Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 по делу N 88-4292/2025 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 29.08.2024 по делу N 33-8122/2024 (УИД 91RS0022-01-2023-003493-65)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия в рамках антитеррористической защищенности.
Обстоятельства: Истец указал, что образовательное учреждение не соответствует нормам антитеррористической защищенности.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 29.08.2024 по делу N 33-8122/2024 (УИД 91RS0022-01-2023-003493-65)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия в рамках антитеррористической защищенности.
Обстоятельства: Истец указал, что образовательное учреждение не соответствует нормам антитеррористической защищенности.
Решение: Удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2024 г. по делу N 33-8122/2024
Дело N 2-3165/2023 УИД 91RS0022-01-2023-003493-65
Судья-докладчик суда первой инстанции Быстрякова Д.С.
29 августа 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,
судей - Корбут А.О., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре - М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора города Феодосии в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2023 года,
установила:
В сентябре 2023 года прокурор города Феодосии Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ "Школа N 7 г. Феодосии Республики Крым", Администрации г. Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым", в котором просил:
- Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
- Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, системой охранной сигнализации, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
- Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Феодосии по результатам изучения информации МКУ "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования, а именно Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 7 г. Феодосии Республики Крым" (далее - МБОУ Школа N 7).
Место нахождение МБОУ Школа N 7: <адрес>, г. Феодосия, Республика Крым.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МБОУ Школа N 7 является: 85.13 Образование основное общее.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 23.12.2014 N 6, учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ К., функции и полномочия Учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым".
На основании вышеуказанного, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском.
В судебном заседании прокурор Смолий Д.А. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Феодосии Республики Крым И. исковые требования не признала, пояснила, что финансирование вышеуказанных в иске мероприятий на 2023 год не предусмотрено.
Представитель ответчика МКУ "Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым" Т. исковые требования не признала, пояснила, что финансирование вышеуказанных в иске мероприятий на 2023 год не предусмотрено.
Представитель ответчика МБОУ "Школа N 7" - Х. исковые требования признала в полном объеме.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2023 года иск прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.
Суд обязал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд обязал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, системой охранной сигнализации, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд обязал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", Администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" обеспечить оборудование объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 7 города Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе администрация г. Феодосии Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, прокурор Смолий Д.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о движении дела, в том числе о рассмотрении, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 113 ГПК РФ размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения прокурора Хоменковой А.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита.
В силу пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Подпунктом "д" пункта 24 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Положением подпункта "а" п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первым трем категориям опасности в соответствии с пунктами 25 - 27 Требований.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Положением 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Феодосии по результатам изучения информации МКУ "Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым" выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования, а именно Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 7 г. Феодосии Республики Крым" (далее - МБОУ Школа N 7).
Место нахождение МБОУ Школа N 7, <адрес>, г. Феодосия, Республика Крым.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МБОУ Школа N 7 является: 85.13 Образование основное общее. (л.д. 24-28).
Согласно Уставу, утвержденному постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 23.12.2014 N 6, учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ К., функции и полномочия Учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым". (л.д. 41-53).
14 апреля 2023 года в адрес заместителя главы администрации города Феодосии Республики Крым прокуратурой города Феодосии внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, которое рассмотрено 12 мая 2023 года и сообщено, что утверждена "Дорожная карта" на 2023-2024 гг., в соответствии с которой запланировано оборудование системой оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайной ситуации в 2024 году Школы N 7. (л.д. 7-9, 13-14).
Судом установлено, что МБОУ Школа N 7 относится к III категории опасности.
При этом, в нарушение пп. "а" п. 25 Требований в МБОУ Школа N 7 отсутствует система охранной сигнализации.
В нарушение пп. "д" п. 24 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБОУ Школа N 7.
В нарушение п. 37 Постановления N 1479, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 в МБОУ Школа N 7 отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Разрешая спор по существу, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что имеющиеся нарушения в области федерального законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса, выразившиеся в отсутствие в муниципальном бюджетном образовательном учреждении оборудования объекта (территории) системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБОУ Школа N 7; эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; системой охранной сигнализации; влекут потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными соответствующими требованиям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. Решение суда отвечает требованиям ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым оставить без удовлетворения.