Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88а-11800/2024 по делу N 2а-260/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003862-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия должностных лиц.
Обстоятельства: Ответчиком допущено незаконное бездействие, связанное с неустранением выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88а-11800/2024 по делу N 2а-260/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003862-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия должностных лиц.
Обстоятельства: Ответчиком допущено незаконное бездействие, связанное с неустранением выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2024 г. N 88а-11800/2024
Дело N 2а-260/2024
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Хабаровского края в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, Следственный изолятор), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю) и Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором просил:
1. Признать незаконным бездействие и обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю:
- обеспечить хранение на объекте защиты (Следственном изоляторе) технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима);
- организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечив исправное их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина Следственного изолятора в соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима;
- оборудовать административное здание, режимные корпуса N 1, 2, 3, 4 и 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с пунктом 37 Правил противопожарного режима, пунктом 4.3.12 Свода правил "СП 1.13130.2020. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13130.2020);
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с пунктом 13 Правил противопожарного режима.
2. Признать незаконным бездействие и обязать ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю организовать финансовое обеспечение расходов для проведения работ по обеспечению пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Установить административным ответчикам срок для исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся:
- в необеспечении хранения на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем;
- в непроведении работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения;
- в необеспечении исправного их состояния в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима;
- в необорудовании административного здания, режимных корпусов N 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с пунктом 37 Правил противопожарного режима, пунктом 4.3.12 СП 1.13130.2020;
- в непроведении огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с пунктом 13 Правил противопожарного режима.
На ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить хранение на объекте защиты (Следственном изоляторе) технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технических средств, функционирующих в составе указанных систем, и результатов пусконаладочных испытаний указанных систем в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима;
- организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечив исправное их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и здании магазина Следственного изолятора в соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима;
- оборудовать административное здание, режимные корпуса N 1, 2, 3, 4 и 5 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эвакуационным освещением в соответствии с пунктом 37 Правил противопожарного режима, пунктом 4.3.12 СП 1.13130.2020;
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в соответствии с пунктом 13 Правил противопожарного режима.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского края от 5 июня 2024 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Хабаровского края к УФСИН России по Хабаровского края и ФСИН России о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности. В данной части по делу принято новое решение, которым соответствующие административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие УФСИН России по Хабаровского края и ФСИН России, выразившееся в необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. На ФСИН России возложена обязанность профинансировать мероприятия, направленные на устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На УФСИН России по Хабаровского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда довести финансирование до Следственного изолятора для проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности. Также апелляционным определением решение суда первой инстанции изменено в части срока исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю возложенной на него обязанности: на Следственный изолятор возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в течение одного года с даты выделения денежных средств. В остальной части решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года оставлено без изменения.
20 ноября 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Кировский районный суд Хабаровского края 8 ноября 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года и (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений статей 21, 35, 54 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор (заместитель прокурора) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ определено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Из содержания подпунктов 6, 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение о ФСИН России), следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по разработке и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2 пункта 7 Положения).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, к числу которых отнесены национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, пункт 54 которых предусматривает, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно пункту 37 Правил противопожарного режима запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности; эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской; в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Из содержания пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 следует, что в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение.
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности (пункт 13 Правил противопожарного режима).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, по результатам проверок, проведенных в 2023 году сотрудниками прокуратуры Хабаровского края совместно с должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам города Хабаровска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности (пунктов 13, 37, 54 Правил противопожарного режима, пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020), перечисленные в административном исковом заявлении.
28 апреля 2023 года и 4 октября 2023 года заместителем прокурора Хабаровского края начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю вносились представления, в которых предлагалось устранить выявленные в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушения требований действующего законодательства.
Несмотря на то, что в ответах от 4 июля 2023 N 27/ТО/52-11100 и от 27 октября 2023 года N 27/ТО/5-1876 заместителю прокурора Хабаровского края руководством УФСИН России по Хабаровскому краю сообщалось о принимаемых мерах, направленных на устранение указанных в представлении нарушений, а также о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, проведенные прокуратурой Хабаровского края контрольные проверки показали, что имевшиеся в Следственном изоляторе нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности не устранены.
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны поднадзорных органов и должностных лиц вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, следует, что само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Правил противопожарного режима, Положения о ФСИН России, СП 1.13130.2020, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю допущено незаконное бездействие, связанное с неустранением выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности, которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц. В связи с этим суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ возложил на Следственный изолятор обязанность в течение одного года с со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечив исправное их состояние в административном здании, хозяйственном корпусе, режимных корпусах N 1, 2, 3, 4, 5 и знании магазина Следственного изолятора; оборудовать административное здание, режимные корпуса N 1, 2, 3, 4 и 5 эвакуационным освещением; провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений режимных корпусов N 1, 2 и 3. В то же время Кировский городской суд города Хабаровска Хабаровского края указал в решении, что со стороны ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю не было допущено какого-либо незаконного бездействия, и возложение на данных административных ответчиков обязанности организовать финансирование мероприятий по устранению указанных выше нарушений будет являться вмешательством в административно в административно-хозяйственную деятельность государственных органов, ограничит права главного распорядителя и распорядителя средств федерального бюджета в сфере реализации возложенных на них полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, согласившись с позицией Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края о наличии оснований для удовлетворения заявленных к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю административных исковых требований, посчитала ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю и для возложения на данных административных ответчиков обязанности обеспечить финансирование Следственного изолятора для проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности. Принимая в данной части по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1), Положения о ФСИН России, Положения об УФСИН России по Хабаровскому края, утвержденного приказом ФСИН России от 14 июня 2015 N 518, Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2001 года N 276, указал в апелляционном определении, что материально-техническое обеспечение деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю является расходным обязательством Российской Федерации, в свою очередь Следственный изолятор осваивает поступающие к нему бюджетные средства в пределах утвержденных лимитов и на цели по соответствующим кодам и статьям экономической классификации; при недостаточности выделенных казенному учреждению бюджетных средств ответственность по его обязательствам от имени Российской Федерации несет орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится данное казенное учреждение. Устранение выявленных прокуратурой Хабаровского края в Следственном изоляторе нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности, наличие которых не оспаривается административными ответчиками, не может быть поставлено в зависимость от финансовых и материально-технических возможностей самого ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Выводы суда первой инстанции (в той части, в которой они были оставлены без изменения судом апелляционной инстанции) и суда апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществленной по правилам статьи 84 КАС РФ.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю не имеют возможности организовать в установленный в апелляционном определении срок финансирование указанных в решении суда мероприятий, что возложение такой обязанности судебным решением является вмешательством в бюджетный процесс, в административно-хозяйственную деятельность административных ответчиков, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из содержания пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что распорядитель бюджетных средств осуществляет: планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что ФСИН России (как главный распорядитель бюджетных средств) и УФСИН России по Хабаровскому краю (как распорядитель бюджетных средств) должны обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушений требований пожарной безопасности, судебной коллегией суда кассационной инстанции признается верным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Применительно к настоящему делу установленный в апелляционном определении шестимесячный срок исполнения ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю возложенных на них обязанностей, учитывая, что о наличии в Следственном изоляторе нарушений требований действующего законодательства о пожарной безопасности УФСИН России по Хабаровскому краю указывалось еще в представлении заместителя прокурора Хабаровского края от 28 апреля 2023 года, судебная коллегия суда кассационной инстанции признается разумным.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов, положенных в основу решения суда первой инстанции (в неотмененной его части) и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.