Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2023
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.06.2023.
Название документа
"ГОСТ Р 70641-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.02.2023 N 75-ст)
"ГОСТ Р 70641-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Автоматизированная система контроля массы. Организация, структура и документация передачи информации"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.02.2023 N 75-ст)
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 февраля 2023 г. N 75-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МАССЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Aviation technique. Automatic control system of mass.
Organization, structure and documentation
for information passing
ГОСТ Р 70641-2023
Дата введения
1 июня 2023 года
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 февраля 2023 г. N 75-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает организационную структуру функционирования автоматизированной системы контроля массы на предприятиях авиационной промышленности, формы внешней информации автоматизированной системы, порядок их заполнения и периодичность передач.
Требования настоящего стандарта распространяются на организации и предприятия (далее - предприятия), осуществляющие разработку и изготовление изделий авиационной техники, а также на предприятия-поставщики, осуществляющие для данных предприятий изготовление комплектующих изделий.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 авиационная техника: Летательные аппараты и двигатели, а также их комплектующие (покупные и кооперированные) изделия, разрабатываемые и изготавливаемые предприятием-поставщиком.
2.1.2 внешняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между предприятиями, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик изделий (без расходуемых масс) авиационной техники.
2.1.3 внутренняя информация автоматизированной системы контроля массы: Документация, циркулирующая между различными подразделениями внутри предприятия, необходимая для автоматизированного контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик (без расходуемых масс) авиационной техники.
2.1.4 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком летательного аппарата или двигателя, координирующее работу разработчиков и изготовителей комплектующих изделий и отвечающее за разработку летательного аппарата или двигателя в целом.
2.1.5
дистрибьютор: Юридическое лицо, осуществляющее закупку, хранение, разделение на части или продажу продукции без оказания влияния на ее соответствие. |
2.1.6
покупное изделие: Изделие, изготовленное по КД предприятия-поставщика, приобретенное предприятием в готовом виде с эксплуатационной документацией. Примечание - Наряду с понятием "покупное изделие" в Единой системе технологической документации также применяют понятие "комплектующее изделие" по ГОСТ 3.1109. |
2.1.7
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: стандарт имеет номер ГОСТ Р 59818-2021, а не ГОСТ 59818-2021. | |
изделие, изготавливаемое по кооперации: Изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по его конструкторской документации. |
2.1.8
изделие, доукомплектовываемое по кооперации: Изделие, на которое другим предприятием устанавливаются изделия, изготовленные по ранее разработанной конструкторской документации другого предприятия. |
2.1.9
комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Примечание - Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы. |
2.1.10 кооперированное изделие: Изделие, изготавливаемое по кооперации или доукомплектованное по кооперации, полученное предприятием в готовом виде.
2.1.11 масса изделий по чертежу/конструкторской документации: Значение массы детали, сборочной единицы, полученное измерением массы серии изделий и указанное в соответствующей графе чертежа/конструкторской документации.
2.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСКМ - автоматизированная система контроля массы;
АТ - авиационная техника;
НД - нормативные документы;
ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций.
3.1 АСКМ на предприятии-разработчике предназначена для обеспечения проведения работ по весовому совершенству разрабатываемой АТ с применением информационных технологий.
3.2 АСКМ устанавливает на предприятиях единые требования к правилам контроля массы и массово-инерционных и характеристик изделий АТ, включающих:
- охват контроля массы 100% деталей изделия;
- определение центровочных и массово-инерционных характеристик изделий;
- проведение контроля массы, массово-инерционных и центровочных характеристик на всех стадиях проектирования и изготовления изделия;
- контроль и максимальную помехоустойчивость на всех этапах прохождения документации от исполнителя до технических средств, обеспечивающих хранение, поиск и передачу информации по запросам пользователей;
- преемственность с существующей системой формирования и прохождения конструкторской и производственной информации в опытном конструкторском бюро и на производстве.
3.3 АСКМ обязательна для всех головных разработчиков летательных аппаратов и двигателей, а также предприятий-поставщиков, указанных головным разработчиком в
приложении А настоящего стандарта.
4 Организационная структура автоматизированной системы контроля массы
4.1 Организационная структура функционирования АСКМ на предприятии-разработчике призвана своевременно обеспечивать разработчика летательного аппарата массово-инерционными и центровочными характеристиками комплектующих (покупных и кооперированных) изделий, разрабатываемых и изготавливаемых предприятиями-поставщиками, а также приобретаемых покупных изделий у дистрибьюторов.
4.2 В рамках АСКМ используют внешнюю и внутреннюю информацию для поддержания функционирования автоматизированной системы.
Требования к внутренней информации АСКМ устанавливают нормативные документы предприятия-разработчика и
ГОСТ Р 59818.
4.3 Внешняя информация АСКМ и передача информации, показывающая направление потоков информации, а также управляющие связи, необходимые для функционирования системы, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Внешняя информация автоматизированной
системы контроля массы
4.4 Передача информации осуществляется на всех стадиях разработки и изготовления авиационной техники.
4.5 Внешнюю информацию АСКМ подразделяют на основную и сигнальную.
4.5.1 Основная информация включает информацию об установленных лимитных массах комплектующих изделий и их корректировке, а также о текущих и фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий и составляется в соответствии с
приложениями А,
Б,
В,
Г, а именно:
- приложение А -
таблица с информацией об установленных лимитных массах комплектующих изделий;
- приложение Б -
таблица с информацией о корректировке лимитных масс комплектующих изделий;
- приложение В -
таблица с информацией о текущих массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий;
- приложение Г -
таблица с информацией о фактических массово-инерционных и центровочных данных поставляемых изделий.
4.5.2 Сигнальную информацию передают в виде сообщений об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков и недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия и других запросов об управляющих воздействиях и мероприятиях.
Сигнальную информацию составляют по формам, приведенным в
приложениях Д,
Е, а именно:
-
приложение Д - сообщение об отсутствии запланированных передач информации от предприятий-поставщиков;
-
приложение Е - сообщение о недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.
5 Документация передачи информации
5.1
Таблицу А.1 составляет головной разработчик после установления лимитных масс комплектующих изделий и определения предприятий-поставщиков (разработчиков, изготовителей) этих изделий.
Необходимость включения комплектующего изделия в
таблицу А.1 определяет генеральный (главный) конструктор головного разработчика.
Выдержки из сводных данных
таблицы А.1 рассылают предприятиям-поставщикам (разработчикам и изготовителям покупных и кооперированных изделий) по принадлежности.
5.2
Таблицу Б.1 составляет в случае корректировки лимитных масс комплектующих изделий головной разработчик. Выдержки из сводных данных рассылают предприятиям-поставщикам по принадлежности.
5.3
Таблицу В.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику на всех стадиях разработки и изготовления поставляемого изделия с периодичностью, указанной головным разработчиком в
графе 7 таблицы А.1.
5.4
Таблицу Г.1 составляет предприятие-поставщик и передает головному разработчику не позднее чем через 5 дней после проведения взвешивания полностью изготовленного поставляемого изделия.
5.5 Сообщение о нарушении сроков передачи информации составляет головной разработчик по
форме приложения Д и передается предприятию-поставщику в случае отсутствия запланированных передач информации от него.
5.6 Сообщение о нарушении лимитов массы составляет головной разработчик по
форме приложения Е и передает предприятию-поставщику при недопустимом превышении лимитной массы комплектующего изделия.
- в
графе 1 - обозначение комплектующего изделия (код
ОКП покупного изделия или номер чертежа кооперированного изделия);
- в
графе 2 - код предприятия-поставщика (разработчика покупного изделия или изготовителя кооперированного изделия) по ОКПО;
- в
графе 3 - установленную лимитную массу комплектующего изделия;
- в
графе 4 - количество комплектующих изделий на летательный аппарат или двигатель;
- в
графе 5 - срок начала разработки покупного изделия или изготовления кооперированного изделия (месяц, год);
- в
графе 6 - срок окончательного изготовления комплектующего изделия (месяц, год);
- в
графе 7 - периодичность передачи
таблицы В.1, которая в зависимости от типа комплектующего изделия, сроков его разработки и изготовления может быть ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой, а также внеочередной (по запросам). По усмотрению головного разработчика возможно и отсутствие передачи информации, включенной в
таблицу В.1;
- в
графе 8 - номера граф
таблицы В.1, обязательно заполняемые при передаче ее головному разработчику;
- в
графе 9 - дополнительные сведения;
- в
графе "б" - код головного разработчика по ОКПО;
- в
графе "в" - дату подписания таблицы генеральным (главным) конструктором авиационной техники.
- в
графе 10 - новую (скорректированную) лимитную массу комплектующего изделия;
- в
графе 11 - основание на проведение корректировки установленной лимитной массы комплектующего изделия (решение, протокол и т.п.).
- в графе 1 - массу поставляемого изделия;
- в графе 5, 6, 7 - координаты центра тяжести поставляемого изделия относительно принятой системы координат, указанной в графе 15;
- в графе 8, 9, 10 - значения осевых моментов инерции поставляемого изделия относительно осей, проходящих через центр тяжести изделия и параллельных осям принятой системы координат;
- в графе 11, 12, 13 - значения центробежных моментов инерции;
- в графе 14 - комплектацию поставляемого изделия;
- в графе 15 - схему принятой системы координат для данного поставляемого изделия с указанием координат его центра тяжести;
- в графе "а" - код покупного изделия по
ОКП или номер чертежа кооперированного изделия;
- в графе "б" - код предприятия-разработчика покупного изделия или предприятия-изготовителя кооперированного изделия по ОКПО;
- в графе "в" - код основного изделия по
ОКП;
- в графе "г" - дату подписания таблицы главным конструктором поставляемого изделия.
5.10 В
графах 2,
3,
4 таблицы В.1 указывают отдельно фактическую, чертежную и лимитную массу поставляемого изделия, составляющих в сумме текущую массу, указанную в
графе 1.
(обязательное)
УСТАНОВЛЕННЫЕ ЛИМИТНЫЕ МАССЫ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ
Обозначение комплектующего изделия | Код предприятия-поставщика | Установленная лимитная масса <*>, кг | Количество | Сроки разработки и изготовления | | | Примечание |
начало | окончание |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Код основного изделия | Код потребителя | Дата | Генеральный (главный) конструктор проекта | Лист | Листов |
| |
| | | | |
| | | | |
<*> Под линейной массой понимается максимальная масса, установленная руководителем проекта для разработки данного изделия. |
(обязательное)
КОРРЕКТИРОВКА ЛИМИТНЫХ МАСС КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ
Обозначение комплектующего изделия | Код предприятия-поставщика | Установленная лимитная масса, кг | Новая лимитная масса, кг | Основание на проведение корректировки | Примечание |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Код основного изделия | Код потребителя | Дата | Генеральный (главный) конструктор проекта |
| | |
| | |
(обязательное)
ТЕКУЩИЕ МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
Масса, кг | В том числе | Положение центра тяжести, м | Момент инерции, кгм2 |
| чертежная | лимитная | x | y | z | jxx | jyy | jzz | jxy | jxz | jyz |
| | | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
14 Комплектация | 15 Схема принятой системы координат |
Обозначение поставляемого изделия | Код предприятия-поставщика | Код основного изделия | Дата | Генеральный (главный) конструктор проекта |
а | б | в | г |
| | | |
<*> Под фактической массой понимается масса изделия, полностью изготовленного в соответствии с чертежом, определяемая взвешиванием. |
(обязательное)
ФАКТИЧЕСКИЕ МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ
ДАННЫЕ ПОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ
Масса, кг | Положение центра тяжести, м | Момент инерции, кгм2 |
x | y | z | jxx | jyy | jzz | jxy | jxz | jyz |
1 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | |
14 Комплектация | 15 Схема принятой системы координат |
| |
Обозначение поставляемого изделия | Код предприятия-поставщика | Код основного изделия | Дата | Генеральный (главный) конструктор проекта |
а | б | в | г |
| | | |
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕНИЯ
О НАРУШЕНИИ СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Откуда: _______________ _______________________________________________
(город) (наименование головного разработчика)
_______________ ________________ _____________________________
(исх. N) (дата) (время)
Куда: __________________________ ____________________________________
(почтовый адрес, E-mail) (фамилия руководителя)
Текст: ПРЕДПРИЯТИЕ ______________________________________________
(код предприятия-поставщика)
НЕ ПРЕДСТАВИЛО ДАННЫХ ПО ФОРМЕ ГОСТ Р XXXX-XX
________________________
ПО ИЗДЕЛИЮ _____________________________________________
(обозначение комплектующего изделия)
ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ _________________________________________
(код основного изделия)
НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ.
Подпись: _________________________________________________
(фамилия руководителя головного разработчика)
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СООБЩЕНИЯ
О НАРУШЕНИИ ЛИМИТОВ МАССЫ
Откуда: _______________ _______________________________________________
(город) (наименование головного разработчика)
_______________ _______________________________________________
(исх. N) (дата) (время)
Куда: __________________________ ____________________________________
(почтовый адрес, E-mail) (фамилия руководителя)
Текст: МАССА _______________________________________________________
(текущая или фактическая)
ИЗДЕЛИЯ _______________________________________________________
(обозначение комплектующего изделия)
РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЕМ ______________________________
(код предприятия-поставщика)
ДЛЯ ОСНОВНОГО ИЗДЕЛИЯ ___________________________________
(код основного изделия)
ПРЕВЫШАЕТ ЛИМИТНУЮ МАССУ НА ______________ КГ
УКАЗАННОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ МАССЫ СЧИТАЮ НЕДОПУСТИМЫМ
НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ И ПРИНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
Подпись: ________________________________________________________________
(фамилия руководителя головного разработчика)
УДК 629.01.08:629.735:006.354 | |
Ключевые слова: авиационная техника, ресурсные показатели, летная годность, эксплуатация по техническому состоянию, мониторинг технического состояния, техническое диагностирование, ремонт по техническому состоянию, федеральные авиационные правила |