Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-4553/2025 (УИД 04RS0021-01-2024-002807-02)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки в здании выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-4553/2025 (УИД 04RS0021-01-2024-002807-02)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проверки в здании выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2025 г. N 88-4553/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Благодатских Г.В.,
судей Нестеренко А.О., Репринцевой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1499/2024 (04RS0021-01-2024-002807-02) по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Республиканский психоневрологический диспансер" об устранении нарушений законодательств пожарной безопасности,
по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский психоневрологический диспансер" на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Репринцевой Н.Ю., выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
установила:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г. Улан- Удэ просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность обеспечить в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организацию предоставления медицинской помощи путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями; обеспечить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организацию проведения работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <адрес>, в коридоре центрального входа; на ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание медицинской помощи в условиях, отвечающих нормативным требованиям, путем устройства систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями в зданиях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>; проведения работ по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <адрес>, в коридоре центрального входа; запретить использование подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить организацию в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставления медицинской помощи путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями. Обязал Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организацию проведения работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <адрес>, в коридоре центрального входа. Обязал ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" обеспечить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устройство систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями в зданиях, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>; проведение работ по демонтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <адрес>, в коридоре центрального входа; запретить использование подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2024 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 г. отменено в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, принято в указанной части новое решение. В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Республики Бурятия об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" просит отменить обжалуемые судебные постановления в части запрета использования подвального помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование его в производственных целях.
В обоснование кассационной жалобы указал, что, используя помещения, ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" руководствуется приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", которым разрешено использование таких помещений для нужд организации. ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", являясь исключительно лечебным учреждением, не имеет в своем структурном составе производственных участков и мастерских, у него нет готовой продукции для хранения, поэтому считает, что учреждение вправе руководствоваться специальным правилом, разрешающим использовать подвальных помещений в качестве подсобных помещений.
От Прокуратуры Республики Бурятия в суд кассационной инстанции поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. в суде кассационной инстанции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что здания по адресам: <адрес> находятся в собственности Республики Бурятия и переданы на праве оперативного управления ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер".
ГУ МЧС России по <адрес> проведено обследование зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <адрес>, на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности и выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
11 сентября 2023 г. в адрес главного врача ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений, согласно которому выявлены следующие нарушения: в административном корпусе по <адрес> в коридоре центрального входа используются декоративно-отделочные материалы для потолка с неизвестными показателями горючести на путях эвакуации, что является нарушением ст. ст. 4 - 6 Федерального закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. п. 25 и 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N; в подвальном помещении размещены кабинеты и склад для хранения вещей пациентов, в нарушение ст. ст. 4 - 6 Федерального закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "к" п. 16 и п. 16 "б" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N.
Наличие вышеуказанных фактов ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" не оспаривал.
ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" разработало проектно-сметную документацию по капитальному ремонту пожарной сигнализации, а также по ремонту потолка в коридоре центрального входа.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 4, 5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к выводу о том, что избранный способ защиты права является надлежащим.
Разрешая исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Бурятия и возлагая на него обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить медицинскую помощь путем оснащения зданий ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, аварийного освещения в соответствии с нормативными требованиями; в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по монтажу потолочной плитки в административном корпусе по адресу: <адрес> в коридоре центрального входа.
При этом суд, руководствуясь п. п. 6.18, 6.19.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N 319, исходил из того, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия и отказал прокурору в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" о несогласии с выводами судов о запрете использовать подвальные помещения для хранения вещей и иных предметов, а также использование в производственных целях со ссылкой на пункты 3.1.1, 3.1.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" подлежат отклонению на основании следующего.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" предусмотрено, что при режиме повседневной деятельности защитное сооружение гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Встроенные и отдельно стоящие защитное сооружение гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий; производственные помещения, отнесенные по пожарной опасности к категориям Г и Д, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения; технологические, транспортные и пешеходные тоннели; помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад; гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей; складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения; помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.); спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий); помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.); вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.
Между тем, согласно п. 3.5.1 Приказа N предусмотрено, что при эксплуатации защитное сооружение гражданской обороны в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац 5).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества принят Закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ, пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как следует из подпункта "б" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, фактически сводящимся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, суды верно исходили из запрета размещения складских помещений, оборудования для сантехники, медицинских отходов, одежды для больных в подвальных помещениях медицинского учреждения.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанции не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский психоневрологический диспансер" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БЛАГОДАТСКИХ
Судьи
А.О.НЕСТЕРЕНКО
Н.Ю.РЕПРИНЦЕВА
Мотивированное определение изготовлено 26 марта 2025 г.