Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2025 N 04АП-508/2025 по делу N А78-11968/2023
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений в части приведения в соответствие с нормативами обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением, инвентарем, пожарной техникой и оборудованием для лиц, пользующихся лесами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2025 N 04АП-508/2025 по делу N А78-11968/2023
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений в части приведения в соответствие с нормативами обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением, инвентарем, пожарной техникой и оборудованием для лиц, пользующихся лесами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2025 г. по делу N А78-11968/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2025 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Гречаниченко А.В., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года по делу N А78-11968/2023 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" (ОГРН 1027500613656, ИНН 7510000089) к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) о признании незаконным предписания N ЛП026-в от 14 августа 2023 года,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289), Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1072723002252, ИНН 2723090306),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" (далее - заявитель, ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник", заповедник или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Забайкальскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора или Управление) с заявлением о признании незаконным предписания N ЛП-026-в от 14 августа 2023 года.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" и Минприроды России обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.
Управление в представленных отзывах на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 3.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 14.02.2023 N Пр-267 о дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) в период с 04.04.2023 по 17.04.2023 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник".
В ходе проверки установлено, что учреждением не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, предусмотренные частью 4 приложения 2 и пунктами 1 и 2 приложения 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ N 161).
По результатам данной проверки составлен акт проверки и выдано предписание N ЛП-011-в от 17.04.2023 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 07.07.2023.
На основании решения от 27.07.2023 N 97-рп в период с 01.08.2023 по 14.08.2023 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания N ЛП-011-в от 17.04.2023.
В ходе проверки установлен факт неисполнения указанного предписания.
В связи с чем, заповеднику выдано оспариваемое в настоящем деле предписание об устранении выявленных нарушений N ЛП-026-в от 14.08.2023 со сроком исполнения 14.11.2023, которым предписывается привести в соответствие с нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров количество противопожарного снаряжения, инвентаря, пожарной техники и оборудования для лиц, использующих леса, утвержденных Приказом N 161 (т. 1, л.д. 27).
ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник", считая указанное предписания незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Исходя из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание от 14.08.2023 N ЛП-026-в выдано уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Одними из принципов лесного законодательства, содержащихся в части 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), являются сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункты 1 и 2 статьи 58).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из поименованного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
На государственные природные заповедники возлагается, в том числе осуществление охраны уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия в целях поддержания их в естественном состоянии, организация и проведение научных исследований (пункты "а", "б" статьи 7).
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11).
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу частей 1, 4 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ в редакции проверяемого периода меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 2, 3).
Статьей 53.1 ЛК РФ установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).
Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров (часть 2).
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута (часть 3).
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (часть 5).
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (часть 1 статьи 19 ЛК РФ).
В силу пункта "б" части 2 статьи 9 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность.
Согласно уставу, Сохондинский заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, осуществляющим охрану природных территорий (пункт 1).
Предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказания услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника и национального парка в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положениями о заповеднике и национальном парке, иными нормативными правовыми актами и Уставом (пункт 19).
Исходя из Лесохозяйственного регламента лесничества "Сохондинский государственный природный биосферный заповедник" общая площадь лесничества составляет 210 988 га.
Как правильно указал суд первой инстанции, учреждение является лесопользователем, на которого в равной степени распространяются требования о необходимости выполнения противопожарных мероприятий, в связи с чем доводы учреждения и Минприроды России о неверном разграничении правоотношений, возникающих при использовании лесов, правомерно отклонены судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В силу подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Минприроды России.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом N 161.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839 Приказ N 161 под номером 149 включен в перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, для лиц, осуществляющих все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), к которым, среди прочих, относится охрана лесов, реализация мер пожарной безопасности в лесах, тушение пожаров в лесах (пункты 02.10, 02.20, 02.40 ОКВЭД).
Согласно пункту 1 Приложения 3 Приказа N 161 нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов (далее - нормы) устанавливаются в соответствии с нормативами обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", в зависимости от площади используемых лесных участков, количества объектов, объемов работ и численности работающих.
В случаях, если нормы составят не целое число, необходимо провести округление в большую сторону до целого числа. Формулировка в нормах "на каждые... га арендованной площади" (при объемах более 100 тыс. га) означает, что нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров рассчитываются пропорционально указанной площади (объема использования лесов), исходя из установленных нормативов с округлением до целого числа в большую сторону. Данное правило аналогично применяется для расчета нормативов при формулировке "на каждые... работающих человек" (пункт 2 Приложения 3 Приказа N 161).
В соответствии с пунктом 3 указанного приложения средства предупреждения и тушения лесных пожаров должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих техническое регулирование в области пожарной безопасности.
В ходе проверки Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора было установлено, что ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" не обеспечено приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в соответствии с Приказом N 161 на площади 210 988 га при использовании лесов в целях осуществления рекреации в указанных объемах.
Управлением установлено, что учитывая площадь предоставленных учреждению лесных земель, положения Правил пожарной безопасности в лесах, Приказа N 161, у ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" в наличии должно находиться 2104 ед., автомобильных средств; 2109 шт., пожарных мотопомп; 1420 м" пожарных рукавов; 4214 шт., воздуходувок; 4197 шт., бензопил; 14719 шт., ранцевых лесных огнетушителей; 10522 шт., топоров; 21080 шт., лопат; 10542 шт., емкостей для воды 10-15 литров; 6324 шт., бидонов; 2109 шт., электромегафонов; 4218 шт., огнетушащих веществ: смачивателей, пенообразователей.
Расчет нормативов в соответствии с Приказом N 161 Управлением произведен правильно.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом, содержит в себе все необходимые для такого документы реквизиты, то есть таковое принято в соответствии с положениями вышеназванных законов, регулирующих процесс проведения проверок деятельности юридических лиц, Управлением соблюдены все основные требования к проведенным контрольным (надзорным) мероприятиям в рамках проведенной проверки в отношении заявителя, грубых нарушений при проведении проверки не допущено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания пункта 4 обжалуемого предписания незаконным.
Доводы учреждения и Минприроды России о недопустимости применения Приказа N 161 обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Так, действие Приложения N 2 Приказа N 161 в силу прямого указания в нем применяется к лицам, использующим леса, при этом в Приказе N 161 понятие "использующие леса" не конкретизируется, какой вид пользования предусмотрен этим нормативно-правовым актом.
Таким образом, ФГБУ "Сохондинский государственный заповедник" является лесопользователем и обязано соблюдать требования лесного законодательства.
Кроме того, пунктом 12 Правил пожарной безопасности в лесах установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Предоставление лесных участков в аренду ли постоянное (бессрочное) пользование не может влиять на обязанность учреждения осуществлять мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по защите от пожаров, и не препятствует произведению расчета нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, исходя из площади лесов, переданных в постоянное (бессрочное) пользование.
Довод Минприроды России о том, что Управление должно руководствоваться приказом Минприроды России от 29.12.2022 N 934 "Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории", суд обоснованно признал несостоятельным, поскольку данный приказ не прошел процедуру официального опубликования, в связи с чем не имеет большей юридической силы по отношению к Приказу N 161.
Доводы учреждения и Минприроды России о неисполнимости оспариваемого предписания, в том числе с учетом срока исполнения предписания, поставленного относительно начала пожароопасного сезона 2023 года, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку Управлением выявлено нарушение установленных Приказом N 161 нормативов обеспеченности средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
Ссылка учреждения на недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанности по соблюдению обязательных требований противопожарной безопасности, кроме того невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Указанный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации, в том числе в Постановлениях от 18.02.2016 N 10-АД16-2, от 08.04.2021 N 47-АД21-1-К6.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что факт нарушения учреждением части 4 Приложения 2 и пунктов 1 и 2 Приложения 3 Приказа N 161 подтвержден материалами дела, оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 января 2025 года по делу N А78-11968/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
Н.С.ПОДШИВАЛОВА