Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2023
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.06.2023.
Название документа
"ГОСТ Р 70641-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.02.2023 N 75-ст)

"ГОСТ Р 70641-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.02.2023 N 75-ст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 февраля 2023 г. N 75-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МАССЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Aviation technique. Automatic control system of mass.
Organization, structure and documentation
for information passing
ГОСТ Р 70641-2023
ОКС 49.020
Дата введения
1 июня 2023 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 февраля 2023 г. N 75-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает организационную структуру функционирования автоматизированной системы контроля массы на предприятиях авиационной промышленности, формы внешней информации автоматизированной системы, порядок их заполнения и периодичность передач.
Требования настоящего стандарта распространяются на организации и предприятия (далее - предприятия), осуществляющие разработку и изготовление изделий авиационной техники, а также на предприятия-поставщики, осуществляющие для данных предприятий изготовление комплектующих изделий.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 авиационная техника: Летательные аппараты и двигатели, а также их комплектующие (покупные и кооперированные) изделия, разрабатываемые и изготавливаемые предприятием-поставщиком.
2.1.2 внешняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между предприятиями, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий (без расходуемых масс) авиационной техники.
2.1.3 внутренняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между различными подразделениями внутри предприятия, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик (без расходуемых масс) авиационной техники.
2.1.4 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком летательного аппарата или двигателя, координирующее работу разработчиков и изготовителей комплектующих изделий и отвечающее за разработку летательного аппарата или двигателя в целом.
2.1.5
дистрибьютор: Юридическое лицо, осуществляющее закупку, хранение, разделение на части или продажу продукции без оказания влияния на ее соответствие.
[ГОСТ Р 58175-2018, пункт 3.1.4]
2.1.6
покупное изделие: Изделие, изготовленное по КД предприятия-поставщика, приобретенное предприятием в готовом виде с эксплуатационной документацией.
Примечание - Наряду с понятием "покупное изделие" в Единой системе технологической документации также применяют понятие "комплектующее изделие" по ГОСТ 3.1109.
[ГОСТ 2.101-2016, пункт 5.3.3]
2.1.7
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: стандарт имеет номер ГОСТ Р 59818-2021, а не ГОСТ 59818-2021.
изделие, изготавливаемое по кооперации: Изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по его конструкторской документации.
[ГОСТ 59818-2021, пункт 3.1.2]
2.1.8
изделие, доукомплектовываемое по кооперации: Изделие, на которое другим предприятием устанавливаются изделия, изготовленные по ранее разработанной конструкторской документации другого предприятия.
[ГОСТ Р 59818-2021, пункт 3.1.3]
2.1.9
комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.
Примечание - Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.
[ГОСТ 3.1109-82, статья 107]
2.1.10 кооперированное изделие: Изделие, изготавливаемое по кооперации или доукомплектованное по кооперации, полученное предприятием в готовом виде.
2.1.11 масса изделий по чертежу/конструкторской документации: Значение массы детали, сборочной единицы, полученное измерением массы серии изделий и указанное в соответствующей графе чертежа/конструкторской документации.
2.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСКМ - автоматизированная система контроля массы;
АТ - авиационная техника;
НД - нормативные документы;
ОКП - общероссийский классификатор продукции;
ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций.
3 Общие положения
3.1 АСКМ на предприятии-разработчике предназначена для обеспечения проведения работ по весовому совершенству разрабатываемой АТ с применением информационных технологий.
3.2 АСКМ устанавливает на предприятиях единые требования к правилам контроля массы и массово-инерционных и характеристик изделий АТ, включающих:
- охват контроля массы 100% деталей изделия;
- определение центровочных и массово-инерционных характеристик изделий;
- проведение контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик на всех стадиях проектирования и изготовления изделия;
- контроль и максимальную помехоустойчивость на всех этапах прохождения документации от исполнителя до технических средств, обеспечивающих хранение, поиск и передачу информации по запросам пользователей;
- преемственность с существующей системой формирования и прохождения конструкторской и производственной информации в опытном конструкторском бюро и на производстве.
3.3 АСКМ обязательна для всех головных разработчиков летательных аппаратов и двигателей, а также предприятий-поставщиков, указанных головным разработчиком в приложении А настоящего стандарта.
4 Организационная структура автоматизированной системы контроля массы
4.1 Организационная структура функционирования АСКМ на предприятии-разработчике призвана своевременно обеспечивать разработчика летательного аппарата массово-инерционными и центровочными характеристиками комплектующих (покупных и кооперированных) изделий, разрабатываемых и изготавливаемых предприятиями-поставщиками, а также приобретаемых покупных изделий у дистрибьюторов.
4.2 В рамках АСКМ используют внешнюю и внутреннюю информацию для поддержания функционирования автоматизированной системы.
Требования к внутренней информации АСКМ устанавливают нормативные документы предприятия-разработчика и ГОСТ Р 59818.
4.3 Внешняя информация АСКМ и передача информации, показывающая направление потоков информации, а также управляющие связи, необходимые для функционирования системы, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Внешняя информация автоматизированной
системы контроля массы
4.4 Передача информации осуществляется на всех стадиях разработки и изготовления авиационной техники.
4.5 Внешнюю информацию АСКМ подразделяют на основную и сигнальную.
4.5.1 Основная информация включает информацию об установленных лимитных массах комплектующих изделий и их корректировке, а также о текущих и фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий и составляется в соответствии с приложениями А, Б, В, Г, а именно:
- приложение А - таблица с информацией об установленных лимитных массах комплектующих изделий;
- приложение Б - таблица с информацией о корректировке лимитных масс комплектующих изделий;
- приложение В - таблица с информацией о текущих массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий;
- приложение Г - таблица с информацией о фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий.
4.5.2 Сигнальную информацию передают в виде сообщений об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков и недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия и других запросов об управляющих воздействиях и мероприятиях.
Сигнальную информацию составляют по формам, приведенным в приложениях Д, Е, а именно:
- приложение Д - сообщение об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков;
- приложение Е - сообщение о недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.
5 Документация передачи информации
5.1 Таблицу А.1 составляет головной разработчик после установления лимитных масс комплектующих изделий и определения предприятий-поставщиков (разработчиков, изготовителей) этих изделий.
Необходимость включения комплектующего изделия в таблицу А.1 определяет генеральный (главный) конструктор головного разработчика.
Выдержки из сводных данных таблицы А.1 рассылают предприятиям-поставщикам (разработчикам и изготовителям покупных и кооперированных изделий) по принадлежности.
5.2 Таблицу Б.1 составляет в случае корректировки лимитных масс комплектующих изделий головной разработчик. Выдержки из сводных данных рассылают предприятиям-поставщикам по принадлежности.
5.3 Таблицу В.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику на всех стадиях разработки и изготовления поставляемого изделия с периодичностью, указанной головным разработчиком в графе 7 таблицы А.1.
5.4 Таблицу Г.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику не позднее чем через 5 дней после проведения взвешивания полностью изготовленного поставляемого изделия.
5.5 Сообщение о нарушении сроков передачи информации составляет головной разработчик по форме приложения Д и передается предприятию-поставщику в случае отсутствия запланированных передач информации от него.
5.6 Сообщение о нарушении лимитов массы составляет головной разработчик по форме приложения Е и передает предприятию-поставщику при недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.
5.7 В графах таблицы А.1 указывают:
- в графе 1 - обозначение комплектующего изделия (код ОКП покупного изделия или номер чертежа кооперированного изделия);
- в графе 2 - код предприятия-поставщика (разработчика покупного изделия или изготовителя кооперированного изделия) по ОКПО;
- в графе 3 - установленную лимитную массу комплектующего изделия;
- в графе 4 - количество комплектующих изделий на летательный аппарат или двигатель;
- в графе 5 - срок начала разработки покупного изделия или изготовления кооперированного изделия (месяц, год);
- в графе 6 - срок окончательного изготовления комплектующего изделия (месяц, год);
- в графе 7 - периодичность передачи таблицы В.1, которая в зависимости от типа комплектующего изделия, сроков его разработки и изготовления может быть ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой, а также внеочередной (по запросам). По усмотрению головного разработчика возможно и отсутствие передачи информации, включенной в таблицу В.1;
- в графе 8 - номера граф таблицы В.1, обязательно заполняемые при передаче ее головному разработчику;
- в графе 9 - дополнительные сведения;
- в графе "а" - код авиационной техники по ОКП;
- в графе "б" - код головного разработчика по ОКПО;
- в графе "в" - дату подписания таблицы генеральным (главным) конструктором авиационной техники.
5.8 В графах таблицы Б.1 указывают:
- в графе 1, 2, 3, 9, а, б, в - аналогично таблице А.1;
- в графе 10 - новую (скорректированную) лимитную массу комплектующего изделия;
- в графе 11 - основание на проведение корректировки установленной лимитной массы комплектующего изделия (решение, протокол и т.п.).
5.9 В графах таблиц В.1, Г.1 указывают:
- в графе 1 - массу поставляемого изделия;
- в графе 5, 6, 7 - координаты центра тяжести поставляемого изделия относительно принятой системы координат, указанной в графе 15;
- в графе 8, 9, 10 - значения осевых моментов инерции поставляемого изделия относительно осей, проходящих через центр тяжести изделия и параллельных осям принятой системы координат;
- в графе 11, 12, 13 - значения центробежных моментов инерции;
- в графе 14 - комплектацию поставляемого изделия;
- в графе 15 - схему принятой системы координат для данного поставляемого изделия с указанием координат его центра тяжести;
- в графе "а" - код покупного изделия по ОКП или номер чертежа кооперированного изделия;
- в графе "б" - код предприятия-разработчика покупного изделия или предприятия-изготовителя кооперированного изделия по ОКПО;
- в графе "в" - код основного изделия по ОКП;
- в графе "г" - дату подписания таблицы главным конструктором поставляемого изделия.
5.10 В графах 2, 3, 4 таблицы В.1 указывают отдельно фактическую, чертежную и лимитную массу поставляемого изделия, составляющих в сумме текущую массу, указанную в графе 1.
Приложение А
(обязательное)
УСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИМИТНЫЕ МАССЫ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ
Таблица А.1
Обозначение комплектующего изделия
Код предприятия-поставщика
Установленная лимитная масса <*>, кг
Количество
Сроки разработки и изготовления
Периодичность передачи таблицы В.1
Заполняемые графы таблицы В.1
Примечание
начало
окончание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Код основного изделия
Код потребителя
Дата
Генеральный (главный) конструктор проекта
Лист
Листов
а
б
в
<*> Под линейной массой понимается максимальная масса, установленная руководителем проекта для разработки данного изделия.
Приложение Б
(обязательное)
КОРРЕКТИРОВКА ЛИМИТНЫХ МАСС КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ
Таблица Б.1
Обозначение комплектующего изделия
Код предприятия-поставщика
Установленная лимитная масса, кг
Новая лимитная масса, кг
Основание на проведение корректировки
Примечание
1
2
3
10
11
9
Код основного изделия
Код потребителя
Дата
Генеральный (главный) конструктор проекта
а
б
в
Приложение В
(обязательное)
ТЕКУЩИЕ МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
Таблица В.1
Масса, кг
В том числе
Положение центра тяжести, м
Момент инерции, кгм2
фактическая <*>
чертежная
лимитная
x
y
z
jxx
jyy
jzz
jxy
jxz
jyz
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Комплектация
15 Схема принятой системы координат
Обозначение поставляемого изделия
Код предприятия-поставщика
Код основного изделия
Дата
Генеральный (главный) конструктор проекта
а
б
в
г
<*> Под фактической массой понимается масса изделия, полностью изготовленного в соответствии с чертежом, определяемая взвешиванием.
Приложение Г
(обязательное)
ФАКТИЧЕСКИЕ МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ
ДАННЫЕ ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
Таблица Г.1
Масса, кг
Положение центра тяжести, м
Момент инерции, кгм2
x
y
z
jxx
jyy
jzz
jxy
jxz
jyz
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Комплектация
15 Схема принятой системы координат
Обозначение поставляемого изделия
Код предприятия-поставщика
Код основного изделия
Дата
Генеральный (главный) конструктор проекта
а
б
в
г
Приложение Д
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕНИЯ
О НАРУШЕНИИ СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Откуда: _______________ _______________________________________________
(город) (наименование головного разработчика)
_______________ ________________ _____________________________
(исх. N) (дата) (время)
Куда: __________________________ ____________________________________
(почтовый адрес, E-mail) (фамилия руководителя)
Текст: ПРЕДПРИЯТИЕ ______________________________________________
(код предприятия-поставщика)
НЕ ПРЕДСТАВИЛО ДАННЫХ ПО ФОРМЕ ГОСТ Р XXXX-XX
________________________
ПО ИЗДЕЛИЮ _____________________________________________
(обозначение комплектующего изделия)
ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ _________________________________________
(код основного изделия)
НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ.
Подпись: _________________________________________________
(фамилия руководителя головного разработчика)
Приложение Е
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕНИЯ
О НАРУШЕНИИ ЛИМИТОВ МАССЫ
Откуда: _______________ _______________________________________________
(город) (наименование головного разработчика)
_______________ _______________________________________________
(исх. N) (дата) (время)
Куда: __________________________ ____________________________________
(почтовый адрес, E-mail) (фамилия руководителя)
Текст: МАССА _______________________________________________________
(текущая или фактическая)
ИЗДЕЛИЯ _______________________________________________________
(обозначение комплектующего изделия)
РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЕМ ______________________________
(код предприятия-поставщика)
ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ ___________________________________
(код основного изделия)
ПРЕВЫШАЕТ ЛИМИТНУЮ МАССУ НА ______________ КГ
УКАЗАННОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ МАССЫ СЧИТАЮ НЕДОПУСТИМЫМ
НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ И ПРИНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
Подпись: ________________________________________________________________
(фамилия руководителя головного разработчика)
УДК 629.01.08:629.735:006.354
ОКС 49.020
Ключевые слова: авиационная техника, ресурсные показатели, летная годность, эксплуатация по техническому состоянию, мониторинг технического состояния, техническое диагностирование, ремонт по техническому состоянию, федеральные авиационные правила