Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2025 N 16-1568/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006151-76)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2025 N 16-1568/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-006151-76)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2025 г. N 16-1568/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу временно исполняющего полномочия Главы Канского района Красноярского края М. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора Краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярск от 29 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г., вынесенные в отношении администрации Канского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя директора Краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярск от 29 октября 2024 г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г., администрация Канского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа 600 000 рублей.
В жалобе временно исполняющий полномочия Главы Канского района Красноярского края М. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные решения отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, 10 мая 2024 г. при осуществлении осмотра места лесного пожара, было выявлено, что к выделу N 14 квартала N 22 Ирбейского сельского участкового лесничества с-з "Ирбейский" Ирбейского лесничества прилегает находящийся в собственности Канского района Красноярского края земельный участок с кадастровым номером N, который в нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. N, не очищен от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером от территории лесного фонда.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Канского района Красноярского края к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного правонарушения и виновность администрации подтверждены протоколом об административном правонарушении, представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, актом N о лесном пожаре от 14 мая 2024 г. N, актом патрулирования лесов от 10 мая 2024 г. N и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация Канского района Красноярского края не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Совершенное администрацией Канского района Красноярского края деяние квалифицировано по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Какие-либо данные, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность выводов о виновности администрации в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что администрация Канского района Красноярского края не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, поскольку указанный выше земельный участок отнесен к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена и не является муниципальной собственностью, состоятельными признать нельзя в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6, статье 7 Устава Канского района Красноярского края, администрация Канского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в частности: по осуществлению муниципального лесного контроля, по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок, на котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности, находится в собственности Канского района Красноярского края.
Анализ приведенных выше нормативных положений применительно к установленным в ходе производства по делу конкретным обстоятельствам, позволяет прийти к выводу о том, что администрация Канского района Красноярского края, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению указанных выше вопросов местного значения, и в собственности которого находится названный земельный участок, была обязана обеспечить его очистку от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и леса либо отделить его противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Между тем, администрация данные требования не выполнила, а потому обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях администрации Канского района Красноярского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 КоАП РФ соответственно, доводам жалоб дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление исполняющего обязанности заместителя директора Краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярск от 29 октября 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 29 января 2025 г., вынесенные в отношении администрации Канского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Д.В.НЕДОРЕЗОВ