Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88а-11919/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000466-03)
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения; 2) О возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Основным доказательством является заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее необходимость установки емкостей для хранения пожарного запаса воды и пожарных гидрантов в указанных населенных пунктах.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88а-11919/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000466-03)
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения; 2) О возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Основным доказательством является заключение строительно-технической экспертизы, подтверждающее необходимость установки емкостей для хранения пожарного запаса воды и пожарных гидрантов в указанных населенных пунктах.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2024 г. N 88а-11919/2024
Дело N 2а-14/2023
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.,
судей Тиуновой Т.В., Феофиловой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 ноября 2023 года по административному делу N 2а-14/2023 по административному исковому заявлению Ишимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Тиуновой Т.В., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н., доводы кассационной жалобы полагавшего необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Ишимский межрайонный прокурор (далее - Прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, с возложением обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в п. Плодопитомник установить емкости для хранения пожарного запаса воды на ул. Жукова (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров; в д. Быкова выполнить реконструкцию водопровода кадастровый номер 72:10:0000000:2459, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по ул. Баранова (3 шт. по 2 емкости); в с. Пахомова выполнить устройство пожарных гидрантов по ул. Молодежная, ул. Центральная, 14, на перекрестке ул. Береговая-Федорова, ул. Садовая, ул. Северная, 14; в д. Сорочкина выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути. Выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль улицы Приозерной, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости); в д. Ваньковка установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце ул. Молодежная (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по ул. Дорожная, у конно-спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: ул. Полевая, д. 7, д. Ваньковка Ишимского района Тюменской области (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по ул. Речной, подключение выполнить к существующему водопроводу.
Требования мотивированы тем, что 29 апреля 2022 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка Администрации Пахомовского сельского поселения, в ходе которой установлен факт неисполнения предписания от 27 мая 2021 года N 30/1/1 о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности в срок до 01.03.2022, а именно в необеспечении территории Пахомовского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Решением Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года требования Прокурора к Администрации о возложении обязанности по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением удовлетворены: признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения; на Администрацию возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в п. Плодопитомник установить емкости для хранения пожарного запаса воды на ул. Жукова (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров;
- в д. Быкова выполнить реконструкцию водопровода кадастровый номер 72:10:0000000:2459, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по ул. Баранова (3 шт. по 2 емкости);
- в с. Пахомова выполнить устройство пожарных гидрантов по ул. Молодежная, ул. Центральная, 14, на перекрестке ул. Береговая-Федорова, ул. Садовая, ул. Северная, 14;
- в д. Сорочкина выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути, выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль улицы Приозерной, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости);
- в д. Ваньковка установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце ул. Молодежная (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по ул. Дорожная, у конно - спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: ул. Полевая, д. 7, д. Ваньковка Ишимского района Тюменской области (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по ул. Речной, подключение выполнить к существующему водопроводу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 ноября 2023 года решение Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года изменено, с изложением резолютивной части в следующей редакции:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479".
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Администрация просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на Постановление администрации Ишимского муниципального района от 21 ноября 2022 года N 239, которым утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 годы", Приложением N 4 к указанной программе утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы. Программа разработана с учетом финансового обеспечения местных бюджетов и корректируется при соответствующем финансировании. По мере финансовой возможности обустройство источниками наружного пожаротушения производится, доказательства чему представлены в материалы дела.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организации и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
В силу статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2. ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема): складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29 апреля 2022 года органами пожарного надзора выявлены факты неисполнения предписания ОНД и ПР по г. Ишиму, Аббатскому, Бердюжскому, Викуловскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам МР УНДи ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 27.05.2021 N 30/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся, в том числе в необеспечении достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области, предусмотренных ст. 68 Технического регламента, п. 75 Правил противопожарного режима; п. 4.1, п, 8.9, п. 10.3, п. 10.4 СП 8.13130.
Названные нарушения требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов выявлены 24 апреля 2021 года в ходе плановой выездной проверки Администрации Пахомовского сельского поселения, по результатам которой в адрес административного ответчика внесено предписание N от 27.05.2021 N 30/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01.03.2022, а также 28 апреля 2021 года Ишимским межрайонным прокурором внесено представление об устранении допущенных нарушений.
В связи с неисполнением обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности по указанным выше фактам 17.03.2022 Ишимским межрайонным прокурором в адрес главы Администрации Пахомовского сельского поселения направлено предостережение о недопустимости нарушений закона.
Однако допущенные нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы ООО "Региональный центр Строительных Исследований "Артель" от 05.05.2023, в п. Плодопитомник необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды на ул. Жукова (2 емкости), выполнить устройство водопровода и установить пожарные гидранты (14 шт.) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга, а также установить гидранты на уже имеющихся точках подключения (5 штук) так, чтобы расстояние между гидрантами не превышало 200 метров; в д. Быкова - выполнить реконструкцию водопровода кадастровый номер 72:10:0000000:2459, с установкой гидрантов или емкостей с противопожарным запасом, установить емкости для хранения пожарного запаса рядом с лесопилкой и по ул. Баранова (3 шт. по 2 емкости); в с. Пахомова - выполнить устройство пожарных гидрантов по ул. Молодежная, ул. Центральная, 14, на перекрестке ул. Береговая-Федорова, ул. Садовая, ул. Северная, 14; в д. Сорочкина - выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути, выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов вдоль улицы Приозерной, установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости); в д. Ваньковка - установить емкости для хранения пожарного запаса воды в конце ул. Молодежная (2 емкости) и установить пожарные гидранты (5 штук), один гидрант около ФАП по ул. Дорожная, у конно - спортивного клуба "Аллюр", расположенного по адресу: ул. Полевая, д. 7, - (1 шт.), в конце улицы Российской, на перекрестке улиц Молодежная и Полевая и по ул. Речной, подключение выполнить к существующему водопроводу.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, районный суд исходил из того, что административный ответчик не в полной мере реализует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, по обеспечению п. Плодопитомник, д. Быкова, д. Ваньковка, с. Пахомова, д. Сорочкина Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, что при отсутствии определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Учитывая характер работ необходимых для исполнения решения суда и их финансирование из местного бюджета, климатические условия, суд посчитал необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение 1 года со дня вступления судебного решения в законную силу.
Судебная коллегия согласилась с такими выводами суда первой инстанции, оставив решение районного суда без изменения по существу.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части определенного судом способа устранения допущенного бездействия.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание и не получили правовой оценки доводы административного ответчика о том, что Постановлением администрации Ишимского муниципального района от 21.11.2022 года N 239 утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 годы", Приложением N 4 к Программе утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы, несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что разработка плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку нарушения требований пожарной безопасности в Пахомовском сельском поселении не устранены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, недостаточность финансового обеспечения местного бюджета не может являться основанием для освобождения администрации Пахомовского сельского поселения от исполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что принятое решение нарушает конституционное право органа местного самоуправления на осуществление своих полномочий, в частности на признание и гарантирование в Российской Федерации местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, подлежит отклонению. Судами установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик не в полной мере реализует полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности на территории сельского поселения, что влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенного пункта, угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Несогласие административного ответчика с оценкой доказательств и с выводами судов об установленных на основе оценки доказательств фактических обстоятельствах дела, а также с толкованием судами норм права, регулирующих спорные правоотношения, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемых судебных актов.
Фактически все доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию Администрации Пахомовского сельского поселения, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных актах.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Ишимского районного суда Тюменской области от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пахомовского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 10 июля 2024 года.