Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2012
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 декабря 2012 года.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.12.2011 N 668-ст)
"ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.12.2011 N 668-ст)
Утвержден и введен в действие
по техническому регулированию
и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
ЧАСТЬ 3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace
of bus driver. Part 3. Information devices and controls
ISO 16121-3:2011
Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's
workplace in line-service buses - Part 3: Information
devices and controls
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011
Группа Э65
ОКС 42.020
Дата введения
1 декабря 2012 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика".
3. Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления" (ISO 16121-3:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 3: Information devices and controls").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004
(подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в
Приложении ДА.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234
[1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве (
[2] -
[6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles - Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)
ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 1: General description, basic requirements)
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
3.1. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.1.2. Предварительное предупреждение (early warning): визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.
3.1.3. Сигнал тревоги (alert): визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.
3.1.4. Зона A (zone A): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см.
рисунок 1).
Размеры в миллиметрах
E - зона E
(3.1.10); точка H - соответствует водителю
невысокого роста; R - диапазон досягаемости руки = 750 мм;
ПТ - плечевая точка
Рисунок 1. Определение зон, вид сверху
3.1.5. Зона B (zone B): зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон - досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и
2), с нижней стороны - плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).
Размеры в миллиметрах
1 - рулевое колесо; 2 - приборная панель; A - зона A
C - зона C
(3.1.6); ПТ - плечевая точка;

- зона

F - зона F
(3.1.11); точка H - соответствует водителю
невысокого роста; R - диапазон досягаемости руки = 750 мм
Рисунок 2. Определение зон, вид сбоку
3.1.6. Зона C (zone C): зона, имеющая такую же форму, как и зона B, но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см.
рисунок 1).
3.1.7. Зона

(zone

): дополнительная область под зоной B, имеющая ту же ширину, что и зона B, от нижней границы зоны B до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см.
рисунок 1).
Примечание. Зона

может быть объединена с зоной B.
3.1.8. Зона

(zone

): дополнительная область, имеющая такую же форму, как и зона

, но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны C (см.
рисунок 1).
Примечание. Зона

может быть объединена с зоной C.
3.1.9. Зона D (zone D): боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны - нижней границей зоны

, с левой и нижней сторон - стенами и полом кабины (см.
рисунок 1).
3.1.10. Зона E (zone E): боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны - нижней границей зоны

, с правой стороны - в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны - стенами и полом кабины (см.
рисунок 1).
3.1.11. Зона F (zone F): потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см.
рисунок 2).
3.1.12. Диапазон досягаемости рук (hand reach range): область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.
3.13. Плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости Y на расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки H, когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.
3.2. Сокращенные термины
LHD - транспортное средство с левосторонним управлением,
RHD - транспортное средство с правосторонним управлением.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА
4.1. Основные эргономические принципы
Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:
- доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;
- удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;
- отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;
- свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;
- четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;
- наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;
- минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;
- четкости символов крупного размера (ИСО 2575);
- использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;
- наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;
- наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;
- наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать "предварительное предупреждение" и "сигнал тревоги".
Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:
a) важность (безопасность, возможный ущерб);
b) источник информации;
c) адресат (водитель, обслуживающий персонал).
Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.
Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.
4.2. Расположение элементов управления в соответствии с ИСО 4040
Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены в соответствии с ИСО 4040:
- спидометр;
- указатель поворота;
- переключатель фар/проблескового прибора;
- стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;
- клавиша включения звукового сигнала (гудка).
4.3. Зона A
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне A:
- сигнальные лампы;
- главный информационный дисплей;
- индикаторы предупреждения и тревоги.
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне B:
- мигающая аварийная сигнализация (LHD);
- оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (оно может быть расположено в зоне

);
- переключатель фар (может быть расположен в зоне

);
- переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне

);
- переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне

);
- переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне

);
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.
4.5. Зона

(при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне

(см.
4.4):
- переключатель фар (альтернативное местоположение);
- переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне C:
- контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне E в RHD);
- устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);
- элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне E в RHD);
- мигающая аварийная сигнализация (RHD);
- подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в зоне E в RHD);
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в LHD (альтернативно могут быть расположены в зоне E);
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
4.7. Зона

(при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне

:
- исполнительные механизмы, указанные в пункте
4.6 (опускающее устройство/рампа и т.д.) (альтернативное местоположение).
4.8. Зона D
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне D:
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (см.
4.4);
- стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в LHD;
- элементы управления отоплением/вентиляцией в LHD.
Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки H водителя невысокого роста.
4.10. Зона F
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне F:
- элементы управления редко используемым оборудованием, например:
- видеодисплеями;
- элементами управления видеосистемой.
Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20°).
5. РЕГУЛИРУЕМАЯ ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ
Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны A, B и C, то при проектировании должны быть применены следующие критерии:
- регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;
- доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;
- наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;
- отсутствие управления устройствами "через рулевое колесо";
- достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИСО 16121-1 для информации по диапазону регулировки);
- отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;
- отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.
Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т.д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
ССЫЛОЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(И ДЕЙСТВУЮЩИМ В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ
СТАНДАРТАМ)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 16121-1:2005 | IDT | ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 "Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования" |
ИСО 2575:2010 | - | |
ИСО 4040:2009 | IDT | ГОСТ Р ИСО 4040-2011 "Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле" |
<*> Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
|
Примечание. В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: |
- IDT - идентичные стандарты. |
[1] VDV 234 Driver's work place in the low-floor line-service bus,
Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
[2] TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design
guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit
Administration, USA, 1997
[3] STRP Report#6, Ergonomic study of the driver's workstation in urban
buses, Canadian Urban Transit Association
[4] NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het
ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
[5] Swedish Road and Transport Research Institute, Driver's Cab in
Buses, Phase 3: Field tests - Summary
[6] Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by
ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000