Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2025 по делу N 88-6792/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.08.2024 по делу N 33-22049/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-007983-09)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) О снятии с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.08.2024 по делу N 33-22049/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-007983-09)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) О снятии с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2024 г. по делу N 33-22049/2024
Судья - Федоров Г.Е. УИД 23RS0002-01-2022-007983-09
Номер дела в суде первой инстанции N 2-5003/2022
Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Чирьевой С.В.
судей Таран А.О., Волошиной С.Г.
по докладу судьи Чирьевой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Кудрицкой Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к Н.Э.С. о признании отсутствующим права собственности, снятии с государственного учета,
Заслушав доклад судьи Чирьевой С.В. об обстоятельствах дела, доводах искового заявления, судебная коллегия
установила:
Истец заместитель прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд к Н.Э.С.с исковым заявлением о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 ноября 2022 года исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к Н.Э.С. о признании отсутствующим права собственности, снятии с государственного учета удовлетворены.
Суд решил:
Признать отсутствующим право собственности Н.Э.С., зарегистрированное 14.01.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС.
Решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенного по адресуАДРЕС
С принятым решением не согласился Н.Э.С. и обратился с апелляционной жалобой в Краснодарский краевой суд. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда является законным и необоснованным, принято с нарушением норма материального и процессуального права. Суд не проанализировал надлежащим образом, представленные доказательства по настоящему делу, не дал им правильную правовую оценку, не определил все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Ответчик Н.Э.С. не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не были допрошены и привлечены к делу представитель администрации МО г. Сочи, представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю, представитель ФГБУ "Сочинский национальный парк". Также, автор жалобы выражает несогласие с актом натурного обследования земельного участка от 04.03.2024 г., поскольку спорный участок частично огорожен сеткой-рабицей. Просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Д.Р.А. указывает, что принятое является решение законным и обоснованным, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, оспариваемое решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Определением Адлерского районного суда г. Сочи от 21.08.2023 г. исправлена описка в решение суда от 22.11.2022 г. вместо "ответчик Н.Э.С. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности, а также указывая на законность приобретения земельного участка и на то обстоятельство, что спорный земельный участок не входит в состав земель национального парка", указать "ответчик Н.Э.С. в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны".
Определением Адлерского районного суда г. Сочи от 05.04.2024 года Н.Э.С. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Адлерского районного суда от 22.11.2022 г.
В связи с наличием предусмотренного
п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием, являющимся безусловным поводом для отмены принятого судом первой инстанции решения, руководствуясь
ч. 5 ст. 330 ГПК РФ и разъяснениями, приведенными в
п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", определением апелляционной инстанции от 02 июля 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле, Куатова Ж.Г. просила исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель Н.Э.С. по доверенности Р.А.А. настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку считает, что ответчик Н.Э.С. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Руководствуясь положениями
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы искового заявления, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404005:1341 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу статей 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ от 06.03.1993 г. N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г.), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7,
19,
56 Лесного кодекса РФ (Федеральный
закон от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г., предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в редакции от 28.12.2013) г. земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено
пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с
абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 17.04.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Положениями
абзаца 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных норм законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании
статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
пунктом 2 статьи 23,
статей 67,
68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, далее-ЛК РФ),
пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122,определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
статьей 72 ЛК РФ 1997 года,
пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 05.02.2021, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии, с вышеназванной нормой Конституционным Судом РФ в определении от 11.02.2021 г. N 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из
пункта 5 части 2,
частей 6,
7 статьи 111,
пункта 3 части 2 статьи 23,
части 1,
пункта 5 части 2,
части 3 статьи 116 ЛК РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом РФ в
определении от 20.05.2015 г. N 49-АПГ15-5.
Из материалов дела следует, что на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, 23.07.2018 г зарегистрировано за В.Н.Ю.
14.01.2021 между В.Н.Ю. и Н.Э.С. заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Основанием первичной государственной регистрации права собственности В.Н.Ю. на спорный участок послужило свидетельство о праве собственности на землю от 12.10.1995 серии РФ-XV-426-362-002-766 N 283887, выданное последней согласно постановления главы администрации Адлерского района г. Сочи от 02.10.1995 N 1470/1 "О передаче земельных участков в собственность гражданам - членам садоводческого товарищества "Липники".
Из содержания указанных свидетельства и постановления следует, что В.Н.Ю. предоставлен земельный участок N 150 в садоводческом товариществе "Липники".
Следовательно, спорный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории названного товарищества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР сформирован за счет земель Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г. (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Из
пунктов 9.1,
9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования
Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу
пунктов 1,
4,
5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. N 691, Росимущество, через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Тождественные положения предусматривались
пунктами 4,
5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432,
пунктами 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
пунктами 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
При этом, в кадастровом деле по межеванию земельного участка НОМЕР согласование границ участка с территориальным органом Росимущества - отсутствует.
Ранее действовали положения
пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред.от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в
пункте 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 г. N П/327,
подпункте 6 пункта 22,
пункте 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412, действовавших с 02.10.2002 г. по 31.12.2008 г. и с 01.01.2009 г. по 01.01.2017 г. соответственно.
В настоящее время в
подпункте 6 пункта 22,
пункте 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Также, стороной истца представлено заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером НОМЕР частично расположен в пределах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Суд апелляционной инстанции, давая оценку заключению специалиста от 20.09.2021 г. приходит к выводу, что оснований не доверять представленному заключению специалиста - не имеется, так как оно соответствует положениям
ст. 71 ГПК РФ и отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС
С учетом изложенного право собственности первоначального правообладателя В.Н.Ю. на земельный участок, а впоследствии ответчика Н.Э.С. возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 04.03.2022 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Н.Э.С. и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
Согласно
пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу
пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу
пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска признании права отсутствующим.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначального правообладателя В.Н.Ю. права собственности на спорный земельный участок, и, как следствие, последующего отчуждения земельного участка ответчику Н.Э.С., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи, в интересах Российской Федерации, о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
Приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельные участки, учтенные в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие таких участков с государственного кадастрового учета.
Довод представителя ответчика о том, что ответчик Н.Э.С. является добросовестным приобретателем, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, ограничены в обороте.
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом на формирование и предоставление участков в собственность физическому лицу подтвержден материалами дела.
Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (
пункт 38 Постановления. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доводы ответчика о ненадлежащей оценке судом, представленных доказательств, в том числе, о недопустимости принятия заключения специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021, а также акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 04.03.2022 и составленной фототаблицы, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных судом, и отражают субъективное мнение ответчика.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
статьи 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г.
N 566-О-О, от 18.12.2007 г.
N 888-О-О, от 15.07.2008 г.
N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Прокурор, участвующий в деле, Куатова Ж.Г. возражала против удовлетворения ходатайства.
В соответствии с
ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии необходимости в назначении судебной экспертизы по заявленному ходатайству, поскольку фактические обстоятельства дела судом выяснены полно и всесторонне.
Давая оценку представленному в материалы дела заключению специалиста ИП М.В.В. N 1/574 от 28.06.2024 г., суд апелляционной инстанции не может принять его как допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку эксперт, проводивший исследование, не предупреждался об уголовной ответственности предусмотренной
статьей 307 Уголовного кодекса РФ.
Также, оценивая приобщенные к материалам дела копии архивных выписок от 08.09.1994 г. N 280, от 17.04.2000 N 48, от 24.04.2000 N 55, постановление главы администрации Адлерского района г. Сочи от 17.05.1994 г. N 419/1, выкопировку земельного участка предоставляемого слт "Липники", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данные документы не могут являться доказательством законного предоставления спорного земельного участка ответчику.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно,
ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с
ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие незаконное владение ответчиком Н.Э.С. спорным земельным участком, который выбыл из собственности Российской Федерации - незаконно.
Таким образом, исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к Н.Э.С. о признании отсутствующим права собственности, снятии с государственного кадастрового учета - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь
ст. ст. 79,
86,
225,
328 -
330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
В удовлетворении ходатайства о назначение экспертизы представителю ответчика - отказать.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 29 ноября 2022 года - отменить.
Исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к Н.Э.С. о признании отсутствующим права собственности, снятии с государственного кадастрового учета, - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Н.Э.С., зарегистрированное 14.01.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС
Апелляционное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записей о зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенный по адресу: АДРЕС
Апелляционное определение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 496 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "садоводство", расположенного по адресу: АДРЕС
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.ЧИРЬЕВА
Судьи
А.О.ТАРАН
С.Г.ВОЛОШИНА