Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 N 88а-4041/2025 данное определение отменено в части признания незаконными пунктов 1, 3, 4, 5 предписания, в отмененной части дело передано на новое рассмотрение в Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.08.2024 N 33а-9292/2024 (УИД 63RS0029-02-2023-010071-10)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Отделом надзорной деятельности в отношении органа местного самоуправления была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание, в котором отражены нарушения и указаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях, земельных участках, по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.08.2024 N 33а-9292/2024 (УИД 63RS0029-02-2023-010071-10)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Отделом надзорной деятельности в отношении органа местного самоуправления была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки и выдано предписание, в котором отражены нарушения и указаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях, земельных участках, по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Отказано.


Содержание


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2024 г. N 33а-9292/2024
Судья: Серова Ж.В.
Дело N 2а-553/2024(2а-12579/23)
УИД: 63RS0029-02-2023-010071-10
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.,
судей - Давыдовой С.Е., Гулевича М.И.,
при секретаре - П.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти Самарской области в лице представителя Г.П. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 марта 2024 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя администрации городского округа Тольятти Самарской области - Р.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ МЧС России по Самарской области - К. (по доверенности) и заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области П.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа Тольятти (далее - администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителю главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору П.А., заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителю главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору Г.А., Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным предписания N N от 13 июля 2023 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что отделом надзорной деятельности в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности N N от 17 июня 2022 г., по результатам которой 13 июля 2023 г. составлен акт проверки N N и выдано предписание N N, в котором отражены нарушения и указаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях, земельных участках, по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения до 15 июля 2024 г.
Администрация считает указанное предписание незаконным со ссылкой на часть 2.9 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы государственного контроля (надзора) при выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
По мнению административного истца, мероприятия, указанные в пунктах 1, 3 не могут быть выполнены в установленные предписанием сроки, поскольку необходимо разработать проект планировки территории и проект межевания территории. Мероприятия по развитию и предложения по размещению объектов капитального строительства (прокладка сети водопровода, установка пожарных гидрантов) прописаны в Генеральном плане городского округа Тольятти от 25 мая 2018 года. Расчетный срок реализации указанного Генерального плана - 2038 год, в связи с чем начало работ в отношении сквозного проезда <адрес> и устройства разворотной площадки в <адрес>, наружного противопожарного водоснабжения возможно после утверждения градостроительной документации и требует значительного времени и финансирования.
По пункту 2 предписания в части обеспечения верхней части улицы Подгорной источниками наружного противопожарного водоснабжения, отмечается, что данная часть не запитана от централизованной системы водоснабжения. Расположенная в данной части улицы застройка не может быть присоединена к существующему водопроводу без выполнения дополнительных мероприятий, включающих в себя строительство двух дополнительных контррезервуаров, реконструкцию системы водоснабжения с увеличением диаметра трубопроводов, устройством закольцовок на сети. Для выполнения указанных мероприятий необходимо определить вакантные земли на территории существующей застройки, провести процедуру изъятия земель из собственности, исходя из расчетного срока реализации Генерального плана, в связи с чем срок для устранения нарушений необходим до 15 июля 2038 г.
Пункты 1, 3 предписания администрация считает незаконными, ссылаясь на то, что согласно пункту 1.1 СП 4.13130.2013. Свода правил. "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N N, установленные СП требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями данного федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) предъявляются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих норм названного закона, применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Таким образом, по мнению административного истца, требования по проведению работ по обустройству площадки для разворота пожарной техники размером не менее 15 x 15 метров, устройству сквозного проезда, после введения в эксплуатацию зданий, не законны.
По 4 пункту предписания администрация указывает на то, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П органы местного самоуправления не должны нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Во исполнение ранее выданного предписания N N от 17 июня 2022 г. администрацией 18 мая 2023 г. заключен муниципальный контракт с ООО "Промсервис", предметом которого является ликвидация несанкционированных мест размещения отходов (пункт 1.1 договора), в рамках исполнения которого ликвидированы места размещения отходов на территории Центрального, Комсомольского районов, что подтверждается актом выполненных работ от 18 сентября 2023 г. Услуги по вышеуказанному муниципальному контракту оказаны в рамках муниципальной программы "Охрана окружающей среды на территории городского округа Тольятти на 2022-2026 гг.", в связи с чем, администрация считает, что срок исполнения предписания необходимо увеличить до 2026 г.
По пункту 5 предписания администрация указывает, что 9 июня 2020 г. отделом надзорной деятельности администрации выдано предписание N N, в котором пунктом 2 на нее возложена обязанность по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения на территориях, которые тождественны требованиям, содержащимся в пункте 5 оспариваемого предписания. Более того, 8 сентября 2021 г. в постановлении мирового судьи судебного участка N N судебного района г. Тольятти Самарской области Б. в рамках дела N N о привлечении администрации к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания, сделан вывод об отсутствии в действиях администрации состава правонарушения, поскольку на территориях, указанных в пункте 2 предписания расположены самостоятельные хозяйствующие субъекты и юридические лица, которые самостоятельно несут ответственность за соблюдение противопожарных требований, в связи с чем установлено отсутствие обязанности администрации по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий, указанных в пункте 5 предписания.
По пункту 6 предписания администрация указывает, что надзорным органом предписывается создание минерализованных полос вокруг городского округа Тольятти, т.е. за пределами его границ. Кроме того, периметр территории городского округа Тольятти имеет протяженность более ста километров, разнообразен по периметру, что делает невыполнимым требование опахать границы городского округа. Создание минерализованной полосы чревато нарушением законодательства, так как по периметру имеются земельные участки, находящиеся в собственности частных лиц или организаций. Пункт 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N N предусматривает ответственность на неисполнение данного требования не только органа местного самоуправления, но и органов государственной власти, учреждений, организаций, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, должностных лиц и граждан. Административный истец считает, что указанное требование незаконно, поскольку не соответствует содержанию вышеуказанного пункта Правил в части отсутствия альтернативы минерализованной полосе в виде иного противопожарного барьера. Кроме того, проведение предписываемых работ будет связано с уничтожением деревьев. Также надзорным органом не учтено, что по сухопутной границе городского округа Тольятти проходят дороги, которые являются зоной, свободной от пожарной нагрузки, в силу статьи 37 Закона N 123-ФЗ являются противопожарной преградой.
По пунктам 7, 8 предписания указано, что процедура внесения изменений в Генеральный план включает как работы подрядной организации по проектированию, так и внесение в них изменений по результатам государственной экспертизы, неоднократных публичных обсуждений перед утверждением Думой городского округа Тольятти, что значительно увеличивает конечный срок принятия данного документа. Исполнение указанных пунктов предписания возможно в срок до 15 июля 2025 г.
Административный истец также полагает, что нарушение, указанное в пункте 8, касающееся отсутствия в Генеральном плане мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в части обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют действительности, поскольку в материалах действующего Генерального плана городского округа Тольятти учтено обеспечение территорий наружным противопожарным водоснабжением: Положение о территориальном планировании, страница 57.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений (л.д. 193 т. 1), административный истец просил суд признать незаконным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области N N от 13 июля 2023 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Судом постановлено решение, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Тольятти Самарской области в лице представителя Г.П. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представитель администрации - Р.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, и просила решение суда отменить.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области - К. (по доверенности) и заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области П.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 248-ФЗ) под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (часть 2 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом о виде контроля (часть 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
Частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В силу положений части 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
Перечень грубых нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля приведен в части 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно приведенной выше правовой норме, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила N 1479).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Закона N 69-ФЗ).
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Закона N 69-ФЗ, в соответствии с которой организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
По правилам статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Федеральный закон N 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) (далее Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Из содержания статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, в том числе относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Статьей 21 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.
На основании части 10 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, принятого Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N 155 (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Городской округ Тольятти Самарской области (г. Тольятти) включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 31 марта 2022 г. N 195.
Судом установлено, что ранее 27 мая 2022 г., 17 июня 2022 г. и 28 апреля 2023 г. в отношении администрации городского округа Тольятти отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области проводились проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, по результатам которых вынесены предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N N, N N, N N (л.д. 13-16, 226-229 т. 1).
Поскольку в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти от администрации не поступило сведений об исполнении требований указанных предписаний, сроки которых истекли 29 мая 2023 г., заместителем начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области (заместителя главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору) полковника внутренней службы Ш. вынесено распоряжение от 15 июня 2023 г. N N о проведении в отношении администрации внеплановой выездной проверки (л.д. 64-65, том 2).
Правовым основанием проверки согласно распоряжению является: часть 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 11 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Срок проведения проверки не более 20 рабочих дней с 22 июня 2023 г. по 19 июля 2023 г.
Указанное распоряжение размещено в ФГИС ЕРКНМ (ЕРП) 15 июня 2023 г., учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия: N, и направлено в адрес администрации посредством электронного сообщения 20 июня 2023 г., лично вручено Главе городского округа Тольятти Р.Н. 26 июня 2023 г. (л.д. 35, том 1, л.д. 61, том 2).
Также из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка согласована с прокуратурой Самарской области, о чем вынесено решение от 19 июня 2023 г. NN (л.д. 62, 63, том 2).
В ходе внеплановой проверки на предмет соблюдения административным истцом обязательных требований пожарной безопасности выявлены нарушения обязательных требований, которые отражены в акте от 13 июля 2023 г. N N, а именно: не выполнены пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания от 17 июня 2022 г. N N, не выполнены требования пункта 1, 2 предписания от 27 мая 2022 г. N N и от 28 апреля 2023 г. N N (л.д. 3-6 т. 2).
Акт проверки от 13 июля 2023 г. направлен в адрес администрации почтовым отправлением с уведомлением о вручении 14 июля 2023 г. (ШПИ <данные изъяты>) (л.д. 2).
По результатам проведенной проверки в адрес администрации городского округа Тольятти выдано предписание от 13 июля 2023 г. N N об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
1) <адрес> не заканчивается площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15*15 метров. Нарушены требования части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.1.11 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
2) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для жилых домов и построек, расположенных в верхней части застройки по <адрес>. Нарушены требования части 1 статьи 1, части 3 статьи 68, пункта 3 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; пункта 4.1 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
3) не обеспечено устройство и исправное содержание (в любое время года) сквозного проезда по <адрес>. Нарушены требования части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.1.15 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
4) на территориях общего пользования городского округа Тольятти устроены свалки горючих отходов (не производится своевременная уборка мусора) - на территории <адрес> (<адрес>) и <адрес> (<адрес>), с востока <адрес>, (кадастровый номер участка: N); территории <адрес> (участки с координатами <данные изъяты>" (<данные изъяты>) (новые кадастровые номера: N; N)); территории <адрес> (участок с координатами <данные изъяты>)); территории <адрес> (кадастровый номер участка: N); территории <адрес>, координаты: <данные изъяты>), кадастровый номер участка: N). Нарушены требования пункта 67, пункта 68, пункта 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N N.
5) территория городского округа Тольятти надлежащим образом в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: <адрес> - участок, ограниченный <адрес> Нарушены требования части 1 статьи 1, статьи 62, статьи 68, статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 4.1, пункта 5.1 таблицы 1, пунктов 8.5, 8.8, 8.9, 8.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", пунктов 53, 54, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
6) вокруг городского округа Тольятти, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта городского округа Тольятти, подверженного угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода не созданы противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров. Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479.
7) не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов в области обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а именно в генеральном плане городского округа Тольятти Самарской области, в пояснительной записке к материалам по обоснованию проекта планировки территории городского округа Тольятти не отражено (не входит) описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории городского округа Тольятти (по строительству пожарных пирсов (участок расположенный между <адрес> по строительству пожарных водоемов (участок, <адрес>); по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территория городского округа Тольятти надлежащим образом в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности; по созданию (обновлению) в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта (городского округа Тольятти) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров; по отделению лесов (в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова) противопожарными минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра или иными противопожарными барьерами либо по обеспечению очистки территории прилегающей к лесам от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса. Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 10, 26, части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", части 6 пункта 2 и пункта 6 части 7 статьи 23, части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1, 5.1 табл. 1, пунктов 8.5, 8.8, 8.9, 8.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
8) не реализованы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов в области обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, выразившихся в том, что в генеральный план, схемы и программы развития территории городского округа Тольятти (правила благоустройства территории городского округа Тольятти) не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в части создания (обновления) в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима, вокруг территории населенного пункта (городского округа Тольятти) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров; в части отделения лесов (в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова) противопожарными минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра или иными противопожарными барьерами либо по обеспечению очистки территории прилегающей к лесам от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса; в части окончания тупиковых проездов площадкой для разворота пожарной техники размерами не менее чем 15x15 метров (<адрес>), в части устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники от улицы Кооперативная <адрес>, в части обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения территория городского округа Тольятти надлежащим образом в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности (<адрес>. Нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 10, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 68, пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", части 6, пунктов 2, 6 части 7 статьи 23, части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 70, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, пунктов 8.1, 8.6, 8.13 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям"; пунктов 4.1, 5.1, табл. 1, пунктов 8.5, 8.8, 8.9, 8.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (л.д. 7-12, том 2).
Срок устранения указанных нарушений установлен до 15 июля 2024 г.
Указанное предписание направлено в адрес администрации почтовым отправлением с уведомлением о вручении 14 июля 2023 г. (ШПИ <данные изъяты>).
Из материалов дела следует, что 14 июля 2023 г. в отношении административного истца составлен протокол N N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду нарушения администрация городского округа Тольятти нарушило требований пожарной безопасности.
Постановлением N N от 14 августа 2023 г. административный истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечен к административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 128-133, том 2).
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано компетентным должностным лицом с соблюдением процессуального порядка, установленного Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в связи с неустранением нарушений, установленных ранее выданными предписаниями, и выявлением вновь нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок устранения которых определен с учетом разумности и соразмерности выявленным нарушениям.
При этом, рассматривая административное дело, суд пришел к выводу, что порядок и срок выдачи предписания не нарушен, выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью администрации городского округа Тольятти.
Отклоняя доводы административного истца о незаконности пунктов 1, 3 предписания, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ, пунктами 8.1, 8.1.11 СП 4.13130.2013, пунктом 71 Правил противопожарного режима N N, исходил из того, что согласно акту проверки от 13 июля 2023 г. N N и фото таблицы к нему, тупиковый проезд по адресу: <адрес> не имеет площадку для разворота пожарной техники размером не менее 15х15 метров, а также не обеспечено устройство сквозного проезда по <адрес> (л.д. 3-6, 13-20, том 2).
При этом судом принято во внимание, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N N к вопросам местного значения городского округа относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу, что обязанность по выполнению названных мероприятий возложена на административного истца, однако тупиковый проезд и сквозной проезд требованиям пожарной безопасности не отвечают.
Ссылка администрации на пункт 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ о неприменении положений данного федерального закона, устанавливающего более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, судом отклонена, поскольку пожарная безопасность, по смыслу статьи 1 Закона N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, представляющих собой неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. При этом состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров обеспечивается, в том числе приведением введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности.
Разрешая требования административного истца о незаконности пунктов 2, 5 предписания в части необеспечения жилых домов и построек источниками наружного противопожарного водоснабжения, суд исходил из того, что обязанность по выполнению названных мероприятий возложена на административного истца в силу пункта 75 Правил противопожарного режима N 1479, пунктов 6.2, 8.1, части 1 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N N, который не принимает действия по обеспечению безводных участков улиц наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения, в связи с чем пришел к выводу о законности требований административного ответчика, указанных в пунктах 2 и 5 оспариваемого предписания.
Рассматривая требования административного истца в части незаконности пункта 4 предписания, касающегося своевременной уборки мусора (свалки горючих отходов) суд исходил из того, что поскольку при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что несанкционированные свалки горючих отходов размещены на землях, принадлежащих муниципальному образованию г.о. Тольятти и земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, в границах г.о. Тольятти, устранение выявленного нарушения является обязанностью органа местного самоуправления и именно на него возложена обязанность по своевременной уборке мусора (л.д. 123-129, том 1, л.д. 14-20 том 2).
Приходя к выводу о законности пункта 6 предписания, суд принял во внимание положения пункта 70 Правил противопожарного режима N N, которым установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. При этом судом отклонены доводы административного истца о том, что границы населенных пунктов городского округа Тольятти отсутствуют, поскольку данные доводы опровергаются статьей 2 Устава городского округа Тольятти и Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 декабря 2008 г. N N.
Относительно требований административного истца о незаконности 7, 8 пунктов предписания, суд исходил из того, что органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять, и наличии соответствующих Правил противопожарного режима в Российской Федерации. При этом судом отмечено, что в пункте 7 предписания отдел надзорной деятельности указывает на отсутствие описания и обоснования выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, муниципального округа, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования в виде текстовой формы и в виде карт, что Администрацией г.о. Тольятти не выполнено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными.
Доводы административного истца о том, что по смыслу положений части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на него не может быть возложено бремя ответственности по устранению нарушений, указанных в пунктах 1, 3 (отсутствие разворотной площадки, не обеспечено устройства сквозного проезда) предписания, в отношении объектов защиты, возведенных до введения в действие названного нормативного акта, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Положения части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ не освобождают администрацию от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности и от обязанности принятия мер, направленных на приведение, в данном случае тупикового проезда, устройства сквозного проезда, в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Нормативные требования, нарушение которых вменено в вину административному истцу, непосредственно касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем отсутствие разворотной площадки для пожарной техники ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара. Приведение тупикового проезда и обеспечение устройства сквозного проезда в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Как установлено пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно примечанию к пункту 8.1 СП 4.13130.2013 под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств.
Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ.
Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
Пунктом 8.1.11 СП 4.13130.2013, установлено, что тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.
В силу пункта 71 Правил противопожарного режима N N правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
В данном случае актом проверки от 13 июля 2023 г. N N и приложенными к нему фотоматериалами подтверждается, что тупиковый проезд по адресу: <адрес> не имеет площадку для разворота пожарной техники размером не менее 15 x 15 метров, а также не обеспечено устройство сквозного проезда по <адрес> (л.д. 3-6, 13-20, том 2).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в ходе проверки администрации на предмет соблюдения требований пожарной безопасности административным ответчиком выявлены нарушения вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на часть 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, не свидетельствует о незаконности предписания в части пунктов 1, 3 предписания.
Действительно, согласно указанной норме, определено, что применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
При этом также часть 4 статьи 16.1 указанного выше Закона содержит указание на то, что в этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Вместе с тем, административным истцом доказательств того, что в целях соблюдения требований пожарной безопасности применялись иные стандарты и документы, в материалы дела не представлено, в связи с чем пункты 1, 3 оспариваемого предписания являются законными.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности пункта 4 предписания, поскольку органы местного самоуправления не должны в полном объеме нести ответственность за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых не установлен, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в связи с чем несанкционированные свалки подлежат ликвидации в обязательном порядке.
В пункте 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон N 7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 68 Правил противопожарного режима N N на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N N "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N N "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В данном случае материалами дела подтверждается, что при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что несанкционированные свалки горючих отходов размещены на землях, принадлежащих муниципальному образованию г.о. Тольятти и земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, в границах г.о. Тольятти (л.д. 123-129, том 1, л.д. 14-20 том 2).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что выявленное нарушение требований пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления, в связи с чем именно на него возложена обязанность по своевременной уборке мусора.
Более того, административный истец ссылается на то, что администрацией заключен муниципальный контракт NN с ООО "<данные изъяты>" о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, тем самым подтверждая, что данная обязанность возложена именно на орган местного самоуправления.
Утверждения о том, что срок для устранения данного нарушения необходимо увеличить до 2026 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств подтверждающих обоснованность установления указанного срока администрацией не представлено. Кроме того, следует отметить, что данные нарушения предписывались к устранению администрации, начиная с 4 июня 2019 г. в предписании N N (пункт 1) (л.д. 99-101 том 1).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что невозможность исполнения указанных в предписании нарушений в течение установленного в нем срока (в течение года с момента его вынесения) административным истцом не представлена. Кроме того, как правомерно отмечено судом, администрация городского округа Тольятти не лишена возможности обращения к административным ответчикам с обоснованием невозможности исполнения предписания в срок для предоставления отсрочки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 N 27-П, административный истец является ненадлежащим лицом по уборке мусора, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку вышеуказанным постановлением также разъяснено, что органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
То обстоятельство, что после проведения выездной проверки часть свалок ликвидирована, как верно указано судом, не может являться основанием для отмены пункта 4 предписания или исключения его из предписания, поскольку на момент проведения проверки установлено наличие данных свалок.
Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности пунктов 2, 5 оспариваемого предписания.
Согласно частям 1 и 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима N N органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу пункта 4.1 "Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г N N (далее - СП 8.13130), для зданий, сооружений, производственных объектов, а также территорий организаций и населенных пунктов должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Согласно пунктам 8.8, 8.9, 8.10 СП 8.13130 пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог, проездов и подъездов для пожарной техники на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий или сооружений и следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N N к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6.2, пункт 8.1 части 1 статьи 8 Устава).
При этом следует отметить, что отсутствие в пункте 5 предписания конкретного действия, которое необходимо совершить администрации для устранения выявленных нарушений, не свидетельствует о незаконности данного предписания в названной части, а представляет административному истцу возможность самостоятельно избрать способ обеспечения населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Данная позиция отражена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2023 г. N N.
Не может повлечь отмену решения суда ссылка административного истца на постановление мирового судьи судебного участка N N Центрального судебного г. Тольятти Самарской области по делу N N, поскольку предметом спора по указанному делу являлось иное предписание N N от 9 июня 2020 г. (л.д. 146-149, том 1).
Кроме того, согласно представленному суду апелляционной инстанции письму администрации г.о. Тольятти от 18 июня 2024 г., выполнение мероприятий указанных в пунктах 2, 5 оспариваемого предписания возможны после определения вакантных земель и определения заказчика строительства, а также источника финансирования, таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что администрация освобождена от обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения опровергаются материалами дела (л.д. 122 том 3).
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что включение в планы, схемы и программы развития территории городского округа Тольятти мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, в связи с чем, самозахват гражданами территории и иные приведенные в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе обоснования незаконности предписания не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не установлено. В нарушение требований приведенных норм процессуального закона административный истец не доказал факт нарушения его прав, свобод либо законных интересов. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым действиями (решениями) нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, по делу не установлены.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Следует отметить, что само по себе несогласие автора апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области в лице представителя Г.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.