Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.05.2025 по делу N А33-22779/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.05.2025 по делу N А33-22779/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2025 г. по делу N А33-22779/2024
Резолютивная часть постановления объявлена "12" мая 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" мая 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" февраля 2025 года по делу N А33-22779/2024,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" (ИНН 2407009152, ОГРН 1022400665099, далее - ответчик) об обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з:
- прочистка просек и уход за противопожарными разрывами - 0,79 км;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 1 шт.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУ "КОДИНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен временный управляющий АО "КЛМ Ко" Дорошенко Борис Георгиевич (ИНН 246603507635).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2025 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что с учетом введения в отношении ответчика процедуры наблюдения 13.10.2023, АО "КЛМ Ко" полагает, что заявленное требование подлежало пересчету в денежную форму ввиду невозможности его исполнения ответчиком в натуре и рассмотрению в рамках дела о банкротстве АО "КЛМ Ко" (А33-11818/2023).
Ответчик представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Кодок" (арендатором) и заключен договор аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з, на основании которого обществу "Кодок" передаются лесные участки общей площадью 25083 га, расположены по адресу: Красноярский край, Кежемский район, краевое государственное казенное учреждение "Кодинское лесничество", Кодинское участковое лесничество, в пределах лесных кварталов NN 1-9; Чикогдинское участковое лесничество в пределах лесных кварталов NN 173 (в. 1-5, 7-9,16,22-49, 51), 174 (в. 1-8, 17-30, 32), 175 (в. 1-9, 11, 13-16, 18, 19, 24, 25, 27-36, 38), 176 (в. 1-23, 33-42, 44), 177 (в. 1-16, 19-23, 37-45, 47, 48), 178 (1-7, 9-12, 20-34, 36-37), 179 (1-5, 13-15, 20-27, 30-34, 36), 180 (1-5, 8, 12, 13, 15-18, 22-31, 33,34), 181 (1-9, 11-16, 18-36), 182, 183, 196-201, 219-221, 232-236, 249-252, 265, 279-283, 297-308, 316-328, 339, 341 (номер учетной записи в государственном лесном реестре от 15.01.2009 года 24-24-17/003/2008-609).
Согласно дополнительному соглашению от 08.08.2011 к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з, а также договору уступки прав аренды лесного участка от 05.08.2011 N б/н ООО "Кодок" передает все свои права и обязанности по данному договору акционерному обществу "Красноярская компания по производству лесоматериалов Красноярсклесоматериалы" (далее - АО "КЛМ Ко").
Согласно статье 88 Лесного Кодекса Российской Федерации арендатором к договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение N 1645, утвержденное приказом министерства от 15.01.2019 N 58-ГЛР/Э.
В проект освоения лесов внесены изменения, получившие положительное экспертное заключение N 1134, утвержденное приказом министерства от 04.09.2023 N 892-Э.
Согласно отчету от 17.06.2024 и письму от 04.07.2024 N 06-04/1858, предоставленному КГБУ "Кодинское лесничество" о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, АО "КЛМ Ко" по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-3 не выполнены следующие мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,5 км;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,1 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,6 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,8 км.
- прочистка просек и уход за противопожарными разрывами - 0,8 км.
- устройство противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 1 шт.
Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.
Ненадлежащее исполнение обязательств по договору послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим надзор (контроль) в области лесных отношений.
Таким образом, Министерство является надлежащим истцом по настоящему иску.
Предметом настоящего спора является требование об обязании ответчика выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Кроме того, согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Из материалов дела следует, что истцом выявлены факты невыполнения договорных обязательств ответчиком в части нарушения лесного законодательства, что подтверждено представленными в материалы дела документами.
Так, согласно отчету от 17.06.2024 и письму от 04.07.2024 N 06-04/1858, предоставленному КГБУ "Кодинское лесничество" о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, АО "КЛМ Ко" по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-3 не выполнены следующие мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,5 км;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,1 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,6 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,8 км.
- прочистка просек и уход за противопожарными разрывами - 0,8 км.
- устройство противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 0,8 км;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 1 шт.
Нарушение требований лесного законодательства создает угрозу уничтожения лесных насаждений в случае возникновения лесных пожаров, а также угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в результате бездействия ответчика нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку в отношении ответчика введена процедура наблюдения, то заявленное требование подлежало ввиду невозможности его исполнения в натуре перерасчету в денежную форму и рассмотрению в рамках дела о банкротстве, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
Поскольку Министерством лесного хозяйства Красноярского края заявлены неимущественные требования к ответчику (об обязании выполнить противопожарные мероприятия), в отношении которого введена процедура наблюдения, то суд апелляционной инстанции не находит оснований для оставления заявленного требования без рассмотрения в порядке пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам ответчика само по себе введение процедуры наблюдения и ее назначения по закону о банкротстве при наличии действующего договора аренды лесного участка не свидетельствует о невозможности выполнения арендатором повышенного уровня исполнимости обязательства в виде противопожарных мероприятий по договору аренды, где предметом является собственность Российской Федерации, а использование которой должно осуществляться на основе принципа систематического сохранения защитных, санитарно-гигиенических, и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
При этом на момент вынесения решения ответчик не мог не знать о введении в отношении него процедуры наблюдения, вместе с тем каких-либо доводов о необходимости перерасчета предъявленных требований в денежную форму по причине невозможности выполнения противопожарных мероприятий в суде первой инстанции заявлено не было.
Более того, ответчиком частично исполнены требования истца, что послужило основанием для уточнения истцом исковых требований, в соответствии с которым истец просил обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з:
- прочистка просек и уход за противопожарными разрывами - 0,79 км;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 1 шт.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Учитывая пояснения ответчика, характер подлежащих выполнению работ, вынесение решения судом в зимний период, суд первой инстанции обоснованно установил срок исполнения обязательств в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции также разъясняет, что в случае наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ) (пункт 34 Постановления N 7).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" февраля 2025 года по делу N А33-22779/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
И.В.ЯКОВЕНКО