Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 13820-77 | |
Вводная часть | |
То же |
Термин | Определение | |
Машинная графика Computer graphics | Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные | |
Линейная графика Line graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных | |
Растровая графика Raster graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам | |
Команда визуализации Display command | Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных | |
Абсолютная команда визуализации Absolute command | Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты | |
Относительная команда визуализации Relative command | Команда визуализации, в которой используются относительные координаты | |
Адресуемость Addressability | Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства | |
Адресуемая позиция Addressable point | Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами | |
Закодированное изображение Coded image | Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ | |
Абсолютная координата Absolute coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат | |
Относительная координата Relative coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке | |
Инкрементальная координата Incremental coordinate | Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета | |
Координата пользователя User coordinate | Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств | |
Мировая координата World coordinate | Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных | |
Координата устройства Device coordinate | Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства | |
Нормированная координата Normalized device coordinate | Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство | |
Примитив вывода Output primitive | Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов | |
Невидимая линия Hidden line | Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта | |
Каркасное представление Wire frame representation | Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет | |
Сегмент Segment | Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода | |
Маркер Marker | Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации | |
Примитив ввода Input primitive | Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций | |
Виртуальное пространство Virtual space | Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств | |
Визуализация Display | Визуальное представление данных | |
Изображение Display image | Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации | |
Мягкая копия Soft copy | Несохраняемое изображение графических данных | |
Физическое пространство Device space | Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства | |
Пространство визуализации Display space | Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений | |
Пиксель Pixel | Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения | |
Абсолютный вектор Absolute vector | Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах | |
Относительный вектор Incremental vector | Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки | |
Величина инкремента Increment size | Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации | |
Растровая единица Raster unit | Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей | |
Шаг графопостроителя Plotter step size | Величина инкремента на графопостроителе | |
Гашение изображения Blanking | Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов | |
Мерцание изображения Blinking | Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов | |
Мигание изображения Flicker | Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана | |
Заворачивание изображения Wraparound | Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства | |
Поверхность визуализации Display surface | Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения. Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе | |
Графический терминал Display console | Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода | |
Растровый дисплей Raster display device | Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики | |
Векторный дисплей Directed beam display device | Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой | |
Запоминающая электроннолучевая трубка Storage tube | По ГОСТ 13820 | |
Плазменная панель Plasma panel | Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации | |
Барабанный графопостроитель Drum plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане | |
Планшетный графопостроитель Flatbed plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных | |
Растровый графопостроитель Raster plotter | Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода | |
Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter | Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов | |
Пишущий узел графопостроителя Plotting head | Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации | |
Генератор символов Character generator | Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое | |
Штриховой генератор символов Stroke character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий | |
Точечный генератор символов Dot matrix character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек | |
Генератор кривых Curve generator | Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое | |
Генератор векторов Vector generator | Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий | |
Устройство ввода позиций УВП Locator | Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции | |
Шаровой указатель Control ball | Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции | |
Рычажный указатель Joy-stick | Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции | |
Устройство типа "колесо" "Колесо" Tumb wheel | Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции | |
Устройство типа "мышь" "Мышь" "Mouse" | Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа "мышь" используют шар или пару колес | |
Планшет Tablet | Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения | |
Устройство указания Pick device | Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента | |
Световое перо Light-pen | Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации | |
Световая кнопка Light button | Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания | |
Устройство ввода чисел Valuator | Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа "колесо", потенциометр | |
Устройство ввода альтернативы Choice device | Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура | |
Устройство ввода последовательности позиций Stroke device | Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью | |
Повторная генерация изображения Image regeneration | Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти | |
Регенерация Refresh | Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым | |
Частота регенерации Refresh rate | Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с | |
Эхо Echo | Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода | |
Курсор Cursor | Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция | |
Трассировка Tracking | Перемещение символа трассировки | |
Символ трассировки Tracking symbol | Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции | |
Указание световым пером Light-pen detection | Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации | |
Символ прицеливания Aiming symbol | Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера | |
Обнаруживаемый элемент Detectable element | Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания | |
Метод резиновой нити Rubber-banding | Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными | |
Рисование Inking | Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге | |
Метод буксировки Dragging | Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций | |
Выделение Highlighting | Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов | |
Перенос Translating | Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор | |
Масштабирование Scaling | Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям | |
Поворот Rotation | Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси | |
Зеркальное отражение Mirroring | Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации | |
Окно Window | Заданная часть виртуального пространства | |
Поле вывода Viewport | Заданная часть пространства визуализации | |
Видовое преобразование Viewing transformation | Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода | |
Отсечение Clipping | Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области | |
Экранирование Schielding | Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области | |
Прокручивание Scrolling | Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают | |
Вертикальное прокручивание Rolling | Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз | |
Трансфокация Zooming | Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям | |
Кувыркание Tumbling | Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве | |
Панорамирование Panning | Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода | |
Фоновое изображение Background image | Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций | |
Накладываемое изображение Foreground image | Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях | |
Типовая форма Form overlay | Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту | |
Визуализация типовой формы Form flash | Визуальное представление типовой формы | |
Термин | Номер термина |
Адресуемость | |
Вектор абсолютный | |
Вектор относительный | |
Величина инкремента | |
Визуализация | |
Визуализация типовой формы | |
Выделение | |
Гашение изображения | |
Генератор векторов | |
Генератор кривых | |
Генератор символов | |
Генератор символов точечный | |
Генератор символов штриховой | |
Генерация изображения повторная | |
Графика линейная | |
Графика машинная | |
Графика растровая | |
Графопостроитель барабанный | |
Графопостроитель планшетный | |
Графопостроитель растровый | |
Графопостроитель электростатический | |
Дисплей векторный | |
Дисплей растровый | |
Единица растровая | |
Заворачивание изображения | |
Изображение | |
Изображение закодированное | |
Изображение накладываемое | |
Изображение фоновое | |
Кнопка световая | |
"Колесо" | |
Команда визуализации | |
Команда визуализации абсолютная | |
Команда визуализации относительная | |
Координата абсолютная | |
Координата инкрементальная | |
Координата мировая | |
Координата нормированная | |
Координата относительная | |
Координата пользователя | |
Координата устройства | |
Копия мягкая | |
Кувыркание | |
Курсор | |
Линия невидимая | |
Маркер | |
Масштабирование | |
Мерцание изображения | |
Метод буксировки | |
Метод резиновой нити | |
Мигание изображения | |
"Мышь" | |
Окно | |
Отражение зеркальное | |
Отсечение | |
Панель плазменная | |
Панорамирование | |
Перенос | |
Перо световое | |
Пиксель | |
Планшет | |
Поверхность визуализации | |
Поворот | |
Позиция адресуемая | |
Поле вывода | |
Представление каркасное | |
Преобразование видовое | |
Примитив ввода | |
Примитив вывода | |
Прокручивание | |
Прокручивание вертикальное | |
Пространство визуализации | |
Пространство виртуальное | |
Пространство физическое | |
Регенерация | |
Рисование | |
Сегмент | |
Символ прицеливания | |
Символ трассировки | |
Терминал графический | |
Трансфокация | |
Трассировка | |
Трубка запоминающая электронно-лучевая | |
УВП | |
Узел графопостроителя пишущий | |
Указание световым пером | |
Указатель рычажный | |
Указатель шаровой | |
Устройство ввода альтернативы | |
Устройство ввода позиций | |
Устройство ввода последовательности позиций | |
Устройство ввода чисел | |
Устройство типа "колесо" | |
Устройство типа "мышь" | |
Устройство указания | |
Форма типовая | |
Частота регенерации | |
Шаг графопостроителя | |
Экранирование | |
Элемент обнаруживаемый | |
Эхо |
Термин | Номер термина |
Absolute command | |
Absolute coordinate | |
Absolute vector | |
Addressability | |
Addressable point | |
Aiming symbol | |
Background image | |
Blanking | |
Blinking | |
Character generator | |
Choice device | |
Clipping | |
Coded image | |
Computer graphics | |
Control ball | |
Cursor | |
Curve generator | |
Detectable element | |
Device coordinate | |
Device space | |
Directed beam display device | |
Display | |
Display command | |
Display console | |
Display image | |
Display space | |
Display surface | |
Dot matrix character generator | |
Dragging | |
Drum plotter | |
Echo | |
Electrostatic plotter | |
Flatbed plotter | |
Flicker | |
Foreground image | |
Form flash | |
Form overlay | |
Hidden line | |
Highlighting | |
Image regeneration | |
Incremental coordinate | |
Incremental vector | |
Increment size | |
Inking | |
Input primitive | |
Joy-stick | |
Light button | |
Light-pen | |
Light-pen detection | |
Line graphics | |
Locator | |
Marker | |
Mirroring | |
"Mouse" | |
Normalized device coordinate | |
Output primitive | |
Panning | |
Pick device | |
Pixel | |
Plasma panel | |
Plotter step size | |
Plotting head | |
Raster display device | |
Raster graphics | |
Raster plotter | |
Raster unit | |
Refresh | |
Refresh rate | |
Relative command | |
Relative coordinate | |
Rolling | |
Rotation | |
Rubber-banding | |
Scaling | |
Schielding | |
Scrolling | |
Segment | |
Soft copy | |
Storage tube | |
Stroke character generator | |
Stroke device | |
Tablet | |
Tracking | |
Tracking symbol | |
Translating | |
Tumbling | |
Tumb wheel | |
User coordinate | |
Valuator | |
Vector generator | |
Viewing transformation | |
Viewport | |
Virtual space | |
Window | |
Wire frame representation | |
World coordinate | |
Wraparound | |
Zooming |