Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2025 по делу N 88-139/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Адлерский районный суд г. Сочи (Краснодарский край).
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 04.06.2024 по делу N 33-19895/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-011906-74)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: В нарушение действующего на тот момент законодательства землеотвод спорного земельного участка не производился, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, не числится.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 04.06.2024 по делу N 33-19895/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-011906-74)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: В нарушение действующего на тот момент законодательства землеотвод спорного земельного участка не производился, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, не числится.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки всем его доводам и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе подтверждающих законности приобретения земельного участка, нахождению спорного земельного участка в границах земель населенного пункта, а не на территории Сочинского национального парка, что подтверждается заключением АНО "Московский Областной Судебно-Экспертный Криминалистический Центр", о том, что суд принял исключительно доказательства истца, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства или заявленного довода, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2024 г. по делу N 33-19895/2024
Судья Танов Х.А.
N 2-2421/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.,
судей Захаровой Е.Ю., Дунюшкиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Юровой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адлерского района г. Сочи Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Д. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе Д. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ямпольской В.Д. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Адлерского района г. Сочи Краснодарского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Д., в котором, с учетом уточнения исковых требований просил:
признать отсутствующим право собственности Д., зарегистрированное 08.09.2014 г. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ...
указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности Д. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ..., а также без истребования дополнительных документов снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... и аннулировать сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости.
указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков ... и ... путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии с каталогами координат;
признать право собственности Российской Федерации на земельный участок ..., образованный в результате раздела земельного участка ..., в соответствии с каталогом координат.
указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок ..., образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - "435 кв. м", о категории земельного участка - "земли населенных пунктов", виде разрешенного использования - "для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма", адресе - Краснодарский край, г. Сочи, Кудепстинское лесничество Сочинского национального парка;
признать право собственности Д. на земельный участок ..., образованный в результате раздела земельного участка ... в соответствии с каталогом координат;
указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Д. на земельный участок ..., образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - "570 кв. м", о категории земельного участка - "земли населенных пунктов", виде разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", адресе - Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ...;
указать, что п. п. 4, 5, 6, 7 решения подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п. п. 1, 2, 3 решения суда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... незаконно оформлен в собственность Д., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 16.09.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ..., категории "земли особо охраняемых природных территорий".
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2021 г. земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Как следует из информации Территориального отдела N 14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" от 18.10.2021 г. N ... земельный участок с кадастровым номером ... образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ..., ...
Основанием первичной государственной регистрации права собственности Жемчужной Н.А. на земельный участок с кадастровым номером ... послужило постановление главы администрации Кудептинского сельского совета Адлерского района г. Сочи от 19.05.1994 г. N 221 "О выделении земельных участков под личные подсобные сельские хозяйства на территории Кудепстинской сельской администрации", основанием для регистрации первичного права собственности С.П. на земельный участок с кадастровым номером ... - постановление главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г. Сочи от 29.01.1996 г. N 51 "О предоставлении гражданам в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков под ЛПХ и ИЖС".
По результатам изучения постановления N 221, поступившего письмом МКУ "Архив г. Сочи" от 04.10.2021 г. N 01.05-33/1933 установлено, что за Жемчужной Н.А. для ведения личного подсобного хозяйства закреплен земельный участок площадью 0,20 га, расположенный в с. Красная Воля, Адлерского района г. Сочи.
Изучением постановления N 51, представленного информацией МКУ "Архив г. Сочи", установлено, что сведения о закреплении за С.П. земельного участка, площадью 0,55 га, расположенного в с. Красная Воля, Адлерского района г. Сочи отсутствуют, лицевой счет N 2533 похозяйственной книги N 39 за 1991-1996, представленный в органы регистрации прав, содержит запись о закреплении земельного участка за Ч., а не С.П.
При этом, книги похозяйственного учета администрации Кудепстинского сельского округа муниципального образования городской округ город - курорт Сочи не содержат сведения о закреплении за С.В. земельного участка на территории с. Красная Воля Адлерского района г. Сочи.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером ... подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории Кудепстинской сельской администрации в границах с. Красная Воля Адлерского района г. Сочи, а не в границах ранее учтенных земель Сочинского национального парка.
Правовые основания для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствовали.
Согласно информации Центрального отдела г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю в г. Сочи от 04.07.2022 г. N 43-0333342/22 землеустроительные дела в отношении земельного участка с кадастровым номером ... 795 на архивном хранении не значатся.
Указанное, по мнению истца, свидетельствует о нарушении Жемчужной Н.А. требований федерального законодательства, выразившихся в не выполнении работ по отводу в натуре предоставленного ей земельного участка.
Кроме того, постановление N 221 не предусматривало изъятие земель Сочинского национального парка для размещения земельного участка с кадастровым номером ..., а также не предоставляло право Жемчужной Н.А. на формирование земельного участка в пределах границ Сочинского национального парка.
Полагает, что вновь образованный земельный участок с кадастровым номером ... неправомерно сформирован за счет земель Кудепстинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК. РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N ЗЗ-ФЗ,
абз. 6,
п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
В кадастровом деле по межеванию исходных земельных участков с кадастровыми номерами ..., ..., а также образованного из них земельного участка с кадастровым номером ... акт согласования границ участка с территориальным органом Росимущества отсутствует.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 31.05.2022 г. и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Данные обстоятельства, по мнению истца, подтверждают отсутствие владения ответчиком и иными лицами указанным участком, в связи с чем фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме. Ответчик и его представитель в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на исковые требования, просили в удовлетворении иска отказать.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2023 г. исковые прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Российской Федерации к Д. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности Д., зарегистрированное 08.09.2014 г. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ...
Указал, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать, без истребования дополнительных заявлений и документов, в Едином государственном реестре недвижимости запись о праве собственности Д. на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. ..., а также без истребования дополнительных документов снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... и аннулировать сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости.
Указал, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по образованию земельных участков ... и ... путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образованных земельных участках в соответствии с указанным каталогом координат.
Признал право собственности Российской Федерации на земельный участок ..., образованный в результате раздела земельного участка ..., в соответствии со следующим каталогом координат:
N точки | X | Y |
................ |
1 | ................ | ................ |
2 | ................ | ................ |
3 | ................ | ................ |
................ |
................ |
................ |
Указал, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной" регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок ..., образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - "435 кв. м", о категории земельного участка - "земли населенных пунктов", виде разрешенного использования - "для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма", адресе - Краснодарский край, г. Сочи, Кудепстинское лесничество Сочинского национального парка.
Признал право собственности Д. на земельный участок ..., образованный в результате раздела земельного участка ..., в соответствии со следующим каталогом координат:
N точки | X | Y |
................ |
................ |
................ |
................ |
................ |
................ |
................ |
................ |
................ |
Указал, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести, без истребования дополнительных заявлений и документов, учетно-регистрационные действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о регистрации права собственности Д. на земельный участок ..., образованный в соответствии с п. 3 решения суда, о площади - "570 кв. м", о категории земельного участка - "земли населенных пунктов", виде разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", адресе - "Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ...".
Указал, что пункты 4, 5, 6, 7 решения суда подлежат исполнению Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю без истребования дополнительных заявлений и документов, после исполнения п. п. 1, 2, 3 решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик Д., выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Апеллянт настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению. В обосновании доводов заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неправильное определение юридически значимых обстоятельств. Отмечает, что исковые требования не доказаны, истцом избран неверный способ защиты права, пропущен срок исковой давности. Отмечает, что ответчик является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, документы - основания для регистрации первоначальных собственников не оспорены и не признаны недействительными. Полагает, что земельный участок не имеет пересечений границ с землями федеральной собственности.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца прокурор Козлова Т.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу стороны ответчика - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке посредством направления судебного извещения заказной почтовой корреспонденцией, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Руководствуясь положениями
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (
часть 1 статьи 213 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что за ответчиком Д. 08.09.2014 г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с...
В рамках прокурорской проверки соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу статей 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ от 06.03.1993 г. N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г.), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
В силу
статьи 3 Лесного кодекса РФ 1997 года (Федеральный закон от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г., лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Статьями 7,
19,
56 Лесного кодекса РФ 1997 года предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу
пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено
пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ).
В соответствии с
абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании
статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
пунктом 2 статьи 23,
статей 67,
68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ),
пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 года,
пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
Исходя из
пункта 5 части 2,
частей 6,
7 статьи 111,
пункта 3 части 2 статьи 23,
части 1 пункта 5 части 2,
части 3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом РФ в
определении от 20.05.2015 г. N 49-АПГ15-5.
Согласно
части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим
Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу
подпункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно
части 2 статьи 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (
часть 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется
статьей 8 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
пунктом 2 статьи 23,
статей 67,
68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ),
пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г.,
пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 16.09.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2021 г., а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 09.08.2005 г..
Согласно заключениям специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 г. земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в пределах Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Согласно информации Территориального отдела N 14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" от 18.10.2021 г. N ... земельный участок с кадастровым номером ... образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ..., ...
Основанием для первичной государственной регистрации права собственности Жемчужной Н.А. на земельный участок с кадастровым номером ... послужило постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 19.05.1994 г. N 221 "О выделении земельных участков под личные подсобные сельские хозяйства на территории Кудепстинской сельской администрации".
Основанием для регистрации первичного права собственности С.П. на земельный участок с кадастровым номером ... - постановление главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г. Сочи от 29.01.1996 г. N 51 "О предоставлении гражданам в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков под ЛПХ и ИЖС".
По результатам изучения постановления N 221, поступившего письмом МКУ "Архив г. Сочи" от 04.10.2021 г. N 01.05-33/1933 установлено, что за Жемчужной Н.А. для ведения личного подсобного хозяйства закреплен земельный участок площадью 0,20 га, расположенный в ...
Изучением постановления N 51, представленного информацией МКУ "Архив г. Сочи" установлено, что сведения о закреплении за С.П. земельного участка, площадью 0,55 га, расположенного в с. Красная Воля, Адлерского района г. Сочи отсутствуют, лицевой счет N 2533 похозяйственной книги N 39 за 1991-1996, представленный в органы регистрации прав, содержит запись о закреплении земельного участка за Ч., а не С.П.
При этом книги похозяйственного учета администрации Кудепстинского сельского округа муниципального образования городской округ город - курорт Сочи не содержат сведения о закреплении за С.В. земельного участка на территории с. Красная Воля Адлерского района г. Сочи.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером ... подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории Кудепстинской сельской администрации в границах с. Красная Воля Адлерского района г. Сочи, а не в границах ранее учтенных земель Сочинского национального парка.
Правовые основания для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствовали.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990 г., земля находилась в государственной собственности, при этом в соответствии со ст. ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
В соответствии со
ст. 31 ЗК РСФСР право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Исходя из требований
ст. 32 ЗК РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 г. N 177 утверждена
форма свидетельства о праве собственности на землю, которая может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. Форма государственного акта утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 19.09.1993 г. N 493.
Указом Президента РФ от 23.04.1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" обязанность по обеспечению выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
Положениями
ст. ст. 113,
114 ЗК РСФСР, действовавшего на момент выделения ответчику земельного участка, предусматривалось, что для отвода земельного участка в натуре необходимо проведение землеустроительных работ, которые включали в себя разработку схем, проектов землеустройства, рассмотрение и утверждение проектной документации, перенесение проектов на местности и иное.
Землеустройство проводилось по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносились в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Однако, в нарушение действующего на том момент законодательства, землеотвод спорного земельного участка не производился, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, не числится.
Согласно информации Центрального отдела г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю в г. Сочи от 04.07.2022 г. N 43-0333342/22 землеустроительные дела в отношении земельного участка с кадастровым номером ... на архивном хранении не значатся.
В то же время, постановление N 221 не предусматривало изъятие земель Сочинского национального парка для размещения земельного участка с кадастровым номером ..., а также не предоставляло право Жемчужной Н.А. на формирование земельного участка в пределах границ Сочинского национального парка.
Однако, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером ... сформирован за счет земель Кудепстинского участкового лесничества и частично располагается в пределах указанного участкового лесничества, который составляет территорию Сочинского национального парка, которые в силу
абзаца 3 пункта 1 статьи 17,
пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ,
пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г. предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землестроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу
пунктов 1,
4,
5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. N 691, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались
пунктами 4,
5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432,
пунктами 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
пунктами 4,
4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459, осуществляет межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом. Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка ... акт согласования границ участка с территориальным органом Росимущества отсутствует.
Однако, в кадастровом деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером ... акт согласования границ участка с территориальным органом МТУ Росимущества отсутствует.
При этом ранее действовали положения
пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 04.12.2006 г.), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в
пункте 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 г. N П/327,
подпункте 6 пункта 22,
пункте 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412, действовавших с 02.10.2002 г. по 31.12.2008 г. и с 01.01.2009 г. до 01.01.2017 г. соответственно.
В настоящее время в
подпункте 6 пункта 22,
пункте 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Кудепстинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Как установлено судом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом - МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1002 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по ... с. Красная Воля Адлерского района г. Сочи.
Изложенное указывает на незаконность возникновения первичного права собственности Жемчужной Н.А. и С.П., как следствие, неправомерность возникновения права собственности Д. на земельный участок с кадастровым номером ...
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 31.05.2022 г., и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Стороной ответчика не представлено доказательств опровергающих данный довод.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчиком и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу
пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу
пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно
статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Разрешая заявленные исковые требования, применяя положения приведенных выше норм закона, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером ... незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
При этом ответчиком в нарушение
статей 56,
59,
60 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы и требования истца.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначальных правообладателей Жемчужной Н.А. и С.В. права собственности на земельные участки, из которых образован спорный участок с кадастровым номером ..., и, как следствие, последующего отчуждения земельного участка ответчику Д., суд первой инстанции, верно руководствуясь вышеприведенными нормами права, признал зарегистрированное право ответчика на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим.
При этом суд исходил из того, что приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
С учетом вышеизложенного довод апелляционной жалобы о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, ошибочен и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что способ защиты имущественных интересов Российской Федерации определяется характером рассматриваемых отношений по использованию земель, ограниченных в обороте, что подтверждается позицией вышестоящих судов (определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 г. N 330-0, от 30.01.2020 г.
N 101-О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 г. N 5-КГ 18-121,
определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 320.10.2015 г. N 14-КГ 15-7), сформулированной при рассмотрении аналогичных обстоятельств неправомерной регистрации прав на земельные участки, образованные на землях, приватизация которых запрещена (
п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
По указанным гражданским делам защита права собственности Российской Федерации обеспечена путем предъявления требований о признании отсутствующим права собственности на земельный участок (
статьи 208,
304 Гражданского кодекса РФ).
В частности, из определений Конституционного суда РФ от 28.02.2019 N 330-0, от 30.01.2020 г. N 101-0 следует, что защита гражданских прав, в том числе права собственности, осуществляется способами, перечисленными в
ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами, и вместе с тем он предопределяется правовыми нормами с учетом характера нарушения и фактических обстоятельств дела.
Вышестоящим судом указано, что в гражданских делах, в которых предъявлялось требование о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.
Право собственности Российской Федерации на земли федеральной собственности возникло в силу закона на основании
постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", постановления Совета Министров РСФСР "О создании Сочинского государственного природного национального парка" от 05.05.1983 г. N 214 и определяется датой принятия указанных нормативно-правовых документов.
Как указано выше, на основании
статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земли федеральной собственности считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
При этом сведения о границах земель федеральной собственности внесены в государственный кадастр недвижимости, сведения из которого в дальнейшем перенесены в Единый государственный реестр прав и в последующем в Единый государственный реестр недвижимости.
Не может повлечь отмену решения суда довод жалобы о том, что Д. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ограничены в обороте.
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом на формирование и предоставление участка в собственность физическому лицу, подтвержден материалами дела.
Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (
пункт 38 Постановления. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, как установлено судом, у первоначальных собственников отсутствовали полномочия по отчуждению земельного участка, в связи с чем, ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем. Как следствие, судебная коллегия пришла к выводу, что данный спорный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли.
По смыслу выше приведенных положений, а также норм
статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки национальных парков, в том числе занятые лесами, в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом, право собственности Российской Федерации на данные земли признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В соответствии с
п. 2 статьи 16 Закона об особо охраняемых природных территориях земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование.
Спорный земельный участок, входивший в Сочинский национальный парк, границы лесничеств которого определены в результате лесоустройства, находится в федеральной собственности и в силу
статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считается ранее учтенным объектом недвижимости федеральной собственности.
На основании оценки представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный земельный участок сформирован за счет земель Кудепстинского участкового лесничества и частично располагается в пределах указанного участкового лесничества, который составляет территорию Сочинского национального парка, которые в силу
абзаца 3 пункта 1 статьи 17,
пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ,
пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Учитывая приведенные нормы, довод апеллянта о неправомерности ссылки на план лесонасаждений 1997 года при установлении пересечения границ земельного участка ответчика с землями особо охраняемых природных территорий, основан на неверном толковании норм права.
Доводы о том, что документы-основания предоставления земельных участков первоначальным собственникам Жемчужной Н.А. и С.В. не оспорены, имеют юридическую силу - не состоятельны, так как в конкретном случае не требуется признание недействительными правовых актов органов местного самоуправления, на основании которых, в том числе, предоставлен земельный участок первоначальному собственнику, так как последнему выделялся земельный участок не за счет земель Сочинского национального парка, однако фактически формирование участка произведено за счет федеральных земель.
Кроме того, не требуется признание недействительными правовых актов органов местного самоуправления, так как акты, имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке (
п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки всем его доводам и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе подтверждающих законности приобретения земельного участка, нахождению спорного земельного участка в границах земель населенного пункта, а не на территории Сочинского национального парка, что подтверждается заключением АНО "Московский Областной Судебно-Экспертный Криминалистический Центр", о том, что суд принял исключительно доказательства истца, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства или заявленного довода, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом.
Довод об отсутствии пересечения спорного земельного участка с действующими границами Сочинского национального парка не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку часть земель, за счет которой образован спорный участок, находится в федеральной собственности, и отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.С., имеющееся в деле, содержит мотивированные выводы о наличии частичного наложения спорного земельного участка с землями лесного фонда. У судебной коллегии нет оснований сомневаться в правильности данного заключения, доводы заявителя жалобы, направленные на оспаривание выводов специалиста, не содержат правового и доказательственного обоснования.
Указанным заключением специалиста опровергается довод апеллянта о том, что земельный участок не принадлежит Сочинскому национальному парку и не является собственностью Российской Федерации.
Ссылки ответчика на пропуск срока исковой давности являются необоснованными, поскольку в силу
статьей 208,
304 Гражданского кодекса РФ,
пункта 7 Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", требование о признании отсутствующим права собственности является негаторным. Исковая давность не распространяется на право требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права отсутствующим.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащей оценке судом представленных доказательств, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных в судебном решении, и отражают субъективное мнение о них заявителя апелляционной жалобы.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
статьи 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г.
N 566-О-О, от 18.12.2007 г.
N 888-О-О, от 15.07.2008 г.
N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений
статей 56,
59,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.
Суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
В настоящем случае судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Несогласие стороны ответчика с выводами суда первой инстанции, а также иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Вопреки доводам апеллянта, все заявленные стороной ответчика ходатайства надлежащим образом были рассмотрены судом, результаты рассмотрения имеются в материалах дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются позицией ответчика, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2023 г. является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке, определенном
главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия постановления.
Мотивированное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий
В.Д.ЯМПОЛЬСКАЯ
Судьи
краевого суда
Е.Ю.ЗАХАРОВА
Н.В.ДУНЮШКИН