Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996
Примечание к документу
Документ утратил силу с 1 апреля 2014 года в связи с изданием
Приказа Росстандарта от 16.11.2012 N 933-ст. Взамен введен в действие
ГОСТ Р ИСО 7176-10-2012.
Документ
введен в действие с 1 июля 1997 года.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 7176-10-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски с электроприводом. Методы испытаний для определения возможности преодоления препятствий"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16.07.1996 N 455)
"ГОСТ Р ИСО 7176-10-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски с электроприводом. Методы испытаний для определения возможности преодоления препятствий"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16.07.1996 N 455)
Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 16 июля 1996 г. N 455
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
Electric wheelchairs.
Methods of tests for determination
of obstacles climbing ability
ГОСТ Р ИСО 7176-10-96
Группа Р29
ОКС 11.180
ОКСТУ 9403
Дата введения
1 июля 1997 года
1. Разработан Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1996 г. N 455.
3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7176-10-88 "Кресла-коляски. Определение возможности кресел-колясок с электроприводом в преодолении препятствий".
4. Введен впервые.
Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с электроприводом (далее - кресла-коляски) и устанавливает методы испытаний для определения возможности преодоления препятствий.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида
ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота
4.1. Возможность преодоления креслами-колясками препятствий, таких как, например, бордюры тротуаров и ступеньки, определяют в результате проведения ряда испытаний.
4.2. Испытания следует проводить на ровной и твердой испытательной плоскости. Поверхность испытательной плоскости должна иметь коэффициент трения в соответствии с
ГОСТ Р ИСО 7176-13.
4.3. Препятствие должно представлять собой прямоугольный участок (рисунок 1) с высотой ступеней h, которая может быть доведена до 200 мм с интервалом увеличения 20 мм.
Рисунок 1. Препятствие для проведения испытаний
Препятствие может быть сконструировано с помощью четырех плит толщиной 20, 40, 60 и 80 мм. Препятствие должно быть надежно закреплено на испытательной плоскости во избежание смещения при проведении испытаний.
4.4. Размеры препятствия должны быть достаточными для того, чтобы на нем могли разместиться все колеса кресла-коляски после преодоления препятствия (см.
рисунок 1), а именно:
b >= 1;

,
где l - габаритная длина кресла-коляски в соответствии с
ГОСТ Р 50605;
b - ширина препятствия;

- длина препятствия.
Верхняя передняя кромка препятствия не должна быть острой, радиус закругления r должен составлять не менее 3 мм.
4.5. Коэффициент трения поверхности препятствия, соприкасающегося с креслом-коляской, должен соответствовать
ГОСТ Р ИСО 7176-13.
5. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Кресло-коляска должно быть полностью оснащено для нормального использования - подлокотниками и подножкой с опорами стопы, за исключением подушек на сиденье.
5.2. Если кресло-коляска оснащено пневматическими шинами, то давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
Если предусмотрен диапазон давлений, то необходимо использовать минимальное значение.
5.3. Во время испытаний кресло-коляска должно быть загружено манекеном соответствующего ему размера и массы согласно требованиям
ГОСТ Р ИСО 7176-11 или человеком той же массы.
Манекен должен быть расположен как можно глубже в кресле-коляске на одинаковом расстоянии от его боковых сторон и должен быть зафиксирован в кресле-коляске таким образом, чтобы исключить возможность его перемещения во время испытаний.
5.4. Если вместо манекена используется человек, то перемещения его корпуса по сравнению со статическим положением манекена во время испытаний должны быть сведены к минимуму.
5.5. Система закрепления корпуса, если она регулируема, должна зафиксировать манекен в положении, соответствующем естественному положению сидящего человека в кресле-коляске.
Сиденье устанавливается на высоту, нормальную для сидения.
Подножка с опорами стопы должна быть отрегулирована, если возможно, так, чтобы не цеплять препятствие с самого начала.
Система, поддерживающая наклонный корпус, должна быть зафиксирована в ее первоначальном положении.
Наклон сиденья по отношению к горизонтальной плоскости должен, по возможности, составлять 4°.
Наклон спинки в точке опоры по отношению к вертикали должен быть, по возможности, близким к 10°.
Угол между сиденьем и подножкой должен быть, по возможности, близким к 90°.
Все остальные части системы поддержки корпуса должны быть зафиксированы в их среднем положении.
Если кресло-коляска снабжено роликами, то при испытаниях они должны быть отведены в заднее нормальное положение.
Устройства, препятствующие опрокидыванию кресла-коляски, следует устанавливать в таком положении, при котором они не мешают проведению испытаний.
5.6. Аккумуляторные батареи (аккумуляторы) в начале испытаний должны иметь емкость не менее 75% указанной номинальной емкости.
5.7. Если кресло-коляска имеет устройство для регулирования скорости, то должно быть использовано максимальное значение.
5.8. Если предприятие-изготовитель рекомендует для преодоления препятствий выбирать угол подхода к препятствию, не равный 90°, то испытание должно вестись при таком угле.
5.9. Условия проведения испытания, помимо указанных требований, при необходимости, могут быть дополнены.
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
6.1. Перед тем как начать испытание все ролики должны быть переведены в заднее положение по отношению направления перемещения.
Расстояние подхода к препятствию 0,5 м должно быть измерено между точкой контакта поверхности движения и колесом, расположенным против препятствия, и самим препятствием.
6.2. Кресло-коляску направляют вперед перпендикулярно к препятствию без предварительного подхода, определяют наибольшую высоту препятствия, которую может преодолеть кресло-коляска с углом атаки 90°.
После каждого преодоления препятствия все колеса кресла-коляски следует располагать на горизонтальной поверхности препятствия.
6.3. Повторить испытания по
6.2, но при движении задним ходом.
6.4. Повторить испытания по
6.2, но с расстояния подхода 0,5 м.
6.5. Повторить испытания по
6.3, но с расстояния подхода 0,5 м.
7. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
Результаты испытаний по определению возможности преодоления препятствий оформляют протоколом.
Протокол испытаний должен содержать:
а) ссылку на настоящий стандарт;
в) наименование и адрес предприятия - изготовителя кресла-коляски;
г) фотоснимок кресла-коляски, подготовленного для проведения испытаний;
д) наименование и адрес предприятия, проводившего испытания;
е) результаты испытаний в соответствии с
6.1 -
6.4;
ж) расстояние от уровня испытательной поверхности до наиболее низко расположенного элемента подножки/опоры стопы;
з) значение угла подхода к препятствию, если он не равен 90°, в соответствии с
5.8;
и) техническую характеристику испытательной нагрузки.