Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2015
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 января 2015 года.
Название документа
"ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 822-ст)
"ГОСТ 23718-2014. Межгосударственный стандарт. Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 822-ст)
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 9 июля 2014 г. N 822-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ В САЛОНАХ И КАБИНАХ ЭКИПАЖА
И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ
Passenger and transport airplanes and helicopters.
Admissible levels of vibration in saloons and crew cabins
and methods of vibration measuring
ГОСТ 23718-2014
Дата введения
1 января 2015 года
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены
ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и
ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ТК 323)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. 67-П)
За принятие стандарта проголосовали
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 822-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23718-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующие на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сиденьях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые следует определять при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и могут быть пригодны для целей сертификации.
Измеряемыми параметрами вибрации являются амплитуды виброускорения в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц. Нормируемыми параметрами вибрации являются среднеквадратические значения амплитуд виброускорения или логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот.
Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Допустимые уровни вибрации
3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
I - в салонах дальних магистральных самолетов;
II - в салонах средних магистральных самолетов;
III - в салонах ближних магистральных самолетов;
IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
V - в кабинах экипажа самолетов;
VI - в салонах вертолетов;
VII - в кабинах экипажа вертолетов.
Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.
3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1 -
8, а также приведенному в
приложении А порядку пересчета уровней виброускорения.
Таблица 1
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Нижняя | Верхняя | Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,16 | 104 | 0,07 | 97 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,14 | 103 | 0,07 | 97 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,13 | 102 | 0,09 | 99 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,11 | 101 | 0,11 | 101 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,10 | 100 | 0,10 | 100 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,13 | 102 | 0,13 | 102 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,20 | 106 | 0,20 | 106 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
Таблица 2
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,25 | 108 | 0,11 | 101 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,22 | 107 | 0,11 | 101 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,20 | 106 | 0,14 | 103 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,18 | 105 | 0,18 | 105 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,16 | 104 | 0,16 | 104 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,20 | 106 | 0,20 | 106 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
Таблица 3
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах ближних магистральных самолетов (III группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,40 | 112 | 0,18 | 105 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,35 | 111 | 0,18 | 105 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,32 | 110 | 0,22 | 107 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,28 | 109 | 0,28 | 109 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,25 | 108 | 0,25 | 108 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 1,30 | 122 | 1,30 | 122 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
Таблица 4
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах самолетов местных воздушных линий (IV группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,26 | 122 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 6,30 | 136 | 6,30 | 136 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 7,90 | 138 | 7,90 | 138 |
Таблица 5
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в кабинах экипажа самолетов (V группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,50 | 114 | 0,22 | 107 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,45 | 113 | 0,22 | 107 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,40 | 112 | 0,28 | 109 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,35 | 111 | 0,35 | 111 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,32 | 110 | 0,32 | 110 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,50 | 114 | 0,50 | 114 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,63 | 116 | 0,63 | 116 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 0,79 | 118 | 0,79 | 118 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,00 | 120 | 1,00 | 120 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,26 | 122 | 1,26 | 122 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 1,60 | 124 | 1,60 | 124 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,00 | 126 | 2,00 | 126 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 2,50 | 128 | 2,50 | 128 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 3,20 | 130 | 3,20 | 130 |
100,00 | 90,0 | 112,0 | 4,00 | 132 | 4,00 | 132 |
125,00 | 112,0 | 140,0 | 5,00 | 134 | 5,00 | 134 |
160,00 | 140,0 | 180,0 | 6,30 | 136 | 6,30 | 136 |
Таблица 6
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах вертолетов (VI группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,50 | 114 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,63 | 116 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 1,00 | 120 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,26 | 122 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 2,00 | 126 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,50 | 128 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 4,00 | 132 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 5,00 | 134 |
Таблица 7
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в кабинах экипажа вертолетов (VII группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Граничная частота третьоктавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
1,60 | 1,4 | 1,8 | 0,63 | 116 | 0,28 | 109 |
2,00 | 1,8 | 2,2 | 0,56 | 115 | 0,28 | 109 |
2,50 | 2,2 | 2,8 | 0,50 | 114 | 0,35 | 111 |
3,15 | 2,8 | 3,5 | 0,45 | 113 | 0,45 | 113 |
4,00 | 3,5 | 4,5 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
5,00 | 4,5 | 5,6 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
6,30 | 5,6 | 7,1 | 0,40 | 112 | 0,40 | 112 |
8,00 | 7,1 | 9,0 | 0,40 | 112 | 0,50 | 114 |
10,00 | 9,0 | 11,2 | 0,50 | 114 | 0,63 | 116 |
12,50 | 11,2 | 14,0 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,00 | 14,0 | 18,0 | 0,79 | 118 | 1,00 | 120 |
20,00 | 18,0 | 22,4 | 1,00 | 120 | 1,26 | 122 |
25,00 | 22,4 | 28,0 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,50 | 28,0 | 35,5 | 1,60 | 124 | 2,00 | 126 |
40,00 | 35,5 | 45,0 | 2,00 | 126 | 2,50 | 128 |
50,00 | 45,0 | 56,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
63,00 | 56,0 | 71,0 | 3,20 | 130 | 4,00 | 132 |
80,00 | 71,0 | 90,0 | 4,00 | 132 | 5,00 | 134 |
Примечание - Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0 - 31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в таблице 8.
Среднегеометрическое значение частоты октавной полосы, Гц | Граничная частота октавной полосы, Гц | Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация | Горизонтальная вибрация |
Нижняя | Верхняя | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ | Среднеквадратическое значение, м·с-2 | Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
8,0 | 5,6 | 11,2 | 0,63 | 116 | 0,79 | 118 |
16,0 | 11,2 | 22,4 | 1,26 | 122 | 1,60 | 124 |
31,5 | 22,4 | 45,0 | 2,50 | 128 | 3,20 | 130 |
В группах норм I - IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10% точек измерений, предусмотренных
6.4.
Допускается превышение указанных в
таблицах 6 и
7 среднеквадратических значений амплитуд виброускорений в 1,18 раза для отдельных скоростей полета. Указанное превышение допускается, если среднеарифметические значения результатов измерения, представленные в третьоктавных полосах частот для всех указанных в
таблице 9 скоростях полета, не превышают допустимых значений. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного в
6.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднеарифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м·с
-2) по всем указанным в
6.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.
Логарифмический уровень среднеквадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10-6 м·с-2.
4. Требования к отбору объекта
Измерения параметров вибрации выполняют на одном самолете или вертолете при государственных, эксплуатационных, сертификационных и контрольных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателей и их подвески, для вертолетов - дополнительно на несущий и рулевой винты, трансмиссию.
5. Требования к средствам измерений
5.1 В комплект измерительной аппаратуры должны входить следующие элементы:
- трехкомпонентный вибропреобразователь;
- усилитель измерительного сигнала;
- преобразователь аналогового измерительного сигнала в цифровой код;
- цифровой регистратор для записи измерительного сигнала.
Допускается применение приборов с однокомпонентным вибропреобразователем, обеспечивающим непосредственное определение уровней вибрации в третьоктавных полосах частот в процессе эксперимента.
5.2 Средства измерений должны обеспечивать измерения текущих значений амплитуд виброускорения в диапазоне 1,4 - 180 Гц по
ГОСТ 17168.
Таблица перевода результатов пересчета в логарифмические уровни представлена в
приложении Б.
5.3 Приборы для непосредственного определения уровней вибрации в третьоктавных полосах частот должны соответствовать
РМГ 29 [1] в части требований к измерению среднеквадратических значений амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот.
5.4 Температурные условия эксплуатации средств измерения - от минус 40 °C до плюс 50 °C, рабочая температура при измерении - от минус 10 °C до плюс 40 °C.
5.5 Суммарная погрешность всех средств измерений, входящих в тракт, не должна превышать:
- 20% - основная;
- 10% - дополнительная.
5.6 Средства измерений должны иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
6. Требования к проведению измерений
6.1 Измерения проводят в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов, оборудованных для эксплуатации на авиационных линиях гражданской авиации.
6.2 Измерения вибрации проводят в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц по трем взаимно-перпендикулярным направлениям. Система координатных осей приведена в
приложении В.
6.3 На самолетах вибрацию измеряют поочередно в выбранных точках в полете от выхода на крейсерский режим и до начала снижения при заходе на посадку. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов полета: высоту, приборную скорость полета и в числах Маха, линейную перегрузку в вертикальном и горизонтальном направлениях, угол атаки, углы скольжения, положения элементов механизации крыла. Синхронность записей параметров вибрации и параметров режимов полета должна быть не менее 0,1 с. В каждой выбранной точке измерения продолжаются не менее 5 мин.
Режимы полета, при которых выполняют измерения вибрации вертолета, приведены в таблице 9.
Место измерения | Скорость полета | Взлетная масса | Центровка | Продолжительность полета, мин, не более | Высота полета, м |
Кабина экипажа | Диапазон скоростей от 0,3 максимальной с интервалом от 30 до 40 км/ч включительно до максимальной; | | Средняя, | | |
крейсерская скорость | Нормальная | | 40 | |
Салон | Крейсерская скорость | | +/- 10% | | |
Примечания
1 Значения максимальной, крейсерской скоростей полета, взлетной массы и центровки, параметры крейсерского режима устанавливают в соответствии с нормативным документом.
2 Допускается в кабине экипажа вертолета уменьшать объем измерений выявлением одной или нескольких скоростей полета с максимальной вибрацией и в дальнейшем проводить измерения только на этих скоростях.
6.4 Параметры вибрации в салонах измеряют на сиденьях кресел и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. Измерения следует выполнять в рядах кресел, ближайших к сечениям, проведенным перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета в следующих местах:
а) для самолетов местных воздушных линий:
1) передний ряд кресел,
2) пересечение заднего лонжерона с корневой нервюрой,
3) задний ряд кресел.
б) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными, поршневыми двигателями:
1) плоскость вращения винтов,
2) пересечение заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой,
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,
4) задний ряд кресел.
в) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с реактивными двигателями:
1) передний ряд кресел,
2) пересечение передней кромки крыла с корневой нервюрой,
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,
4) задний ряд кресел.
г) для вертолетов (при числе рядов кресел до пяти):
1) передний ряд кресел,
2) задний ряд кресел.
д) для вертолетов (при числе рядов кресел свыше пяти):
1) передний ряд кресел,
2) средний ряд кресел (если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, ближний к хвостовой части вертолета),
3) задний ряд кресел.
В перечисленных сечениях точки измерения располагают на пассажирских местах по левому и правому бортам, а также на местах, ближних к продольной оси самолета и вертолета. При симметричном размещении кресел в салонах измерения выполняют на ближайших к продольной оси кресел с правой стороны (по направлению полета). Расположение точек измерения приведено в
приложении Г.
6.5 В кабине экипажа параметры вибрации определяют на сиденьях и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) вибрацию измеряют на полу в одной точке.
6.6 Для измерения вибрации используют резиновый диск диаметром 200 - 300 мм с встроенным трехкомпонентным вибропреобразователем. Допускается вместо резинового диска применять стальной диск диаметром 200 - 300 мм и толщиной 4 мм, на который крепят трехкомпонентный вибропреобразователь или три однокомпонентных вибропреобразователя.
6.7 При измерении вибрации на полу салонов и кабины экипажа диск устанавливают на полу, а ноги сидящего в кресле экспериментатора располагают на диске.
В случае невозможности расположить диск вблизи кресла допускается крепить его к полу. Требования к креплению - согласно
МИ 1873 [2].
6.8 При измерении вибрации на сиденье экспериментатор сидит в кресле на диске.
6.9 При измерении вибрации на рабочем месте бортпроводников диск устанавливают на полу, при этом экспериментатор стоит на диске.
6.10 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15% максимального числа пассажирских мест в салоне.
6.11 Рекомендуемая масса экспериментатора при измерении вибрации - 70 - 80 кг.
6.12 Длительность регистрации измерительной информации в каждой точке измерений должна быть не менее 5 мин. В случае применения приборов, указанных в
5.3, значение времени усреднения должно быть:
- не менее 20 с для диапазона 1,6 - 10 Гц;
- 10 с для диапазона 12,5 - 40 Гц;
- 5 с для диапазона 50 - 160 Гц.
6.13 Измерения параметров вибрации, выполненные во всех точках (см.
6.4,
6.5), повторяют не менее четырех раз.
6.14 В начале и конце измерений по бортовым штатным приборам следует регистрировать:
- для самолета: приборную скорость в километрах в час, высоту полета в метрах, число Маха, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе);
- для вертолета: приборную скорость в километрах в час, высоту полета в метрах, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе).
6.15 До начала проведения измерений вибрации должен быть разработан план обеспечения безопасных условий труда при летных испытаниях и при необходимости согласован с ответственным за проведение летных испытаний руководителем или командиром самолета (вертолета). Необходимые рекомендации по обеспечению безопасных условий регламентируются действующими "Наставлением по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации"
[3], "Руководством по проведению испытательных полетов в гражданской авиации"
[4] и руководствами по летной эксплуатации самолета (вертолета).
7. Требования к методике обработки материалов измерения
7.1 По записанной на регистраторе информации для каждой точки измерения вычисляют среднеквадратические значения суммарного виброускорения в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц и представляют в виде графика изменения этой величины по времени.
7.2 На графике изменения этой величины по времени выделяют участки установившегося горизонтального полета на крейсерском режиме, при котором изменение линейной перегрузки не превышает +/- 0,1. Длительность таких участков, по которым вычисляют среднеквадратические значения амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот, должна быть не менее 50 с.
7.3 Вычисления среднеквадратических значений амплитуд виброускорения выполняют по каждому выделенному участку записи с шагом по времени, равным 1 с, с дальнейшим усреднением по длительности этого участка.
7.4 Полученные после усреднения значения являются параметрами вибрации в конкретной точке измерения в конкретном режиме полета. Для получения значений параметров вибрации, которые сравниваются с допустимыми значениями, измерения выполняют на тех же режимах не менее чем в четырех полетах. По результатам измерения в каждом из этих полетов вычисляют средние значения из среднеквадратических значений амплитуд виброускорения и среднеквадратические отклонения результатов измерения в конкретном полете. Вычисления выполняют в соответствии с
приложением Д.
8. Требования к оформлению результатов измерений
8.1 В каждой точке измерений по каждой из координатных осей (
Y,
Z,
X) результатом измерения является верхний предел среднего значения из среднеквадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0,95 по всем измерениям, который вычисляют по
приложению Д. Соответствующий этому результату измерения уровень виброускорения округляют до целых значений.
8.2 Результаты измерений оформляют протоколом, форма которого приведена в
приложении Е.
8.3 Для нормируемых полос частот, в которых максимальное значение виброускорения по всем выполненным в данной точке измерениям более чем в 2,5 раза (8 дБ) ниже допустимых значений, регламентируемых настоящим стандартом, допускается не вычислять результат измерений и не сопоставлять с допустимым значением. В этом случае в соответствующей графе протокола ставят прочерк.
8.4 Полученные округленные значения уровней виброускорения в каждой точке измерения сравнивают с допустимыми уровнями для данной группы норм.
(справочное)
ПЕРЕСЧЕТА УРОВНЕЙ ВИБРОУСКОРЕНИЯ
А.1 Значения виброускорения или их уровни в третьоктавных полосах частот приводят к октавным путем энергетического суммирования по формулам:
- в абсолютных единицах:

(А.1)
- в децибелах:

(А.2)
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст дан в соответствии с официальным текстом документа. | |
где ai и Li - среднеквадратическое значение виброускорения, м·с-2 и его логарифмический уровень в i-й третьоктавной полосе, входящей в данную октаву, дБ, соответственно.
(справочное)
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА УРОВНЕЙ ВИБРОУСКОРЕНИЯ
Таблица Б.1
Таблица перевода уровней виброускорения
Уровень виброускорения, дБ | Виброускорение, м·с-2 | Уровень виброускорения, дБ | Виброускорение, м·с-2 | Уровень виброускорения, дБ | Виброускорение, м·с-2 |
90 | 0,032 | 110 | 0,320 | 130 | 3,200 |
91 | 0,035 | 111 | 0,350 | 131 | 3,500 |
92 | 0,040 | 112 | 0,400 | 132 | 4,000 |
93 | 0,045 | 113 | 0,450 | 133 | 4,500 |
94 | 0,050 | 114 | 0,500 | 134 | 5,000 |
95 | 0,056 | 115 | 0,560 | 135 | 5,600 |
96 | 0,063 | 116 | 0,630 | 136 | 6,300 |
97 | 0,071 | 117 | 0,710 | 137 | 7,100 |
98 | 0,079 | 118 | 0,790 | 138 | 7,900 |
99 | 0,089 | 119 | 0,890 | 139 | 8,900 |
100 | 0,100 | 120 | 1,000 | 140 | 10,000 |
101 | 0,110 | 121 | 1,100 | 141 | 11,000 |
102 | 0,130 | 122 | 1,300 | 142 | 13,000 |
103 | 0,140 | 123 | 1,400 | 143 | 14,000 |
104 | 0,160 | 124 | 1,600 | 144 | 16,000 |
105 | 0,180 | 125 | 1,800 | 145 | 18,000 |
106 | 0,200 | 126 | 2,000 | 146 | 20,000 |
107 | 0,220 | 127 | 2,200 | 147 | 22,000 |
108 | 0,250 | 128 | 2,500 | 148 | 25,000 |
109 | 0,280 | 129 | 2,800 | 149 | 28,000 |
| | | | 150 | 32,000 |
Связь между значениями определяют формулой:

(Б.1)
где

- среднеквадратическое значение виброускорения, м·с
-2;
L - уровень среднеквадратического значения виброускорения, дБ.
Если уровни виброускорения измерены в децибелах относительно другого исходного значения

, то к полученному результату измерений следует прибавить

(Б.2)
(рекомендуемое)
СИСТЕМА КООРДИНАТНЫХ ОСЕЙ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ
В.1 При определении параметров вибрации принимают следующие направления координатных осей:
X - горизонтальная ось, направленная вдоль оси самолета или вертолета;
Y - вертикальная ось;
Z - горизонтальная ось, направленная перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета.
В.2 Пример привязки координатных осей приведен на рисунке В.1.
1, 3 - точки измерения; 2, 4 - лист
Рисунок В.1
(рекомендуемое)
ИЗМЕРЕНИЙ ВИБРАЦИЙ В САЛОНАХ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Г.1 Расположение точек измерений в салоне самолета местных воздушных линий показано на рисунке Г.1.
А, Б, В - сечения; 1 - корневая нервюра;
2 - задний лонжерон
Рисунок Г.1
Г.2 Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с турбовинтовыми, поршневыми, турбовинтовентиляторными двигателями приведено на рисунке Г.2.
А, Б, В, Г - сечения; 1 - плоскость вращения внутренних
винтов; 2 - корневая нервюра; 3 - задний лонжерон;
4 - задняя стенка пассажирской кабины
Рисунок Г.2
Г.3 Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с реактивными двигателями представлено на рисунках Г.3 и
Г.4.
А, Б, В, Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла;
2 - корневая нервюра; 3 - задний лонжерон;
4 - задняя стенка пассажирской кабины
Рисунок Г.3
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст дан в соответствии с официальным текстом документа. | |
А, В, В, Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла;
2 - корневая нервюра; 3 - задний лонжерон;
4 - задняя стенка пассажирской кабины
Г.4 Расположение точек измерений в салоне вертолета показано на рисунке Г.5.
А, Б, В - сечения
Рисунок Г.5
(обязательное)
МЕТОД РАСЧЕТА ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА СРЕДНЕГО ЗНАЧЕНИЯ
СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ВИБРОУСКОРЕНИЯ
С ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ 0,95
Д.1 По результатам выполненных измерений вычисляют среднее значение из среднеквадратических значений виброускорения:

(Д.1)
где

- среднеквадратическое значение виброускорения
i-го измерения, м·с
-2;
n - число измерений.
Д.2 Определяют среднеквадратическое отклонение результата i-го измерения:

(Д.2)
Д.3 Доверительный интервал

для значения

вычисляют по формуле

(Д.3)
Значения коэффициента m для различного числа измерений n приведены в таблице Д.1.
Таблица Д.1
n | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
m | 1,18 | 0,95 | 0,82 | 0,73 | 0,67 | 0,62 | 0,58 | 0,55 | 0,52 |
Д.4 Результаты выполненного расчета верхнего предела среднего значения средних квадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0,95 представляют в виде:

(Д.4)
(рекомендуемое)
ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ В САЛОНАХ
И КАБИНАХ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА _____________
"___" _______________ 20__ г.
Бортовой номер _____________________ Заводской номер ______________________
Тип и заводской номер двигателя ___________________________________________
___________________________________________________________________________
Тип и заводские номера лопастей винтов ____________________________________
___________________________________________________________________________
Параметры полета
Режим работы двигателя | Высота полета, м | Число Маха | Приборная скорость, км/ч |
Номер силовой установки |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Место расположения точки измерений ________________________________________
___________________________________________________________________________
Координатная ось
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц | Результаты измерений виброускорения, м·с-2 или дБ | Верхний предел среднего значения виброускорения, м·с-2 или дБ |
Номер измерения |
1 | 2 | 3 | 4 | ... |
1,60 | | | | | | |
2,00 | | | | | | |
2,50 | | | | | | |
3,15 | | | | | | |
4,00 | | | | | | |
5,00 | | | | | | |
6,30 | | | | | | |
8,00 | | | | | | |
10,00 | | | | | | |
12,50 | | | | | | |
16,00 | | | | | | |
20,00 | | | | | | |
25,00 | | | | | | |
31,50 | | | | | | |
40,00 | | | | | | |
50,00 | | | | | | |
63,00 | | | | | | |
80,00 | | | | | | |
100,00 | | | | | | |
125,00 | | | | | | |
160,00 | | | | | | |
Средства измерений ________________________________________________________
наименование, тип и номер измерительных устройств
Эскиз структурной схемы средств измерений
Способ присоединения виброизмерительного преобразователя
___________________________________________________________________________
резьбой (ее параметры) или другим способом, непосредственно к полу
или к листу (лист установлен на полу или ковре)
Сведения о государственной или ведомственной поверке ______________________
___________________________________________________________________________
Измерения в соответствии с ГОСТ ___________________________________________
Провел _____________________ ______________________________________________
подпись Ф.И.О., должность
ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ
В САЛОНАХ И КАБИНАХ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА
"___" "_____________" 20__ г.
Бортовой номер _____________________ Заводской номер ______________________
Тип и заводские номера лопастей несущего винта ____________________________
___________________________________________________________________________
Параметры полета
Режим работы двигателя | Высота полета, м | Приборная скорость, км/ч |
Номер силовой установки |
1 | 2 |
| | | |
Место расположения точки измерений ________________________________________
Координатная ось
Среднегеометрические значения частот третьоктавных полос, Гц | Результаты измерений виброускорения, м·с-2 или дБ | Верхний предел среднего значения виброускорения, м·с-2 или дБ |
Номер измерения |
1 | 2 | 3 | 4 | ... |
| | | | | | |
1,60 | | | | | | |
2,00 | | | | | | |
2,50 | | | | | | |
3,15 | | | | | | |
4,00 | | | | | | |
5,00 | | | | | | |
6,30 | | | | | | |
8,00 | | | | | | |
10,00 | | | | | | |
12,50 | | | | | | |
16,00 | | | | | | |
20,00 | | | | | | |
25,00 | | | | | | |
31,50 | | | | | | |
40,00 | | | | | | |
50,00 | | | | | | |
63,00 | | | | | | |
80,00 | | | | | | |
Средства измерений ________________________________________________________
наименование, тип и номер измерительных устройств
Эскиз структурной схемы средств измерений
Способ присоединения виброизмерительного преобразователя
___________________________________________________________________________
резьбой (ее параметры) или другим способом, непосредственно к полу
или листу (лист установлен на полу или ковре)
Сведения о государственной или ведомственной поверке ______________________
___________________________________________________________________________
Измерения в соответствии с ГОСТ ___________________________________________
Провел _________ _______________________________________________
подпись Ф.И.О., должность
| | Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения |
| Методические указания | Виброметры с пьезоэлектрическими и индукционными преобразователями. Методика поверки |
| Руководство по проведению испытательных полетов в гражданской авиации |
| Руководство по летной эксплуатации самолета (вертолета) |