Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2025 N Ф03-750/2025 по делу N А51-11821/2024
Требование: 1) О взыскании неустойки за невыполнение противопожарных мероприятий; 2) Об обязании выполнить противопожарные мероприятия.
Обстоятельства: Пользователем в нарушение акта о передаче лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование не выполнены противопожарные мероприятия в виде установки информационных стендов, шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах, устройства противопожарной полосы.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, так как конкретные сроки реализации противопожарных мероприятий для пользователя не установлены; 2) Требование удовлетворено частично, поскольку противопожарные мероприятия пользователем частично выполнены.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2025 N Ф03-750/2025 по делу N А51-11821/2024
Требование: 1) О взыскании неустойки за невыполнение противопожарных мероприятий; 2) Об обязании выполнить противопожарные мероприятия.
Обстоятельства: Пользователем в нарушение акта о передаче лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование не выполнены противопожарные мероприятия в виде установки информационных стендов, шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах, устройства противопожарной полосы.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, так как конкретные сроки реализации противопожарных мероприятий для пользователя не установлены; 2) Требование удовлетворено частично, поскольку противопожарные мероприятия пользователем частично выполнены.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2025 г. N Ф03-750/2025
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Г.Х. Пономаревой,
рассмотрев в соответствии с
частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края
на
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2024
по делу N А51-11821/2024 Арбитражного суда Приморского края
по иску министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края (ОГРН 1202500000339, ИНН 2543146126, адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" (ОГРН 1062539077270, ИНН 2531003388, адрес: 690068, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт 100-летия Владивостока, д. 127)
о взыскании 70 985,69 руб. неустойки, о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
установил:
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 70 985,69 руб. неустойки за невыполнение противопожарных мероприятий и обязании выполнить противопожарные мероприятия: установку и размещение стендов (аншлагов) в количестве 1 шт., установку шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в количестве 1 шт., устройство противопожарной минерализованной полосы в объеме 0,4 км.
Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами, установленными
главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2024 с ответчика в пользу истца взыскано 68 187,69 руб. санкций; в удовлетворении остальных требований отказано.
Дополнительным решением от 30.10.2024 Арбитражный суд Приморского края обязал ответчика выполнить противопожарные мероприятия: установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в количестве 1 шт.; в удовлетворении остальных требований об обязании отказал.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2024
решение Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2024 изменено, во взыскании неустойки отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 дополнительное
решение Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2024 в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить
постановление суда апелляционной инстанции от 23.12.2024 как незаконное, оставить в силе
решение от 30.08.2024. Заявитель настаивает, что акт от 11.08.2022 N 2/40-22 устанавливает ответственность лесопользователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий указанного акта. Поскольку противопожарные мероприятия не выполнены учреждением в 2022-2023 годах, заявитель полагает обоснованным предъявление к ответчику настоящих требований об уплате неустойки, рассчитанной в соответствии с приказом министерства от 12.01.2023 N 10 "О внесении изменений в приказ министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10.03.2021 N 295 "Об утверждении нормативов затрат на выполнение работ (услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов с целью определения размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений, неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков" (далее - Приказ N 10).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Согласно
части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (
часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Проверив в порядке
статьи 288.2 АПК РФ законность
постановления от 23.12.2024, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного
акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании акта от 11.08.2022 N 2/40-22 (далее - акт) министерством передан учреждению (пользователь) в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок из состава земель лесного фонда для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности площадью 0,7 га, расположенного в Приморском крае, Уссурийском городском округе, Уссурийском лесничестве, Экспериментальном участковом лесничестве, квартал N 85, выдел 17, номер учетной записи в государственном реестре 130/1105033-2022-06, кадастровый номер 25:18:035303:273 (пункты 1, 2 акта).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 акта пользователь обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов.
В силу подпункта "в" пункта 8 акта на пользователя возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня заключения акта разработать и представить в министерство проект освоения лесов на следующий срок.
Подпунктом "г" пункта 10 акта установлена ответственность пользователя за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в виде неустойки в размере 3-кратной стоимости затрат для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии - согласно калькуляции министерства.
Согласно представленному учреждением отчету об охране лесов от пожаров за 2023 год пользователь не выполнил следующие противопожарные мероприятия: установка и размещение стендов (аншлагов) в количестве 1 шт., установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в количестве 1 шт., устройство противопожарной минерализованной полосы в объеме 0,4 км.
Ссылаясь на нарушение учреждением подпункта "ж" пункта 8 акта, министерство обратилось к пользователю с требованием, изложенным в претензии от 29.03.2024 N 38/3367, об уплате неустойки в размере 70 985,69 руб., рассчитанной в соответствии с Приказом N 10.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив отсутствие доказательств осуществления ответчиком мер противопожарной безопасности, в частности в виде установки и размещения стендов (аншлагов), установки шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, суд первой инстанции признал обоснованным начисление министерством неустойки за невыполнение перечисленных мероприятий в соответствии с Приказом N 10.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда и отказывая во взыскании неустойки, исходил из следующего.
Согласно
части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В силу
части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах
(часть 4 статьи).
Согласно
части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
На основании
части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В материалы дела представлен проект освоения лесов, разработанный учреждением, в таблице 5.2.1 которого предусмотрено выполнение пользователем мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в том числе в виде устройства противопожарных минерализованных полос 0,4 км; прочистки и обновления противопожарных минерализованных полос в объеме 2 км; благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в лесах; установки и размещения стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги) в количестве 1 шт.; установки и эксплуатации шлагбаумов, устройства преград, обеспечивающих ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.
Сроки проектируемых объектов лесной инфраструктуры на предоставленном в безвозмездное пользование лесном участке приведены в таблице 3.1.1 проекта освоения лесов, в соответствии с которой срок проведения вышеуказанных мероприятий - 2022-2028 гг., кроме мероприятий по обновлению минерализованной полосы, срок реализации которых установлен в 2023 г.
Дополнительным решением Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2024 по настоящему делу установлено, что в октябре 2023 года ответчиком осуществлено устройство противопожарной минерализованной полосы в объеме 0,4 км, а также размещен стенд, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Проверяя исковые требования в части взыскания неустойки за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий и отказывая в их удовлетворении, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
329,
330,
331,
431 ГК РФ, признал, что подпункт "г" пункта 10 акта, устанавливающий ответственность в виде взыскания неустойки, не позволяет определить реальный порядок и механизм ее расчета и, как следствие, рассчитать ее размер. Судом также принято во внимание, что в проекте освоения лесов (таблица 3.1.1) не приведены конкретные сроки реализации спорных противопожарных мероприятий; установленный проектом период их исполнения 2022 - 2028 гг. не позволяет определить конкретную дату нарушения, с которой подлежит начислению неустойка. Суд также отметил, что приложенный к иску расчет неустойки произведен в соответствии с положениями Приказа N 10, который распространяет свое действие на правоотношения по договорам купли-продажи и аренды земельных участков, в то время как спорный лесной участок передан учреждению по акту от 11.08.2022 N 2/40-22 в постоянное (бессрочное) пользование.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания с учреждения неустойки является обоснованным, соответствующим материалам настоящего дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе основаны на неправильном толковании норм права, не учитывают установленные обстоятельства по делу, правовую природу спорных правоотношений сторон, по существу доводы направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (
части 1,
3 статьи 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены апелляционного
постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
В силу
части 3 статьи 291.1 АПК РФ постановление суда кассационной инстанции, которым не были отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 286 -
289,
288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2024 по делу N А51-11821/2024 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
Г.Х.ПОНОМАРЕВА