Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 88а-16010/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 17.01.2024 N 33а-225/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000402-98)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Неисполнение требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Тюменского областного суда от 17.01.2024 N 33а-225/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000402-98)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Неисполнение требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2024 г. N 33а-225/2024(33а-6848/2023)
Дело N 2а-11/2023
72RS0011-01-2022-000402-98
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Галяутдиновой Е.Р., Осипова А.В.,
при помощнике судьи К.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению противопожарным водоснабжением - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать Администрацию Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в с. Прокуткино выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории Прокуткинской средней общеобразовательной школы (2 емкости), возле стадиона (2 емкости) и установить (6 шт. х 2 емкости) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга. Выполнить устройство водопровода по улице - <...> <...> с установкой пожарных гидрантов в колодцах на расстоянии 200 метров друг от друга;
- в д. Куимова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом по <...> емкости для хранения пожарного запаса воды рядом вдоль улиц. Выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути;
- в д. Нестерова выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости);
- в д. Казанка выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути к протоку озера Казанское. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости)".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя Администрации Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области К.Е.В., просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного истца - прокурора Ананченко И.Е., полагавшей необходимым решение суда изменить в части указания способа устранения допущенного нарушения без конкретизации видов источников наружного противопожарного водоснабжения, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений к нему, к Администрации Прокуткинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области (далее также - Администрация Прокуткинского сельского поселения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, с возложением обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в с. Прокуткино выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории Прокуткинской средней общеобразовательной школы (2 емкости), возле стадиона - 2 емкости, вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга 6 шт. по 2 емкости, выполнить устройство водопровода по улице - переулок <...> с установкой пожарных гидрантов в колодцах на расстоянии 200 метров друг от друга; в д. Куимова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом по ул. Северной, установить емкости для хранения пожарного запаса воды рядом вдоль улиц, выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути; в д. Нестерова выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости); в д. Казанка выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути к протоку озера Казанское, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости).
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности Администрацией Прокуткинского сельского поселения 25.03.2022 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившееся в необеспечении территории населенных пунктов с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Прокуткинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от <...> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от <...> <...> (далее - Правила противопожарного режима), п. п. 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130), в частности расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в указанных населенных пунктах до объектов защиты населенных пунктов составляет свыше 200 метров.
Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в 2021 году, в связи с чем глава Администрации Прокуткинского сельского поселения был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые до настоящего времени не устранены, что представляет угрозу для жизни и здоровья людей, а также гибели имущества. В связи с выявленными нарушениями в 2021 году в адрес Администрации Прокуткинского сельского поселения прокурором внесено представление об их устранении.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области.
Представитель административного истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора Нуруллин В.А. в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений к нему.
Представители административного ответчика Администрации Прокуткинского сельского поселения, заинтересованных Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Администрация Прокуткинского сельского поселения. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора. Указывает, что возложение обязанности по обеспечению территории сельского поселения конкретными видами источников наружного противопожарного водоснабжения нарушает право Администрации Прокуткинского сельского поселения на их выбор, предусмотренный ст. 68 Технического регламента. Судом первой инстанции не учтено, что для выполнения мероприятий, по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, указанных в решении суда, необходимо определить расположение инженерных сетей и сооружений, собственников земельных участков, учесть расширение границ населенного пункта, создание новых зданий и сооружений, что может привести к невозможности исполнения решения суда. Обращает внимание, что на территории Ишимского муниципального района Тюменской области утверждена программа развития гражданской обороны и защиты населения, которой определены сроки обеспечения территорий населенных пунктов Ишимского муниципального района <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения. Кроме того, указывается на отсутствие средств для указанных целей, поскольку финансирование сельского поселения осуществляется из средств бюджета Тюменской области, Ишимского муниципального района Тюменской области. Установленный решением суда срок для его исполнения не соответствует требованиям разумности.
В возражениях на апелляционную жалобу Ишимский межрайонный прокурор, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в ее удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1, ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 62 Технического регламента установлено, что здания и сооружения, а также территории организации и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Технического регламента к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть1).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (часть 5).
В силу п. п. 4.1, 3.6 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130) в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9 СП 8.13130).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (п. 10.3 СП 8.13130). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4 СП 8.13130).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от <...> <...> (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Администрации Прокуткинского сельского поселения 27.05.2021 органами пожарного надзора выявлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие что территории населенных пунктов с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных ст. 68 Технического регламента, п. 75 Правил противопожарного режима; п. 8.9, п. 10.3, п. 10.4 СП 8.13130.
В частности, на территории указанных населенных пунктов имеются следующие объекты защиты: здания и сооружения, носящиеся к классу функциональной опасности Ф1.4 (жилые здания этажностью не более 2-х этажей), Ф4.1 (здания общеобразовательных организаций), ФЗ.1 (здания организации торговли), Ф2.1. В <...> имеются следующие источники наружного противопожарного водоснабжения: пожарные водоемы (резервуары) по пер. Зеленый, 2а, приспособленный для забора воды искусственный водоем (колодец) по <...> фактическое расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты составляет до 770 метров, в д. Куимова - пожарный водоем (резервуар) по пер. Почтовый, 11, расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты составляет до 870 метров, в д. Нестерова - пожарный водоем (резервуар) по <...>, расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты составляет до 670 метров, в д. Казанка - пожарный водоем (резервуар) по <...>, расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты составляет до 800 метров (л.д. 12-17).
Названные нарушения требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов выявлены также в ходе проверки 25 марта 2022 года ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по <...>, которые до настоящего времени не устранены.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертами дано заключение о том, что территории населенных пунктов с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями ст. 68 Технического регламента, п. 75 Правил противопожарного режима, СП 8.13130. В связи с чем, в с. Прокуткино необходимо выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории Прокуткинской средней общеобразовательной школы (2 емкости), возле стадиона (2 емкости) и установить (6 шт. х 2 емкости) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, выполнить устройство водопровода по улице - переулок Почтовый, <...> с установкой пожарных гидрантов в колодцах на расстоянии 200 метров друг от друга; в д. Куимова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом по <...>, установить емкости для хранения пожарного запаса воды рядом вдоль улиц. Выполнить устройство двух пирсов размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути; в д. Нестерова выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости); в д. Казанка выполнить устройство пирса размерами 12х12 метров с устройством подъездного пути к протоку озера Казанское, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (7 шт. х 2 емкости) (л.д. 108-152).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, бездействие административного ответчика по их устранению установлено, в связи с чем возложена обязанность на административного ответчика по их устранению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 2021 года Администрацией Прокуткинского сельского поселения в адрес Ишимского муниципального района Тюменской области направлено письмо с просьбой оказания содействия в строительстве пожарных гидрантов и водоемов (л.д. 27).
Установив, что административным ответчиком в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных приведенными положениями закона, длительный период времени (с 2021 г.) своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности не предпринималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика по их устранению, нарушающее права неопределенного круга лиц в области пожарной безопасности, создающее реальную угрозу их жизни и здоровью и предпосылки причинения вреда.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 21.11.2022 N 239 утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г.", которой определены сроки обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения территории сельских поселений Ишимского муниципального района Тюменской области, не свидетельствуют об отсутствии бездействия административного ответчика по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области, поскольку указанной программой устройство источников противопожарного водоснабжения в с. Прокуткина было запланировано лишь на 2025 и 2031 года, в д. Казанка на 2033 год, в д. Куимка и д. Нестерова на 2039 год. Кроме того, данное постановление признано утратившим силу постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 23.11.2023 N 215, в связи с утверждением муниципальной программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г.", согласно которой реализация программы рассчитана на период 2023 - 2025 годы, в последующие годы планируется дальнейшая реализация мероприятий по созданию новых источников наружного противопожарного водоснабжения, в частности создание новых источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Ишимского мунипального района Тюменской области запланировано на 2024-2026 г.г. (Приложение <...>).
Соблюдение требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от сроков, определенных данной программой, исходя из значимости данных мероприятий, соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и правомерно постановил решение об их удовлетворении.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части определенного судом первой инстанции способа устранения допущенного бездействия.
Из приведенных положений ст. 68 Технического регламента следует, что в населенных пунктах с числом жителей до 5 000 человек административному ответчику предоставлена возможность самостоятельно избрать из перечисленных в данной норме способов обеспечения территорий населенных пунктов Прокуткинского сельского поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружный противопожарный водопровод, водные объекты, пожарные резервуары).
Из заключения экспертизы следует, что при определении способа обеспечения территорий населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не учитывалось состояние прибрежной территории и территории в местах предполагаемого водозабора, экспертиза проводилась без выезда на территории населенных пунктов, в связи с чем для определения возможности обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения необходимо выполнить исследование дна рек и озер в местах установки насосного оборудования, уточнить расположение подземных инженерных сетей и сооружений, при использовании земельных участков, находящихся на праве собственности третьих лиц, составить соглашение на установление сервитута (л.д. 128).
Согласно представленным сведениям Администрации Прокуткинского сельского поселения по запросу судебной коллегии в с. Прокуткино численность населения составляет 545 человек, в д. Куимова - 104 человека, в д. Нестерова - 1 044 человека, д. Казанка - 70 человек.
Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему делу, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, право Администрации Прокуткинского сельского поселения на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории населенных пунктов источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в указанной части, с возложением обязанности на Администрацию Прокуткинского сельского поселения обеспечить в с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка, д. Высоцкая, Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части срока для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения территории сельских поселений, исходя из следующего.
Из объяснений представителя Администрации Прокуткинского сельского поселения К.Е.В., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, сведений, представленных Администрацией Прокуткинского сельского поселения, следует, что денежные средства на указанные цели в бюджете Прокуткинского сельского поселения не запланированы, в Администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области направлено письмо от 23.10.2023 о финансировании данных расходов. В связи с чем, исходя из имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в с. Прокуткино, д. Куимова, д. Нестерова, д. Казанка Ишимского района Тюменской области, принятых мерах Администрацией Прокуткинского сельского поселения на обеспечение спорных территорий достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, из объема и характера действий, подлежащих совершению, бюджетного планирования, судебная коллегия полагает разумным установить срок для устранения допущенных нарушений в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда <...> от <...> изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения Ишимского муниципального района <...>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению <...>, д. Куимова, д. Нестерова, д. <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Возложить обязанность на ФИО1 сельского поселения Ишимского муниципального района <...> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить <...>, д. Куимова, д. Нестерова, д. <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от <...> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.