Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-4553/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 28.08.2024 N 33-3160/2024 (УИД 04RS0021-01-2024-002807-02)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 28.08.2024 N 33-3160/2024 (УИД 04RS0021-01-2024-002807-02)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2024 г. N 33-3160/2024
Дело N 2-1499/2024
УИД: 04RS0021-01-2024-002807-02
Судья: Токтохоева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Чупошева Е.Н.,
судей коллегии Базарова В.Н., Семеновой А.Ю.,
при секретаре С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить организацию в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставления медицинской помощи путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <***> и <***>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организацию проведения работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа.
Обязать ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" обеспечить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устройство систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями в зданиях, расположенных по адресам: <***> и <***>; проведение работ по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа; запретить использование подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., мнение представителей ответчика ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" С.Е., Б.Е., прокурора Аносовой С.И., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г. Улан-Удэ просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организацию предоставления медицинской помощи путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <***> и <***>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями; обеспечить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организацию проведения работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа; на ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание медицинской помощи в условиях, отвечающих нормативным требованиям, путем устройства систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями в зданиях, расположенных по адресам: <***> и <***>; проведения работ по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа; запретить использование подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Жамбалова Р.С. просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, представитель по доверенности О. направила в суд письменные возражения, в которых просила в иске отказать, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению пожарной безопасности подлежит возложению на руководителя ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер".
Представители ответчика ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" (далее также Диспансер) по доверенностям С.Е. и Б.В. не возражали против удовлетворения иска в части требований о возложении обязанности привести устройства систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствие с нормативными требованиями в зданиях, расположенных по адресам: <***> и <***>; о проведении работ по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа. Пояснили, что в настоящее время приняты меры к устранению вышеуказанных нарушений. Возражали против удовлетворения исковых требований в части запрета использовать подвальное помещение для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях, поскольку здание диспансера построено в 1984 года, вместимостью 200 коек, включая двухэтажное здание по <***>, в котором располагалось детское психиатрическое отделение. В 1994 году указанное помещение было изъято из владения РПНД и передано Республиканскому кожно-венерологическом отделению. В результате все отделения психиатрического диспансера расположены в одном здании. Имеет место катастрофическая нехватка площадей под нужды персонала, хранения вещей больных и т.д. Кроме того, поскольку помещения подвала относятся к бомбоубежищу, в силу п. 3.1.2 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 допускается их использование в качестве помещений различного назначения.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия О. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия. В обоснование жалобы указывает, что ГБУЗ "РПНД" является подведомственной Министерству здравоохранения Республики Бурятия медицинской организацией, самостоятельным юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность за результаты своей деятельности. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственного задания, формируемого учредителем на текущий год. Бюджетом Республики Бурятия на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденным Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" расходные обязательства, предусмотренные исковыми требованиями, не предусмотрены. В Министерство здравоохранения Республики Бурятия от учреждения заявок на дополнительное финансирование мероприятий в рамках исковых требований не поступало.
Главный врач ГБУЗ "РПНД" ФИО1 в апелляционной жалобе просила решение суда отменить, исключив из резолютивной части требование о запрете использования подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использования в производственных целях. Использование подвальных помещений обусловлено нехваткой площадей для обслуживания лечебной деятельности учреждения, чему были предоставлены доказательства в суде первой инстанции. Кроме того, используя помещения, ГБУЗ "РПНД" руководствуется приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". ГБУЗ "РПНД" являясь исключительно лечебным учреждением, не имеет в своем структурном составе производственных участков и мастерских, у него нет готовой продукции для хранения, поэтому учреждение вправе руководствоваться специальным правилом, разрешающим использовать подвал в качестве подсобных помещений.
Прокурором, участвующим в деле, Жамбаловой Р.С. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы, в которых она не соглашается с доводами жалоб.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" С.Е., Б.Е. доводы своей апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Прокурор Аносова С.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика; также не явились представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, надлежаще извещены.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный выше закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 37 Закона "О пожарной безопасности" на руководителей организаций возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также по выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 указанного закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здания по адресам: <***>, находятся в собственности Республики Бурятия и переданы на праве оперативного управления ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер".
ГУ МЧС России по Республике Бурятия проведено обследование зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <***>, на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности.
В ходе обследования установлены, в том числе, следующие нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты, расположенных по адресу: <***>:
монтаж пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в помещениях произведен с использованием провода типа КСПВ с нарушением требований ГОСТа Р к электрическим проводам для организацией шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации (в том числе срок эксплуатации превышает предельное состояние (срока службы) более 10 лет: ст. 82 Федерального закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 13.15.3 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", таблица 2, ГОСТ Р 53315-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", п. 5.1.7. ГОСТ Р 54101-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт", п. 54 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
*** в адрес главного врача ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" прокурором Советского района РБ внесено представление об устранении нарушений, согласно которому выявлены следующие нарушения: в административном корпусе по <***> в коридоре центрального входа используются декоративно-отделочные материалы для потолка с неизвестными показателями горючести на путях эвакуации, что является нарушением ст. ст. 4 - 6 Федерального закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. п. 25 и 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; в подвальном помещении размещены кабинеты и склад для хранения вещей пациентов, в нарушение ст. ст. 4 - 6 Федерального закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "к" п. 16 и п. 16 "б" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
Наличие вышеуказанных нарушений ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" не оспаривает.
ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" разработало проектно-сметную документацию по капитальному ремонту пожарной сигнализации, а также по ремонту потолка в коридоре центрального входа.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. ст. 4, 5, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к выводу о том, что избранный способ защиты права является надлежащим.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части, касающейся удовлетворения исковых требований, предъявленных прокурором в отношении ГБУЗ "РПНД", поскольку они основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ГБУЗ "РПНОД" об отмене решения в части возложения запрета на использования подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использования в производственных целях, судебное коллегией признаются не обоснованными. В соответствии с п. п. "б" п. 16 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "об утверждении правил противопожарного режима ы Российской Федерации на объектах защиты запрещается использовать подвальные этажи для организации производственных участком, мастерских, а также для хранения продуктов оборудования, мебели и других предметов, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности. Следовательно, размещение складских помещений, оборудования для сантехники, медицинских отходов, одежды для больных, которые не предусмотрены нормативными документами по пожарной безопасности, также запрещено.
Разрешая исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Бурятия и возлагая на него обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить медицинскую помощь путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <***> и <***>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями; в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <***>, в коридоре центрального входа.
При этом суд, руководствуясь п. п. 6.18, 6.19.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N 319, исходил из того, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Вместе с тем, согласно ст. ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что на ГБУЗ "РПНД" лежит обязанность по обеспечению устройства систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями; провести работы по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе, в коридоре центрального входа; запрет на использование подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях; понуждение Министерства здравоохранения Республики Бурятия к обеспечению медицинской помощи путем оснащения системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения, проведения работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе, в коридоре центрального входа, в том числе путем предварительного согласования как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, является ограничением права главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание медицинских учреждений, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на данного ответчика такой обязанности является вмешательством в бюджетные и иные правоотношения в области государственного управления, участником которых лица, в интересах которых заявлены исковые требования, не являются.
Кроме того, в силу ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета субъекта, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета субъекта; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственного управления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъекта не допускается.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении относится к полномочиям законодательных (представительных) органов (ст. 153).
На исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) возлагается обязанность по составлению проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесению его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, по обеспечению исполнения бюджета и составлению бюджетной отчетности, представлению отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов (ст. 154).
Статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает на главного распорядителя бюджетных средств обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи, а также другие бюджетные полномочия.
Расходы, связанные с проведением мероприятий по обеспечению ГБУЗ "РПНД" медицинской помощи путем оснащения зданий системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения; монтажа потолочной плитки в административном корпусе, в коридоре центрального входа, не предусмотрены в качестве расходных обязательств в бюджете Республики Бурятия.
В силу ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Статья 72 названного кодекса определяет, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Вышеприведенные положения специального законодательства, из которых следует, что на главного распорядителя возложена функция исполнения бюджета, в том числе по расходам, порядок утверждения расходных обязательств, недопустимость произвольного распоряжения средствами бюджетной системы, судом не учтены при разрешении спора. Судом не обосновано, возможно ли фактическое исполнение министерством соответствующих мероприятий в условиях, когда соответствующие расходные обязательства на осуществление установленной судом обязанности в федеральном бюджете не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Республики Бурятия об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.