Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88а-4421/2025 (УИД 72RS0001-01-2024-000343-61)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности выявлены нарушения, выразившиеся в необеспечении территории населенных пунктов необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88а-4421/2025 (УИД 72RS0001-01-2024-000343-61)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности выявлены нарушения, выразившиеся в необеспечении территории населенных пунктов необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2025 г. N 88а-4421/2025
Дело N 2а-201/2024
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А.,
судей Сапрыгиной Л.Ю., Ладейщиковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Абатского муниципального района, администраций Болдыревского, Ощепковского, Партизанского, Майского, Шевыринского, Банниковского, Ленинского, Тушнолобовского, Назаровского, Коневского сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области на решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2024 года, принятые по делу N 2а-201/2024 по административному иску прокурора Абатского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Болдыревского, Ощепковского, Партизанского, Майского, Шевыринского, Банниковского, Ленинского, Тушнолобовского, Назаровского, Коневского сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области, администрации Абатского муниципального района, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
установила:
прокурор Абатского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исками к администрациям Болдыревского, Ощепковского, Партизанского, Майского, Шевыринского, Банниковского, Ленинского, Тушнолобовского, Назаровского, Коневского сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по обеспечению территорий сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения; возложении обязанности обеспечить территории сельских поселений источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности выявлены нарушения, выразившиеся в необеспечении территории населенных пунктов п. Майский, с. Старая Маслянка, д. Пайкова Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Абатское, д. Бобыльск, д. Еремина, д. Кареглазова, д. Кокуй, д. Речкунова, д. Шипунова Абатского муниципального района Тюменской области; с. Болдырево, д. Костылева, д. Сысоева Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Ощепково, с. Быструха, д. Тельцова, д. Погорелка, д. Челнокова, д. Яузяк Ощепковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; п. Партизан, д. Камышенская Партизанского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Шевырино, д. Татарская, д. Камышинка Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Тушнолобово, д. Логинова, д. Ефимова, д. Репьева, д. Фирсова, д. Максимова, с. Водолазово Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Назарово Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района; с. Конево, д. Бития, д. Лапина, д. Чумашкина Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Болдырево, д. Костылева, д. Сысоева Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; с. Банниково, д. Бокова, д. Сычева, д. Горки Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области; п. Ленинка, д. Балаир Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), п. п. 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130), в частности расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в указанных населенных пунктах до объектов защиты населенных пунктов составляет свыше 200 метров.
Указанные населенные пункты включены в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 21.03.2024 N 151-п.
В адрес глав администраций сельских поселений внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2024, которые не исполнены. Также направлены предостережения о недопустимости совершения указанных нарушений.
Нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и свидетельствует о бездействии перечисленных органов самоуправления.
Определением Абатского районного суда Тюменской области от 09.07.2024 указанные административные исковые заявления объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Абатского муниципального района Тюменской области, Правительство Тюменской области.
Решением Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года требования прокурора Абатского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории п. Майский, с. Старая Маслянка, д. Пайкова Майского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Абатское, д. Бобыльск, д. Еремина, д. Кареглазова, д. Кокуй, д. Речкунова, д. Шипунова Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Болдырево, д. Костылева, д. Сысоева Болдыревского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Ощепковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Ощепково, с. Быструха, д. Тельцова, д. Погорелка, д. Челнокова, д. Яузяк Ощепковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Партизанского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории п. Партизан, д. Камышенская Партизанского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Шевырино, д. Татарская, д. Камышинка Шевыринского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Тушнолобово, д. Логинова, д. Ефимова, д. Репьева, д. Фирсова, д. Максимова, с. Водолазово Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Назарово Назаровского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Конево, д. Бития, д. Лапина, д. Чумашкина Коневского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории с. Банниково, д. Бокова, д. Сычева, д. Горки Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Признано незаконным бездействие администрации Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области (ОГРН <...>), выразившееся в непринятии мер по обеспечению территории п. Ленинка, д. Балаир Ленинского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
На администрации сельских поселений возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить территории населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников противопожарного водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2024 года решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года изменено в части признания незаконным бездействия и возложения обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Горки Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, в д. Ефимова, д. Репьева, с. Водолазово Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, с. Абатское Абатского муниципального района Тюменской области.
Признано незаконным бездействие администрации Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению д. Горки Банниковского сельского поселения необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, администрации Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению д. Ефимова, д. Репьева, с. Водолазово необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
На администрации Банниковского сельского поселения, Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, администрацию Абатского муниципального района Тюменской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 10 февраля 2025, администрация Абатского муниципального района, администрации Болдыревского, Ощепковского, Партизанского, Майского, Шевыринского, Банниковского, Ленинского, Тушнолобовского, Назаровского, Коневского сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области просят отменить решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2024 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на допущенные судами нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на отсутствие необходимых денежных средств в бюджете муниципального района и бюджетах сельских поселений, принятие административными ответчиками всех зависящих от них мер и действий, направленных на получение финансовой помощи для устройства (строительства) противопожарных водоемов. Выражают несогласие с установленным сроком исполнения решения суда.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И., проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушений судами первой (в части, оставленной без изменения) и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1, ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон о пожарной безопасности).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам проверок в 2023 году органами пожарного надзора выявлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие, что территории населенных пунктов, указанные в административном иске, не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных ст. 68 Технического регламента, п. 75 Правил противопожарного режима; п. 8.9, п. 10.3, п. 10.4 СП 8.13130.
В частности, на территории с. Банниково, д. Боково, д. Сычева Банниковского сельского поселения имеются пожарные водоемы, а с. Банниково также пожарный пирс, в д. Горки Банниковского сельского поселения - пожарный гидрант, в д. Костылева д. Сысоева Болдыревского сельского поселения имеются пожарные водоемы, в д. Логинова, д. Фирсова, д. Максимова Тушнолобовского сельского поселения - пожарные водоемы, в с. Водолазово, д. Репьева Тушнолобовского сельского поселения - пожарные водоемы, д. Ефимова Тушнолобовского сельского поселения - пожарные водоемы и гидранты, в д. Бития, д. Конева, д. Чумашкина Коневского сельского поселения - емкости, в с. Балаир Ленинского сельского поселения один пожарный водоем, п. Ленинка Ленинского сельского поселения - два пожарных водоема и пожарный пирс, в с. Шевырино, д. Камышенка Шевыринского сельского поселения - пожарные водоемы, в п. Партизан, д. Камышинская Партизанского сельского поселения - пожарные водоемы, в д. Челнокова Ощепковского сельского поселения - пожарный пирс, в д. Яузак Ощепковского сельского поселения - пожарный водоем, в с. Ощепково, с. Быструха, д. Тельцова, д. Погорелка, д. Яузак - пожарные гидранты, в д. Пайкова Майского сельского поселения - емкости, с. Старая Маслянка Майского сельского поселения - пирсы, в с. Абатское - 10 пожарных гидрантов и 17 пожарных водоемов, д. Еремино, д. Бобыльск, д. Кареглазова, д. Кокуй, д. Речкунова, д. Шипунова Абатского муниципального района - пожарные водоемы, в с. Назарово Назаровского сельского поселения - пожарный водоем.
Названные нарушения требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов выявлены 23.04.2023, в связи с чем, главам сельских поселений выданы предписания от 26 апреля 2023 года N 3/1/1, N 11/1/1, N 7/1/1; от 27 апреля 2023 года N 1/1/1, N 10/1/1, N 2/1/1, N 4/1/1; от 28 апреля 2023 года N 6/1/1, N 8/1/1, N 9/1/1, N 5/1/1, установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01 апреля 2024 года.
Администрациями сельских поселений требования изложенные в предписаниях ОНД и ПР по Абатскому муниципальному району ОНД и ПР "Ишимский" УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в срок до 01 апреля 2024 года обеспечить территории населенных пунктов сельских поселений достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, в полном объеме не исполнены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции установив, что административными ответчиками длительный период времени своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения указанных в административном иске населенных пунктов в соответствии с требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности не предпринималось, пришел к выводу о бездействии административных ответчиков по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Поскольку такое бездействие нарушает права неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, создает реальную угрозу их жизни и здоровью и предпосылки причинения вреда, районный суд возложил обязанность на административных ответчиков по устранению нарушений требований пожарной безопасности путем обеспечения территорий населенных пунктов сельских поселений достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 м от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
Судебная коллегия по административным делам областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции, по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил спор в соответствии с законом.
Вместе с тем, судебная коллегия, установив, что в с. Абатское Абатского муниципального района Тюменской области число жителей составляет свыше пяти тысяч человек (9 753), с учетом положений статьи 68 Технического регламента (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) пришла к выводу о необходимости изменения решения районного суда в указанной части, с возложением обязанности на администрацию Банниковского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, администрацию Тушнолобовского сельского поселения Абатского муниципального района Тюменской области, Абатского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Мотивы, по которым суды первой (в части, оставленной без изменения) и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1 статьи 1).
На основании статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
В силу статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Согласно части 5 статьи 68 Федерального Закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ ", допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
В силу части 4 статьи 68 названного Федерального закона, в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Неисполнение требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда и здоровью граждан.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, утверждения административных ответчиков об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в судах, правомерно отклонена судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Приведенные административным ответчиком в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о принятии администрациями исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, об отсутствии бездействия администрации.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования на цели пожарной безопасности не свидетельствуют о незаконности судебных актов и не являются основанием для освобождения административных ответчиков от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административными ответчиками своевременно принимались меры направленные на выделение средств из областного бюджета на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Выявленные нарушения касаются безопасности людей, проживающих и находящихся на территории сельских поселений, непринятие мер по их устранению в случае возникновения пожара увеличивает риск для безопасности жизни или здоровья граждан.
В целом, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций и произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой (в части, оставленной без изменения) и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах решение районного суда (в части, оставленной без изменения) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Абатского муниципального района, администраций Болдыревского, Ощепковского, Партизанского, Майского, Шевыринского, Банниковского, Ленинского, Тушнолобовского, Назаровского, Коневского сельских поселений Абатского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 марта 2025 года.