Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2005
Примечание к документу
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Документ введен в действие с 1 июля 1988 года.
Название документа
"ГОСТ 27459-87. Межгосударственный стандарт. Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1987 N 4052)


"ГОСТ 27459-87. Межгосударственный стандарт. Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1987 N 4052)


Содержание


Введен в действие
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 28 октября 1987 г. N 4052
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
МАШИННАЯ ГРАФИКА
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions
ГОСТ 27459-87
Группа Э00
МКС 01.040.35
35.140
ОКСТУ 4001
Дата введения
1 июля 1988 года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве Государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта
ГОСТ 13820-77
Вводная часть
То же
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл. 2 и 3.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.
Таблица 1
Термин
Определение
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
1.
Машинная графика
Computer graphics
Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные
2.
Линейная графика
Line graphics
Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных
3.
Растровая графика
Raster graphics
Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам
4.
Команда визуализации
Display command
Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.
Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных
5.
Абсолютная команда визуализации
Absolute command
Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты
6.
Относительная команда визуализации
Relative command
Команда визуализации, в которой используются относительные координаты
7.
Адресуемость
Addressability
Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства
8.
Адресуемая позиция
Addressable point
Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ
9.
Закодированное изображение
Coded image
Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ
10.
Абсолютная координата
Absolute coordinate
Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат
11.
Относительная координата
Relative coordinate
Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке
12.
Инкрементальная координата
Incremental coordinate
Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета
13.
Координата пользователя
User coordinate
Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств
14.
Мировая координата
World coordinate
Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных
15.
Координата устройства
Device coordinate
Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства
16.
Нормированная координата
Normalized device coordinate
Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.
Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство
17.
Примитив вывода
Output primitive
Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.
Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов
18.
Невидимая линия
Hidden line
Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта
19.
Каркасное представление
Wire frame representation
Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет
20.
Сегмент
Segment
Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.
Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода
21.
Маркер
Marker
Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации
22.
Примитив ввода
Input primitive
Совокупность данных, полученных от устройств ввода.
Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций
23.
Виртуальное пространство
Virtual space
Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ
24.
Визуализация
Display
Визуальное представление данных
25.
Изображение
Display image
Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации
26.
Мягкая копия
Soft copy
Несохраняемое изображение графических данных
27.
Физическое пространство
Device space
Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства
28.
Пространство визуализации
Display space
Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений
29.
Пиксель
Pixel
Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения
30.
Абсолютный вектор
Absolute vector
Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах
31.
Относительный вектор
Incremental vector
Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки
32.
Величина инкремента
Increment size
Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации
33.
Растровая единица
Raster unit
Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей
34.
Шаг графопостроителя
Plotter step size
Величина инкремента на графопостроителе
35.
Гашение изображения
Blanking
Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов
36.
Мерцание изображения
Blinking
Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов
37.
Мигание изображения
Flicker
Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.
Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана
38.
Заворачивание изображения
Wraparound
Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
39.
Поверхность визуализации
Display surface
Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения.
Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе
40.
Графический терминал
Display console
Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода
41.
Растровый дисплей
Raster display device
Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики
42.
Векторный дисплей
Directed beam display device
Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой
43.
Запоминающая электроннолучевая трубка
Storage tube
По ГОСТ 13820
44.
Плазменная панель
Plasma panel
Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.
Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации
45.
Барабанный графопостроитель
Drum plotter
Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане
46.
Планшетный графопостроитель
Flatbed plotter
Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных
47.
Растровый графопостроитель
Raster plotter
Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода
48.
Электростатический графопостроитель
Electrostatic plotter
Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов
49.
Пишущий узел графопостроителя
Plotting head
Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации
50.
Генератор символов
Character generator
Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое
51.
Штриховой генератор символов
Stroke character generator
Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий
52.
Точечный генератор символов
Dot matrix character generator
Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек
53.
Генератор кривых
Curve generator
Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое
54.
Генератор векторов
Vector generator
Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий
55.
Устройство ввода позиций УВП
Locator
Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции
56.
Шаровой указатель
Control ball
Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции
57.
Рычажный указатель
Joy-stick
Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции
58.
Устройство типа "колесо"
"Колесо"
Tumb wheel
Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.
Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции
59.
Устройство типа "мышь"
"Мышь"
"Mouse"
Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.
Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес
60.
Планшет
Tablet
Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения
61.
Устройство указания
Pick device
Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента
62.
Световое перо
Light-pen
Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации
63.
Световая кнопка
Light button
Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания
64.
Устройство ввода чисел
Valuator
Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.
Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр
65.
Устройство ввода альтернативы
Choice device
Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив.
Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура
66.
Устройство ввода последовательности позиций
Stroke device
Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода.
Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
67.
Повторная генерация изображения
Image regeneration
Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти
68.
Регенерация
Refresh
Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым
69.
Частота регенерации
Refresh rate
Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с
70.
Эхо
Echo
Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода
71.
Курсор
Cursor
Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция
72.
Трассировка
Tracking
Перемещение символа трассировки
73.
Символ трассировки
Tracking symbol
Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции
74.
Указание световым пером
Light-pen detection
Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации
75.
Символ прицеливания
Aiming symbol
Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера
76.
Обнаруживаемый элемент
Detectable element
Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания
77.
Метод резиновой нити
Rubber-banding
Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными
78.
Рисование
Inking
Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге
79.
Метод буксировки
Dragging
Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций
80.
Выделение
Highlighting
Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов
81.
Перенос
Translating
Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор
82.
Масштабирование
Scaling
Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.
Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям
83.
Поворот
Rotation
Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси
84.
Зеркальное отражение
Mirroring
Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации
85.
Окно
Window
Заданная часть виртуального пространства
86.
Поле вывода
Viewport
Заданная часть пространства визуализации
87.
Видовое преобразование
Viewing transformation
Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода
88.
Отсечение
Clipping
Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области
89.
Экранирование
Schielding
Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области
90.
Прокручивание
Scrolling
Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают
91.
Вертикальное прокручивание
Rolling
Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз
92.
Трансфокация
Zooming
Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.
Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям
93.
Кувыркание
Tumbling
Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве
94.
Панорамирование
Panning
Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.
Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода
95.
Фоновое изображение
Background image
Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций
96.
Накладываемое изображение
Foreground image
Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях
97.
Типовая форма
Form overlay
Бланк, применяемый в качестве основного изображения.
Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту
98.
Визуализация типовой формы
Form flash
Визуальное представление типовой формы
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 2
Термин
Номер термина
Адресуемость
Вектор абсолютный
Вектор относительный
Величина инкремента
Визуализация
Визуализация типовой формы
Выделение
Гашение изображения
Генератор векторов
Генератор кривых
Генератор символов
Генератор символов точечный
Генератор символов штриховой
Генерация изображения повторная
Графика линейная
Графика машинная
Графика растровая
Графопостроитель барабанный
Графопостроитель планшетный
Графопостроитель растровый
Графопостроитель электростатический
Дисплей векторный
Дисплей растровый
Единица растровая
Заворачивание изображения
Изображение
Изображение закодированное
Изображение накладываемое
Изображение фоновое
Кнопка световая
"Колесо"
Команда визуализации
Команда визуализации абсолютная
Команда визуализации относительная
Координата абсолютная
Координата инкрементальная
Координата мировая
Координата нормированная
Координата относительная
Координата пользователя
Координата устройства
Копия мягкая
Кувыркание
Курсор
Линия невидимая
Маркер
Масштабирование
Мерцание изображения
Метод буксировки
Метод резиновой нити
Мигание изображения
"Мышь"
Окно
Отражение зеркальное
Отсечение
Панель плазменная
Панорамирование
Перенос
Перо световое
Пиксель
Планшет
Поверхность визуализации
Поворот
Позиция адресуемая
Поле вывода
Представление каркасное
Преобразование видовое
Примитив ввода
Примитив вывода
Прокручивание
Прокручивание вертикальное
Пространство визуализации
Пространство виртуальное
Пространство физическое
Регенерация
Рисование
Сегмент
Символ прицеливания
Символ трассировки
Терминал графический
Трансфокация
Трассировка
Трубка запоминающая электронно-лучевая
УВП
Узел графопостроителя пишущий
Указание световым пером
Указатель рычажный
Указатель шаровой
Устройство ввода альтернативы
Устройство ввода позиций
Устройство ввода последовательности позиций
Устройство ввода чисел
Устройство типа "колесо"
Устройство типа "мышь"
Устройство указания
Форма типовая
Частота регенерации
Шаг графопостроителя
Экранирование
Элемент обнаруживаемый
Эхо
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин
Номер термина
Absolute command
Absolute coordinate
Absolute vector
Addressability
Addressable point
Aiming symbol
Background image
Blanking
Blinking
Character generator
Choice device
Clipping
Coded image
Computer graphics
Control ball
Cursor
Curve generator
Detectable element
Device coordinate
Device space
Directed beam display device
Display
Display command
Display console
Display image
Display space
Display surface
Dot matrix character generator
Dragging
Drum plotter
Echo
Electrostatic plotter
Flatbed plotter
Flicker
Foreground image
Form flash
Form overlay
Hidden line
Highlighting
Image regeneration
Incremental coordinate
Incremental vector
Increment size
Inking
Input primitive
Joy-stick
Light button
Light-pen
Light-pen detection
Line graphics
Locator
Marker
Mirroring
"Mouse"
Normalized device coordinate
Output primitive
Panning
Pick device
Pixel
Plasma panel
Plotter step size
Plotting head
Raster display device
Raster graphics
Raster plotter
Raster unit
Refresh
Refresh rate
Relative command
Relative coordinate
Rolling
Rotation
Rubber-banding
Scaling
Schielding
Scrolling
Segment
Soft copy
Storage tube
Stroke character generator
Stroke device
Tablet
Tracking
Tracking symbol
Translating
Tumbling
Tumb wheel
User coordinate
Valuator
Vector generator
Viewing transformation
Viewport
Virtual space
Window
Wire frame representation
World coordinate
Wraparound
Zooming