Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2024 N 88а-7078/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.04.2024 N 33а-2602/2024 (УИД 27RS0007-01-2023-007305-45)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа, обязании произвести возврат штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что постановлением он привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа, которое было исполнено, в дальнейшем постановление было изменено, размер штрафа был уменьшен, излишне уплаченный штраф подлежит возврату.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 26.04.2024 N 33а-2602/2024 (УИД 27RS0007-01-2023-007305-45)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа, обязании произвести возврат штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что постановлением он привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа, которое было исполнено, в дальнейшем постановление было изменено, размер штрафа был уменьшен, излишне уплаченный штраф подлежит возврату.
Решение: Отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное апелляционное определение имеет N 33а-2602/2024, а не N а-2602/2024. | |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2024 г. N а-2602/2024
Дело N 2а-668/2024
УИД 27RS0007-01-2023-007305-45
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей: Чуешковой В.В., Крюк А.А.,
при секретаре: К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2024 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению администрации города Комсомольска-на-Амуре к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченного штрафа,
по апелляционной жалобе административного ответчика - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителя административного ответчика - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - Т.А., представителя административного истца - администрации города Комсомольска-на-Амуре Т.И., судебная коллегия
установила:
Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в суд с административным исковым заявлением в обоснование которого указала, что постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО1 N 57 от 24 марта 2023 года администрация города Комсомольска-на-Амуре привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей. В порядке
ст. 32.2 КоАП РФ администрация г. Комсомольска-на-Амуре добровольно исполнила постановление, оплатив штраф в размере 200 000 рублей и обратилась в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с жалобой на постановление от 24.03.2023 г. Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2023 г. указанное постановление изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 200 000 рублей на основании
ч. ч. 3.2,
3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Из содержания положений
ст. 32.2 КоАП РФ следует, что имеется возможность уплаты наложенного штрафа в размере половины от назначенной в постановлении суммы при условии, что такая уплата будет произведена не позднее 20-ти дней со дня вынесения постановления. При этом, лицо не лишено возможности обжалования данного постановления. Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2023 г. постановление признано законным, при этом, размер штрафа снижен до 200 000 рублей, в связи с чем, излишне уплаченный штраф подлежит возврату.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным и отменить отказ в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа; обязать ГУ МЧС России по Хабаровскому краю произвести возврат излишне уплаченной суммы административного штрафа в размере 100 000 рублей путем перечисления на расчетный счет администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 января 2024 года заявленные административным истцом требования удовлетворены.
Суд решил: "Административный иск администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в возврате излишне уплаченного денежного штрафа, - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю от 04 сентября 2023 года о возврате излишне уплаченного административного штрафа администрации города Комсомолська-на-Амуре по постановлению N 57 от 24.03.2023 года.
Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление администрации города Комсомольска-на-Амуре о возврате излишне уплаченного административного штрафа по постановлению N 57 от 24.03.2023 года.".
В апелляционной жалобе административный ответчик, повторяя доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. Поскольку, при вынесении обжалуемого судебного акта не было установлено, что в результате обжалования постановления о назначении административного наказания оно было отменено или сумма административного штрафа была снижена до уровня ниже суммы уже уплаченной административным истцом в льготном порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - Т.А. апелляционную жалобу поддержала по приведенным в ней доводам. Представитель административного истца - администрации города Комсомольска-на-Амуре Т.И. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу
части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 КАС РФ (
глава 22 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9,
11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО1 от 24.03.2023 г. N 57 администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края привлечена к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В соответствии со
ст. 32.2 ч. 1.3 -
3 КоАП РФ, 06.04.2023 г. администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края был уплачен административный штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа - 200 000 рублей, назначенного постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору от 24.03.2023 г. N 57 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (сумма административного штрафа 400 000 рублей).
Согласно решению Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13.06.2023 г. постановление заместителя главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО1 N 57 от 24.03.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации г. Комсомольска-на-Амуре изменено. Снижен размер назначенного администрации г. Комсомольска-на-Амуре административного штрафа - до 200 000 рублей. В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО1 N 57 от 24.03.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации г. Комсомольска-на-Амуре - оставлено без изменения, а жалоба представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Администрация г. Комсомольска-на-Амуре обратилась в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа по делу об административном правонарушении на основании решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13.06.2023 г.
Согласно ответу ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 04.09.2023 г., заявление администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возврате суммы излишне оплаченного штрафа в размере 100 000 рублей по постановлению о назначении административного наказания от 24.03.2023 г. N 57 удовлетворению не подлежит.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь
КАС РФ,
КоАП РФ,
БК РФ, разъяснениями, изложенными в письме ФСИН России от 18.01.2023 г. N ШЮ-4-17/442@, пришел к выводу о незаконности оспариваемого администрацией г. Комсомольска-на-Амуре отказа в возврате суммы излишне оплаченного штрафа в размере 100 000 рублей.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Общий порядок, а также особенности исполнения отдельных видов административных наказаний, в том числе относящиеся к административному штрафу, определены
разделом V "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающим, в частности, что постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами
(часть 1 статьи 31.2)
Согласно
ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных
частями 1.1,
1.3,
1.3-1,
1.3 -
2 и
1.4 указанной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных
статьей 31.5 названного кодекса.
При этом, в соответствии с
ч. 1.3 -
3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных
статьями 13.15,
13.37,
14.31,
14.31.2,
частями 5 -
7 статьи 14.32,
статьями 14.33,
14.56,
15.21,
15.30,
19.3,
частями 1 -
8.1,
9.1 -
39 статьи 19.5,
статьями 19.5.1,
19.6,
19.8 -
19.8.2,
19.23,
частями 2 и
3 статьи 19.27,
статьями 19.28,
19.29,
19.30,
19.33,
19.34,
20.3,
частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными
главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Согласно
Письму ФНС России от 18.01.2023 г. N ШЮ-4-17/442@, реализация лицом, привлеченным к административной ответственности, права на уплату административного штрафа в льготном размере не лишает его возможности обжаловать соответствующее постановление в порядке, установленном
КоАП РФ.
Если в результате такого обжалования постановление о наложении административного штрафа будет отменено или сумма такого административного штрафа будет снижена до уровня ниже суммы, уже уплаченной в льготном порядке, то сумма излишне уплаченного административного штрафа подлежит возврату в соответствии со
статьей 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений, лицо, привлеченное к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случае уплаты назначенного административного штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении такого штрафа, может оплатить его в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
При этом, если при обжаловании постановления о наложении административного штрафа такое постановление будет признано незаконным или сумма штрафа будет изменена на более низкую, чем привлеченное лицо успело уплатить в счет погашения долга, то разница между оплаченной суммой административного штрафа и измененной суммы подлежит возврату лицу в соответствии со
статьей 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что до вынесения решения Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13.06.2023 г., которым обжалованное постановление о наложении административного штрафа признано законным, но уменьшен размер административного штрафа до 200 000 рублей, администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в установленный законом для получения льготы на оплату штрафа 20-дневный срок оплачен административный штраф в размере 200 000 рублей (половина установленной обжалованным постановлением суммы).
Таким образом, присужденная судом сумма административного штрафа аналогична оплаченной 06.04.2023 г. администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, а не изменена на более низкую, чем привлеченное лицо успело уплатить в счет погашения долга.
На основании изложенного и установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 04.09.2023 г. в возврате администрации г. Комсомольска-на-Амуре излишне уплаченного штрафа является законным и обоснованным, соответствует нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не повлекло, поскольку излишней уплаты штрафа в данном случае не имеется.
Согласно
ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания судебной коллегией при рассмотрении настоящего административного дела установлены, поскольку судом первой инстанции при принятии решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела и выводы о незаконности оспариваемого отказа, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Вследствие чего, судом неправильно применены нормы материального права.
В связи с чем, решение суда первой инстанции является незаконным и на основании
статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь
статьями 309 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 января 2024 года - отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных администрацией г. Комсомольска-на-Амуре требований - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.