Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стандартинформ, 2013.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Отдельные положения данного документа включены в
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710).
Текст данного документа приведен с учетом
поправки, введенной в действие с 23.08.2021, опубликованной в "ИУС", N 1, 2022.
Название документа
"ГОСТ 31845-2012. Межгосударственный стандарт. Локомотивы, работающие на природном газе. Требования взрывобезопасности"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1168-ст)
(ред. от 16.02.2018)
"ГОСТ 31845-2012. Межгосударственный стандарт. Локомотивы, работающие на природном газе. Требования взрывобезопасности"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1168-ст)
(ред. от 16.02.2018)
по техническому регулированию
и метрологии
от 26 ноября 2012 г. N 1168-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЛОКОМОТИВЫ, РАБОТАЮЩИЕ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ
ТРЕБОВАНИЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ
Natural gas fueled locomotives.
Explosion safety requirements
ГОСТ 31845-2012
| | Список изменяющих документов Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст) | |
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Дата введения
1 января 2014 года
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены
ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и
ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012 г. N 41)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1168-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31845-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53401-2009
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
(раздел 1 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, использующие в качестве топлива природный газ (далее - локомотивы), и устанавливает требования к их системам и составным частям по обеспечению взрывобезопасности путем предотвращения взрывов смеси природного газа с воздухом и разрушения сосудов под давлением, а также уменьшения и локализации последствий таких взрывов.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.051-2013 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 2.501-2013 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 2.503-2013 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
Ссылка исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
Ссылка исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 19.601-78 Единая система программной документации. Общие правила дублирования, учета и хранения
ГОСТ 19.603-78 Единая система программной документации. Общие правила внесения изменений
ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные, пробные и рабочие. Ряды
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 949-73 Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на
Pp <= 19,6 МПа (200 кгс/см
2). Технические условия
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 9731-79 Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на
Pp <= 24,5 МПа (250 кгс/см
2). Технические условия
ГОСТ 12247-80 Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на
Pp 31,4 и 39,2 МПа (320 и 400 кгс/см
2). Технические условия
Ссылка исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 27577-2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
Ссылка исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
Ссылка исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
ГОСТ 30852.5-2002 (МЭК 60079-4-75) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 4. Метод определения температуры самовоспламенения
ГОСТ 30852.10-2002 (МЭК 60079-11-99) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь i
ГОСТ 30852.11-2002 (МЭК 60079-12:1978) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 12. Классификация смесей газов и паров с воздухом по безопасным экспериментальным максимальным зазорам и минимальным воспламеняющим токам
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.1 - 3.4 исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
3.5 нижний концентрационный предел распространения (НКПР) пламени (воспламенения): Минимальное содержание горючего вещества в однородной смеси с окислительной средой (НКПР, % об.), при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника зажигания.
3.6 - 3.9 исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
3.10 пожарная безопасность локомотива: Состояние локомотива, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
3.11, 3.12 исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
3.13 сосуд: Герметически закрытая емкость, предназначенная для ведения химических, тепловых и других технологических процессов, а также для хранения и транспортирования газообразных, жидких и других веществ, границей которой являются входные и выходные штуцеры.
3.14 исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
3.15 техническое освидетельствование: Проверка соответствия технического состояния объекта требованиям, установленным в документации на него, и определение возможности дальнейшей эксплуатации.
3.16 исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
3.17 природный газ: Газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов.
Примечания
1 Метан является основным компонентом природного газа.
2 Природный газ обычно содержит также следовые количества других компонентов.
(п. 3.17 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.18 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, сжиженный после переработки с целью хранения, транспортирования и использования.
(п. 3.18 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.19 баллон: Герметичная емкость, имеющая одно или два резьбовых отверстия для установки запорной арматуры, предназначенная для транспортирования, хранения и использования компримированного газа.
(п. 3.19 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.20 криогенное оборудование: Оборудование, связанное с достижением или практическим использованием температуры рабочей среды ниже минус 100 °C.
(п. 3.20 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.21 взрывобезопасность: Состояние локомотива, при котором с регламентированной вероятностью исключена возможность взрыва или в случае его возникновения предотвращено воздействие на людей опасных и вредных факторов, вызываемых взрывом, и обеспечена сохранность материальных ценностей.
(п. 3.21 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
3.22
трубопроводная арматура (арматура), (ТПА): Техническое устройство, устанавливаемое на трубопроводах, оборудовании и емкостях, предназначенное для управления потоком рабочей среды путем изменения проходного сечения. Примечания 1 Под управлением понимается перекрытие, открытие, регулирование, распределение, смешивание, разделение. 2 Во множественном числе термин не применяется. |
(п. 3.22 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4 Требования взрывобезопасности и порядок их реализации
4.1.1 Требования взрывобезопасности локомотива должны быть сформированы на начальном этапе его разработки.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.1.2 - 4.1.4 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.1.5 Конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация, включая электрические схемы, программное обеспечение и т.д., регламентирующая реализацию обеспечения требований взрывобезопасности, должна быть защищена от возможности несанкционированного внесения в нее изменений. Учет, хранение и внесение изменений в технические документы - по
ГОСТ 2.501,
ГОСТ 2.503,
ГОСТ 19.601,
ГОСТ 19.603,
ГОСТ 2.051.
4.1.6 Для взрывозащищенного электрооборудования, выполненного по
ГОСТ 30852.0, и для невзрывоопасного электрооборудования, сопрягающегося с искробезопасными электрическими цепями, техническая документация должна соответствовать требованиям
ГОСТ 30852.10.
(п. 4.1.6 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.1.7, 4.1.8 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.1.9, 4.1.10 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.1.11 Комплекс примененных на локомотиве конструктивных решений и защитных мер должен способствовать тому, чтобы вероятность взрыва на этом локомотиве, рассчитанная по
ГОСТ 12.1.004, не превышала значения, установленного
ГОСТ 12.1.010.
(п. 4.1.11 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.1.12 Порядок, периодичность, объем и методы технического освидетельствования (контроля) сосудов, работающих под давлением, должны быть определены изготовителем. При отсутствии данных сведений они должны соответствовать требованиям нормативных документов государств, принявших настоящий стандарт.
(п. 4.1.12 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
--------------------------------
<*> - <***> Сноски исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
<*4> Сноска исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.1.13 Испытание смонтированной системы подачи газа на герметичность относительно внешней среды до первого заполнения природным газом выполняют с использованием инертных газов.
Допускается проводить данное испытание с использованием осушенного сжатого воздуха с последующей продувкой газообразным азотом.
Испытание системы подачи газа на герметичность с применением природного газа проводят на рабочих давлениях.
(п. 4.1.13 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2 Требования к конструкции и параметрам защитных средств
4.2.1 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.2 Исключение утечек природного газа через неплотности соединений трубопроводов должно быть обеспечено применением ниппельных или других самоуплотняющихся соединений, обеспечивающих герметичность и надежность в эксплуатации, а также соединений, отвечающих требованиям нормативных документов (НД).
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.3 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.4 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.5 Применяемые на локомотивах сосуды, трубопроводы, соединительные детали и их металлические уплотнения должны быть изготовлены из нержавеющих сталей аустенитного класса, не склонных к межкристаллитной и точечной коррозии.
Материалы компонентов уплотнительных устройств трубопроводов СПГ должны выдерживать термоциклические воздействия в диапазоне температур от минус 162 °C до плюс 120 °C.
(п. 4.2.5 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.6 Баллоны для хранения компримированного газа должны удовлетворять правилам и техническим регламентам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта
<*>, по конструктивному исполнению соответствовать
ГОСТ 949,
ГОСТ 9731,
ГОСТ 12247. На локомотиве допускается применять баллоны, изготовленные из черных металлов, легированной стали или из композитных материалов.
(п. 4.2.6 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
--------------------------------
<*> Сноска исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
<**> Сноска исключена с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
<*> На территории государств Таможенного союза действует
регламент Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией
[1].
(сноска в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Допускается по разрешению Федерального органа в области технологического контроля в сфере безопасного ведения работ на локомотиве применять баллоны, изготовленные по специальному проекту, исходя из условий рационального использования пространства в кузове или под рамой.
Баллоны и емкости для хранения сжатого газа, устанавливаемые на локомотиве, должны быть оборудованы разрывными клапанами и предохранительными мембранами, срабатывающими при разрывах соединительных трубопроводов.
4.2.7 Элементы конструкции и узлы крепления и установки газового и криогенного оборудования должны быть выполнены таким образом, чтобы показатели их прочности соответствовали требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.
(п. 4.2.7 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.8 Герметичность затворов ТПА, применяемой в системе подачи газа, должна соответствовать классу А по
ГОСТ 9544.
Пробное давление при испытании ТПА и деталей трубопроводов после их изготовления должно соответствовать
ГОСТ 356.
(п. 4.2.8 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.9 Расположением, монтажом и конструкцией системы подачи газа и ее элементов должна быть обеспечена возможность проверок качества сборки, регулировок, испытаний и периодического контроля параметров в эксплуатации, возможность выполнения ремонтных работ, а также выполнения работ по выпуску газа из элементов и частей системы без образования взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси.
4.2.10 В системе подачи газа на локомотиве должны быть предусмотрены соединительные элементы (штуцеры, разъемы), обеспечивающие присоединение контрольных и измерительных приборов и оборудования с учетом обеспечения герметичности по
4.2.8.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.11 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.12 Блок газовых баллонов или криогенная емкость для СПГ должны иметь на выходном патрубке запорную или запорно-регулирующую ТПА, обеспечивающую визуальный контроль положения ее запирающего элемента.
(п. 4.2.12 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.13 Помещения локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должны быть оборудованы аварийной вентиляцией, обеспечивающей вентилирование в соответствии с
4.3.2,
4.3.4.
Вид штатной вентиляции определяют в зависимости от потребности в воздухообмене оборудования, размещенного в помещениях (отсеках) локомотива.
(п. 4.2.13 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.14 - 4.2.16 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.17 Вентиляторы, размещенные в помещениях (отсеках) локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должны быть с механическим приводом или с электродвигателями во взрывобезопасном исполнении применительно к эксплуатации в условиях взрывоопасных смесей группы T1 по
ГОСТ 30852.5 и категории II A
ГОСТ 30852.11.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.18 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.19 Подкапотное пространство локомотива с кузовом капотного типа должно быть разделено перегородками на отдельные помещения (отсеки), преимущественно по их функциональному назначению (двигательный отсек, отсек тягового генератора и отсек компрессора, отсек охлаждающего устройства и т.п.). Установка разделительных перегородок в кузовном помещении локомотива с кузовом вагонного типа в необходимых случаях должна быть проведена с учетом обеспечения условий для обслуживания силовой установки, обеспечения пожарной безопасности с соблюдением требований к размерам проходов по
ГОСТ 12.2.056.
4.2.20 Помещения локомотива должны быть разделены противопожарными перегородками с пределами огнестойкости не менее E30/I30 по
ГОСТ 30247.0
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Места прохода трубопроводов через разделительные перегородки, а также кабельные проходки в местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов должны также обеспечивать указанную огнестойкость.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.21 Применяемые на локомотиве провода и кабели по исполнению в части пожарной опасности должны быть не распространяющими горение при групповой прокладке, исполнения нг(А) в соответствии с
ГОСТ 31565 или национальными стандартами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт.
Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000 В должны быть проложены отдельно от низковольтных.
(п. 4.2.21 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.22 Электрооборудование локомотива, размещенное в помещениях (отсеках), в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси, должно быть взрывозащищенного исполнения категории повышенной надежности против взрыва группы II с видом взрывозащиты "защита вида е" или (и) "искробезопасная электрическая цепь" температурного класса до 450 °C (2ExiIIT1, 2ExeIIT1, 2ExeiIIT1 по
ГОСТ 30852.0).
(п. 4.2.22 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.23 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.24 Предохранительные клапаны должны быть предусмотрены в системе подачи газа на каждой ступени редуцирования давления газа и быть отрегулированы на значение, превышающее установленное в этой ступени рабочее давление газа не более чем на 10%. Допускается не устанавливать предохранительные клапаны непосредственно перед входом в двигатель.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.25 Не допускается установка какой-либо ТПА на участке системы подачи газа непосредственно перед предохранительным клапаном и после него (на сбросной трубе).
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.26 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.27 Локомотив должен быть оборудован безопасными дренажными устройствами для сброса компримированного природного газа или паров СПГ в атмосферу. Безопасное дренажное устройство должно обеспечивать рассеивание сбрасываемых газов и паров, исключающее образование взрывоопасных концентраций над крышей локомотива. Отвод газа к безопасному дренажному устройству должен осуществляться по специальным отводящим трубопроводам от предохранительных клапанов, дренажных устройств и дегазационных устройств.
(п. 4.2.27 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.28 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.2.29 На щитах и дверях, ограничивающих доступ в помещения и отсеки капота (кузова) локомотива, в которых размещено газовое оборудование, должен быть нанесен знак W01 "Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества" по
ГОСТ 12.4.026 или национальным стандартам, действующим на территории государств, принявших настоящий стандарт.
(п. 4.2.29 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.2.30, 4.2.31 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.3 Требования к оборудованию для контроля концентрации природного газа, сигнализации и блокировок
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.1 Локомотив должен иметь оборудование для непрерывного автоматического контроля концентрации природного газа в помещениях (отсеках), в которых возможно образование взрывоопасной концентрации природного газа в случае аварийной ситуации, формирующее сигналы о концентрации природного газа для системы управления локомотива. Указанные помещения (отсеки) должны быть оборудованы датчиками концентрации природного газа.
(п. 4.3.1 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.2 Помещения (отсеки) локомотива, в которых возможно образование взрывоопасной газовой смеси в случае аварийной ситуации, должны быть оборудованы аварийной приточной вентиляцией с кратностью воздухообмена не менее 5,0 объемов в час.
(п. 4.3.2 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.3 Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности измерительного тракта оборудования для контроля концентрации природного газа должны быть не более +/- 5% от значения НКПР.
(п. 4.3.3 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.4 Система управления локомотива должна обеспечивать:
а) при концентрации природного газа более 20% от значения НКПР хотя бы в одном из мест установки датчиков концентрации природного газа:
- выдачу предупреждения для локомотивной бригады;
- включение аварийной вентиляции;
б) при концентрации природного газа более 40% от значения НКПР хотя бы в одном из мест установки датчиков концентрации природного газа:
- снятие нагрузки с тягового генератора;
- автоматическое прекращение подачи газа в двигатель.
Время задержки данных воздействий должно быть не более 1,0 с считая от момента возникновения концентраций природного газа, превышающих 20% от значения НКПР для воздействий, указанных в
перечислении а), и 40% от значения НКПР для воздействий, указанных в
перечислении б).
(п. 4.3.4 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.5 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.3.6 Датчики концентрации природного газа должны идентифицироваться по месту их установки для определения места возникновения взрывоопасной ситуации.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
В руководстве по эксплуатации и в кабине машиниста локомотива должны быть схемы, соответствующие размещению датчиков и их привязке к каналам приборов контроля концентрации природного газа.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.3.7, 4.3.8 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.3.9 Надежность и требуемый уровень безотказности оборудования для контроля концентрации газовоздушной смеси и подсистем предупреждения и блокировок должны быть обеспечены выбором исполнительных электрических приборов, применяемых в этих системах.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Для повышения надежности и безотказности цепей подсистемы блокировок допускается их дублирование.
4.3.10, 4.3.11 Исключены с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.3.12 Проверку работоспособности оборудования для контроля концентрации природного газа выполняют согласно руководству по эксплуатации локомотива и инструкции по эксплуатации приборов контроля концентрации природного газа.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Возможность проверки подсистем предупреждения и блокировок обеспечивает разработчик локомотива. При этом преимущественно должен быть использован метод контроля, исключающий демонтаж цепей или приборов, входящих в подсистемы.
4.3.13 Оборудование для контроля концентрации природного газа подвергают периодической поверке в соответствии с эксплуатационными документами.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
Приборы, не прошедшие обязательную периодическую государственную поверку, не должны допускаться к эксплуатации на локомотиве.
4.4 Требования к персоналу, эксплуатирующему локомотивы
4.4.1 К эксплуатации локомотива могут быть допущены лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право такой эксплуатации.
4.4.2 Проверку знаний персонала, допущенного к эксплуатации локомотива, проводят не реже одного раза в три года, а также при изменениях в технической документации на локомотив или его оборудование.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.4.3 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.4.4 Эксплуатирующий персонал должен выполнять работы, установленные в руководствах по эксплуатации и специальных эксплуатационных инструкциях на локомотив и его оборудование, разработанных в соответствии с
ГОСТ 2.610.
(п. 4.4.4 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.4.5 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.5 Требования к обеспечению взрывобезопасности при столкновениях, сходах и опрокидываниях
4.5.1 Взрывобезопасность при аварийных ситуациях (столкновение подвижного состава, сход с рельсов, опрокидывание) должна быть обеспечена выполнением требований по прочности узлов крепления и установки газового и криогенного оборудования (см.
4.2.7).
(п. 4.5.1 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.5.2 Конструкцией установки газовых баллонов под локомотивом должен быть обеспечен такой зазор между уровнем головки рельса и нижней точкой газовых баллонов, чтобы исключить удар баллонов о рельс при сходе одной из тележек локомотива в пределах рельсошпальной решетки.
4.5.3 Исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
4.6 Требования к системам (установкам) пожарной сигнализации и пожаротушения
(п. 4.6 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.6.1 Магистральные локомотивы должны быть оборудованы согласно нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт, сертифицированными автоматическими системами (установками) пожарной сигнализации (АПС) и системами (установками) пожаротушения (ПТ). При этом должны быть обеспечены сигнализация о возгораниях и тушение очагов пожара в следующих зонах:
- помещениях (отсеках) с силовыми установками, в т.ч. вспомогательными;
- высоковольтных камерах и электрических шкафах;
- кабине машиниста (функция тушения должна быть только в кабине секции локомотива, оснащенной блоком газовых баллонов или криогенной емкостью для СПГ).
4.6.2 Маневровые локомотивы должны быть оборудованы согласно нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт, АПС и ПТ, обеспечивающими сигнализацию о возгораниях и тушение очагов пожара в следующих зонах:
- помещениях (отсеках) с силовой установкой;
- высоковольтных камерах и электрических шкафах.
4.6.3 АПС локомотивов должны обеспечивать отображение на пульте машиниста и (или) размещенном в кабине машиниста приемно-контрольном приборе или информационном табло визуальной информации с указанием места возникновения возгорания, а также дублирование данной информации звуковым сигналом.
4.6.4 АПС локомотивов должны отображать информацию о неисправности при возникновении неисправностей в виде короткого замыкания, обрыва в линиях связи, а также неисправностей пожарных извещателей (ПИ).
4.6.5 ПТ локомотивов должны обеспечивать при боковом ветре скоростью 5 м/с тушение пожаров:
- твердых горючих веществ и материалов;
- горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов;
- горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.
4.6.6 Выбор типа ПТ, способа тушения и огнетушащего вещества осуществляют с учетом требований нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.
4.6.7 Приборы и ПИ, применяемые в составе АПС и ПТ, по устойчивости к механическим внешним воздействующим факторам должны соответствовать группе М25 по
ГОСТ 30631.
4.6.8 Приборы и ПИ, применяемые в составе АПС и ПТ, должны быть устойчивы к воздействию электростатических разрядов для степени жесткости 3 согласно требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.
4.6.9 Климатическое исполнение приборов и ПИ, применяемых в составе АПС и ПТ, должно соответствовать климатическому исполнению электрооборудования конкретного локомотива по
ГОСТ 15150 с учетом категорий размещения в местах установки конкретных приборов и ПИ.
4.6.10 Степень защиты от внешних твердых предметов и пыли и проникновения воды приборов, применяемых в составе АПС и ПТ, должна быть не ниже IP44 по
ГОСТ 14254, пульта дистанционного пуска - IP54 по
ГОСТ 14254.
4.7 Требования к оснащению огнетушителями
(п. 4.7 введен
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
4.7.1 Соответствие сертифицированных огнетушителей, применяемых на локомотивах, требованиям пожарной безопасности должно быть подтверждено в порядке, установленном нормативными документами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт.
4.7.2 Огнетушители, предназначенные для оснащения локомотивов, по стойкости к транспортной тряске должны отвечать требованиям нормативных документов, действующих на территории государств, принявших настоящий стандарт.
4.7.3 Конструкцией локомотива должны быть предусмотрены места для хранения огнетушителей, предотвращающие их выпадение при движении локомотива, столкновениях или ударах в автосцепные устройства.
4.7.4 Необходимые типы, объемы огнетушителей, а также их количество определяют для конкретного локомотива на основании соответствия тактико-технических характеристик применяемых огнетушителей параметрам вероятных очагов пожара на данном локомотиве. При этом руководствуются нормативными документами, действующими на территории государств, принявших настоящий стандарт.
5 Основные положения по проверке и контролю взрывобезопасности
Раздел 5 исключен с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
(рекомендуемое)
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ
Приложение А исключено с 01.05.2018. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст.
Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)
| | Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением". Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 года N 41". |
УДК 621.512:629.4:006.354 | | |
Ключевые слова: локомотивы, природный газ, пожарная безопасность, взрывобезопасность, сжиженный природный газ, компримированный природный газ, система подачи газа, концентрация, вентиляция, защита, система управления |
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 16.02.2018 N 80-ст)