Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2025 N 16-1795/2025 (УИД 03MS0148-01-2024-004140-41)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2025 N 16-1795/2025 (УИД 03MS0148-01-2024-004140-41)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2025 г. N 16-1795/2025
УИД 03MS0148-01-2024-004140-41
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Башкортостан "Учалинский колледж искусств и культуры имени Салавата Низаметдинова" Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району и г. Учалы Республики Башкортостан от 7 ноября 2024 года,
решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 января 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Башкортостан "Учалинский колледж искусств и культуры имени Салавата Низаметдинова",
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району и г. Учалы Республики Башкортостан от 7 ноября 2024 года, оставленным без изменения
решением судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 января 2025 года (с учетом определения судьи об исправлении описки от 15 апреля 2025 года), Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан "Учалинский колледж искусств и культуры имени Салавата Низаметдинова" (далее также Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ссылается на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов, просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности
статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ отнесена, в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Положения Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) направлены на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 утвержден
свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", который устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения начальника Учалинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Республике Башкортостан - главного государственного инспектора Учалинского и Абзелиловского районов по пожарному надзору от 29 августа 2023 года N в период с 5 сентября 2023 года по 18 сентября 2023 года в отношении Учреждения (<адрес>) должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес Учреждения выдано предписание от 18 сентября 2023 года N (получено Учреждением 18 сентября 2023 года).
Согласно названному предписанию Учреждению в срок до 1 сентября 2024 года надлежало устранить нарушения требований пожарной безопасности, в том числе:
на 1, 2, 3, 4 этажах здания общежития в коридорах, для покрытия полов на путях эвакуации, применен материал (линолеум) с неизвестным показателем класса пожарной опасности (на объекте отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененного на путях эвакуации покрытия пола) (
таблица 28, статья 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункт 25 Правил противопожарного режима) (пункт 5);
в подвальном этаже здания общежития в коридоре, для покрытия полов на путях эвакуации, применен материал (линолеум) с неизвестным показателем класса пожарной опасности (на объекте отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности примененного на путях эвакуации покрытия пола) (таблица 28,
статья 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункт 25 Правил противопожарного режима) (пункт 6);
в подвальном этаже здания общежития допускается хранение оборудования, мебели, техники и других предметов (
пункт 16 (б) Правил противопожарного режима) (пункт 14);
со 2, 3, 4 этажей здания общежития отсутствует второй эвакуационный выход (
часть 2 статьи 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункт 4.2.9 СП 1.13130.2020) (пункт 20).
Пункты 5, 6, 14, 20 предписания от 18 сентября 2023 года N в установленный срок Учреждением исполнены не были (зафиксировано в акте инспекционного визита от 8 октября 2024 года).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 8 октября 2024 года в отношении Учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен и подписан уполномоченным должностным лицом в соответствии со
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола не установлено.
Законный представитель Учреждения Г. присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, ей разъяснялись положения
статьи 51 Конституции Российской Федерации и
статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством не имеется.
Предписание от 18 сентября 2023 года N выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, в установленном законом порядке не отменено, подлежит исполнению.
При рассмотрении настоящего дела установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Учреждение не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы о том, что здание общежития (<адрес>) является собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, Учреждению переданы в оперативное управление, в связи с чем Учреждение не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения, подлежат отклонению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, устава Учреждения, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные права.
Учреждение, владея зданием на праве оперативного управления и эксплуатируя его, обязано соблюдать установленные действующим законодательством требования, в том числе в области пожарной безопасности.
Отсутствие выделенного бюджетного финансирования для устранения всех нарушений, перечисленных в предписании, само по себе в данном случае не свидетельствует о принятии Учреждением требуемых мер для выполнения обязанностей по соблюдению законодательных требований в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании от 18 сентября 2023 года N, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья учащихся, проживающих в помещениях общежития.
Ссылки заявителя на наличие судебного спора относительно границ земельного участка под зданием общежития, являющегося препятствием для организации дополнительных эвакуационных выходов, не свидетельствуют об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения. Как следует из материалов дела, данный спор разрешен в судебном порядке в мае 2024 года, в то время как Учреждение правом обратиться в орган надзора в области пожарной безопасности с ходатайством о продлении срока исполнения предписания (до 1 сентября 2024 года) не воспользовалось.
Всем доводам заявителя жалобы дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела и жалобы на постановление мировым судьей и судьей районного суда.
Доводы жалобы основаны на переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, не ставят под сомнение содержащиеся в судебных актах выводы. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых решений не является.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Учалинскому району и г. Учалы Республики Башкортостан от 7 ноября 2024 года,
решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 29 января 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Башкортостан "Учалинский колледж искусств и культуры имени Салавата Низаметдинова", оставить без изменения, а жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Башкортостан "Учалинский колледж искусств и культуры имени Салавата Низаметдинова" Г. - без удовлетворения.
Судья
Н.В.ВОЛЫНЧУК