Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стандартинформ, 2013.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Отдельные положения данного документа включены к
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава",
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710).
Взамен ГОСТ 4686-74.
Название документа
"ГОСТ 4686-2012. Межгосударственный стандарт. Триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов. Технические условия"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 15.11.2012 N 881-ст)
(ред. от 10.03.2021)
"ГОСТ 4686-2012. Межгосударственный стандарт. Триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов. Технические условия"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 15.11.2012 N 881-ст)
(ред. от 10.03.2021)
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 15 ноября 2012 г. N 881-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРИАНГЕЛИ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕЛЕЖЕК
ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Brake beams of brake leverage gear of freight cars.
Specifications
ГОСТ 4686-2012
| | Список изменяющих документов Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст, Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст) | |
Дата введения
1 июля 2013 года
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены
ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и
ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИвагоностроения")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (Протокол N 50 от 20 июля 2012 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2012 г. N 881-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 4686-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2013 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 4686-74
6 Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации своего государства аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе
(п. 6 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на триангели тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм и устанавливает технические условия к ним.
Настоящий стандарт также распространяется на триангели тормозных систем тележек грузовых вагонов.
(абзац введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Триангели в исполнении 1 по настоящему стандарту могут применяться в тележках грузовых вагонов железных дорог колеи 1435 мм.
(абзац введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 2310-77 Молотки слесарные стальные. Технические условия
ГОСТ 3269-78 <*> Башмак тормозной неповоротный для грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
--------------------------------
<*> На территории Российской Федерации действует
ГОСТ Р 55819-2013 "Башмаки и чеки тормозных колодок железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия".
(сноска введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия
(ссылка введена
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
ГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 7409-2009 Приказом Росстандарта от 27.11.2018 N 1035-ст с 1 августа 2019 года введен в действие ГОСТ 7409-2018. | |
ГОСТ 7409-2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 21357 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия
(ссылка введена
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 25706-83 Лупы. Типы, основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка
ГОСТ 32400-2013 Рама боковая и балка надрессорная литые тележек железнодорожных грузовых вагонов. Технические условия
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
ГОСТ 32894 Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения
(ссылка введена
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
ГОСТ 33211-2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам.
(ссылка введена
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 триангель: Элемент тормозной рычажной передачи или тормозной системы тележки грузового вагона, предназначенный для передачи усилия, развиваемого поршнем тормозного цилиндра или приводом ручного тормоза, на фрикционные элементы (тормозные колодки) для их равномерного прижатия к поверхности катания.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст,
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
3.2 исключен с 1 сентября 2017 года. -
Изменение N 1, введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 939-ст.
3.3 закладка: Элемент триангеля, предназначенный для изменения расстояния между башмаками при переходе тележек на железнодорожные пути с другой шириной колеи.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
3.4
тормозная система тележки: Комплекс устройств, являющихся составной частью тормозной системы вагона, расположенный на тележке и предназначенный для создания тормозной силы с целью остановки вагона или его удержания на заданном уклоне. Примечание - В тормозную систему тележки могут входить: тормозной цилиндр, устройство автоматического регулирования давления сжатого воздуха (авторежим), автоматический регулятор тормозных рычажных передач (авторегулятор), рычажная передача. |
(п. 3.4 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
(в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
4.1 Типы триангелей указаны в таблице 1. Схематичные изображения типов триангелей приведены в
приложении Г.
Таблица 1
Особенности конструкции триангеля | Тип | Исполнение |
С безрезьбовым креплением башмака | 1 | 1 - с закладкой |
2 - без закладки |
С резьбовым креплением башмака | 2 | 1 - с закладкой |
2 - без закладки |
(п. 4.1 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Рисунки 1 - 4 исключены с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
4.2 Примеры условного обозначения:
Триангель с безрезьбовым креплением башмака типа 1, исполнения 1:
Триангель 1-1 ГОСТ 4686-2012;
Триангель с безрезьбовым креплением башмака типа 1, исполнения 2:
Триангель 1-2 ГОСТ 4686-2012;
Триангель с резьбовым креплением башмака типа 2, исполнения 1:
Триангель 2-1 ГОСТ 4686-2012;
Триангель с резьбовым креплением башмака типа 2, исполнения 2:
Триангель 2-2 ГОСТ 4686-2012.
5.1 Общие требования
(подраздел 5.1 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.1.1 Триангели должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 по
ГОСТ 15150 с обеспечением работоспособного состояния в диапазоне рабочих температур от минус 60 °C до плюс 50 °C.
5.1.2 Триангель по прочности должен соответствовать требованиям ГОСТ 33211-2014 (
пункты 4.5.3 и
6.1.3).
5.1.3 Назначенный срок службы триангелей устанавливают не менее 15 лет.
При разработке и постановке на производство триангелей назначенный срок службы и критерии предельного состояния триангелей указывают в конструкторских и эксплуатационных документах.
5.2 Требования к конструкции
5.2.1 Конструкция триангелей исполнения 1 (см.
приложение Г) должна обеспечивать возможность переоборудования их под колесную пару колеи 1435 мм.
(в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.2.2 Конструкция триангеля должна выдерживать без остаточной деформации действие растягивающей нагрузки 147,15 кН (15 тс), приложенной к распорке. После снятия нагрузки не допускаются:
- сплошные сквозные зазоры между струной и распоркой;
- остаточная деформация триангеля.
(п. 5.2.2 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
5.2.3 Триангели оборудуют башмаками по
ГОСТ 34075.
(п. 5.2.3 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.2.4, 5.2.5 Исключены с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
5.2.6 Крутящий момент затяжки гаек для триангелей типа 2 устанавливают в диапазоне от 294 до 490 Нм и указывают в конструкторских документах.
(п. 5.2.6 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.2.7 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
5.2.8 Разность расстояний от наружных поверхностей скоб (для триангелей исполнения 1) или внутренних поверхностей башмаков (для триангелей исполнения 2) до оси триангеля (см.
приложение Г) должна быть не более 3 мм.
(п. 5.2.8 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.2.9 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
5.2.10 Абзац исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
Механические свойства сварных соединений, выполненных дуговой сваркой:
- временное сопротивление - не ниже требований, предъявляемых к основному металлу;
- ударная вязкость (KCU-60) - не менее 29 Дж/см2;
- угол статического изгиба - не менее 120°.
Предел прочности при статическом нагружении сварного соединения, выполненного контактной стыковой сваркой, должен быть не менее 95% предела прочности основного металла.
(п. 5.2.10 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
5.2.11 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
5.2.12 На триангели, установленные в тележку, наносят защитное лакокрасочное покрытие по
ГОСТ 7409. Лакокрасочное покрытие триангелей, являющихся объектом самостоятельной поставки, указывают в конструкторских (в том числе ремонтных) документах.
(п. 5.2.12 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.3 Требования к материалам
5.3.1 Детали триангеля, за исключением втулок распорки триангеля, башмаков и элементов их крепления, следует изготавливать из материалов в соответствии с
приложением А.
Балку и струну триангеля рекомендуется изготавливать из стали по
ГОСТ 19281 категории 14.
Втулки, устанавливаемые в распорку триангеля, рекомендуется изготавливать из легированных сталей по
ГОСТ 4543.
(п. 5.3.1 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 7409-2009 Приказом Росстандарта от 27.11.2018 N 1035-ст с 1 августа 2019 года введен в действие ГОСТ 7409-2018. | |
5.3.2 Требования к лакокрасочным материалам - по ГОСТ 7409.
5.4 Требования надежности
(подраздел 5.4 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.4.1 Гамма-процентный ресурс (с вероятностью

) триангеля должен быть не менее его назначенного срока службы. Ресурс триангеля подтверждают при приемочных испытаниях.
5.4.2 Конструкция триангеля должна обеспечивать отсутствие предельного состояния после N циклов восприятия динамической нагрузки. Количество циклов нагрузки (N) определяют как произведение назначенного срока службы триангеля по
5.1.3 (в годах) и 24030 циклов, соответствующих одному году эксплуатации. Величина нагрузки должна соответствовать произведению силы на штоке тормозного цилиндра при максимальном рабочем значении давления и передаточного отношения рычажной передачи.
5.5 Требования к маркировке
5.5.1 На балке триангеля должны быть нанесены следующие знаки маркировки:
- наименование изготовителя (условный номер предприятия-изготовителя,
[1]);
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
- год (две последние цифры) и месяц (римскими цифрами) изготовления;
- номер триангеля по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- клеймо службы технического контроля;
- допускается знаки маркировки дополнять товарным знаком;
(перечисление введено
Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
- единый знак обращения продукции на рынке <*>.
(перечисление введено
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
--------------------------------
<*> Для обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.
(сноска введена
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Способ нанесения маркировки должен обеспечивать сохранность ее в течение всего назначенного срока службы.
5.5.2 Размер знаков маркировки и способ ее нанесения указывают в конструкторских документах на триангель, при этом высота знаков маркировки должна быть не менее 6 мм.
(п. 5.5.2 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.5.3 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
--------------------------------
<*> Сноска исключена с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
5.6.1 Триангели, являющиеся объектами самостоятельной поставки, сопровождают паспортом, удостоверяющим их соответствие требованиям конструкторских документов и содержащим:
- единый знак обращения продукции на рынке
<*>;
- наименование и адрес предприятия-изготовителя;
- наименование и адрес организации, которая производит поставку триангелей;
- наименование, условное обозначение триангеля и обозначение чертежа;
- обозначение настоящего стандарта;
- число триангелей в партии;
- год и месяц изготовления;
- сведения о декларации о соответствии
<*> (серия, номер, срок действия);
- дату отгрузки триангелей;
- сведения об утилизации.
(п. 5.6.1 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
--------------------------------
<*> Для обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.
(сноска введена
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
5.6.2 Сопроводительные документы должны быть упакованы по ГОСТ 23170
(подраздел 2.11).
6 Требования охраны окружающей среды
Раздел 6 исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
(раздел 7 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
7.1 Для контроля соответствия триангелей требованиям настоящего стандарта следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с
ГОСТ 15.309.
7.2 При приемо-сдаточных испытаниях триангели подвергают:
- сплошному контролю:
а) сплошные сквозные зазоры между струной и распоркой по
5.2.2;
б) правильность сборки на соответствие требованиям конструкторских документов и основным размерам по
5.2.8;
в) лакокрасочное покрытие по
5.2.12 триангелей, являющихся объектом самостоятельной поставки;
е) комплектность по
5.6 триангелей, являющихся объектом самостоятельной поставки;
- выборочному контролю: на отсутствие остаточной деформации по
5.2.2.
(п. 7.2 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
7.2.1 Проверке на отсутствие остаточной деформации подвергают два процента триангелей до сборки с башмаками от партии, но не менее двух штук от сменного выпуска. Выборка производится методом случайного отбора по
ГОСТ 18321.
Партия определяется количеством триангелей в сборе с башмаками, одновременно сдаваемых по одному документу, но не более месячного выпуска триангелей.
При обнаружении остаточной деформации на одном из триангелей проверке подвергают всю партию.
7.2.2 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
7.2.3 Результаты приемо-сдаточных испытаний считают отрицательными, если в ходе испытаний установлено несоответствие хотя бы одному заданному требованию. В этом случае должны быть выявлены причины и проведено устранение отклонений, при этом триангель должен быть повторно подвергнут испытаниям по тем позициям, по которым обнаружены отклонения.
7.3 Для подтверждения стабильности качества и возможности продолжения выпуска триангелей проводят периодические испытания не реже одного раза в три года.
7.3.1 Периодическим испытаниям подвергают триангели, выдержавшие приемо-сдаточные испытания.
7.3.2 Периодические испытания должны включать проверку механических свойств металла сварного соединения по
5.2.10.
Периодические испытания проводят по программе и методике изготовителя, разработанным в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
(п. 7.3.2 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
7.3.2.1 Исключен с 01.04.2021. -
Изменение N 2, введенное в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст.
7.3.2.2 Испытания механических свойств сварных соединений, выполняемых дуговой сваркой, проводят на одном контрольном сварном соединении.
Испытания механических свойств сварных соединений, выполняемых контактной сваркой, проводят на одном узле - "струна со вставками".
Образцы для испытаний выполняют по технологии изготовления триангеля.
Метод изготовления и испытания образцов приведен в
приложении В.
При неудовлетворительных результатах периодических испытаний механических свойств сварных соединений должны быть проведены повторные испытания на удвоенном количестве образцов.
7.4 Типовым испытаниям подвергают триангели после внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления для оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений по
ГОСТ 15.309.
7.5 При типовых испытаниях триангели проверяют в полном объеме требований настоящего стандарта в соответствии с
7.2 и
7.3.
7.6 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом и (или) журналом по
ГОСТ 15.309.
Результаты периодических испытаний оформляют актом и протоколом, в которые включены результаты приемо-сдаточных испытаний.
Результаты типовых испытаний оформляют актом и протоколом испытаний.
7.7 Протоколы испытаний должны содержать нормативные и фактические параметры триангелей.
7.8 К протоколам периодических и типовых испытаний прилагают:
- перечень средств измерений с указанием их основных характеристик;
- иную документацию, если она оговорена программой или методикой испытаний.
7.9 В целях обязательного подтверждения соответствия испытаниям подвергают не менее двух триангелей, отобранных методом случайного отбора по
ГОСТ 18321 от сменного выпуска.
7.10 Показатели, которые не проверяются при приемо-сдаточных и/или периодических испытаниях, подлежат проверке на опытных образцах при приемочных или квалификационных испытаниях.
(п. 7.10 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
7.11 В случае принятия решения о проведении инспекторского контроля потребителем или изготовителем триангелей процедура проведения инспекторского контроля должна соответствовать
ГОСТ 32894.
(п. 7.11 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.1 Правильность сборки триангеля на соответствие требованиям конструкторских документов, в части взаимного расположения и наличия всех его составных частей, контролируют визуально.
(п. 8.1 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.2 Основные размеры и параметры триангелей проверяют шаблонами и средствами измерений с пределами допускаемой погрешности измерений:
- +/- 0,5 мм - для размеров более 500 мм.
(п. 8.2 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.3 Маркировку (см.
5.5) проверяют по
ГОСТ 26828, проверку комплектности (см.
5.6) производят визуально.
8.4 Проверку материалов (см.
5.3.1 и
5.3.2) производят по сертификатам поставки или результатам входного контроля по
ГОСТ 24297.
8.5 Метод проверки механических свойств сварных соединений в соответствии с
приложением В.
(п. 8.5 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
8.6 Наличие лакокрасочного покрытия по
5.2.12 на триангелях, являющихся объектом самостоятельной поставки, проверяют визуально.
(п. 8.6 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.7 Крутящий момент затяжки гаек (см.
5.2.6) проверяют динамометрическим ключом с предельной погрешностью измерения (+/- 3%).
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
8.8 Подтверждение ресурса триангеля по
5.4.1 проводят методом ресурсных испытаний.
(п. 8.8 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.8.1 Перед проведением испытаний триангель устанавливают на испытательный стенд. Места и способ крепления триангеля на стенде при проведении ресурсных испытаний должны соответствовать креплениям триангеля в тележке грузового вагона. Допускается проведение испытаний триангеля, установленного в тележке грузового вагона.
(п. 8.8.1 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.8.2 При испытаниях триангеля к отверстию в распорке прикладывают силу в течение не менее 1 с, направленную вдоль продольной оси триангеля, затем нагрузку снимают. Испытания повторяют до достижения количества циклов приложения нагрузки N (см.
5.4.2), соответствующего его назначенному сроку службы.
(п. 8.8.2 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.8.3 Ресурс триангеля считают подтвержденным, если по результатам ресурсных испытаний отсутствуют сквозные зазоры между струной и распоркой и остаточная деформация.
Отсутствие остаточной деформации и наличие сплошного сквозного зазора контролируют по
8.12 и
8.13.
(п. 8.8.3 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.9 Испытания триангеля по определению отсутствия сплошных сквозных зазоров между струной и распоркой и отсутствия остаточной деформации (см.
5.2.2) необходимо проводить на триангеле без башмаков и элементов их крепления методом его двукратного нагружения силой по
5.2.2 с погрешностью +2,2 кН (+0,225 тс).
(п. 8.9 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
| | Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст, в пункт 8.10 были внесены изменения. | |
8.10 Испытания триангеля по определению отсутствия сплошных сквозных зазоров между струной и распоркой и отсутствия остаточной деформации должны проводиться на стенде, аттестованном в установленном порядке.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст,
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Схема установки триангеля на стенде и приложения нагрузки указаны в
приложении Б.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
Установка триангеля на стенде должна обеспечивать стабильность прилагаемой к раме нагрузки.
8.11 При испытании под нагрузкой триангель должен обстукиваться молотком по
ГОСТ 2310 массой 0,8 кг в местах контактной сварки струны и вставок триангеля.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
8.12 Отсутствие остаточной деформации проверяют по величине уклона балки триангеля или по величине угла между балкой и струной (распоркой) после первого и второго нагружения.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
8.12.1 Отсутствие остаточной деформации проверяют шаблоном или специальным измерительным устройством с погрешностью измерения не более 0,5 мм или угломером по
ГОСТ 5378 с погрешностью измерения не более (+/- 10').
8.12.2 Конструкция шаблона или измерительного устройства должна обеспечивать измерение значения уклона балки в одних и тех же точках при первоначальном и повторном измерении; при измерении угломером - в одних и тех же точках угла.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
8.12.3 Разница между значениями уклона (угла) после первого и второго измерения не должна превышать допускаемой погрешности измерений применяемого средства измерения.
8.13 При проведении испытаний по определению отсутствия остаточной деформации после снятия нагрузки проводят обследование триангеля на наличие сплошных сквозных зазоров.
(в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Наличие сплошного сквозного зазора между струной и распоркой по профилям радиусных сопряжений в средней плоскости триангеля с обеих сторон распорки проверяют визуально с помощью лупы с не менее чем четырехкратным увеличением по
ГОСТ 25706 или стальным щупом с номинальной толщиной 0,05 мм. При проверке щупом он не должен заходить в зазоры между струной и распоркой на всю толщину распорки.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст,
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Наличие у триангеля сплошного сквозного зазора между струной и распоркой после испытаний не допускается.
(в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.14 Климатическое исполнение триангеля по
5.1.1 должно подтверждаться положительными результатами проверок по
8.4 и испытаний по
8.5.
(п. 8.14 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.15 Прочность триангеля по
5.1.2 проверяют по результатам расчета, выполненного в конструкторских документах на триангель, в соответствии с
ГОСТ 33211.
(п. 8.15 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
8.16 Назначенный срок службы триангеля по
5.1.3 проверяют при анализе конструкторских и эксплуатационных документов на триангель.
(п. 8.16 введен
Изменением N 2, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
9 Упаковка, транспортирование и хранение
9.1 Транспортирование триангелей - по группе 7 (Ж1)
ГОСТ 15150.
9.2 Хранение триангелей - по группе 2 (С)
ГОСТ 15150.
9.3 Транспортирование триангелей допускается любым видом транспорта, без упаковки.
10 Указания по эксплуатации
Не допускается замена в эксплуатации деталей триангеля другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в конструкторской документации, без согласования с держателем подлинников документации.
11.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие триангелей требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, хранения и транспортирования.
11.2 Гарантийный срок эксплуатации триангелей должен быть не менее срока от даты отгрузки триангелей изготовителем до первого планового ремонта вагона и не должен заканчиваться в межремонтный период вагона.
(п. 11.2 в ред.
Изменения N 2, введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
(обязательное)
ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ТОРМОЗА
Таблица А.1
Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Марка материала | Класс или категория прочности | Нормативный документ |
Стальной прокат |
09Г2, 09Г2С, 09Г2Д | 295 | |
10Г2С1 | 315 |
09Г2С, 10Г2С1, 17ГС, 15ГФ, 15ХСНД | 325 |
09Г2С, 10Г2С1, 17ГС, 15ГФ, 15ХСНД | 345 |
Стальные отливки |
20Л | К20 | |
25Л | К20, КТ30 |
20ГЛ | К25, КТ30 |
20ФЛ, 20Г1ФЛ | К30 |
20 ГЛ, 30 ГЛ | - | ГОСТ 21357 |
20ГЛ, 20ГФЛ, 20ГТЛ | - | |
(обязательное)
УСТАНОВКИ ТРИАНГЕЛЯ НА СТЕНДЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ
НАГРУЗКИ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ПРОЧНОСТЬ
И ОСТАТОЧНУЮ ДЕФОРМАЦИЮ
Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
F - сила (см.
5.2.2);
L - расстояние между центрами опор
на стенде, соответствующее расстоянию по центрам опорных
поверхностей башмаков триангеля, при этом ширина каждой
опоры должна быть не более ширины опорной
поверхности башмака.
Примечание - Силу прикладывают к отверстию в распорке.
Рисунок Б.1
Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
(обязательное)
МЕТОД ПРОВЕРКИ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТРИАНГЕЛЯ
Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
В.1 Проверка механических свойств сварных соединений, выполняемых дуговой сваркой
В.1.1 При изготовлении контрольных сварных соединений применяют сварочные материалы и оборудование, используемые при сварке триангеля. Выполняют стыковое сварное соединение пластин толщиной 12 - 14 мм. Марки стали пластин контрольного сварного соединения выбирают из применяемых для сварных соединений триангеля. Ширина и длина свариваемых пластин - 150
-20 x 300
+50 мм, направление прокатки - вдоль длинной стороны пластины. Сварка должна производиться, как показано на рисунках В.1 и
В.2.
Примечание - 1, 2, 3 - последовательность выполнения проходов сварки.
Рисунок В.1 - Контрольное сварное соединение
Рисунок В.2 - Конструктивные элементы подготовки кромок
под сварку
В.1.2 Из контрольных сварных соединений следует изготовить образцы для испытаний по
ГОСТ 6996 (см.
рисунок В.3):
- 2 образца типа XII для испытания сварного соединения на статическое растяжение;
- 2 образца типа XXVII для испытания сварного соединения на статический изгиб;
- 3 образца типа VI для испытания сварного соединения на ударный изгиб KCU-60 с надрезом по сварному шву.
Рисунок В.3 - Схема вырезки образцов для испытаний
В.1.3 Образцы, изготовленные по
В.1.2, должны быть испытаны в соответствии с
ГОСТ 6996.
В.2 Проверка механических свойств сварных соединений, выполняемых контактной стыковой сваркой
В.2.1 Определение механических свойств сварных соединений триангеля, выполняемых контактной стыковой сваркой, производят на контрольных образцах, вырезанных непосредственно из сваренного узла (струны триангеля со вставками).
В.2.2 Из одного готового узла (струны триангеля со вставками) вырезают образцы в количестве двух штук. Длина каждого образца составляет 280 +/- 20 мм, расположение стыка сварного соединения - посередине (см. рисунок В.4).
Рисунок В.4 - Схема вырезки образца для испытания сварного
соединения, выполненного контактной стыковой сваркой
В.2.3 Образцы испытывают на статическое растяжение, при этом устанавливают временное сопротивление

. Результаты испытаний определяют как среднеарифметическое значение результатов, полученных при испытаниях отдельных образцов. Методы испытания образцов на растяжение - по
ГОСТ 6996.
(справочное)
СХЕМАТИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТИПОВ ТРИАНГЕЛЕЙ
Приказом Росстандарта от 10.03.2021 N 127-ст)
Г.1 Схематичные изображения типов триангелей приведены на рисунках Г.1 -
Г.4.
1 - балка; 2 - струна; 3 - распорка; 4 - башмак;
5 - закладка; 6 - наконечник; 7 - скоба
Рисунок Г.1 - Триангель с безрезьбовым креплением
башмака, с закладкой
1 - балка; 2 - струна; 3 - распорка; 4 - башмак;
5 - наконечник
Рисунок Г.2 - Триангель с безрезьбовым креплением
башмака, без закладки
1 - балка; 2 - струна; 3 - распорка; 4 - башмак; 5 - гайка;
6 - закладка; 7 - наконечник; 8 - скоба
Рисунок Г.3 - Триангель с резьбовым креплением
башмака, с закладкой
1 - балка; 2 - струна; 3 - распорка; 4 - башмак;
5 - гайка; 6 - наконечник
Рисунок Г.4 - Триангель с резьбовым креплением
башмака, без закладки
Г.2 Справочные значения размеров триангеля приведены в таблице Г.1.
Номер рисунка | Справочное значение размера, мм |
А | Б | В | Г |
| 159,5 | 1836 | 1517 | 1447 |
| - |
| 1447 |
| - |
Примечание - Допускается уменьшение габаритной длины триангеля по торцам наконечников (размер Б) до 1820 мм. |
[1]
Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей. Утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (приложение N 20 к протоколу от 21 - 22 октября 2014 года N 61).
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.08.2017 N 929-ст)
УДК 625.2-597:006.354 | | | |
Ключевые слова: триангели, тормозная рычажная передача, грузовые вагоны, тележки грузовых вагонов, правила приемки, методы испытаний, гарантии, условия эксплуатации |