Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2007
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.01.2009.

Взамен ГОСТ 28837-90 (ИСО 4209-1-88).
Название документа
"ГОСТ ИСО 4209-1-2006. Межгосударственный стандарт. Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.05.2007 N 101-ст)

"ГОСТ ИСО 4209-1-2006. Межгосударственный стандарт. Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.05.2007 N 101-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 мая 2007 г. N 101-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ
(МЕТРИЧЕСКИЕ СЕРИИ)
ЧАСТЬ 1
ШИНЫ
Truck and bus tyres and rims (metric series). Part 1. Tyres
ISO 4209-1:2001
Truck and bus tyres and rims (metric series) - Part 1: Tyres
(IDT)
ГОСТ ИСО 4209-1-2006
Группа Л62
МКС 83.160.10
ОКП 25 2110
Дата введения
1 января 2009 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники", Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Научно-исследовательский институт шинной промышленности" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 30 от 7 декабря 2006 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения
AM
Минторгэкономразвития
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан
KZ
Госстандарт Республики Казахстан
Кыргызстан
KG
Кыргызстандарт
Молдова
MD
Молдова-Стандарт
Российская Федерация
RU
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
Узбекистан
UZ
Узстандарт
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-1:2001 "Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины" (ISO 4209-1:2001 "Truck and bus tyres and rims (metric series) - Part 1: Tyres").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении D
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. N 101-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4209-1-2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 28837-90 (ИСО 4209-1-88)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин метрических серий, предназначенных преимущественно для грузовых автомобилей и автобусов.
Стандарт распространяется на диагонально-опоясанные, диагональные и радиальные шины для грузовых автомобилей и автобусов, монтируемые на ободья с углом наклона посадочных полок 5° и 15° (глубокие ободья).
Стандарт может быть применим к шинам и ободьям других конструкций и типов, однако в этом случае следует включить в таблицы 4, 5 и 7 настоящего стандарта значения отношения ширины обода к ширине профиля шины K1 и K4, коэффициенты K2, K3 и CR и соответствующие коды конструкции шин.
Требования к ободьям установлены в ИСО 4209-2.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 4209-2:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья
ИСО 4223-1:1989 <*> Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины
--------------------------------
<*> Действует ИСО 4223-1:2002.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4223-1.
4. Обозначения шин
4.1. Основные положения
Обозначение шины должно быть нанесено на ее боковине и содержать расположенные рядом размеры, конструкционные характеристики по 4.2 и эксплуатационные характеристики по 4.3.
4.2. Размеры и конструкция
4.2.1 Маркировка
Размеры и конструкционные характеристики шин наносят следующим образом:
Номинальная ширина профиля
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине
Код конструкции шины
Код номинального диаметра обода
4.2.2 Номинальная ширина профиля
Номинальная ширина профиля шин должна быть выражена в миллиметрах.
Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона посадочных полок 5° и 15°, значения номинальной ширины профиля должны оканчиваться на 5.
4.2.3 Номинальное отношение высоты профиля к его ширине
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине (H/S) должно быть кратным 5 и выражено в процентах.
4.2.4 Код конструкции шин
Код конструкции шин должен быть следующим:
B - диагонально-опоясанная;
D или "-" - диагональная;
R - радиальная.
Примечание - Для новых конструкций шин будут установлены другие коды.
4.2.5 Номинальный диаметр обода
Номинальный диаметр обода и соответствующий ему код для ободьев с углом наклона посадочной полки 5° и глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° приведены в таблице 1.
Примечание - Ободья с углом наклона посадочной полки 15° применяют только для шин с индексом нагрузки 122 и более.
Таблица 1
Коды номинального диаметра обода
Код номинального диаметра обода с углом наклона посадочной полки
Номинальный диаметр обода Dr, мм
15°
10
-
254
12
-
305
13
-
330
14
-
356
15
-
381
16
-
406
17
-
432
-
17,5
445
18
-
457
-
19,5
495
20
-
508
-
20,5
521
22
-
559
-
22,5
572
24
-
610
-
24,5
622
Если существующие конструкции шин и новые конструкции ободьев или новые конструкции шин и существующие конструкции ободьев несовместимы, то для новых и перспективных конструкций ободьев номинальный диаметр обода должен быть выражен в миллиметрах.
4.3. Эксплуатационные характеристики
4.3.1 Маркировка
Характеристики наносят на боковине шины следующим образом:
Индекс нагрузки одинарной шины
Индекс нагрузки сдвоенной шины
Символ скорости
4.3.2 Индекс нагрузки
Индекс нагрузки - цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку, которую может выдержать шина при скорости, обозначенной на шине соответствующим символом скорости, в условиях эксплуатации, определенных изготовителем шины (таблица 2).
Таблица 2
Индексы нагрузки LI и соответствующие им нагрузки TLCC
Индекс нагрузки LI
Нагрузка TLCC, кг
0
46,0
1
46,2
2
47,5
3
48,7
4
50,0
5
51,5
6
53,0
7
54,5
8
56,0
9
58,0
10
60,0
11
61,5
12
63,0
13
65,0
14
67,0
15
69,0
16
71,0
17
73,0
18
75,0
19
77,5
20
80,0
21
82,5
22
85,0
23
87,5
24
90,0
25
92,5
26
95,0
27
97,5
28
100,0
29
103,0
30
106,0
31
109,0
32
112,0
33
115,0
34
118,0
35
121,0
36
125,0
37
128,0
38
132,0
39
136,0
40
140,0
41
145,0
42
150,0
43
155,0
44
160,0
45
165,0
46
170,0
47
175,0
48
180,0
49
185,0
50
190,0
51
195,0
52
200,0
53
206,0
54
212,0
55
218,0
56
224,0
57
230,0
58
236,0
59
243,0
60
250,0
61
257,0
62
265,0
63
272,0
64
280,0
65
290,0
66
300,0
67
307,0
68
315,0
69
325,0
70
335,0
71
345,0
72
355,0
73
365,0
74
375,0
75
387,0
76
400,0
77
412,0
78
425,0
79
437,0
80
450,0
81
462,0
82
475,0
83
487,0
84
500,0
85
515,0
86
530,0
87
545,0
88
560,0
89
580,0
90
600,0
91
615,0
92
630,0
93
650,0
94
670,0
95
690,0
96
710,0
97
730,0
98
750,0
99
775,0
100
800,0
101
825,0
102
850,0
103
875,0
104
900,0
105
925,0
106
950,0
107
975,0
108
1000,0
109
1030,0
110
1060,0
111
1090,0
112
1120,0
113
1150,0
114
1180,0
115
1215,0
116
1250,0
117
1285,0
118
1320,0
119
1360,0
120
1400,0
121
1450,0
122
1500,0
123
1550,0
124
1600,0
125
1650,0
126
1700,0
127
1750,0
128
1800,0
129
1850,0
130
1900,0
131
1950,0
132
2000,0
133
2060,0
134
2120,0
135
2180,0
136
2240,0
137
2300,0
138
2360,0
139
2430,0
140
2500,0
141
2575,0
142
2650,0
143
2725,0
144
2800,0
145
2900,0
146
3000,0
147
3075,0
148
3150,0
149
3250,0
150
3350,0
151
3450,0
152
3550,0
153
3650,0
154
3750,0
155
3875,0
156
4000,0
157
4125,0
158
4250,0
159
4375,0
160
4500,0
161
4625,0
162
4750,0
163
4875,0
164
5000,0
165
5150,0
166
5300,0
167
5450,0
168
5600,0
169
5800,0
170
6000,0
171
6150,0
172
6300,0
173
6500,0
174
6700,0
175
6900,0
176
7100,0
177
7300,0
178
7500,0
179
7750,0
180
8000,0
181
8250,0
182
8500,0
183
8750,0
184
9000,0
185
9250,0
186
9500,0
187
9750,0
188
10000,0
189
10300,0
190
10600,0
191
10900,0
192
11200,0
193
11500,0
194
11800,0
195
12150,0
196
12500,0
197
12850,0
198
13200,0
199
13600,0
200
14000,0
201
14500,0
202
15000,0
203
15500,0
204
16000,0
205
16500,0
206
17000,0
207
17500,0
208
18000,0
209
18500,0
210
19000,0
211
19500,0
212
20000,0
213
20600,0
214
21200,0
215
21800,0
216
22400,0
217
23000,0
218
23600,0
219
24300,0
220
25000,0
221
25750,0
222
26500,0
223
27250,0
224
28000,0
225
29000,0
226
30000,0
227
30750,0
228
31500,0
229
32500,0
230
33500,0
231
34500,0
232
35500,0
233
36500,0
234
37500,0
235
38750,0
236
40000,0
237
41250,0
238
42500,0
239
43750,0
240
45000,0
241
46250,0
242
47750,0
243
48750,0
244
50000,0
245
51500,0
246
53000,0
247
54500,0
248
56000,0
249
58000,0
250
60000,0
251
61500,0
252
63000,0
253
65000,0
254
67000,0
255
69000,0
256
71000,0
257
73000,0
258
75000,0
259
77500,0
260
80000,0
261
82500,0
262
85000,0
263
87500,0
264
90000,0
265
92500,0
266
95000,0
267
97500,0
268
100000,0
269
103000,0
270
106000,0
271
109000,0
272
112000,0
273
115000,0
274
118000,0
275
121000,0
276
125000,0
277
128500,0
278
132000,0
279
136000,0
4.3.3 Символ скорости
Символ скорости - условное обозначение скорости, при которой шина может выдержать максимальную нагрузку, обозначенную соответствующим индексом нагрузки, в условиях эксплуатации, определенных изготовителем шины (таблица 3).
Таблица 3
Символы скорости и соответствующие им категории скорости
Символ скорости
Категория скорости, км/ч
B
50
C
60
D
65
E
70
F
80
G
90
J
100
K
110
L
120
M
130
N
140
P
150
Q
160
R
170
S
180
T
190
H
210
4.4. Другие эксплуатационные характеристики
4.4.1 На бескамерную шину наносят надпись "TUBELESS".
4.4.2 В случае направленного рисунка протектора на боковине шины наносят стрелку, указывающую направление вращения.
4.4.3 На шине со специальным рисунком протектора (таблица 4) наносят обозначение ET.
4.5. Пример
Шина, имеющая:
a) размеры и конструкцию:
- номинальную ширину профиля - 275 мм,
- номинальное отношение высоты профиля к его ширине - 70%,
- радиальную конструкцию,
- код номинального диаметра обода - 22,5;
b) эксплуатационные характеристики:
- максимальную нагрузку на одинарную шину - 2500 кг,
- максимальную нагрузку на сдвоенную шину - 2300 кг,
- рекомендуемую скорость - 130 км/ч;
c) другие эксплуатационные характеристики:
- бескамерная,
- специальный рисунок протектора,
должна иметь следующую маркировку:
275/70 R22,5 140/137 M TUBELESS ET
5. Размеры шин
5.1. Расчет размеров проектируемых шин
5.1.1 Коэффициенты
Коэффициенты K1 (для теоретического обода), K2, K4 (для измерительного обода) приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Коэффициенты K2, b, a для определения размеров шин
Конструкция шины
Код конструкции шины
Коэффициент
K2
b <a>
a
Диагонально-опоясанная
B
0,4
1,07
1,08
Диагональная
D
0,4
1,07
1,08
Радиальная
R
0,4
1,04
1,05
<a> Для шины со специальным рисунком протектора: диагонально-опоясанной - b = 1,09, диагональной - b = 1,09, радиальной - b = 1,06.
Примечание - Для новых конструкций шин могут быть установлены другие значения коэффициента b.
Таблица 5
Коэффициенты K1, K3, K4 для расчета размеров шин
Код конструкции шины
Тип обода
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %
Отношение ширины теоретического обода к ширине профиля шины K1
Минимальное расстояние между сдвоенными шинами K3
Отношение ширины измерительного обода к ширине профиля шины K4
B, D, R
С углом наклона посадочной полки 5°
100 - 75
0,70
1,150
0,70
70; 65
0,70
1,150
0,75
60
0,70
1,150
0,75
55
0,70
1,150
0,80
50 <a>
0,70
1,150
0,80
С углом наклона посадочной полки 15° (глубокие ободья)
90 - 65
0,75
1,125
0,75
60
0,80
1,125
0,80
55
0,80
1,125
0,80
50
0,80
-
0,80
45 <a>
0,85
-
0,85
<a> Для H/S менее 50 и 45 дополнительно будут установлены соответствующие коэффициенты.
Примечание - Для новых конструкций шин могут быть установлены другие значения коэффициентов.
5.1.2 Ширина теоретического обода Rth
Ширину теоретического обода Rth, мм, вычисляют по формуле
Rth = K1 SN, (1)
где K1 - коэффициент по таблице 5;
SN - номинальная ширина профиля шины, мм.
5.1.3 Ширина измерительного обода Rm
Ширину измерительного обода Rm, мм, вычисляют по формуле
Rm = K4 SN, (2)
где K4 - коэффициент по таблице 5;
SN - номинальная ширина профиля шины, мм.
Полученное значение округляют до ближайшего значения ширины стандартизованного обода по таблице 6.
Таблица 6
Коды ширины обода
Код ширины обода с углом наклона посадочной полки
Ширина обода, мм
15°
3,00
-
76,0
3,50
-
89,0
4,00
-
101,5
4,50
-
114,5
5,00
-
127,0
-
5,25
133,5
5,50
-
139,5
6,00
6,00
152,5
6,50
-
165,0
-
6,75
171,5
7,00
-
178,0
7,50
7,50
190,5
8,00
-
203,0
-
8,25
209,5
8,50
-
216,0
9,00
9,00
228,5
9,50
-
241,5
-
9,75
247,5
10,00
-
254,0
10,50
10,50
266,5
11,00
-
279,5
-
11,75
298,5
12,00
-
305,0
-
12,25
311,0
13,00
13,00
330,0
14,00
14,00
355,5
15,00
15,00
381,0
-
16,00
406,5
-
17,00
432,0
-
18,00
457,0
5.1.4 Ширина профиля проектируемой шины S
Ширину профиля проектируемой шины S, мм, вычисляют по формуле
S = SN + K2(Rm - Rth), (3)
где SN - номинальная ширина профиля, мм;
Rm - ширина измерительного обода, мм;
Rth - ширина теоретического обода, мм.
Полученное значение округляют до ближайшего целого числа.
5.1.5 Высота профиля проектируемой шины H
Высоту профиля проектируемой шины H, мм, вычисляют по формуле
, (4)
где SN - номинальная ширина профиля, мм;
H/S - номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, %.
Полученное значение округляют до ближайшего целого числа.
5.1.6 Наружный диаметр проектируемой шины Dо
Наружный диаметр проектируемой шины Dо, мм, вычисляют по формуле
Dо = Dr + 2H, (5)
где Dr - номинальный диаметр обода, мм;
H - высота профиля проектируемой шины, мм.
Значение номинального диаметра обода Dr и соответствующий ему код приведены в таблице 1.
5.1.7 Пояснения к значениям
Размеры проектируемой шины (ширина измерительного обода, ширина профиля и высота профиля) приведены в приложениях A и B. Для шин с номинальной шириной профиля более 205 рекомендуется приращение номинальной ширины профиля более 10.
5.2. Расчет максимальных размеров шин в эксплуатации
Расчет предназначен для изготовителей транспортных средств и применяется при определении расстояния между шинами.
5.2.1 Максимальная ширина профиля в эксплуатации Wmax
Максимальную ширину профиля шины в эксплуатации Wmax, мм, вычисляют по формуле
Wmax = Sa, (6)
где S - ширина профиля проектируемой шины, мм;
a - коэффициент по таблице 4.
Полученное значение включает в себя защитные ребра, надписи, декоративные элементы, производственные допуски и разнашиваемость шин в эксплуатации.
5.2.2 Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации Dо, max
Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации Dо, max вычисляют по формуле
Dо, max = Dr + 2Hb, (7)
где Dr - номинальный диаметр обода, мм, по таблице 1;
H - высота профиля проектируемой шины, мм;
b - коэффициент по таблице 4.
Полученное значение включает в себя производственные допуски шин, различные рисунки протектора и разнашиваемость шин в процессе эксплуатации.
5.3. Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS
5.3.1 Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS, мм, вычисляют по формуле
MDS = S K3, (8)
где S - ширина профиля проектируемой шины, мм;
K3 - коэффициент по таблице 5.
Полученное значение определяет расстояние между сдвоенными шинами при нагрузке, соответствующей индексу нагрузки, указанному в маркировке эксплуатационных характеристик на шине при внутреннем давлении в шине, соответствующем нормальным условиям эксплуатации.
5.3.2 Ширина профиля проектируемой шины S изменяется на 2,5 мм для каждого изменения кода ширины обода на 0,25.
В соответствии с этим регулируют минимальное расстояние между сдвоенными шинами.
5.4. Ширина рекомендуемого обода
Минимальное и максимальное значения ширины обода, мм, вычисляют по формулам:
минимальная ширина обода = CR, min SN; (9)
максимальная ширина обода = CR, max SN, (10)
где CR, min, CR, max - коэффициенты по таблице 7;
SN - номинальная ширина профиля шины, мм.
Таблица 7
Коэффициенты для расчета ширины профиля обода
Тип обода
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S
Коэффициент для расчета ширины профиля рекомендуемого обода CR <a>
min
max
С углом наклона посадочной полки 5°
100 - 75
0,650
0,800
70
0,675
0,800
65
0,700
0,800
60
0,725
0,825
55
0,750
0,825
50 <b>
0,750
0,825
С углом наклона посадочной полки 15°
90 - 70
0,700
0,800
60; 65
0,750
0,825
55
0,775
0,825
50
0,800
0,850
45 <b>
0,800
0,850
<a> Дополнительно будут установлены другие коэффициенты для специальных условий эксплуатации по согласованию между изготовителями шин, ободьев, колес и транспортных средств.
<b> Для H/S менее 50 и 45 соответственно будут установлены другие значения коэффициентов.
Полученные значения округляют до ближайшего значения ширины стандартизованного обода по таблице 6.
6. Таблицы размеров шин
Примеры таблиц размеров шин различных обозначений приведены в приложении C.
Значения, приведенные в графе "Код ширины измерительного обода" таблиц приложения C, представляют собой коды ширины измерительного обода Rm (таблица 6).
7. Метод определения размеров шин
Перед измерением размеров шину монтируют на измерительный обод, накачивают до рекомендуемого давления и выдерживают не менее 24 ч при нормальных комнатных условиях, после чего доводят давление в шине до первоначального значения.
8. Эксплуатационные характеристики
8.1. Нагрузка на шину
Индексы нагрузки и соответствующие им значения нагрузки приведены в таблице 2.
8.2. Символы скорости
Символы скорости и соответствующие им категории скорости шин приведены в таблице 3.
8.3. Нагрузка на шину при различных скоростях
При эксплуатации шины на автомобиле, максимальная скорость которого отличается от рекомендуемой скорости для шины, допускается изменение нагрузки, соответствующей индексу нагрузки в зависимости от скорости в соответствии с таблицами 8 и 9. При этом давление в шине может быть повышено относительно исходного для улучшения эксплуатационных свойств шины.
Таблица 8
Нагрузка на шину при различных скоростях. Одинарные шины
с индексами нагрузки <= 121 и символами скорости J и выше
Скорость, км/ч
Нагрузка, % от максимального значения, для символа скорости
J
K
L
M
N
P
Q
R
S
T
H
Статика
250,0
250,0
210,0
10
180,0
180,0
175,0
15
165,0
165,0
160,0
30
125,0
125,0
135,0
50
112,0
112,0
120,0
70
107,0
107,0
112,5
85
103,0
103,0
108,5
100
100,0
100,0
105,0
110
96,0
100,0
102,5
120
88,0
93,0
100,0
130
-
-
95,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
140
90,0
95,0
150
-
-
-
160
-
170
-
180
-
190
-
210
-
Примечания
1 При нагрузке более 125% или при скоростях свыше 160 км/ч давление в шине следует увеличивать по согласованию с изготовителем шины.
2 Изменение нагрузки на шину возможно только в условиях усовершенствованного дорожного покрытия.
3 Прочность системы обод/колесо для определенных условий эксплуатации должна быть согласована с изготовителями ободьев и колес.
4 Скорости 70 км/ч и более являются максимальными скоростями автомобиля (при полной нагрузке). Скорости 65 км/ч и менее являются рабочими скоростями автомобиля.
Таблица 9
Нагрузка на шину при различных скоростях. Одинарные шины
с индексами нагрузки >= 122 и символами скоростей от F до M
Скорость, км/ч
Нагрузка, % от максимального значения, для символа скорости
F
G
J
K
L
M
Статика
250,0
10
180,0
15
165,0
30
125,0
50
112,0
65
107,5
108,5
108,5
80
100,0
104,0
104,0
90
94,0
100,0
102,0
100
85,0
95,0
100,0
110
-
87,0
96,0
100,0
100,0
100,0
120
-
88,0
93,0
100,0
100,0
130
-
-
-
100,0
Примечания
1 При нагрузке более 125% давление в шине следует увеличивать по согласованию с изготовителем шины.
2 Изменение нагрузки на шину возможно только в условиях усовершенствованного дорожного покрытия.
3 Прочность системы обод/колесо для определенных условий эксплуатации должна быть согласована с изготовителями ободьев и колес.
4 Скорости 70 км/ч и более являются максимальными скоростями автомобиля (при полной нагрузке). Скорости 65 км/ч и менее являются рабочими скоростями автомобиля.
Приложение A
(рекомендуемое)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ШИН
МЕТРИЧЕСКИХ СЕРИЙ, МОНТИРУЕМЫХ НА ОБОДЬЯ
С УГЛОМ НАКЛОНА ПОСАДОЧНОЙ ПОЛКИ 5°
Приведенные в настоящем приложении данные предназначены для руководства при проектировании шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5° и кодами номинальных диаметров обода до 16 включительно. Для шин, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°, данные приведены в приложении B. Для шин, монтируемых на ободья других типов (с обозначением в миллиметрах), должны быть разработаны дополнительные приложения.
Таблица A.1
Рекомендуемые размеры шин метрических серий от 100 до 75,
монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°
Номинальная ширина профиля SN, мм
Код ширины измерительного обода Rm
Размеры проектируемой шины, мм
Расчетная ширина профиля S
Расчетная высота профиля H <a>, мм
Код ширины рекомендуемого обода
Номинальное отношение высоты к ширине профиля H/S
100
95
90
85
80
75
не менее
не более
125
3,50
126
125
119
113
106
100
94
3,0
4,0
135
3,50
133
135
128
122
115
108
101
3,5
4,5
145
4,00
145
145
138
131
123
116
109
3,5
4,5
155
4,50
157
155
147
140
132
124
116
4,0
5,0
165
4,50
165
165
157
149
140
132
124
4,0
5,0
175
5,00
177
175
166
158
149
140
131
4,5
5,5
185
5,00
184
185
176
167
157
148
139
4,5
6,0
195
5,50
196
195
185
176
166
156
146
5,0
6,0
205
5,50
203
205
195
185
174
164
154
5,0
6,5
215
6,00
216
215
204
194
183
172
161
5,5
7,0
225
6,00
223
225
214
203
191
180
169
6,0
7,0
235
6,50
235
235
223
212
200
188
176
6,0
7,5
245
7,00
248
245
233
221
208
196
184
6,5
7,5
255
7,00
255
255
242
230
217
204
191
6,5
8,0
265
7,50
267
265
252
239
225
212
199
7,0
8,5
275
7,50
274
275
261
248
234
220
206
7,0
8,5
285
8,00
286
285
271
257
242
228
214
7,5
9,0
295
8,00
294
295
280
266
251
236
221
7,5
9,5
305
8,50
306
305
290
275
259
244
229
8,0
9,5
315
8,50
313
315
299
284
268
252
236
8,0
10,0
325
9,00
325
325
309
293
276
260
244
8,5
10,0
335
9,00
333
335
318
302
285
268
251
8,5
10,5
345
9,50
345
345
328
311
293
276
259
9,0
11,0
355
10,00
357
355
337
320
302
284
266
9,0
11,0
365
10,00
364
365
347
329
310
292
274
9,5
11,5
<a> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.
Таблица A.2
Рекомендуемые размеры шин метрических серий 70, 65 и 60,
монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°
Номинальная ширина профиля SN, мм
Код ширины теоретического обода Rth, K1 = 0,70
Код ширины измерительного обода Rm, K4 = 0,75
Расчетная ширина профиля S, мм
Расчетная высота профиля H <a>, мм
Код ширины рекомендуемого обода
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %
70
65
60
не менее
не более
70
65
60
70 и 65
60
165
4,55
5,0
170
116
107
99
4,5
4,5
4,5
5,0
5,5
175
4,82
5,0
177
123
114
105
4,5
5,0
5,0
5,5
5,5
185
5,10
5,5
189
130
120
111
5,0
5,0
5,5
6,0
6,0
195
5,37
6,0
201
137
127
117
5,0
5,5
5,5
6,0
6,5
205
5,65
6,0
209
144
133
123
5,5
5,5
6,0
6,5
6,5
215
5,93
6,5
221
151
140
129
5,5
6,0
6,0
7,0
7,0
225
6,20
6,5
228
158
146
135
6,0
6,0
6,5
7,0
7,5
235
6,48
7,0
240
165
153
141
6,0
6,5
6,5
7,5
7,5
245
6,75
7,0
248
172
159
147
6,5
7,0
7,0
7,5
8,0
255
7,03
7,5
260
179
166
153
7,0
7,0
7,5
8,0
8,5
265
7,30
8,0
272
186
172
159
7,0
7,5
7,5
8,5
8,5
275
7,58
8,0
279
193
179
165
7,5
7,5
8,0
8,5
9,0
285
7,85
8,5
292
200
185
171
7,5
8,0
8,0
9,0
9,5
295
8,13
8,5
299
207
192
177
8,0
8,0
8,5
9,5
9,5
305
8,41
9,0
311
214
198
183
8,0
8,5
8,5
9,5
10,0
315
8,68
9,5
323
221
205
189
8,5
8,5
9,0
10,0
10,0
325
8,96
9,5
331
228
211
195
8,5
9,0
9,5
10,0
10,5
335
9,23
10,0
343
235
218
201
9,0
9,0
9,5
10,5
11,0
345
9,51
10,0
350
242
224
207
9,0
9,5
10,0
11,0
11,0
355
9,78
10,5
362
249
231
213
9,5
10,0
10,0
11,0
11,5
365
10,06
11,0
375
256
237
219
9,5
10,0
10,5
11,5
12,0
<a> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.
Таблица A.3
Рекомендуемые размеры шин метрических серий 55 и 50,
монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°
Номинальная ширина профиля SN, мм
Код ширины теоретического обода Rth, K1 = 0,70
Код ширины измерительного обода Rm, K4 = 0,80
Расчетная ширина профиля S, мм
Расчетная высота профиля H <a>, мм
Код ширины рекомендуемого обода
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %
не менее
не более
55
50
165
4,55
5,0
170
91
83
5,0
5,5
175
4,82
5,5
182
96
88
5,0
5,5
185
5,10
6,0
194
102
93
5,5
6,0
195
5,37
6,0
201
107
98
6,0
6,5
205
5,65
6,5
214
113
103
6,0
6,5
215
5,93
7,0
226
118
108
6,5
7,0
225
6,20
7,0
233
124
113
6,5
7,5
235
6,48
7,5
245
129
118
7,0
7,5
245
6,75
7,5
253
135
123
7,0
8,0
255
7,03
8,0
265
140
128
7,5
8,5
265
7,30
8,5
277
146
133
8,0
8,5
275
7,58
8,5
284
151
138
8,0
9,0
285
7,85
9,0
297
157
143
8,5
9,5
295
8,13
9,5
309
162
148
8,5
9,5
305
8,41
9,5
316
168
153
9,0
10,0
315
8,68
10,0
328
173
158
9,5
10,0
325
8,96
10,0
336
179
163
9,5
10,5
335
9,23
10,5
348
184
168
10,0
11,0
345
9,51
11,0
360
190
173
10,0
11,0
355
9,78
11,0
367
195
178
10,5
11,5
365
10,06
11,5
380
201
183
11,0
12,0
<a> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.
Приложение B
(рекомендуемое)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ШИН
МЕТРИЧЕСКИХ СЕРИЙ, МОНТИРУЕМЫХ НА ОБОДЬЯ
С УГЛОМ НАКЛОНА ПОСАДОЧНОЙ ПОЛКИ 15°
Приведенные в настоящем приложении данные предназначены для проектирования шин метрических серий, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°. Для шин, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°, данные приведены в приложении A.
Таблица B.1
Рекомендуемые размеры шин метрических серий от 90 до 65,
монтируемых на глубокие ободья
с углом наклона посадочной полки 15°
Номинальная ширина профиля SN <a>, <b>, мм
Код ширины измерительного обода Rm
Расчетная ширина профиля S, мм
Расчетная высота профиля H <c>, мм
Код ширины рекомендуемого обода <d>
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %
90
85
80
75
70
65
90 - 70
65
не менее
не более
не менее
не более
175
5,25
176
158
149
140
131
123
114
5,25
5,25
5,25
6,00
185
5,25
183
167
157
148
139
130
120
5,25
6,00
5,25
6,00
195
6,00
197
176
166
156
146
137
127
5,25
6,00
6,00
6,00
205
6,00
204
185
174
164
154
144
133
6,00
6,75
6,00
6,75
215
6,00
211
194
183
172
161
151
140
6,00
6,75
6,00
6,75
225
6,75
226
203
191
180
169
158
146
6,00
6,75
6,75
7,50
235
6,75
233
212
200
188
176
165
153
6,75
7,50
6,75
7,50
245
7,50
248
221
208
196
184
172
159
6,75
7,50
7,50
8,25
255
7,50
255
230
217
204
191
179
166
6,75
8,25
7,50
8,25
265
7,50
262
239
225
212
199
186
172
7,50
8,25
7,50
8,25
275
8,25
276
248
234
220
206
193
179
7,50
9,00
8,25
9,00
285
8,25
283
257
242
228
214
200
185
7,50
9,00
8,25
9,00
295
9,00
298
266
251
236
221
207
192
8,25
9,00
9,00
9,75
305
9,00
305
275
259
244
229
214
198
8,25
9,75
9,00
9,75
315
9,00
312
284
268
252
236
221
205
9,00
9,75
9,00
10,50
325
9,75
327
293
276
260
244
228
211
9,00
10,50
9,75
10,50
335
9,75
334
302
285
268
251
235
218
9,00
10,50
9,75
10,50
345
10,50
348
311
293
276
259
242
224
9,75
10,50
10,50
11,75
355
10,50
355
320
302
284
266
249
231
9,75
11,75
10,50
11,75
365
10,50
362
329
310
292
274
256
237
9,75
11,75
10,50
11,75
375
10,50
369
338
319
300
281
263
244
10,50
11,75
10,50
12,25
385
11,75
389
347
327
308
289
270
250
10,50
12,25
11,75
12,25
395
11,75
396
356
336
316
296
277
257
10,50
12,25
11,75
13,00
405
11,75
403
365
344
324
304
284
263
11,75
13,00
11,75
13,00
415
12,25
415
374
353
332
311
291
270
11,75
13,00
12,25
13,00
425
12,25
422
383
361
340
319
298
276
11,75
13,00
12,25
14,00
435
13,00
437
392
370
348
326
305
283
11,75
14,00
13,00
14,00
445
13,00
444
401
378
356
334
312
289
12,25
14,00
13,00
14,00
455
13,00
451
410
387
364
341
319
296
12,25
14,00
13,00
15,00
<a> Для определения номинальной ширины профиля шин SN, приведенных в таблице серий, следует руководствоваться вариантами 1 или 2.
Окончание таблицы B.1
Вариант 1
Вариант 2
...
...
175
175
185
185
195
195
205
205
215
215
225
225
235
235
255
245
275
265
295
285
315
305
Далее по вариантам a или b
Далее по вариантам b или c
Вариант a
Вариант b
Вариант c
345
335
325
375
365
355
405
395
385
435
425
415
...
455
445
...
...
...
<b> Для номинальной ширины профиля SN других серий должны быть созданы другие приложения.
<c> Приведенные данные относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.
<d> Для специальных условий эксплуатации могут использоваться другие типы ободьев по согласованию между изготовителями шин, ободьев, колес и автомобилей.
Таблица B.2
Рекомендуемые размеры шин метрических серий 60, 55 и 50,
монтируемых на глубокие ободья
с углом наклона посадочной полки 15°
Номинальная ширина профиля SN <a>, <b>, мм
Код ширины измерительного обода Rm, K4 = 0,8
Расчетная ширина профиля S, мм
Расчетная высота профиля H <c>, мм
Код ширины рекомендуемого обода <d>
не менее
не более
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %
60
55
50
60
55
50
60 - 55
50
175
5,25
172
105
96
5,25
5,25
6,00
185
6,00
187
111
102
5,25
6,00
6,00
195
6,00
194
117
107
6,00
6,00
6,00
205
6,75
208
123
113
6,00
6,00
6,75
215
6,75
215
129
118
6,00
6,75
6,75
225
6,75
222
135
124
6,75
6,75
7,50
235
7,50
236
141
129
6,75
7,50
7,50
245
7,50
243
147
135
7,50
7,50
8,25
255
8,25
257
153
140
7,50
7,50
8,25
265
8,25
264
159
146
7,50
8,25
8,25
275
9,00
278
165
151
8,25
8,25
9,00
285
9,00
285
171
157
8,25
9,00
9,00
295
9,00
292
177
162
9,00
9,00
9,75
305
9,75
306
183
168
9,00
9,00
9,75
315
9,75
313
189
173
9,00
9,75
10,50
325
10,50
328
195
179
9,75
9,75
10,50
335
10,50
334
201
184
9,75
10,50
10,50
345
10,50
341
207
190
173
10,50
10,50
10,50
11,75
11,75
355
11,75
361
213
195
178
10,50
10,50
11,75
11,75
11,75
365
11,75
368
219
201
183
10,50
11,75
11,75
11,75
12,25
375
11,75
374
225
206
188
10,50
11,75
11,75
12,25
12,25
385
12,25
386
231
212
193
11,75
11,75
12,25
12,25
13,00
395
12,25
393
237
217
198
11,75
12,25
12,25
13,00
13,00
405
13,00
407
243
223
203
11,75
12,25
13,00
13,00
14,00
415
13,00
414
249
228
208
12,25
13,00
13,00
13,00
14,00
425
13,00
421
255
234
213
12,25
13,00
13,00
14,00
14,00
435
14,00
438
261
239
218
13,00
13,00
14,00
14,00
15,00
445
14,00
445
267
245
223
13,00
14,00
14,00
14,00
15,00
455
15,00
462
273
250
228
13,00
14,00
14,00
15,00
15,00
465
15,00
469
233
15,00
16,00
475
15,00
475
238
15,00
16,00
485
16,00
492
243
15,00
16,00
495
16,00
499
248
16,00
17,00
505
16,00
506
253
16,00
17,00
<a>, <b>, <c>, <d> - см. таблицу B.1.
Таблица B.3
Рекомендуемые размеры шин метрической серии 45, монтируемых
на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°
Номинальная ширина профиля SN <a>, <b>, мм
Код ширины измерительного обода Rm, K4 = 0,85
Расчетная ширина профиля S, мм
Расчетная высота профиля H <c>, мм
Код ширины рекомендуемого обода <d>
не менее
не более
355
11,75
354
160
11,75
11,75
365
12,25
365
164
11,75
12,25
375
12,25
372
169
11,75
12,25
385
13,00
386
173
12,25
13,00
395
13,00
393
178
12,25
13,00
405
14,00
410
182
13,00
14,00
415
14,00
416
187
13,00
14,00
425
14,00
423
191
13,00
14,00
435
15,00
440
196
14,00
15,00
445
15,00
446
200
14,00
15,00
455
15,00
453
205
14,00
15,00
465
16,00
469
209
15,00
16,00
475
16,00
476
214
15,00
16,00
485
16,00
483
218
15,00
16,00
495
17,00
499
223
16,00
17,00
505
17,00
506
227
16,00
17,00
515
17,00
513
232
16,00
17,00
525
18,00
529
236
17,00
18,00
<a>, <b>, <c>, <d> - см. таблицу B.1.
Приложение C
(справочное)
ТАБЛИЦЫ РАЗМЕРОВ ШИН РАЗЛИЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 185, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 90, радиальной, монтируемой на обод с кодом номинального диаметра 16, с углом наклона посадочной полки 5°.
Обозначение шины
Код ширины измерительного обода
Размеры проектируемой шины
Максимальные размеры шины в эксплуатации
Ширина профиля S, мм
Наружный диаметр Dо, мм
Ширина профиля Wmax, мм
Наружный диаметр Dо, max, мм
185/90 R16
5,00
184
740
193
753
Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 265, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 75, диагональной, монтируемой на обод с кодом номинального диаметра 19,5, с углом наклона посадочной полки 15°.
Обозначение шины
Ширина измерительного обода, мм
Размеры проектируемой шины
Максимальные размеры шины в эксплуатации
Ширина профиля S, мм
Наружный диаметр Dо, мм
Ширина профиля Wmax, мм
Наружный диаметр Dо, max, мм
265/75 D19,5
7,50
262
893
280
925
Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 305, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 45, конструкции Z, монтируемой на обод новой конструкции с номинальным диаметром 500 мм и соотношением ширины обода к ширине профиля шины, равным 0,5.
Обозначение шины
Ширина измерительного обода, мм
Размеры проектируемой шины
Максимальные размеры шины в эксплуатации
Ширина профиля S, мм
Наружный диаметр Dо, мм
Ширина профиля Wmax, мм
Наружный диаметр Dо, max, мм
305/45 Z 500
150
304
814
314
824
Приложение D
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
ССЫЛОЧНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ
Таблица D.1
Обозначение ссылочного международного стандарта
Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта
ИСО 4209-2:2001
ГОСТ ИСО 4209-2-2006 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья
ИСО 4223-1:1989
<*> Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.