Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.03.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.12.2019 N 1366-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33190-2019.

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Документ введен в действие с 1 июля 1997 года.
Название документа
"ГОСТ Р 50956-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24.09.1996 N 587)


"ГОСТ Р 50956-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24.09.1996 N 587)


Содержание


Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 24 сентября 1996 г. N 587
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 ММ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ
Passenger cars on locomotive traction of main-line
railways track 1520 mm. Technical requirements
for carrying of invalids
ГОСТ Р 50956-96
Группа Д52
ОКС 45.060
ОКП 31 8351
Дата введения
1 июля 1997 года
Предисловие
1. Разработан Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 "Вагоны".
2. Внесен Госстандартом России.
3. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. N 587.
4. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог колеи 1520 мм (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению.
Требования стандарта являются обязательными.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида
ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Для перевозки инвалидов должны использоваться специально изготовленные для этих целей вагоны купейной планировки.
3.2. Конструкция вагонов должна удовлетворять требованиям безопасности, комфорта и экологической чистоты, предусмотренным нормативным документом на вагоны.
3.3. Пассажирские помещения для инвалидов должны располагаться в противоположном от служебных помещений конце вагона и состоять из двухместного купе, санузла, тамбура и соединяющего их коридора.
3.4. Тамбур, предназначенный для входа и выхода инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами с электро- или пневмоприводом для возможности посадки и (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или низких платформ.
3.5. Вагоны должны оборудоваться специальными средствами сигнализации, информации и связи пассажира-инвалида с проводником.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКОМУ КУПЕ
4.1. Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалида, должно оборудоваться двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над другом, подоконным столиком, откидной лестницей-стремянкой для подъема на верхнюю полку, местом для размещения багажа и кресла-коляски.
4.2. Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенной коляски или ее опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.
4.3. Планировка пассажирского купе, предназначенного для проезда инвалидов, должна предусматривать наличие места для размещения кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, а также возможность ее свободного маневрирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50605.
4.4. Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким или полумягким диваном, конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его головной части в вертикальной плоскости и фиксацию ее в любом промежуточном положении. Привод подъемного механизма должен действовать от рукоятки, расположенной в зоне, доступной для инвалида.
Вдоль нижней поверхности верхней полки должна быть установлена штанга с подвижными мягкими поручнями для рук.
4.5. Нижнее и верхнее спальные места должны оборудоваться откидными предохранительными устройствами, фиксирующимися в вертикальном положении и препятствующими падению инвалида.
4.6. Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться задвижной входной дверью с размером проема в свету не менее 900 мм. Нижняя направляющая задвижной двери должна выступать над уровнем пола не более 30 мм.
4.7. Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными поручнями на высоте 900 - 1100 мм и зеркалом на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.
4.8. Выключатели общего и местного освещения, ручка регулировки громкости радиотрансляции, привод механизма светомаскировочной шторы должны располагаться в зоне, доступной для инвалидов, на высоте не более 1400 мм над уровнем пола.
4.9. Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно оборудоваться аварийным выходом с надувным спуском.
5. ТРЕБОВАНИЯ К САНУЗЛУ
5.1. Санузел, предназначенный для инвалидов, располагается рядом с соответствующим купе, должен оборудоваться унитазом, умывальником, зеркалом, розеткой для электробритвы, специальными устройствами и приспособлениями для инвалидов.
5.2. Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, ГОСТ Р 50605.
5.3. Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки кресла-коляски сбоку от него.
5.4. Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки инвалидов с коляски на унитаз.
5.5. К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза, симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями 600 мм. Поручни должны фиксироваться в рабочем положении и свободно разворачиваться в горизонтальной плоскости. Допускается стационарная установка одного из поручней.
5.6. Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводами сливного устройства.
5.7. Умывальная чаша должна располагаться на высоте 900 - 1000 мм над уровнем пола. Под умывальной чашей должна быть предусмотрена ниша глубиной не менее 150 мм и высотой не менее 300 мм от уровня пола.
5.8. Над умывальной чашей должно устанавливаться зеркало на высоте 1000 - 1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.
5.9. На боковой стене рядом с зеркалом должна устанавливаться розетка для электробритвы на высоте не более 1300 мм над уровнем пала.
5.10. Дверь туалетного помещения должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм. Дверной проем не должен иметь порога высотой более 30 мм.
6. ТРЕБОВАНИЯ К КОРИДОРУ И ТАМБУРУ
6.1. Размеры помещений вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов должны устанавливаться с учетом ГОСТ Р 50605 и обеспечивать возможность свободного перемещения инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица между пассажирским купе, санузлом и тамбуром.
6.2. Коридор вагона в зоне расположения пассажирских помещений для инвалидов не должен иметь откидных сидений и аварийных окон-выходов.
6.3. Тамбурная дверь должна иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога тамбурной двери не более 30 мм.
6.4. Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50605.
6.5. Поверхность пола тамбура не должна быть скользкой.
6.6. Входные двери вагона должны иметь дверной проем размером в свету не менее 900 мм и устройства для их фиксации в открытом положении.
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДЪЕМНЫМ УСТРОЙСТВАМ
7.1. Тамбур вагона, предназначенный для посадки (высадки) инвалидов, должен оборудоваться подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственную посадку (высадку) с обеих сторон вагона с высоких и низких станционных платформ.
7.2. Подъемные устройства должны иметь грузоподъемность не менее 300 кг, индивидуальный привод и пульт управления с системой блокировки, расположенный в непосредственной близости от входной двери. Должна быть предусмотрена возможность приведения подъемника в действие вручную проводником.
7.3. Конструкция подъемных устройств должна предусматривать возможность их установки проводником в рабочее или транспортное положение. Система блокировки должна исключать возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение без участия проводника.
7.4. В транспортном положении подъемное устройство не должно выступать за габариты подвижного состава, препятствовать входу и выходу пассажиров с багажом через тамбур, в котором они установлены.
7.5. В рабочем положении подъемное устройство должно иметь горизонтальную площадку длиной не менее 1400 мм, шириной не более 900 мм, оборудованную вертикальными стойками и горизонтальными поручнями, препятствующими перемещению кресла-коляски при подъеме (спуске). Поверхность площадки не должна быть скользкой.
7.6. В рабочем положении подъемного устройства разность высот между поверхностями площадки и пола тамбура, а также поверхностями площадки и станционной платформы не должна превышать 30 мм.
7.7. Время полного цикла работы подъемного устройства и его привода должно быть не более 2 мин.
8. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
8.1. Пассажирское купе и санузел, предназначенные для инвалидов, должны оборудоваться кнопкой вызова проводника, звуковой и световой сигнал от которой подается на пульт служебного отделения.
8.2. Помещения для инвалидов должны быть оборудованы устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию.
8.3. В помещениях для инвалидов должны быть предусмотрены места для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
9. МАРКИРОВКА
9.1. Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного документа на вагоны.
9.2. На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода инвалидов, должна наноситься надпись: "Вход для инвалидов".
9.3. Над кнопками вызова проводников в пассажирском купе и санузле должны устанавливаться таблички с надписью: "Вызов проводника".
9.4. У рукоятки привода механизма изменения наклона головной части нижнего спального места должна устанавливаться табличка с надписью: "Регулировка высоты изголовья".
9.5. У рукоятки ручного привода сливного устройства унитаза должна устанавливаться табличка с надписью: "Ручной водослив".