Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2011
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.07.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.08.2022 N 767-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 10289-2022.

Отдельные положения данного документа включены в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.07.2023 N 109).

Документ включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 N 180).

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Документ введен в действие с 01.01.1981.

Взамен ГОСТ 10289-62.
Название документа
"ГОСТ 10289-79. Межгосударственный стандарт. Масло для судовых газовых турбин. Технические условия"
(введен Постановлением Госстандарта СССР от 21.05.1979 N 1786)
(ред. от 01.06.1990)


"ГОСТ 10289-79. Межгосударственный стандарт. Масло для судовых газовых турбин. Технические условия"
(введен Постановлением Госстандарта СССР от 21.05.1979 N 1786)
(ред. от 01.06.1990)


Содержание


Введен
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 21 мая 1979 г. N 1786
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Oil for marine gas turbines. Specifications
ГОСТ 10289-79
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. в марте 1982 г.,
Изменения N 2, утв. в мае 1985 г.,
Изменения N 3, утв. в июне 1990 г.)
Группа Б23
МКС 75.100
ОКП 02 5371 0900
Взамен
ГОСТ 10289-62
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 мая 1979 г. N 1786 дата введения установлена
1 января 1981 года
Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
Издание (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85, 9-90).
Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками, применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Масло для судовых газовых турбин должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя
Норма
Метод испытания
1. Вязкость кинематическая, м2/с (сСт):
при 50 °C
(7,0 - 9,6)·10-6
при 20 °C, не более
(7,0 - 9,6)
30·10-6
(30)
2. Индекс вязкости, не менее
40
3. Кислотное число, мг KOH на 1 г масла, не более
0,02
4. Зольность, %, не более
0,005
5. Температура застывания, °C, не выше
Минус 45
6. Стабильность против окисления:
По ГОСТ 981-75 и п. 4.2 настоящего стандарта
массовая доля осадка после окисления, %, не более
0,20
кислотное число окисленного масла, мг KOH на 1 г масла, не более
0,65
7. (Исключен, Изм. N 3)
8. Содержание механических примесей
Отсутствие
9. Содержание воды
"
10. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °C, не ниже
135
11, 12. (Исключены, Изм. N 3)
13. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более
1,5
14. Плотность при 20 °C, г/см3 (кг/м3), не более
0,905
(905)
Примечания:
1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном для экспорта.
2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °C, температура самовоспламенения - 270 °C.
2.2. В помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
При вскрытии тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
2.3. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар.
2.4. По степени воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.5. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования, аппаратов.
Помещение, в котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией.
2.6. При работе с маслом применяют индивидуальные средства защиты.
При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Масло для судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом о качестве.
3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.4. (Исключен, Изм. N 3).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Отбор проб масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для объединенной пробы берут 2 дм3 масла.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. Определение стабильности против окисления
Заполненные приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170 +/- 1) °C, и выдерживают при этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см3/мин.
По окончании испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см3 каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы вместимостью 150 см3, а для определения кислотного числа - по 5 г с погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см3.
При определении осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см3 технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105 +/- 5) °C до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г.
Массовую долю осадка после окисления (X) в процентах вычисляют по формуле
где m1 - масса осадка, г;
m - масса окисленного масла, г.
Определение кислотного числа - по ГОСТ 5985-79.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3. (Исключен, Изм. N 3).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 1510-84.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления.
6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).