Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88а-11800/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 05.06.2024 по делу N 33а-3721/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003862-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия должностных лиц.
Обстоятельства: Ответчиком допущено незаконное бездействие, связанное с неустранением выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 05.06.2024 по делу N 33а-3721/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003862-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия должностных лиц.
Обстоятельства: Ответчиком допущено незаконное бездействие, связанное с неустранением выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2024 г. по делу N 33а-3721/2024
УИД 27RS0002-01-2023-003862-66
в суде первой инстанции дело N 2а-260/2023
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей: Чуешковой В.В., Хасановой Н.В.,
при секретаре: К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июня 2024 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хабаровского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Хабаровского края, апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителя административного истца - заместителя прокурора Хабаровского края - прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Копыловой О.Ю., представителя административных ответчиков - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - Б., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Хабаровского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с административным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Хабаровского края 27.03.2023 г., 28.03.2023 г., 22.09.2023 г. и 25.10.2023 г. проведены проверки в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому края, где установлены нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и требования о пожарной безопасности. В нарушение п. 54 ППР РФ в учреждении не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты. В административном здании СИЗО-1, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4 и 5 в нарушение п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 Свода правил N 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение. Вопреки п. 13 ППР РФ не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3. Ранее по фактам выявленных системных нарушений пожарной безопасности в адрес начальника УФСИН России по Хабаровскому краю заместителем прокурора Хабаровского края вносились представления от 28.04.2023 г. и 04.10.2023 г. за N 17-9-2023 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования надлежащих мер к устранению длящихся нарушений администрацией следственного изолятора и УФСИН России по краю не принято, что также подтверждается результатами повторной контрольной проверки, проведенной прокуратурой Хабаровского края 25.10.2023 г. с участием специалиста - инспектора ОНД и ПР по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска. Согласно ответам УФСИН России по Хабаровскому краю от 04.07.2023 г. и 27.10.2023 г., обозначенные нарушения требований пожарной безопасности не устранены ввиду ненадлежащего финансирования, поскольку лимиты бюджетных обязательств на эти цели из ФСИН России поступают в недостаточном объеме. Актом обследования работоспособности охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 04.07.2023 г. установлено, что данная система находится частично в рабочем состоянии, однако для проведения ее обслуживания и восстановления работоспособности на всех объектах учреждения необходимо приобрести оборудование и расходные материалы. Указанные нарушения требований пожарной безопасности и их длящийся характер существенно нарушают права заключенных на безопасные условия содержания, создают реальную угрозу их жизни и здоровью, а также сотрудников и посетителей следственного изолятора в случае возникновения пожара.
На основании изложенного и письменного заявления об уточнении заявленных ранее административных исковых требований, административный истец просил суд:
признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении хранения на объекте защиты (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю) технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; не проведении работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, необеспечении исправного их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с требованиями п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479; не оборудовании административного здания, режимных корпусов N 1, 2, 3, 4 и 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, п. 4.3.12 Свода правил N 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194; не проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
признать незаконным бездействие ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю;
обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечить хранение на объекте защиты (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю) технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем в соответствии с требованиями п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479; организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечив исправное их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479; оборудовать административное здание, режимные корпуса N 1, 2, 3, 4 и 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, п. 4.3.12 Свода правил N 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
обязать ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Установить срок для исполнения данного решения 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.02.2024 г. заявленные административным истцом требования удовлетворены частично.
Суд решил: "Административный иск заместителя прокурора Хабаровского края С.В. Аксаментова, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении хранения на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем; в не проведении работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения; необеспечении исправного их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479; не оборудовании административного здания, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, п. 4.3.12 Свода правил N 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы" утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194; не проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить хранение на объекте защиты (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю) технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем в соответствии с требованиями п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечив исправное их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- оборудовать административное здание, режимные корпуса N 1, 2, 3, 4 и 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, п. 4.3.12 Свода правил N 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194;
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
В остальной части административных исковых требований отказать.".
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований. Поскольку отсутствует финансирование, без которого следственный изолятор не имеет возможности провести устранение выявленных прокуратурой нарушений.
В апелляционном представлении административный истец полагает постановленный по делу акт незаконным в части отказа в возложении на ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. В связи с чем, просит в указанной части решение суда отменить, принять по делу новое, которым заявленные требования прокурора удовлетворить.
Письменных возражений на апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Копылова О.Ю. апелляционное представление прокурора поддержала по приведенным в нем доводам. Представитель административных Б. апелляционную жалобу поддержал по приведенным в ней доводам.
Заслушав в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснения сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Хабаровского края проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно представлению от 28.04.2023 г. об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, в ходе проверки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю прокуратурой Хабаровского края установлено, что в нарушение требований закона в следственном изоляторе отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности. Вопреки п. 54 ППР РФ с 2021 года не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты. В административном здании СИЗО-1, режимных корпусах N 1-5 на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение в нарушение требований п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 Свода правила N 1.13130.2020. В связи с изложенным, прокурор требовал провести проверку по фактам выявленых нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Согласно ответу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 04.07.2023 г., представление прокуратуры Хабаровского края от 28.04.2023 г. рассмотрено и выявлено, что из 34 нарушений не нашли своего подтверждения только 2.
04.10.2023 г. в адрес начальника УФСИН России по Хабаровскому краю прокуратурой Хабаровского края направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, согласно которому в нарушение п. 54 ППР РФ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты. В административном здании следственного изолятора, режимных корпусах N 1-5 в нарушение требований п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 Свода правила N 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение. Вопреки п. 13 ППР РФ не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений. 28.04.2023 г. прокуратурой Хабаровского края выносилось представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Однако по истечении 6 месяцев с момента вынесения акта прокурорского реагирования до настоящего времени фактических мер к устранению нарушений закона не принято. В связи с изложенным прокурор требовал провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Согласно ответу УФСИН России по Хабаровскому краю от 27.10.2023 г. представление прокурора Хабаровского края от 04.10.2023 г. рассмотрено. В целях устранения выявленных нарушений УФСИН России по Хабаровскому краю направлялись запросы с просьбой о выделении дополнительного денежного финансирования. С ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Хабаровскому краю заключен договор по ремонту и техническому обслуживанию систем ОПС и СОУЭ. В июле 2023 года проведено обследование работоспособности охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в ходе которого установлено, что ОПС и СОУЭ находится в частично рабочем состоянии. Для проведения дальнейшего ремонта, технического обслуживания и эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуаций на всех объектах учреждения необходимо приобретение оборудования и расходных материалов, подготавливаются повторные запросы на выделение денежных средств, а также разработку технической документации на системы пожарной защиты. В административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1-5 для приобретения эвакуационного освещения и на обработку деревянных конструкций чердачных помещений также направлялись запросы на выделение денежных средств, однако в 2023 году на устранение нарушений требований пожарной безопасности ЛБО выделены в недостаточном количестве.
Согласно справке о состоянии законности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 25.10.2023 г., вопреки п. 54 ППР РФ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты. В административном здании следственного изолятора, режимных корпусах N 1-5 в нарушение требований п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 Свода правила N 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение. Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1-3.
Выявленные прокуратурой Хабаровского края нарушения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю подтверждаются пояснениями по возникшим вопросам лица, привлекаемого в качестве специалиста от 28.03.2023 г., от 26.10.2023 г., предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 07.04.2023 г. N 17/1/1.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложения обязанности, суд первой инстанции, руководствуясь КАС РФ, Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Законом Российской Федерации N 5473-1 от 21.07.1993 г. "ОБ учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пришел к выводу, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Отсутствие денежных средств для устранения выявленных прокурором нарушений само по себе не освобождает ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности. При этом, решая вопрос об установлении срока исполнения возложенной на учреждении обязанности, суд первой инстанции принял во внимание, что указанный административным истцом шестимесячный срок явно недостаточен для проведения процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В связи с чем установил срок для исполнения обязанности - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказание, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, к которым относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 54 Правил, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п. 37 Правил, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Согласно п. 37 Правил, при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.
Как следует из материалов административного дела, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю допущены нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
На момент рассмотрения административного дела, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, доказательств, подтверждающих устранение выявленных прокурором в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности нарушений, стороной административного ответчика предоставлено не было.
При этом, несоблюдение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю требований пожарной безопасности нарушают права заключенных и сотрудников следственного изолятора на безопасные условия содержания, создают реальную угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения пожара.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о допущенном ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю бездействии, в части соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий (бездействия) ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложении соответствующей обязанности, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314, основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу пункта 7 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно п. 5 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных (статья 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Исходя из положений бюджетного законодательства и структуры органов ФСИН России главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства юстиции РФ от 28.09.2001 г. N 276 утверждена инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 1.2 Приказа Министерства юстиции РФ от 28.09.2001 г. N 276, требования настоящей Инструкции обязаны выполнять все территориальные органы и учреждения УИС.
Согласно п. 6.8 Инструкции средства по смете содержания УИС поступают в органы и учреждения от главных бюджетораспорядителей (бюджетораспорядителей) и расходуются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели по соответствующим кодам и статьям экономической классификации.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.
В силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России, основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).
В соответствии с Положением об УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержденным приказом ФСИН России от 14 июня 2015 года N 518, Управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).
В силу пунктов 1.2 и 1.7 Устава ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, данное Учреждение находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН России по Хабаровскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Отсутствие необходимых мероприятий по соблюдению санитарного законодательства, с учетом порядка и способов финансирования Учреждения на проведение соответствующих мероприятий, с достаточной полнотой свидетельствует о бездействии как самого исправительного учреждения, распорядителя (получателя) бюджетных средств - УФСИН России по Хабаровскому краю, так и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, коим является ФСИН России.
Вопреки доводам административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, которым фактически не оспариваются выявленные прокурором нарушения законодательства, учреждения пенитенциарной системы должны принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования пожарного законодательства, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность. При этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей административных ответчиков.
При таком положении принятое по настоящему делу решение является незаконным в части отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора к ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю и на основании пункта 2, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения - об удовлетворении административных исковых требований. А именно - о признании незаконным бездействия ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившегося в необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю; возложении обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю и ЕАО обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09 февраля 2024 года в части его исполнения подлежит изменению. Необходимо обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение одного года с даты выделения денежных средств устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены в полном объеме решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление заместителя прокурора Хабаровского края - удовлетворить.
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09 февраля 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Хабаровского края к УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования заместителя прокурора Хабаровского края к УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, выразившееся в необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Обязать ФСИН России профинансировать мероприятия, направленные на устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать УФСИН России по Хабаровскому краю в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда довести финансирование до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности.
Изменить решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09 февраля 2024 года в части исполнения решения.
Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение одного года с даты выделения денежных средств устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.