Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2025 N 10АП-4209/2025 по делу N А41-89416/2024
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) О признании объекта самовольной постройкой; 2) Об обязании снести самовольную постройку.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств того, что ответчиком произведено строительство в отсутствие разрешения на строительство, что осуществлена реконструкция здания и что здание и вспомогательное здание, являясь единым объектом, представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2025 N 10АП-4209/2025 по делу N А41-89416/2024
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) О признании объекта самовольной постройкой; 2) Об обязании снести самовольную постройку.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств того, что ответчиком произведено строительство в отсутствие разрешения на строительство, что осуществлена реконструкция здания и что здание и вспомогательное здание, являясь единым объектом, представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2025 г. N 10АП-4209/2025
Дело N А41-89416/24
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2025 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Семушкиной В.Н., Таранец Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "НУАР": Лысенко А.С., по доверенности от 14.11.2024;
от Администрации г.о. Солнечногорск МО: Беляева Д.В., по доверенности от 14.02.2025; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от ГУ государственного строительного надзора Московской области: не явились,
извещены; от Минжилполитики МО: не явились, извещены;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились,
извещены; от АО "ОТП БАНК": не явились, извещены; от ООО "ТОРГСЕРВИС 150": не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились,
извещены; от АО "Мособлгаз": не явились, извещены;
от ПАО "Россети Московский регион": не явились, извещены; от ООО "СЭР ЕЖИК": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2025 по делу N А41-89416/24, по исковому заявлению Администрации г.о. Солнечногорск МО к ООО "НУАР" о признании и обязании, третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГУ государственного строительного надзора Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, АО "ОТП БАНК", ООО "ТОРГСЕРВИС 150";
Министерство экологии и природопользования Московской области; АО "Мособлгаз"; ПАО "Россети Московский регион", ООО "СЭР ЕЖИК",
установил:
Администрация городского округа Солнечногорск Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НУАР" с требованиями:
1. Признать объект капитального строительства - магазин "Светофор" с кадастровым номером 50:09:0080602:285 в координатах 56.185913, 36.963910 на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596, площадью 7202+/-30 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, ул. Маяковского, отнесенный к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины - самовольной постройкой.
2. Обязать ООО "НУАР" снести самовольно возведенную постройку - магазин "Светофор" с кадастровым номером 50:09:0080602:285 в координатах 56.185913, 36.963910 на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596, площадью 7202+/-30 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, ул. Маяковского, отнесенный к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины -в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
3. В случае неисполнения судебного акта в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу предоставить Администрации городского округа Солнечногорск Московской области право сноса указанного объекта капитального строительства с возложением расходов на ответчика.
4. В случае неисполнения судебного акта в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу взыскать с ответчика ООО "НУАР" в пользу Администрации городского округа Солнечногорск Московской области судебную неустойку (астрент) в порядке
п. 1 ст. 308.3 ГК РФ за каждый день неисполнения в размере 1 000 (одной тысячи) рублей до момента фактического исполнения судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом в порядке
статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, АО "ОТП БАНК", ООО "ТОРГСЕРВИС 150", Министерство экологии и природопользования Московской области, Акционерное общество "Мособлгаз", Публичное акционерное общество "Россети Московский регион", Бухов Сергей Александрович, общество с ограниченной ответственностью "СЭР ЕЖИК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.02.2025 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со
статьями 266 -
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами
статей 121 -
123,
153,
156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с
частью 1 статьи 266 и
частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке
статей 266,
268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в адрес Администрации городского округа Солнечногорск Московской области поступило уведомление от Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор) о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596 по адресу: Московская обл., г.о. Солнечногорск, ул. Маяковского, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины.
В котором указано, что на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596 расположено здание, на фундаменте, в котором размещен магазин Светофор с кадастровым номером 50:09:0080602:285.
По данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости правообладателем участка и объекта является ООО "НУАР".
Поскольку указанный объект возведен в отсутствие разрешения на строительство, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно
части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации,
статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в
статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе и возможностью признания права.
В силу
пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с
частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу
статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со
статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также
статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Таким образом, по общему правилу застройщик имеет право осуществлять строительство только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке.
В силу положений
статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после завершения реконструкции объекта капитального строительства застройщику выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, подтверждающий выполнение строительства, в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения
статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Пунктом 2 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно
пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" правовое регулирование отношений, связанных с возведением (созданием) на земельном участке объектов недвижимого имущества, осуществляется нормами гражданского, земельного, градостроительного, водного, лесного и иного законодательства.
Собственник (пользователь) земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (
пункт 2 статьи 260,
пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
пункт 2 статьи 7,
подпункт 2 пункта 1 статьи 40,
пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ),
пункт 14 статьи 1,
статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ),
часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",
статья 36 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие).
Возведение (создание) здания, сооружения (далее также - объект, постройка) с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (
пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
В соответствие с
пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" в силу
пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (
пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации,
пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
Изменение требований к строительству после начала правомерного строительства или реконструкции объекта (например, установление границ территорий общего пользования (красных линий) после начала строительства объекта с соблюдением правового режима земельного участка) не является основанием для признания такой постройки самовольной (
абзац первый пункта 1 статьи 222 ГК РФ).
Если на день вынесения решения суда ранее выявленные признаки самовольной постройки устранены или более не являются таковыми вследствие изменения правового регулирования и отсутствуют иные основания для признания постройки самовольной, суд отказывает в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" установлено, что лицо, осуществившее возведение (создание) самовольной постройки, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться ею и совершать какие-либо сделки до признания такого права судом (
пункты 2,
3 статьи 222 ГК РФ).
Согласно
пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" по общему правилу, наличие допущенного при возведении (создании) постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил является основанием для признания постройки самовольной.
Определяя последствия такого нарушения, суду следует оценить его существенность.
Как указано в
пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно
подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от N 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В силу
пункта 2 части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных
пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения, среди прочего, обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Следовательно, орган местного самоуправления наделен полномочиями предъявлять иск о сносе самовольной постройки.
Как разъяснено в
пункте 24 постановления Пленумов N 10/22, по смыслу
абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В материалах дела содержатся следующие доказательства:
- уведомление от Главного управления государственного строительного надзора Московской области ОТ 14.09.2023 N 07Исх-8503/09-03 (том 1 л.д. 12 - 15)
- акт по результатам выездного обследования от 01.09.2023 N 1С (тм 1 л.д. 16-18) - протокол осмотра от 01.09.2023 (том 1 л.д. 19 - 20),
- акт обследования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080601:596 от 26.08.2024,
- выписка из ЕГРН на здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285 назначение - нежилое, наименование - магазин (том 1 л.д. 27 - 31, 107 - 116)
- выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080601:596 (том 1 л.д. 32 - 35, том 2 л.д. 61 - 81, том 3 л.д. 4 - 17),
- ответ на запрос суда ПАО "Россети Московский регион" от 04.10.2024 (том 1 л.д. 41, 60)
- ответ на запрос суда Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (том 1 л.д. 44 - 46)
- градостроительный план земельного участка N РФ - 50-3-67- 0 -00-2021-29338 (том 1 л.д. 47 - 58),
- технический паспорт на здание (том 1 л.д. 117 - 125) - технический план на здание (том 1 л.д. 126 - 135)
Согласно техническому плану на здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285, кадастровым инженером указано на перепланировку помещений.
В обоснование проведенной перепланировки представлена проектная документация (том 2 л.д. 1 - 24), техническое заключение (том 2 л.д. 25 - 60).
- выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080601:47 (том 2 л.д. 82 - 88 - выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080601:597 (том 2 л.д. 89 - 98),
- выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080601:34 (том 2 л.д. 99 - 103),
- выписка из ЕГРН на сооружение с кадастровым номером 50:09:0000000:183203 (том 2 л.д. 104 - 158)
- ответ АО "Мособлгаз" от 11.11.2024 N 21156/01 (том 3 л.д. 1 - 3)
- технический план на здание вспомогательного назначения площадью 410 кв. м (том 3 л.д. 61 - 76),
- проектная документация на здание вспомогательного назначения (том 3 л.д. 77-112, том 4 л.д. 2 - 83),
- градостроительный план земельного участка N РФ-50-3-67-0-00-2021-29338 (том 3 л.д. 113 - 136)
- техническое заключение о состоянии здания и ограждающих несущих конструкций здания с кадастровым номером 50:09:0070602:285, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596 (том 3 л.д. 158 - 195)
Суд определением обязал сторон составить совместный акт осмотра земельного участка и спорного объекта.
Сторонами представлен акт осмотра (том 1 л.д. 97 - 104) от 30.10.2024. Согласно указанному акту осмотра, сторонами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596 располагается здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285, а также вспомогательное здание склада площадью 410 кв. м. Нежилое здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285 используется в качестве магазина ТМ Светофор. Зарегистрировано в ЕГРН. Вспомогательное здание склада площадью 410 кв. м, кадастровый номер не присвоен, не зарегистрировано в ЕГРН, здание не является технически сложным и уникальным объектом, здание не используется собственником. Каждое здание имеет отдельный вход. Между зданиями отсутствует проход, здания между собой не связаны.
Также в материалы дела представлен Акт совместного осмотра от 05.12.2024 (том 3 л.д. 36 - 43), в ходе проведения которого сторонами установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080601:596 располагается здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285, с пристройкой площадью 410 кв. м.
Пристройка в настоящее время не используется. Часть здания, поставленная на кадастровый учет, используется в качестве магазина Светофор.
Внутренняя часть здания, поставленная на кадастровый учет, соответствует техническому плану здания, представленного собственником.
Здание с кадастровым номером 50:09:0070602:285 с пристройкой визуально образуют сплошной тип застройки. Инженерные коммуникации в пристройку заведены из основного здания. Без специализированной техники невозможно определить характеристики фундамента основного здания и пристройки, в связи с чем возможно проведена реконструкция здания с кадастровым номером 50:09:0070602:285
Указанный акт подписан с замечаниями, в которых ответчик указал, что основное здание не имеет пристройки, это подтверждено первоначальным актом от 30.10.2024, вспомогательное здание площадью 410 кв. м является отдельным строением, не связано с основным зданием, что подтверждается решением суда по делу N А41-80143/24. Несущие стены основного здания не используются в качестве несущих стен вспомогательного здания. Вспомогательное здание обеспечено лишь электричеством по временной схеме. Выводы о реконструкции не подтверждены, необоснованные.
С учетом изложенных обстоятельств, истец ссылается на то, что спорная постройка - объект капитального строительства - магазин "Светофор" с кадастровым номером 50:09:0080602:285 в координатах 56.185913, 36.963910 на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596, площадью 7202+/-30 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, ул. Маяковского, отнесенный к категории земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины возведен без получения необходимых разрешений и является самовольной.
Ответчиком указано, что ему на праве собственности принадлежит Земельный участок, общей площадью 7202 (Семь тысяч двести два) +/- 30 (Тридцать) квадратных метров, кадастровый номер: 50:09:0080601:596, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины.
На указанном земельном участке расположено принадлежащее ответчику нежилое здание, площадью 1009,3 кв. м квадратных метра, расположенное по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, город Солнечногорск, улица Маяковского, строение 21А, кадастровый номер: 50:09:0080602:285, которое передано в аренду и используется для размещения магазина ТМ "Светофор".
Также на указанном земельном участке расположен вспомогательный объект недвижимости - Вспомогательное здание для здания магазина - Склад, общей площадью 410,0 кв. м, которое в настоящее время не зарегистрировано в Росреестре, поэтому у него отсутствует кадастровый номер.
Указанные здания не являются самовольными постройками, т.к. не имеют ни одного признака, предусмотренных
п. 1 ст. 222 ГК РФ, а именно:
Здание с кадастровым номером 50:09:0080602:285 (Основное здание). - Возведено на земельном участке, предоставленном в установленном порядке.
- Возведено на земельном участке, разрешенное использование которого допускает строительства на нем данного объекта.
- Было возведено в 1986 году. Относится к категориям объектов недвижимости, в отношении которых не допускается принятие судом или органом местного самоуправления в соответствии со
статьей 222 ГК РФ решений об их сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
- Возведено без нарушений градостроительных и строительных норм и правил. Подтверждается Техническим заключением о состоянии несущих и ограждающих конструкций N 29/22 от 27.05.2022.
Актом осмотра 30.10.2024 установлено, что основное здание не имеет конструктивной связи с вспомогательным зданием.
Каких-либо работ по реконструкции данного здания не проводилось. Все выполненные в здании перепланировки зарегистрированы в соответствии с требованием законодательства РФ.
Вспомогательное здание для здания магазина - Склад (Вспомогательное здание) возведено в 2023 году без получения разрешения на строительство, т.к. в соответствии с
подп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ объекты недвижимости вспомогательного назначения ставятся на государственный кадастровый учет в упрощенном порядке - без получения разрешения на строительство, на основании заявления и технического плана.
В соответствии с письмами Главного управление государственного строительного надзора Московской области от 29.03.2024 N 07Исх-3541/12-01 и 30.10.2024 N 07Исх-12769/12-01, по результатам рассмотрения проектной документации, строительство ООО "Нуар" сооружения "Вспомогательное здание для здания магазина. Склад" общей площадью 410,0 кв. м, предусмотрено проектной документацией, Объект построен на одном земельном участке с основным объектом. При выполнении кадастровых работ и постановке на кадастровый учет сооружения "Вспомогательное здание для здания магазина. Склад" на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0080601:596 может быть отнесен к объектам вспомогательного использования.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истец в обоснование исковых требований указывает на нарушение прав и законных интересов Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, вместе с тем истцом не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение исковых требований.
В ходе рассмотрения дела судом было предложено сторонам рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения является ли указанный истцом объект - объект объектом капитального строительства, прочно связанным с землей, соответствует ли градостроительным и иным нормам и правилам, а также представляет ли угрозу жизни и здоровью граждан. В случае подачи ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, суд предложил представить суду информационные письма от экспертных организаций с указанием вопросов для эксперта, сведения о кандидатурах экспертов, стоимости экспертизы и сроков ее проведения, а также внести денежные средства на депозитный счет суда.
Согласно
Распоряжению Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р (ред. от 31.10.2023) "О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями" указано, что судебные экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством поручаются государственным судебно-экспертными организациям.
Сторонами ходатайств в порядке
статьи 82 АПК РФ о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
В суде апелляционной инстанции истец заявил ходатайство о проведении экспертизы.
Однако, в нарушение положений
статьи 82 АПК РФ к указанному ходатайству не приложены информационные письма экспертных учреждений о готовности проведения экспертизы, а также доказательства внесения денежных средств на депозитный счет суда.
Истцом в нарушение
статей 65,
66 АПК РФ не доказано наличие обстоятельств послуживших основанием для обращения в суд с настоящими требованиями, а именно, не представлено доказательств того, что ответчиком произведено строительство в отсутствие разрешения на строительство, а также не представлено доказательств произведенной реконструкция здания кадастровым номером 50:09:0080602:285, и что здание кадастровым номером 50:09:0080602:285 и вспомогательное здание площадью 410 кв. м являются единым объектом, представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
Доказательств того, что спорное здание в существующем виде угрожает жизни и здоровью граждан и третьих лиц, истцом в материалы не представлено.
Кроме того, согласно
пункту 4 Обзора судебной практики утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.11.2022 по делам связанным с самовольным строительством понятие "самовольная постройка" в контексте положений
статьи 222 ГК РФ распространяется на объекты недвижимости, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, с 1 января 1995 г., и указанная
норма применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный
закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 109 Гражданского кодекса
РСФСР 1964 г. предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами. При указанных обстоятельствах, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 1 января 1995 г., в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0080601:596, принадлежит ответчику на праве собственности.
На указанном земельном участке расположен объект с кадастровым номером 50:09:0080602:285, который принадлежит ответчику на праве собственности. Используется как магазин Светофор.
Указанный объект возведен в 1986 году, впоследствии была осуществлена перепланировка.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный объект, в отношении которого истцом заявлены требования, возведен ранее 01.01.1995, а именно в 1986 году, доказательств обратного в материалы дела на момент рассмотрения дела не представлено.
Законодательство, действовавшее до введения в действие Гражданского
кодекса Российской Федерации, к самовольным постройкам относило жилой дом, или часть жилого дома, построенный гражданином без установленного разрешения, или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта, либо с грубым нарушением основных строительных норм и правил (
статья 109 ГК РСФСР 1964 года).
Понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами,
статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный
закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на этом основании.
Истцом исковые требования заявлены в отношении объекта с кадастровым номером 50:09:0080602:285.
Требований о признании самовольной постройкой пристройки к указанному зданию, либо здания вспомогательного назначения, либо о признании незаконной реконструкции истцом в рамках настоящего дела не заявлено.
В рамках проведенной проверки Главстройнадзора, было выявлено проведение работ по устройству монолитного фундамента и металлического каркаса 30 x 15 м, в отсутствие разрешения на строительство.
При этом, земельный участок на котором выявлено данное сооружение с кадастровым номером 50:09:0080601:596, имеет площадь 7202+/- 30 кв. м.
Суд неоднократно предлагал истцу уточнить исковые требования в порядке
статьи 49 АПК РФ.
Однако истец свои правом не воспользовался, ходатайств об уточнении не заявил, в связи с чем, суд рассмотрел требования истца в представленной редакции.
В соответствии с
частью 1 статьи 49 АПК РФ установлено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Здесь же следует учесть положения
части 1 статьи 65 АПК РФ, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений указанных норм следует, что конкретизация и формулирование предмета иска является исключительной прерогативой истца. Процессуальным законодательством только истцу предоставлено право путем подачи ходатайства изменять предмет или основание иска. Арбитражный суд в этом случае не вправе рассматривать требования, которые не соответствуют интересам истца и противоречат его волеизъявлению, а также нарушит принцип состязательности сторон.
Обратное означает нарушение принципа диспозитивности арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, поскольку требования истца в рамках настоящего дела заявлены в отношении объекта с кадастровым номером 50:09:0080602:285, иных требований не заявлено, истец не лишен права на судебную защиту и обращение в суд с самостоятельными требованиями в отношении здания вспомогательного назначения, либо пристройки площадью 410 кв. м, равно как и о признании незаконной реконструкции здания с кадастровым номером 50:09:0080602:285 на указанную площадь 410 кв. м или иную площадь установленную истцом, либо иными уполномоченными органами, а также объекта возведенного на монолитном фундаменте из металлического каркаса 30 x 15 м, как указано при проверке Главстройнадзора.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2025 по делу N А41-89416/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Н.СЕМУШКИНА
Ю.С.ТАРАНЕЦ