Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2016
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2017.
Взамен ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2015 N 2170-ст)
"ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2015 N 2170-ст)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 28 октября 2015 г. N 2170-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
ЧАСТЬ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Wheelchairs. Part 3.
Determination of effectiveness of brakes
(ISO 7176-3:2012, IDT)
ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015
Дата введения
1 января 2017 года
1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РОИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2170-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-3:2012 "Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы" (ISO 7176-3:2012 "Wheelchairs - Part 3: Determination of effectiveness of brakes", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном
приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012
(раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Предисловие к ИСО 7176-3:2012
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% проголосовавших членов комитета.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
Международный стандарт ИСО 7176-3 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".
Настоящее третье издание аннулирует и заменяет второе издание (ИСО 7176-3:2003), все разделы которого были технически пересмотрены.
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием "Кресла-коляски":
- часть 1. Определение статической устойчивости;
- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;
- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;
- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;
- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;
- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;
- часть 11. Испытательные манекены;
- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;
- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;
- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;
- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидений в автомобилях;
- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;
- часть 22. Правила установки;
- часть 25. Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;
- часть 26. Словарь;
- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.
Работа тормозной системы кресла-коляски может быть критична для безопасности. Испытания, определенные в настоящем стандарте, определяют способность кресла-коляски останавливаться безопасным способом на уровне земли и на склоне и определяют способность кресла-коляски оставаться неподвижным при парковке на склоне.
Настоящий стандарт определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенные для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч. Стандарт также определяет требования к раскрытию информации изготовителем.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).
ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs - Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)
ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs - Part 11: Test dummies)
ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs - Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)
ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к информационному описанию, документации и маркировке (ISO 7176-15, Wheelchairs - Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labeling)
ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Процедуры установки (ISO 7176-22, Wheelchairs - Part 22: Set-up procedures)
ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs - Part 26: Vocabulary)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 опрокидывание (tipping): Поворотное движение кресла-коляски, которое происходит, когда вертикальная проекция центра массы кресла-коляски с пользователем смещается наружу многоугольника, соединяющего точки контакта с землей всех работающих колес.
Примечание 1 - Момент, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться, достигается, когда силы под всеми поднятыми рабочими колесами становятся равны нулю (т.е. имеется сила, проходящая только через одну сторону многоугольника). Для уточнения см.
[1].
3.2 скольжение (sliding): Движение кресла-коляски по испытательной поверхности, когда есть разница в скорости между испытательной поверхностью и поверхностью качения тормозных колес.
Выполняют ряд операций торможения кресла-коляски и измеряют и наблюдают результирующие реакции кресла-коляски.
5. Оборудование для испытания
5.1 Жесткие, ровные испытательные плоскости и пандус.
5.1.1 Все испытательные плоскости, определенные в этом разделе, должны быть жесткими с коэффициентом трения поверхности, определенным в ИСО 7176-13, и достаточного размера, чтобы проводить испытания. Поверхность должна быть ровной, так что любые две точки на расстоянии 1 м на плоскости должны находиться между двумя воображаемыми горизонтальными плоскостями, разнесенными на расстоянии 5 мм, как показатель плоскостности. Соответствие этому требованию может быть оценено, используя поверочную линейку длиной 1 м.
Примечание - Воображаемые плоскости предназначены для предоставления средства измерения плоскостности испытательной поверхности.
Плоскости и пандусы по 5.1.2 -
5.1.4 могут быть объединены в один или два блока, гарантируя, что требования ровной/наклонной поверхности для каждого применяемого типа ровной/наклонной поверхности удовлетворены.
5.1.2 Жесткая, ровная, горизонтальная испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям
5.1.1 и иметь в процессе испытания отклонение от горизонтали не более 0,5° в наклоне или поперечном уклоне.
5.1.3 Жесткая, ровная, регулируемая испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям
5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания стояночного тормоза, имеющая регулируемый угол наклона относительно единственной оси наклона по горизонтали.
Если наклон испытательной плоскости увеличивается непрерывно, скорость его увеличения не должна превышать 1°/с при приближении к углу опрокидывания.
Если наклон испытательной плоскости увеличивается пошагово, размер шага не должен превышать 0,5° и движение между шагами должно быть достаточно гладким, чтобы не оказывать влияния на результаты испытания.
Примечание - Диапазон наклона от горизонтали до 25° обычно является достаточным для большинства кресел-колясок.
5.1.4 Жесткий, ровный, наклонный испытательный пандус, который должен отвечать требованиям
5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания рабочего тормоза, который может быть установлен под определенным углом наклона с допуском

или который фиксируют при этом угле наклона. Соответствие требуемому углу наклона может быть оценено, используя угломер, определенный в
5.5.
Примечание 1 - Если угол фиксированный, следует использовать несколько различных испытательных пандусов.
Примечание 2 - Рекомендуемый минимальный размер равен 5 x 1,5 м, но размер 10 x 1,5 м часто будет необходим.
5.2 Испытательный манекен, как определено в ИСО 7176-11, с соответствующим закреплением, или пользователь в качестве испытателя.
Примечание 1 - Если используют манекен, может быть использовано устройство дистанционного управления для управления креслом-коляской.
Примечание 2 - Пользователь в качестве испытателя должен быть внимательным, чтобы минимизировать любое перемещение во время испытания, так как это может оказать влияние на результат.
5.3 Дополнительные грузы с соответствующим закреплением для добавления к испытателю, для получения массы и распределения массы, эквивалентной применяемому манекену.
5.4 Средства измерения тормозного пути, чтобы измерять тормозной путь кресла-коляски с точностью +/- 50 мм.
5.5 Угломер для измерения угла наклона испытательной плоскости относительно горизонтали с точностью +/- 0,2°.
5.6 Средства измерения силы, чтобы измерять силу с точностью 5% в диапазоне от 10 до 250 Н.
6. Подготовка кресла-коляски к испытанию
Перед началом последовательности испытаний подготавливают испытуемое кресло-коляску следующим образом.
a) Устанавливают кресло-коляску, как определено в ИСО 7176-22. Если используют испытательный манекен, выбирают и устанавливают манекен, как определено в ИСО 7176-22, и добавляют крепления, чтобы минимизировать перемещение манекена. Если используют пользователя в качестве испытателя, размещают и закрепляют дополнительные грузы (см.
5.3), чтобы придать в основном аналогичное распределение массы, как у испытательного манекена, когда пользователь в качестве испытателя сидит в кресле-коляске.
b) Регулируют тормоза таким образом, что:
- когда инструкции изготовителя по применению определяют способ регулирования тормозов, тормоза регулируют в соответствии с этими инструкциями;
- если нет спецификаций, тормоза регулируют так, чтобы прикладываемые усилия находились в пределах диапазонов, определенных в таблице 1;
- где тормоза не могут быть отрегулированы так, чтобы получать прикладываемые усилия, как определено в таблице 1, тормоза регулируют так, чтобы значения прикладываемых усилий находились как можно ближе к значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Способ воздействия | Прикладываемое усилие, Н |
Воздействие кистью/рукой <a> | 60 +/- 5 |
Воздействие ногой, толчок | 100 +/- 10 |
Воздействие ногой, тяга | 60 +/- 5 |
Воздействие пальцем | 5 +/- 1 |
Воздействие рукой <b> | 13,5 +/- 2 |
<a> Воздействие, при котором может быть использовано совместное усилие кисти и руки. <b> Воздействие, при котором может быть использовано только усилие одной кисти, оно может включать два или более пальца. Прикладываемые усилия взяты из [2], где приведено максимальное рекомендуемое усилие для нормального взрослого человека с учетом направления приложения усилия. |
Если прикладываемое усилие превышает значение, определенное в
таблице 1, прикладываемое усилие должно быть описано, как определено в
разделе 9.
c) Непосредственно перед испытанием состояние кресла-коляски должно быть таким, как после содержания его при окружающей температуре 20 °C +/- 10 °C в течение, по крайней мере, 3 часов.
d) Если используют пользователя в качестве испытателя, сажают в кресло-коляску пользователя.
Предупреждение - Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.
7.1 Общие положения
Проводят испытания, определенные в 7.2 -
7.5, в любом порядке.
Это испытание применимо к стояночным тормозам, если имеются, для всех типов кресел-колясок. Если кресло-коляска оснащено более чем одной системой стояночного тормоза, где каждая система может работать независимо, обе системы должны оцениваться отдельно.
Пример - Кресло-коляска с электроприводом с автоматическим стояночным тормозом, который является частью силовой установки, и ручным стояночным тормозом, который действует непосредственно на колеса, следует рассматривать как имеющее отдельные независимые стояночные тормоза.
a) Устанавливают регулируемую испытательную плоскость на угол наклона менее 2°.
b) Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.
Примечание 1 - Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
c) Выполняют процедуру по перечислениям d) -
h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению b).
d) Размещают кресло-коляску, повернутое для спуска, на регулируемой испытательной плоскости с любыми самоориентирующимися колесами в положении смещения. Для выравнивания кресла-коляски выбирают пару колес, которые перпендикулярны направлению движения и находятся на одной и той же оси. Выравнивают кресло-коляску таким образом, чтобы общая ось пары колес была параллельна оси наклона плоскости с допуском +/- 3°.
Примечание 2 - Предпочтительно для выравнивания использовать пару колес наиболее удаленных от спуска.
e) Выключают любые контроллеры.
f) Полностью включают один стояночный тормоз и отключают все другие стояночные тормоза, которые могут работать независимо.
Примечание 3 - Если предполагается использовать два или более стояночных тормоза параллельно, согласно инструкции изготовителя, включают их одновременно; примером могут служить ручные тормоза на левое и правое колеса.
g) Увеличивают угол наклона плоскости до тех пор, пока кресло не начнет перемещаться вниз по склону. Если кресло-коляска начнет наклоняться (см.
3.1) прежде, чем начнет скользить (см.
3.2) или перекатываться вниз по склону, прикладывают минимальную силу, необходимую для предотвращения наклона кресла-коляски. Прикладывают силу к верхним по склону колесам в направлении, перпендикулярном испытательной плоскости. Убеждаются, что силу прикладывают таким способом, при котором оказывается минимальное влияние на скольжение или перекатывание.
h) Измеряют и регистрируют с наибольшей точностью угол наклона плоскости в момент начала перемещения и вид перемещения.
Примечание 4 - Обычными видами перемещения являются вращение колес, скольжения колес и сползание покрышек с обода колеса.
i) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h) с креслом-коляской, повернутым вверх по склону, когда плоскость наклонена.
j) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h) для каждого стояночного тормоза, который может работать независимо.
7.3 Рабочие тормоза, нормальный режим
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Примечание 1 - В
приложении B представлен рекомендуемый метод испытания для определения эффективности действия ручных рабочих тормозов, установленных на креслах-колясках.
Примечание 2 - Если полный испытательный цикл не может быть выполнен на наклонном пандусе, см.
приложение C.
a) Включают систему привода мотора.
b) Убеждаются, что любая силовая установка и любая тормозная система имеют рабочую температуру.
Примечание 3 - Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
c) Выполняют процедуру по
перечислениям d) -
g) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению b).
d) Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вдоль горизонтальной испытательной плоскости. Измеряют и регистрируют достигнутое максимальное значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 4 - Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
e) Останавливают кресло-коляску, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.
Примечание 5 - В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, управляемых вручную, см.
приложение B.
f) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов по перечислению e) до окончательной его остановки.
g) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см.
3.1), скольжение (см.
3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.
h) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - g) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений. Регистрируют это значение в отчете об испытаниях, как определено в
таблице 2.
i) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h) при движении кресла-коляски по команде на реверс на горизонтальной испытательной поверхности.
j) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h), используя наклонный испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и затем 10° относительно горизонтали, с креслом-коляской, перемещающимся вперед вниз и затем вниз по команде на реверс. Если изготовитель определяет максимальный уклон, при котором кресло-коляску следует использовать, испытание при угле наклона круче, чем определенный изготовителем угол, не проводят, но повторяют процедуру по
перечислениям a) - h), используя указанный изготовителем угол наклона.
k) Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по
перечислениям a) -
h), используя указанные углы наклона.
Примечание 6 - Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.
7.4 Рабочие тормоза, команда на реверс
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Повторяют испытания по
7.3, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.
7.5 Рабочие тормоза, аварийный режим
Это испытание применяют только к рабочим тормозам, установленным на креслах-колясках с электроприводом.
Повторяют испытания по
7.3, останавливая кресло-коляску, используя способ, установленный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлены инструкции, выключая кресло-коляску.
Отчет об испытании должен содержать следующую информацию:
a) ссылку на это издание настоящего стандарта, используемого при испытании;
b) наименование и адрес организации, проводившей испытания;
c) наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;
d) дату составления отчета об испытаниях;
e) тип кресла-коляски и номер серии и партии;
f) массу используемого манекена или, если используют пользователя в качестве испытателя, массу испытателя и дополнительных грузов;
g) подробности установки кресла-коляски, как определено в ИСО 7176-22, включая оборудование и регулировки;
h) фотографию кресла-коляски в комплектации для проведения испытания;
i) описание испытанного(ых) стояночного(ых) тормоза(ов), включая способ воздействия, такой как пальцем/рукой/стопой, управление ручное, электрическое, автоматическое, и направление приложения;
j) если подготовка кресла-коляски требует измерения предварительно отрегулированной прикладываемой к тормозу силы, как определено в
разделе 6, перечисление b), указывают силу Н, требуемую для работы тормозов во время этих испытаний.
Примечание 1 - Это может включать исполнительный механизм;
k) результаты испытания стояночного тормоза, полученные по
7.2;
l) результаты испытания рабочих тормозов, полученные по
7.3 -
7.5, включая каждое среднее значение минимального тормозного пути для каждой взаимосвязанной максимальной испытательной скорости.
Примечание 2 - В
таблице 2 показано, как эти результаты могут быть представлены;
m) любое замеченное нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, как определено в
7.3, перечисление g);
n) перечень оборудования, использованного при испытании;
o) была ли приложена сила для предотвращения опрокидывания.
Следующие результаты должны быть представлены в листах спецификации изготовителя в формате, определенном в ИСО 7176-15:
a) стояночные тормоза, если установлены:
- максимальный наклон при подъеме;
- максимальный наклон при спуске;
- усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в
таблице 1;
b) рабочие тормоза, если установлены, минимальный тормозной путь при максимальной скорости движения вперед на горизонтальной поверхности:
- при нормальном режиме;
- по команде на реверс;
- при аварийном режиме;
- усилие, прикладываемое к тормозу, если превышает значение, указанное в
таблице 1.
Таблица 2
Результаты испытания рабочих тормозов
Угол наклона испытательной плоскости | Направление движения | Максимальная скорость, м/с | Нормальный режим, м | Команда на реверс, м | Аварийный режим, м | Комментарии |
Горизонталь | Вперед | | | | | |
Горизонталь | Реверс | | | | | |
3° | Вперед вниз | | | | | |
3° | Реверс вниз | | | | | |
6° | Вперед вниз | | | | | |
6° | Реверс вниз | | | | | |
10° | Вперед вниз | | | | | |
10° | Реверс вниз | | | | | |
Максимальный наклон, указанный изготовителем | Вперед вниз | | | | | |
Максимальный наклон, указанный изготовителем | Реверс вниз | | | | | |
Кресло-коляска должно быть остановлено безопасным способом согласно
приложению C, если испытания не могут быть выполнены, как указано выше.
(обязательное)
ТОРМОЗНЫЕ РЫЧАГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИКЛАДЫВАЕМОГО УСИЛИЯ
A.1 Метод испытания
a) Выбор части рычага, к которой прикладывают усилие в следующих вариантах (см.
рисунок A.1) с приоритетом для выбора, данным ранее в последовательности, представленной ниже:
1) если рычаг имеет обычную сферическую головку, прикладывают усилие к центру головки;
2) если рычаг конусной формы, прикладывают усилие в точке, в которой наибольшее поперечное сечение пересекает ось рычага;
3) если форма рычага такая, что рычаг захватывают всей рукой, прикладывают усилие к оси рычага на расстоянии 15 мм от его конца;
4) если тормоз включают толканием или натяжением стержня или колодки, прикладывают усилие к центру тяжести стержня или колодки;
5) если рычаг параллельный или какой-либо другой формы, отличной от указанных выше форм, прикладывают усилие в точке на оси рычага на расстоянии 15 мм ниже его верхнего торца;
6) если рычаг телескопический или снабжен удлиненной ручкой, прикладывают усилие в точке на расстоянии 15 мм от конца полностью удлиненного рычага.
b) Устанавливают средства для включения тормоза, прикладывая усилие через устройство измерения силы, указанное в
5.6 и выровненное, как показано на
рисунке A.1.
c) Полностью прикладывают усилие к тормозу через устройство измерения силы и регистрируют максимальное приложенное усилие. Усилие должно быть приложено под прямым углом +/- 5° к рычагу в точке, где тормоза начинают действовать. Хотя угол рычага может изменяться из-за его движения, направление усилия должно быть постоянным.
d) Выполняют процедуру по перечислению c) три раза, поворачивая соответствующее колесо между приложениями усилий, и рассчитывают с достаточной точностью, Н, среднее арифметическое значение измеренных сил.
1 - точка поворота рычага; 2 - рычаг со сферической
головкой; 3 - конусообразный рычаг; 4 - параллельный
рычаг; 5 - рычаг типа велосипедного тормоза;
6 - траектория точки приложения силы
Рисунок A.1 - Приложение усилия к тормозам,
управляемым вручную
(справочное)
РУЧНЫЕ РАБОЧИЕ ТОРМОЗА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
B.1 Общие положения
Предупреждение - Эти испытания потенциально опасны для персонала, проводящего испытания. Предпримите соответствующие меры предосторожности.
Это испытание применяют ко всем креслам-коляскам, оснащенным ручными рабочими тормозами.
Примечание - Этот метод испытания находится еще в стадии разработки и, следовательно, включен в стандарт как справочное приложение.
B.2 Рекомендации
Когда испытывают, как определено в B.3, рабочие тормоза кресла-коляски должны быть способны остановить кресло-коляску без какого-либо нестандартного поведения, такого как опрокидывание (см.
3.1), скольжение (см.
3.2), отказ тормозов или разворот в одну сторону.
B.3 Метод испытания
a) Подготавливают кресло-коляску, как определено в
разделе 6.
b) Устанавливают кресло-коляску так, чтобы оно могло быть приведено в действие.
c) Обеспечивают рабочую температуру тормозной системы.
Примечание 1 - Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
d) Выполняют процедуру по перечислениям e) -
i) в пределах 5 мин по завершении процедуры по перечислению c).
e) Выполняют одно из следующих испытаний:
1) Если кресло-коляска с электроприводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости на максимальной скорости. Измеряют и регистрируют максимальное достигнутое значение скорости, как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 2 - Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
2) Если кресло-коляска с ручным приводом, приводят его в движение вперед по горизонтальной испытательной плоскости, измеряя скорость в соответствии с ИСО 7176-6. Когда скорость превысит 7 км/ч, прекращают приводить в движение кресло-коляску и дают креслу-коляске возможность замедлить движение естественным образом. Переходят к процедуре по перечислению f), когда скорость достигнет значения (6 +/- 0,5) км/ч.
f) Останавливают кресло-коляску, воздействуя на рабочие тормоза так быстро, как практически возможно, прикладывая усилия, не превышающие значений, указанных в
таблице 1, определенных согласно
приложению A.
g) Определяют и регистрируют линейное расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормозов до окончательной его остановки.
h) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см.
3.1), скольжение (см.
3.2), отказ тормоза или поворот в одну сторону.
i) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h) еще два раза и определяют среднее арифметическое значение пути торможения после трех повторений.
j) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - i), используя испытательный пандус с углами наклона 3°, 6° и 10° к горизонтали, исключая, что в
перечислении e) 2), прекращают приводить в движение кресло-коляску перед тем, как оно достигнет скорости (6 +/- 0,5) км/ч, и дают креслу-коляске возможность ускоряться и замедляться естественным образом.
k) Если необходимы результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по
перечислениям a) - i), используя указанные углы наклона.
B.4 Отчет об испытаниях
Результаты испытания должны быть представлены в отчете об испытаниях, как указано в
таблице 2 для нормальной работы.
B.5 Раскрытие информации
Результаты должны быть раскрыты, как определено в
9, перечисление b), для нормальной работы. Если кресло-коляска имеет ручной привод, вместо слов "нормальная работа" используют слова "нормальная работа (от 6 км/ч)".
(справочное)
РАБОЧИЕ ТОРМОЗА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
C.1 Общие положения
Большинство испытательных наклонных поверхностей, используемых сегодня, имеют длину приблизительно 10 м и могут быть установлены на угол 10°. Если кресло-коляска имеет номинальную скорость более 10 км/ч, то маловероятно, что кресло-коляска способно ускориться до максимальной скорости и остановиться на такой испытательной наклонной поверхности.
Кресло-коляска с номинальной скоростью 15 км/ч на наклонных поверхностях с углом наклона 10° обычно достигает скорости, приблизительно равной 19 км/ч. Чтобы испытать такое кресло-коляску, испытательная наклонная поверхность должна быть, по крайней мере, длиной 15 м. Наклонная поверхность такого размера не осуществима для большинства испытательных средств.
Испытание рабочих тормозов кресла-коляски на наклонной поверхности, которая не имеет указанного коэффициента трения или которая не является объектом с указанными условиями окружающей среды, предпочтительно вообще не проводить.
Метод испытания, определенный в настоящем приложении, дает информацию о том, сможет ли кресло-коляска безопасно остановиться, но не дает сопоставимые измерения тормозного пути. Метод также предусматривает испытание на наклонных поверхностях с углом наклона более 10° в соответствии с требованиями, заявленными изготовителем.
Данный метод испытания применим только к креслам-коляскам с электроприводом.
a) Проводят испытание на наклонном испытательном пандусе, который может находиться внутри или снаружи помещения. Испытательный пандус должен иметь область, наклоняемую к горизонтали на требуемые углы наклона с точностью +/- 1°, и достаточной длины, чтобы кресло-коляска, перемещающееся вниз по склону на максимальной скорости, могло остановиться в пределах этой области. Термин "зона измерения" используют относительно этой области. Коэффициент трения испытательного пандуса может не соответствовать ИСО 7176-13, но пандус должен быть сухим, необледенелым, свободным от посторонних материалов (таких, как гравий) и достаточно ровным.
Пример 1 - Наклонная асфальтовая тропинка.
b) Включают систему привода мотора.
c) Обеспечивают, чтобы любая силовая установка и любая тормозная система имели рабочую температуру.
Примечание 1 - Это может быть сделано, приводя в движение кресло-коляску в обычном режиме использования, включая остановку и начало движения в течение приблизительно 10 минут.
d) Выполняют процедуру по перечислениям e) -
h) в пределах 5 минут по завершении процедуры по перечислению c).
e) Приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости вниз по наклонному испытательному пандусу к "зоне измерения". Измеряют и регистрируют максимальное значение скорости, достигнутой в пределах этой "зоны измерения", как определено в ИСО 7176-6.
Примечание 2 - Движение на максимальной скорости означает, что дана команда двигаться с максимальной скоростью. Важно, чтобы кресло-коляска достигло своей максимальной скорости в точке измерения.
f) Останавливают кресло-коляску в пределах этой зоны измерения, применяя устройство управления так быстро, как практически дают команду для достижения нулевой скорости.
Примечание 3 - В большинстве кресел-колясок это может быть сделано просто освобождением ручки. Для рабочих тормозов, работающих вручную, см.
приложение B.
g) Определяют и регистрируют, остановилось ли кресло-коляска безопасным способом.
h) Регистрируют любое нестандартное поведение кресла-коляски во время торможения, такое как опрокидывание (см.
3.1), скольжение (см.
3.2), отказ тормозов или поворот в одну сторону.
i) Повторяют процедуру по
перечислениям a) - h) при движении кресла-коляски по команде на реверс вниз по наклонному испытательному пандусу.
j) Если требуются результаты испытания при других углах наклона, повторяют процедуру по
перечислениям a) - i), используя указанные углы наклона.
Пример 2 - Если изготовитель заявляет максимальный рабочий угол наклона более 10°, проводят испытание при требуемом угле наклона.
Примечание 4 - Если кресло-коляска не может остановиться при каком-то конкретном угле наклона пандуса, нет необходимости продолжать испытание при более крутых углах наклона.
C.3 Рабочие тормоза, работа при команде на реверс
Повторяют процедуры по
разделу C.2, останавливая кресло-коляску и переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.
C.4 Рабочие тормоза, аварийный режим
Повторяют процедуры по
разделу C.2, останавливая кресло-коляску, используя способ, указанный для аварийной остановки вручную пользователем, или, если не предоставлена инструкция, выключая кресло-коляску.
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
ССЫЛОЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 7176-6 | IDT | ГОСТ Р ИСО 7176-6-2005 "Кресла-коляски. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом" |
ИСО 7176-11 | IDT | |
ИСО 7176-13 | IDT | ГОСТ Р ИСО 7176-13-96 "Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности" |
ИСО 7176-15 | IDT | ГОСТ Р ИСО 7176-15-2007 "Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации" |
ИСО 7176-22 | IDT | |
ИСО 7176-26 | IDT | |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
| ISO 7176-1, Wheelchairs - Part 1: Determination of static stability |
| ISO 9355-3, Ergonomic requirements for the design of displays and control actuators - Part 3: Control actuators |