Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88а-11919/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 22.11.2023 N 33а-5958/2023 (УИД 72RS0011-01-2022-000466-03)
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения; 2) О возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Основным доказательством является заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее необходимость установки емкостей для хранения пожарного запаса воды и пожарных гидрантов в населенных пунктах.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Тюменского областного суда от 22.11.2023 N 33а-5958/2023 (УИД 72RS0011-01-2022-000466-03)
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения; 2) О возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Основным доказательством является заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее необходимость установки емкостей для хранения пожарного запаса воды и пожарных гидрантов в населенных пунктах.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Содержание

Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат
Доводы о том, что постановлением ФИО4 Ишимского муниципального района <...> от <...> <...> "Об утверждении муниципальной программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г." не свидетельствуют об отсутствии бездействия административного ответчика по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...>, поскольку указанной программой устройство пожарных гидрантов в <...> в количестве 5 штук запланировано на 2024 год и в количестве 1 шт. на 2037 год, в д. Ваньковка в количестве 5 штук на 2026 год, в д. Пахомова в количестве 5 штук на 2029 год, в д. Сорочкина в количестве 1 шт. на 2038 год, в д. Быкова мероприятия по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения указанной программой не запланированы

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2023 г. N 33а-5958/2023
Дело N 2а-14/2023
72RS0011-01-2022-000466-03
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора к Администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать Администрацию Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в п. Плодопитомник установить емкости для хранения пожарного запаса воды на ул. Жукова (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров;
- в д. Быкова выполнить реконструкцию водопровода кадастровый <...>, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по <...> (3 шт. по 2 емкости);
- в <...> выполнить устройство пожарных гидрантов по <...>, на перекрестке <...>;
- в д. Сорочкина выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути, выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль <...>, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости);
- в д. Ваньковка установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце <...> (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по <...>, у конно - спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: <...>, д. <...> (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по <...>, подключение выполнить к существующему водопроводу".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя административного истца - прокурора Ананченко И.Е., полагавшей необходимым решение суда изменить в части указания способа устранения допущенного нарушения без конкретизации видов источников наружного противопожарного водоснабжения, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском и уточнениями к нему (л.д. 5-9, 239-240 т. 1) к ФИО3 сельского поселения Ишимского муниципального района <...> (далее также - ФИО3 сельского поселения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения, с возложением обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в <...> установить емкости для хранения пожарного запаса воды на <...> (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров; в д. Быкова выполнить реконструкцию водопровода кадастровый <...>, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по <...> (3 шт. по 2 емкости); в <...> выполнить устройство пожарных гидрантов по <...>, на перекрестке <...>; в д. Сорочкина выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути. Выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль <...>, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости); в д. Ваньковка установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце <...> (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по <...>, у конно-спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: <...>, д. <...> (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по <...>, подключение выполнить к существующему водопроводу.
Требования мотивированы тем, что <...> отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <...>, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по <...> проведена внеплановая выездная проверка ФИО3 сельского поселения, в ходе которой был установлен факт неисполнения предписания от <...> <...> о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности в срок до <...>, а именно в необеспечении территории ФИО5 сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от <...> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности <...>.
ФИО2 истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора ФИО10 в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений к нему.
ФИО2 сельского поселения, ФИО4 Ишимского муниципального района <...> ФИО11, действующая на основании доверенностей от <...>, <...> (л.д. 198, 207 т. 1), в судебном заседании суда первой инстанции, возражая против искового заявления, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 79-80 т. 1).
ФИО2 заинтересованных лиц ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по <...>, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности <...> в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна ФИО3 сельского поселения. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора. Указывает, что возложение обязанности по обеспечению территории сельского поселения конкретными видами источников наружного противопожарного водоснабжения нарушает право ФИО3 сельского поселения на их выбор, предусмотренный Техническим регламентом. Полагает, что устройство насосной станции действующим законодательством в области пожарной безопасности не предусмотрено. Судом первой инстанции не учтено, что для выполнения мероприятий, по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, указанных в решении суда, необходимо определить расположение инженерных сетей и сооружений, собственников земельных участков, учесть расширение границ населенного пункта, создание новых зданий и сооружений. Обращает внимание, что на территории Ишимского муниципального района <...> утверждена программа развития гражданской обороны и защиты населения.
В возражениях на апелляционную жалобу Ишимский межрайонный прокурор ФИО12, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в ее удовлетворении.
ФИО2 сельского поселения, ФИО4 Ишимского муниципального района <...>, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по <...>, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности <...> в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалоб не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1, ч. 3 статьи 14 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 62 Технического регламента установлено, что территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Технического регламента к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть1).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (часть 5).
В силу п. п. 4.1, 3.6 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130) в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9 СП 8.13130).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (п. 10.3 СП 8.13130). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4 СП 8.13130).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от <...> <...> (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки ФИО3 сельского поселения <...> органами пожарного надзора выявлены факты неисполнения предписания ОНД и ПР по <...>, Аббатскому, Бердюжскому, Викуловскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам МР УНДи ПР ГУ МЧС России по <...> от <...> <...> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся, в том числе в необеспечении достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...>, предусмотренных ст. 68 Технического регламента, п. 75 Правил противопожарного режима; п. 4.1, и, 8.9, п. 10.3, п. 10.4 СП 8.13130 (л.д. 12-15).
Названные нарушения требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов выявлены <...> в ходе плановой выездной проверки ФИО3 сельского поселения, по результатам которой в адрес административного ответчика внесено предписание N от <...> <...> по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения до <...>, а также <...> Ишимским межрайонным прокурором внесено представление об устранении допущенных нарушений.
В связи с неисполнением обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности по указанным выше фактам <...> Ишимским межрайонным прокурором в адрес главы ФИО3 сельского поселения направлено предостережение о недопустимости нарушений закона (л.д. 17-19).
Однако допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертами дано заключение о том, что в <...> необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды на <...> (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров; в д. Быкова - выполнить реконструкцию водопровода кадастровый <...>, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по <...> (3 шт. по 2 емкости); в <...> - выполнить устройство пожарных гидрантов по <...>, на перекрестке <...>; в д. Сорочкина - выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути, выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль <...>, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости); в д. Ваньковка - установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце <...> (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по <...>, у конно - спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: <...>, - (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по <...>, подключение выполнить к существующему водопроводу (л.д. 129-178 т. 1).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, бездействие административного ответчика по их устранению установлено, в связи с чем возложена обязанность на административного ответчика по их устранению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Установив, что административным ответчиком в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных приведенными положениями закона, длительный период времени (с 2021 г.) своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...> в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности не предпринималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика по их устранению, нарушающие права неопределенного крага лиц в области пожарной безопасности, создающее реальную угрозу их жизни и здоровью и предпосылки причинения вреда.
Срок, установленный судом для устранения нарушений требований пожарной безопасности, судебная коллегия находит разумным, исходя из объема и характера действий, подлежащих совершению, бюджетного планирования.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что постановлением ФИО4 Ишимского муниципального района <...> от <...> <...> "Об утверждении муниципальной программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г." не свидетельствуют об отсутствии бездействия административного ответчика по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...>, поскольку указанной программой устройство пожарных гидрантов в <...> в количестве 5 штук запланировано на 2024 год и в количестве 1 шт. на 2037 год, в д. Ваньковка в количестве 5 штук на 2026 год, в д. Пахомова в количестве 5 штук на 2029 год, в д. Сорочкина в количестве 1 шт. на 2038 год, в д. Быкова мероприятия по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения указанной программой не запланированы.
Соблюдение требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от сроков, определенных данной программой, исходя из значимости данных мероприятий, баланса частных и публичных интересов.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и правомерно постановил решение об их удовлетворении.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части определенного судом первой инстанции способа устранения допущенного бездействия.
Из приведенных положений ст. 68 Технического регламента следует, что в населенных пунктах с числом жителей до 5 000 человек административному ответчику предоставлена возможность самостоятельно избрать из перечисленных в данной норме способов обеспечения территорий населенных пунктов ФИО5 сельского поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружный противопожарный водопровод, водные объекты, пожарные резервуары).
Как следует из материалов дела, численность населения в <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...> не превышает 5 000 человек. В <...> имеется водопровод с 2-мя пожарными гидрантами, три естественных водоема, в д. Быкова - водопровод, 3 пожарных резервуара, водонапорная башня, два естественных водоема, в д. Ваньковка - пожарный водоем, 2 пожарных гидранта, естественный водоем, в д. Пахомова - 2 пожарных гидранта, естественный водоем, в д. Сорочкина - 2 пожарных резервуара, естественный водоем.
Из заключения экспертизы следует, что при определении способа обеспечения территорий населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не учитывалось состояние прибрежной территории и территории в местах предполагаемого водозабора, экспертиза проводилась без выезда на территории населенных пунктов, в связи с чем для определения возможности обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения необходимо выполнить исследование дна рек и озер в местах установки насосного оборудования, уточнить расположение подземных инженерных сетей и сооружений, при использовании земельных участков, находящихся на праве собственности третьих лиц, составить соглашение на установление сервитута (л.д. 151 т. 1).
Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему делу, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, право ФИО3 сельского поселения на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории населенных пунктов источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в указанной части, с возложением обязанности на ФИО3 сельского поселения обеспечить <...>, д. Быкова, д. Ваньковка, <...>, д. <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от <...> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.