Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2025 N 88-4556/2025 данное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.05.2024 N 33-19812/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-008865-79)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) Об исключении сведений земельного участка из реестра.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что по результатам проведенной проверки было установлено, что спорные земельные участки незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 28.05.2024 N 33-19812/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-008865-79)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании отсутствующим права собственности на земельный участок; 2) Об исключении сведений земельного участка из реестра.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что по результатам проведенной проверки было установлено, что спорные земельные участки незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалах дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость приобщения дополнительных доказательств по делу, отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия ответчика с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья ... 5
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего ... 17В.
судей ... 13... 18
по докладу судьи ... 13,
при ведении протокола секретарем ... 7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора ... в интересах Российской Федерации к ... 4 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки и снятии с государственного кадастрового учета,
по апелляционным жалобам представителя ... 4 по доверенности ... 10 и ... 14 на решение Адлерского районного суда ... Краснодарского края от ... г.
Заслушав доклад судьи ... 13 об обстоятельствах дела, содержании решения суда, доводах апелляционных жалоб, возражений, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор ... в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд ... Краснодарского края с исковым заявлением к ... 4 о признании отсутствующим зарегистрированного права и снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование требований указано, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ... ..., расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ... незаконно оформлены в собственность ... 4, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ... на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается информацией территориального отдела ... (по ...) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от ... ..., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ..., а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ...
Согласно заключениям специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ... земельные участки с кадастровыми номерами ... полностью расположены в границах выдела 1 квартала 60 земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка. Земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах выдела 1 квартала 60 земель указанного лесничества. Право собственности на спорные участки ... зарегистрировано за ... 4, что подтверждается выписками из ЕГРН от ...
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами ... образованы в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ... на основании решения собственника о перераспределении земельных участков от ...
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет исходного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006:96 и регистрации права собственности первоначального собственника ... 1 послужила архивная выписка от ... ... из постановления главы Молдовской сельской администрации ... от 25.10.1994 г. ... "О предоставлении земельных участков в собственность граждан", а также свидетельство о праве собственности на землю серии VI ... 121 ..., выданное последнему в соответствии с указанным постановлением.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет исходного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006:98 и регистрации права собственности первоначального собственника ... 2 послужила архивная выписка от ... ... из постановления главы Молдовской сельской администрации ... от 25.10.1994 г. ... "О предоставлении земельных участков в собственность граждан", а также свидетельство на право собственности на землю серии VI ... 122 ..., выданное последнему в соответствии с указанным постановлением.
Однако регистрация права собственности ... 1, ... 2 осуществлена в нарушение
п. п. 2,
5 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанное постановление от ... ... не предусматривало изъятия земель Сочинского национального парка для размещения спорного участка, а также не предоставляло право ... 8, ... 9 на формирование земельного участка в пределах национального парка.
Согласно информациям Центрального отдела ... Росреестра по Краснодарскому краю от 25.05.2022 г. ... и от 26.05.2022 г. ..., в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительные дела на земельные участки выше ..., выполненные на имя ... 1, ... 2 на хранении не числятся.
Кроме того, исходные земельные участки с кадастровыми номерами ..., а также вновь образованные в их границах земельные участки с кадастровыми номерами ... сформированы за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N ЗЗ-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
В кадастровых делах по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами ... акты согласования границ участка с территориальным органом Росимущества отсутствуют.
Вопреки требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице МТУ Росимущества, в их границах сформированы исходные земельные участки с кадастровыми номерами ..., в результате перераспределения которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами ..., ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
По мнению прокурора, ответчиком фактически осуществлена приватизация федеральных земель (городских лесов), которая в силу закона запрещена в отношении земель, ограниченных в обороте.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации ... от ... и представленной в материалы дела фото-таблицы следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, частично покрыты растительностью, фактически не осваиваются.
Прокурор указывает, что фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывали.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда ... Краснодарского края от ... исковые требования прокурора ... в интересах Российской Федерации к ... 4 о признании отсутствующим права собственности на земельные участки и снятии земельных участков с кадастрового учета удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности ... 4, зарегистрированное ... в Едином государственном реестре недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
Признал право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ..., ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
Снял с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404006:9538, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
Указал, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 4 на земельные участки с кадастровыми номерами ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
Указал, решение суда является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ... ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
В апелляционных жалобах представители ответчика ... 4 по доверенности ... 10 и ... 14, выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просят его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование жалобы ее авторы, анализируя нормы действующего законодательства, утверждают о том, что истцом выбран неправильный способ защиты права, ответчик является добросовестным приобретателем спорных земельных участков. Полагают, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства дела, доказательствам по делу не дана соответствующая правовая оценка.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение Адлерского районного суда ... Краснодарского края от ... г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчика - без удовлетворения.
Заслушав прокурора ... 11, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще в соответствии со
статьями 113,
114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) путем направления судебной повестки с уведомлением по адресам, имеющимся в материалах дела, что подтверждается судебными уведомлениями, кроме того, информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заблаговременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Из материалов дела следует, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ... незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании
постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же
постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу
статей 3,
4,
29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978 г., утратил силу 06.03.1993 г.) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 г. N 4613-1, которыми
ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7,
19,
56 Лесного кодекса Российской Федерации, с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу
п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с
п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013 г.) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено
п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства, земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании
ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
п. 2 ст. 23,
ст. ст. 67,
68 Лесного кодекса Российской Федерации,
п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ... на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается информацией территориального отдела ... (по ...) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарском краю от 17.09.2021 г. ..., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.02.2021 г., а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ...
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 г. ... установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из
п. 5 ч. 2,
ч. ч. 6,
7 ст. 111,
п. 3 ч. 2 ст. 23,
ч. 1,
п. 5 ч. 2,
ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в
определении от 20.05.2015 г. N 49-АПГ15-5.
Более того, в силу
п. 2 ст. 3,
п. 2 ст. 6,
пп. 1,
6 ст. 11 ЛК РФ,
п. 3 ст. 3,
п. 12 ст. 85 ЗК РФ,
абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 г. N 304-КГ14-9070.
Право собственности на спорные участки ... зарегистрировано за ... 4, что подтверждается выписками из ЕГРН от ...
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами ... образованы в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ... на основании решения собственника о перераспределении земельных участков от ...
Судом установлено, что основанием для постановки на государственный кадастровый учет исходного земельного участка с кадастровым номером ... и регистрации права собственности первоначального собственника ... 1 послужила архивная выписка от ... ... из постановления главы Молдовской сельской администрации ... от 25.10.1994 г. ... "О предоставлении земельных участков в собственность граждан", а также свидетельство на право собственности на землю серии VI ... 121 ..., выданное последнему в соответствии с указанным постановлением.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет исходного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006:98 и регистрации права собственности первоначального собственника ... 2 послужила архивная выписка от ... ... из постановления главы Молдовской сельской администрации ... от 25.10.1994 г. ... "О предоставлении земельных участков в собственность граждан", а также свидетельство на право собственности на землю серии VI ... 122 ..., выданное последнему в соответствии с указанным постановлением.
Однако регистрация права собственности ... 1, ... 2 осуществлена в нарушение
п. п. 2,
5 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, указанное постановление от 15.04.1994 г. ... не предусматривало изъятия земель Сочинского национального парка для размещения спорного участка, а также не предоставляло право ... 8, ... 9 на формирование земельного участка в пределах национального парка.
В силу
ст. 51 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 г. ... "О местном самоуправлении в Российской Федерации,
ст. ст. 24 -
27,
66 Земельного кодекса ... 3, утвержденного Верховным ... 3 ... 3 25.04.1991 г. ..., п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. ... "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации", п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. ... "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в ... 3" распоряжение земельными участками национальных парков к полномочиям администрации Молдовского сельского ... 3 ... не относилось.
Пунктом 2.1 Постановления от 25.10.1994 г. ... на граждан возложена обязанность подать заявку в комитет по земельным ресурсам и землеустройству ... на выполнение землеотводных работ и оформление свидетельства на право собственности на землю с приложением чертежа границ земельного участка.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.1993 г. ... "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" обязанность по обеспечению выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
В соответствии с п. 5.5 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и в аренду, утвержденного решением малого ... 3 ... вого ... 3 народных депутатов от 08.09.1993 г. ..., основанием для отвода в натуре (на местности) земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома и личного подсобного хозяйства, и выдачи документа, удостоверяющего право гражданина на землю, является постановление главы администрации о предоставлении участка, договор купли-продажи при приобретении гражданином участка в собственность за плату. Землеустроительные дела по отводу земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства и документы, удостоверяющие право граждан на землю, оформляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела.
Согласно информациям Центрального отдела ... Росреестра по Краснодарскому краю от ... ... и от ... ..., в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительные дела на земельные участки выше ..., выполненные на имя ... 1, ... 2 на хранении не числятся.
Таким образом, в соответствии с установленными ЗК ... 3 требованиями, отвод земельного участка в натуре в 1994 году не производился.
Кроме того, исходные земельные участки с кадастровыми номерами ..., а также вновь образованные в их границах земельные участки с кадастровыми номерами ... сформированы за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N ЗЗ-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ..., предусмотрено что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; - согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Вместе с тем, фактически ответчиком осуществлена приватизация федеральных земель, которая запрещена в отношении земель, ограниченных в обороте.
Пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ..., предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 названной Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования
Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ..., действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами
п. 3 ст. 6 ЗК РФ,
ч.ч. 2,
4 ст. 8,
ч. 8 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ,
ч. ч. 3,
11 ст. 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ,
п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 г. N П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу
п. п. 4,
5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались
п. п. 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
п. п. 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459, осуществляет МТУ Росимущества.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в кадастровых делах по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами ... акты согласования границ участка с территориальным органом Росимущества отсутствуют. Надлежащих доказательств, подтверждающих обратное, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, согласование границ названных земельных участков с территориальным органом Росимущества не производилось.
При этом ранее действовали положения
п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 04.12.2006 г.), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в
п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 г. N П/327, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. ..., действовавших с 02.10.2002 г. по 31.12.2008 г. и с 01.01.2009 г. до 01.01.2017 г. соответственно.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. ..., установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом - МТУ Росимущества, в их границах сформированы исходные земельные участки с кадастровыми номерами ..., в результате перераспределения которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
С учетом изложенного, суд установил, что первичное право собственности ... 2 и ... 1 возникло незаконно, и как следствие неправомерно возникло право собственности В. на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., выше ...
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации ... от ... и представленной в материалы дела фото-таблицы следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, частично покрыты растительностью, фактически не осваиваются.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ... 4 и иными лицами указанными участками.
Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыли.
В соответствии со
ст. ст. 35,
85 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного
Законом РСФСР от 01.07.1970 (в редакции от 02.05.1988 г.), действовавшего до 25.04.1991 г., было предусмотрено, что изъятие земель, запятых лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров РСФСР.
Аналогично в
ст. 37 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного
Законом РСФСР от 08.08.1978 г., действовавшего до 29.01.1997 г., предусматривалось, что перевод лесных площадей в не лесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР.
В ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 г. N 401-VII (в редакции от 01.01.1988 г.) установлено, что предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка.
Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного
Законом РСФСР от 01.07.1970 г., было предусмотрено, что порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии с
п. п. 14,
15,
27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.1974 г. N 175 (далее Положение N 175), действовавшего до 26.02.1992 г., райисполком, горисполком рассматривает материалы о предоставлении земельных участков, обеспечивает подготовку землеустроительного дела и направляет его в Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком. К ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается справка о согласовании изъятия земельного участка в соответствии со
статьей 35 Земельного кодекса РСФСР.
В составе материалов землеустроительного дела направляются решения райисполкома, горисполкома о необходимости предоставления земельного участка (участков) и условиях его отвода (
пп. "д" п. 15 Положения N 175).
В
пункте 16 Положения N 175 установлено, что Совет Министров автономной республики, крайисполком, облисполком рассматривает землеустроительное дело и принимает решение о предоставлении земельных участков.
В тех случаях, когда решение о предоставлении земельных участков будет приниматься ... 3, ... 3 автономной республики, крайисполком, облисполком докладную записку Совету Министров РСФСР, свое решение и землеустроительное дело направляет на заключение в Министерство лесного хозяйства РСФСР - при изъятии земельных участков из земель государственного лесного фонда.
Дальнейшее правовое регулирование отношений по изъятию и предоставлению земель в лесах первой группы также устанавливало исключительность случаев изъятия указанных земель с разрешения Правительства Российской Федерации (
ст. 25 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 г. N 1103/1-1,
п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР").
При этом в
ст. 24 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 г. N 1103/1-1, установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда и других особо охраняемых территорий.
Согласно информационному письму Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 25.06.1992 г. N 3-14/1777 "Об изъятии земель, находящихся в лесах первой группы" изъятие земель в лесах первой группы для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства допускается только с разрешения Правительства Российской Федерации. При этом оформляется землеустроительное дело в установленном ранее порядке.
В связи с этим изъятие и предоставление земель Сочинского национального парка для организации коллективного садоводства с 01.07.1970 г. осуществлялось только Советом Министров РСФСР, а после 25.04.1991 г. не допускалось в силу закона.
Кроме того, в землеустроительном деле отсутствуют документы, предусмотренные в том числе н. 6.3, 6.1, 3.10 решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 08.09.1993 г. N 318 "Об утверждении Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду", которые бы подтверждали изъятие в установленном порядке земель Сочинского национального парка.
Ввиду этого, права собственности, зарегистрированные на земельные участки, образованные в пределах земель, входивших в национальный парк, незаконны.
В силу
ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно
п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (
ст. 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (Определения от 10.04.2018 г. N 117-КГ18-15, N 117-КГ18-17 и др.).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном решении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам
ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости истребования дополнительных документов несостоятельны, поскольку при принятии решения суд руководствовался требованиями
ГПК РФ и имеющимися в материалах дела доказательствами, достаточными для принятия решения. Тогда как ответчиком не представлено доказательств невозможности самостоятельного получения необходимых по ее мнению документов.
Довод апелляционной жалобы о правомерности возникновения права собственности ответчика на земельные участки не соответствует установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2020 года, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено путем предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, возможность обращения с требованием о признании право собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена исключительно истцу, в чьем фактическом владении находится зарегистрированное за ним на праве собственности спорное недвижимое имущество, которое одновременно с этим числится в ЕГРП за другим лицом (ответчиком) как собственником этого же имущества.
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим без возможности досудебного урегулирования.
Довод представителей ответчика о том, что ... 4 является добросовестным приобретателем не подлежит удовлетворению, поскольку как разъяснено в
абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
В рассматриваемом случае ... 4 нельзя признать добросовестным приобретателем, так как сделка, по которой приобретено право собственности на спорный участок, не отвечает признакам действительности сделки из-за незаконности возникновения права на данный участок у первоначального собственника.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по иным доводам апелляционной жалобы не имеется.
По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалах дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость приобщения дополнительных доказательств по делу, отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия ответчика с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда ... Краснодарского края от ... г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ... 4 по доверенности ... 10 и ... 14 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
20
Судьи
13
. 21