Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2025 N 88а-8318/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.12.2024 N 33а-13905/2024 по делу N 2а-2581/2024 (УИД 34RS0004-01-2024-003543-79)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведения прокурорской проверки нарушения правил пожарной безопасности не устранены, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы, иных лиц, находящихся в административных зданиях и помещениях, расположенных на режимной территории учреждения.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.12.2024 N 33а-13905/2024 по делу N 2а-2581/2024 (УИД 34RS0004-01-2024-003543-79)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведения прокурорской проверки нарушения правил пожарной безопасности не устранены, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы, иных лиц, находящихся в административных зданиях и помещениях, расположенных на режимной территории учреждения.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N 33а-13905/2024
УИД 34RS0004-01-2024-003543-79
I инстанция - Рудкова Н.Г. | Дело N 2а-2581/2024 |
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Рогозиной В.А.
при ведении протокола помощником судьи Федорченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда к ФКУ Исправительный центр N 2 России УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН по Волгоградской области, ФСИН России, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - врио начальника ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области САН
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 3 октября 2024 г., которым постановлено:
административное исковое заявления прокурора Красноармейского района г. Волгограда к ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН по Волгоградской области, ФСИН России, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области об обязании устранить нарушения пожарной безопасности удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, путем:
- обеспечения системы пожарной сигнализации дублированием сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей;
- оборудования помещений администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4 - 8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту) расположенные на 1-м этаже, системой автоматической пожарной сигнализации;
- организации работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения).
В удовлетворении прокурору Красноармейского района г. Волгограда в части возложения обязанности на ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области по установке противопожарного люка 2-го типа в объеме лестничных клеток, ведущих на кровлю (помещение N 29 по техническому паспорту) отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском к ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области" о возложении обязанности на ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности на объекте, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: обеспечения системы пожарной сигнализации дублированием сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей; оборудования помещений администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4 - 8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту), расположенные на 1-м этаже, системой автоматической пожарной сигнализации; организации работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения); установки противопожарного люка 2-го типа, в объеме лестничных клеток, ведущих на кровлю (помещение N 29 по техническому паспорту). В обоснование заявленных требований указано, что 20 марта 2024 г. прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ГУ МЧС России по Волгоградской области на основании поручения прокуратуры области от 22 февраля 2024 г. N 17-16-2024 и решения о проведении проверки от 20 марта 2024 г. N 7-70-2024, проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области расположенного по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены следующее нарушения: в системе пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей (Ф 1.2),
части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); в помещении администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4-8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту), расположенные на 1-м этаже, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, пункты 3, 38 приложения N 3 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (далее - постановления Правительства 1464); внутренний противопожарный водопровод здания находится в неисправном состоянии (в пожарных кранах нет воды),
пункт 50 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - ППР в РФ); на объекте защиты не организована работа по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения), п. 54 ППР в РФ; в спальном помещении N 3 с числом одновременно находящихся людей более 50 (фактическое количество 53) один из двух эвакуационных выходов заблокирован,
пункт 1 части 3 статьи 4,
пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.2.7. Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", п. 23 ППР в РФ; для отделки стен коридора 2-го этажа (помещение N 19 по техническому паспорту) применен декоративно-отделочный материал (панель ламинированная на основе древесноволокнистых плит) с показателями пожарной опасности выше требуемых - Г2, В2, Д3, Т2, ч. 6 ст. 134, табл. N 28 Закона N 123-ФЗ; на объекте защиты допущено хранение горючих предметов под маршами лестниц на уровне 1-го этажа лестничных клеток (помещение N 19 по техническому паспорту), пп. к) п. 16 ППР в РФ; люк, установленные в объеме лестничной клетки, (помещение N 29 по техническому паспорту), ведущий на кровлю, выполнен не противопожарным 2-го типа, часть 3 статьи 88, таблица N 24 Закона N 123-ФЗ,
пункт 7.7 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного и введенного в действие приказом МЧС РФ от 24 апреля 2013 г. N 288 (далее - СП 4.13130.2013); на объекте защиты отсутствуют приспособления для самозакрывания дверей, ведущих в лестничные клетки, пункт 14 ППР в РФ; на объекте надзора допущено снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, пп. д) пункт 16 ППР в РФ; на территории объекта защиты не производится своевременная уборка строительного мусора, пункт 67 ППР в РФ. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда 1 апреля 2024 г. в адрес начальника ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Согласно ответу ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" находится на стадии планирования устранения выявленных нарушений. В ходе проведенной в период времени с 14 часов 00 минут по 14 часов 40 минут 5 июня 2024 г. прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области проверки фактического устранения выявленных нарушений в деятельности ИЦ-2, расположенного по адресу: <...>, установлено, что система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей (Ф 1.2),
часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); помещения администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4 - 8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту), расположенные на 1-м этаже, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, пункты 3, 38 приложения N 3 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (далее - постановления Правительства 1464); на объекте защиты не организована работа по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения), пункт 54 ППР в РФ; люк, установленные в объеме лестничной клетки, (помещение N 29 по техническому паспорту), ведущий на кровлю, выполнен не противопожарным 2-го типа, ч. 3 ст. 88, таблица N 24 Закона N 123-ФЗ,
пункт 7.7 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного и введенного в действие приказом МЧС РФ от 24 апреля 2013 г. N 288 (далее - СП 4.13130.2013). Таким образом, ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" не предприняты должные меры для своевременного исполнения требований прокурора района. Отсутствие в помещениях надлежащим образом оборудованной автоматической пожарной сигнализации, равно как и неисправная ее работа, при возникновении чрезвычайных ситуаций могут привести к тяжелым последствиям в виде причинении вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, повреждению либо уничтожению имущества. Указанные нарушения являются недопустимыми, подлежат незамедлительному устранению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика врио начальника ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области САН выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование, оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, указывает на то, что исправительным учреждением не допущено бездействия, а также злостного неисполнения требований пожарной безопасности ввиду отсутствия в этом прямого умысла. Отмечает, что ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области в целях устранения нарушений пожарной безопасности обращалось в УФСИН России по Волгоградской области, а также в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области, на балансе которого до 24 сентября 2024 г. числилась автоматическая пожарная сигнализация, с просьбой о передаче данной сигнализации. Кроме того, акт приема-передачи автоматической пожарной сигнализации от 24 сентября 2024 г. получен ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области 30 сентября 2024 г. и в настоящее время проводятся мероприятия по подготовке закупки оборудования для обеспечения дублирования сигналов о возникновении пожаров на пульт пожарной охраны в соответствии с требованиями Федерального
закона N 44-ФЗ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Красноармейского района г. Волгограда ААА просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав представителей административных ответчиков ФКУ ИЦ-2 России УФСИН России по Волгоградской области КЕМ, УФСИН по Волгоградской области, ФСИН России И., ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области БАВ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области МНМ, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего, в том числе Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации (
часть 2 статьи 1,
часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (
части 1 и
2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным
законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) (пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
(абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(абзац пятый).
Согласно
части 1 статьи 2 Закон о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании
статьи 37 Закон о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
На основании
статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
В соответствии с положениями
частей 1,
7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно
части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Из материалов административного дела следует, что 20 марта 2024 г. прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам ГУ МЧС России по Волгоградской области на основании поручения прокуратуры области от 22 февраля 2024 г. N 17-16-2024 и решения о проведении проверки от 20 марта 2024 г. N 7-70-2024 проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения в системе пожарной сигнализации: не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей (Ф 1.2),
часть 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ; в помещении администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4-8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту), расположенные на 1-м этаже, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, пункты 3, 38 приложения N 3 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"; внутренний противопожарный водопровод здания находится в неисправном состоянии (в пожарных кранах нет воды),
пункт 50 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - ППР в РФ); на объекте защиты не организована работа по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения), п. 54 ППР в РФ; в спальном помещении N 3 с числом одновременно находящихся людей более 50 (фактическое количество 53) один из двух эвакуационных выходов заблокирован,
пункт 1 части 3 статьи 4,
пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пункт 4.2.7. Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 23 ППР в РФ; для отделки стен коридора 2-го этажа (помещение N 19 по техническому паспорту) применен декоративно-отделочный материал (панель ламинированная на основе древесноволокнистых плит) с показателями пожарной опасности выше требуемых - Г2, В2, Д3, Т2, часть 6 статьи 134, табл. N 28 Закона N 123-ФЗ; на объекте защиты допущено хранение горючих предметов под маршами лестниц на уровне 1-го этажа лестничных клеток (помещение N 19 по техническому паспорту), подпункт "к" пункта 16 ППР в РФ; люк, установленные в объеме лестничной клетки, (помещение N 29 по техническому паспорту), ведущий на кровлю, выполнен не противопожарным 2-го типа, часть 3 статьи 88, табл. N 24 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 7.7 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного и введенного в действие приказом МЧС РФ от 24 апреля 2013 г. N 288 (далее - СП 4.13130.2013); на объекте защиты отсутствуют приспособления для самозакрывания дверей, ведущих в лестничные клетки, пункт 14 ППР в РФ; на объекте надзора допущено снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, подпункт д) пункт 16 ППР в РФ; на территории объекта защиты не производится своевременная уборка строительного мусора, пункт 67 ППР в РФ.
1 апреля 2024 г. в адрес начальника ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
По результатам рассмотрения данного представления и согласно информации, поступившей в прокуратуру Красноармейского района г. Волгограда, ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН по Волгоградской области" были приняты меры к устранению выявленных нарушений, а также запланировано проведение мероприятий, необходимых для устранения нарушений в полном объеме, что подтверждается сообщением начальника ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области" от 5 мая 2024 г.
Проведенной 5 июня 2024 г. прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области проверки фактического устранения выявленных нарушений в деятельности ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области", расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в учреждении ранее выявленные нарушения продолжают иметь место.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ "Исправительный центр N 2 УФСИН России по Волгоградской области", которые отражены в акте выездного обследования (л.д. 24 - 25), а именно зафиксированы следующие нарушения: система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации на объекте временного проживания людей (Ф 1.2),
часть 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ; помещения администрации объекта, расположенные на 3-м этаже, спальные помещения N 4-8, коридор (помещение N 19 по техническому паспорту), расположенные на 2-м этаже, спальное помещение N 1, коридор (помещение N 31 по техпаспорту), комната приема пищи (помещение N 5 по техническому паспорту), расположенные на 1-м этаже, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, пункты 3, 38 приложения N 3 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. N 1464; на объекте защиты не организована работа по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водоснабжения), пункт 54 ППР в РФ; люк, установленные в объеме лестничной клетки, (помещение N 29 по техническому паспорту), ведущий на кровлю, выполнен не противопожарным 2-го типа, ч. 3 ст. 88, табл. N 24 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 7.7 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного и введенного в действие приказом МЧС РФ от 24 апреля 2013 г. N 288 (далее - СП 4.13130.2013).
В подтверждение частичного устранения выявленных нарушений административным ответчиком представлены государственный контракт N 44 на поставку и выполнение работ по монтажу пожарных люков от 13 июня 2024 г., а также акт сдачи-приемки выполненных работ от 28 июня 2024 г. N 117.
Согласно распоряжению ТУ Росимущества в Волгоградской области от 12 мая 2023 г. N 256-р за ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области закреплено федеральное имущество на праве оперативного правления с последующим предоставлением на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с федеральным имуществом: здание гаража с кадастровым номером N <...> и нежилое здание с кадастровым номером N <...>, расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрированные в ЕГРН 06.07.2023 за N КУВИ-001/2023-155803361, N КУВИ-001/2023/155803342.
Разрешая заявленные требования прокурора и удовлетворяя их, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также на основании анализа представленных сторонами в материалы административного дела доказательств, суд первой инстанции, установив, что к настоящему времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушение пожарной безопасности не устранены в полном объеме, пришел к выводу о том, что указанные нарушения в сфере пожарной безопасности могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы, иных лиц, находящихся в административных зданиях и помещениях, расположенных на режимной территории учреждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В силу
части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Устава ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области, утвержденного приказом ФСИН России от 8 декабря 2022 г. N 845 Центр является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющим уголовное наказание в виде принудительных работ, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, пункту 1.2 Устава учредителем Центра является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России, пунктам 1.3, 1.7 Устава Центр находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, пунктам 1.9 Устава Центр вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления или ином законном основании, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.
Согласно пункту 2.3 Устава ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, в том числе пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Центра.
Учитывая изложенное, устранение выявленных нарушений должно осуществляться ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области.
Таким образом, судебная коллегия выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений
главы 22 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (
статьи 62,
226 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам
статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Предусмотренных
статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь
статьями 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 3 октября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - врио начальника ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Волгоградской области САН - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном
главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.