60 │ 18 │ 18 │ По ГОСТ 20502,
на пластинках из свинца│ │ │ │метод Б
марок С-1 или С-2 │ │ │ │
по ГОСТ 3778-77, г/м2, │ │ │ │
не более │ │ │ │
15. Плотность при │ 0,890 │ 0,897 │ 0,897 │ По
ГОСТ 3900
20 °C, г/см3, не более │ │ │ │
(Измененная редакция, Изм. N 5, 6, 7).
2.3. (Исключен, Изм. N 5).
3.1. Авиационные масла принимают партиями. Партией считается любое количество масла, однородного по показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
3.4. При разногласиях в оценке качества авиационных масел между потребителем и изготовителем арбитражный анализ масел должен выполняться в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.
(Введен дополнительно, Изм. N 7).
4.1. Пробы авиационных масел отбирают по
ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы - 2 дм3 масла каждой марки.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по
ГОСТ 1510.
5.2. (Исключен, Изм. N 7).
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие авиационных масел требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения авиационных масел - пять лет со дня изготовления.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
7.1. При работе с авиационными маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.
7.2. Температура воспламенения авиационных масел составляет: нижний предел 228 °C, верхний предел 254 °C.
7.3. При разливе авиационного масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
7.4. В помещении для хранения авиационных масел запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
7.5. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
7.6. При загорании авиационных масел применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
7.7. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе производственного помещения, определяемая прибором УГ-2, - 300 мг/м3.
7.8. Необходима герметизация оборудования, аппаратов, процессов слива и налива для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения. Помещение, в котором проводятся работы с авиационными маслами, должно быть снабжено приточной и вытяжной вентиляцией.