Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 N 88а-9526/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.04.2024 N 33а-2635/2024 (УИД 27RS0006-01-2023-006132-28)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе проведенной проверки по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные нарушения не устранены, создают реальную угрозу жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.04.2024 N 33а-2635/2024 (УИД 27RS0006-01-2023-006132-28)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: В ходе проведенной проверки по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные нарушения не устранены, создают реальную угрозу жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения.
Решение: Удовлетворено в части.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. N 33а-2635/2024
Дело N 2а-581/2024
УИД 27RS0006-01-2023-006132-28
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.
судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.
при секретаре: К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2024 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватниковой К.А., представителя ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН России С., судебная коллегия
установила:
Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, Учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю в части непринятия мер по устранению нарушений требований действующих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противопожарной безопасности. Возложить обязанность на администрацию ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства путем: восстановления технической документации на систему противопожарной защиты, установленной на всех объектах Учреждения (с массовым скоплением людей, представленных зданиями контрольно-пропускного пункта и комнат краткосрочных (длительных) свиданий; штрафного изолятора и помещений камерного типа; отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6; медицинской части N 7; столярного и модульного цехов); заключения гражданско-правового договора на проведение противопожарных инструктажей либо альтернативного обеспечения наличия в штате ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю лица, обученного мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, имеющего среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность", прошедшего процедуру независимой оценки квалификации по противопожарной безопасности; обеспечения разработки и утверждения программы противопожарного инструктажа; в здании контрольно-пропускного пункта и комнат краткосрочных (длительных) свиданий организации работы по раздельной прокладке кабелей и проводов систем противопожарной защиты с кабелями и проводами иного назначения; по размещению, находящегося в коридоре между контрольно-пропускным пунктом и комнатами для свиданий, настенного речевого оповещателя на расстоянии не менее 150 мм от потолка до верхней его части; по размещению на путях эвакуации, у выходов из здания ручных пожарных извещателей; по размещению над эвакуационным выходом из кухонного помещения комнат длительных свиданий светового оповещателя "Выход"; в здании штрафного изолятора и помещений камерного типа организации работы по обеспечению здания системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией; обеспечению проведения повторной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций крыши (стропила, балки, обрешетка), испытаний либо обоснованию расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций требованиям пожарной безопасности; в зданиях отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 организации работы по установке на дверях эвакуационных выходов вторых этажей, ведущих на лестничные клетки, приспособлений для самозакрывания; размещения в отрядах N 5 и 6 плана эвакуации, отвечающего требованиям
ГОСТ 34428-2018; организации работы по размещению настенного речевого оповещателя, находящегося в коридоре медицинской части N 7 на расстоянии не менее 150 мм от потолка до верхней его части; организации работы по оборудованию в столярном и модульном цехах автоматической системы пожаротушения; организации работы по оборудованию помещения столярного цеха системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Возложить обязанность на ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения.
Требования мотивированы тем, что Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Хабаровскому краю и ФГБУ "Судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" главного Управления МЧС России по Хабаровскому краю проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, нарушаются требования Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила N 1479),
приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - Порядок N 806), Свода правил N 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденных
приказом МЧС России N 200 от 6 апреля 2021 года (далее - СП N 6.13130.2021), Свода правил N 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России N 173 от 25 марта 2009 года (далее - СП N 3.13130.2009), Свода правил N 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом МЧС России N 582 от 31 июля 2020 года (далее - СП N 484.1311500.2020), Свода правил N 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденных
приказом МЧС России N 151 от 12 марта 2020 года (далее - СП N 2.13130.2020). В ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю техническая документация на системы противопожарной защиты, установленной на всех объектах Учреждения, отсутствует; в Учреждении отсутствуют лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность", либо прошедшие процедуру независимой оценки квалификации (в т.ч. не привлекаются к проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора); программа противопожарного инструктажа не разработана и не утверждена; в здании контрольно-пропускного пункта и комнат краткосрочных (длительных) свиданий: на объекте защиты допускается совместная прокладка кабелей и проводов систем противопожарной защиты с кабелями и проводами иного назначения; настенный речевой оповещатель, находящийся в коридоре между контрольно-пропускным пунктом и комнатами для свиданий, расположен на расстоянии менее 150 мм от потолка до верхней его части; на путях эвакуации, у выходов из зданий, в вестибюлях, холлах отсутствуют ручные пожарные извещатели, над эвакуационным выходом из кухонного помещения комнат длительных свиданий отсутствует световой оповещатель "Выход". В здании штрафного изолятора и помещений камерного типа, здание системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией, не оборудовано; на объекте проведение повторной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций крыши (стропила, балки, обрешетка), испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций требованиям пожарной безопасности, не обеспечено (гарантийный срок действия огнезащитных свойств истек 24 апреля 2021 года). В зданиях отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 на дверях эвакуационных выходов вторых этажей, ведущих на лестничные клетки, не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания. Кроме того, план эвакуации отрядов N 5 и 6 требованиям
ГОСТ 34428-2018 "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1503-ст от 18 ноября 2021 года, не соответствует; настенный речевой оповещатель, находящийся в коридоре медицинской части расположен на расстоянии менее 150 мм от потолка до верхней его части; помещения столярного и модульного цеха (цех по распиловки древесины) системами противопожарной защиты (автоматическими установками пожаротушения), не оборудованы. Кроме того, помещения столярного цеха также не оборудованы системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
По результатам анализа исполнения администрацией ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю внесенных прокурором представлений об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выявленные нарушения не устранены. Полагает, что данные нарушения влекут нарушение прав осужденных, сотрудников проходящих службу в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, неопределенного круга граждан, посещающих исправительное учреждение.
Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 января 2024 года к участию деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 февраля 2024 года, административные исковые требования Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично. Судом постановлено признать незаконным бездействие ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю в части непринятия мер по устранению мер по устранению нарушений требований действующих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противопожарной безопасности. На ФКУ ИК-13 УФСИН России Хабаровскому по краю возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства путем: восстановления технической документации на системы противопожарной защиты, установленной на всех объектах защиты Учреждения (с массовым скоплением людей, представленных зданиями контрольно-пропускного пункта и комнат краткосрочных (длительных) свиданий; штрафного изолятора и помещений камерного типа; отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6; медицинской части N 7; столярного и модульного цехов; заключения гражданско-правового договора на проведение противопожарных инструктажей либо альтернативного обеспечения наличия в штате ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю лица обученного мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, имеющего среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность", прошедшего процедуру независимой оценки квалификации по противопожарной безопасности; обеспечения разработки и утверждения программы противопожарного инструктажа; в здании контрольно-пропускного пункта и комнат краткосрочных (длительных) свиданий организации работы: по раздельной прокладке кабелей и проводов систем противопожарной защиты с кабелями и проводами иного назначения; по размещению находящегося в коридоре между контрольно-пропускным пунктом и комнатами для свиданий настенного речевого оповещателя на расстоянии не менее 150 мм от потолка до верхней его части; по размещению на путях эвакуации, у выходов из здания ручных пожарных извещателей; по размещению над эвакуационным выходом из кухонного помещения комнат длительных свиданий светового оповещателя "Выход"; в здании штрафного изолятора и помещений камерного типа организации работы по обеспечению здания системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией; по обеспечению проведения повторной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций крыши (стропила, балки, обрешетка), испытаний либо обоснованию расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций требованиям пожарной безопасности; в зданиях отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 организации работы по установке эвакуационных выходов вторых этажей, ведущих на лестничные клетки приспособлений для самозакрывания, размещения в отрядах N 5, 6 плана эвакуации, отвечающих требованиям
ГОСТ 34428-2018; организации работы по размещению настенного речевого оповещателя, находящегося в коридоре медицинской части N 7 на расстоянии не менее 150 мм от потолка до верхней его части; организации работы по оборудованию в столярном и модульном цехах автоматической системы пожаротушения; организации работы по оборудованию помещения столярного цеха системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. На ФСИН России возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю на указанные цели в размере, достаточном для их (нарушений) устранения. В удовлетворении требований к УФСИН России по Хабаровскому краю отказано.
В апелляционной жалобе ФСИН России с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что бездействие со стороны ФСИН России отсутствует, прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о недостаточности бюджетного финансирования учреждения. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Письменных возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН России С. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватникова К.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в суд апелляционной инстанции не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявил, в связи с чем, в соответствии с положениями
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
В силу
части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами
части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания
пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что 20 февраля 2023 года и 17 ноября 2023 года прокуратурой Хабаровского края, совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС по Хабаровскому краю и ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Хабаровскому краю проведена проверка ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которых были выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности, о чем незамедлительно был проинформирован Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (письма от 6 марта 2023 года N 2-24/696, от 21 ноября 2023 года N 2-24/107.
Согласно протоколам испытаний ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Хабаровскому краю N 07/20/2023Г от 27 февраля 2023 года, N 44/202023Г от 20 ноября 2023 года, система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре в зданиях ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю на момент проведения испытаний находились в неработоспособном состоянии.
13 марта 2023 года и 24 ноября 2023 года прокурором в адрес врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю внесены представления об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного и противопожарного законодательства Российской Федерации, причин и условий им способствующих, которые до настоящего времени не устранены.
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю от 10 апреля 2023 года N 27/44-2252 по представлению прокурора проведена служебная проверка, в ходе которой установлено наличие вмененных нарушений требований пожарного законодательства, установлены причины нарушений, а именно нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении в полной мере должностной инструкции (пунктов 45, 50, 55, 66, 70) начальником пожарной части, в связи с чем последнему объявлен выговор.
Постановлением ОНД и ПР по Хабаровскому муниципальному району ГУМЧС России по Хабаровскому краю N 34/16 от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2023 года, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Разрешая административные исковые требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со
статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции, установив факт нарушения в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности, неустранением выявленных нарушений, что создает реальную угрозу жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения, пришел к выводу о наличии оспариваемого бездействия со стороны ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложении на учреждение обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, возложив обязанность по финансированию указанных мероприятий на ФСИН России. УФСИН России по Хабаровскому краю признано судом первой инстанции ненадлежащим административным ответчиком, в связи с чем в указанной части в удовлетворении требований прокурора отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части.
Согласно положениям
части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 20 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 и иными нормативными актами в данной сфере.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанцией, прокуратурой проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (нарушение
пункт 54 Правил N 1479);
- отсутствуют лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности "Пожарная безопасность" или направлению подготовки "Техносферная безопасность" по профилю "Пожарная безопасность" (далее - образование пожарно-технического профиля), либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации (в том числе не привлекаются к проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового догвора) (пункты 7, 8, 9 Порядка N 806):
- на объекте защиты допускается совместная прокладка кабелей и проводов систем противопожарной защиты с кабелями и проводами иного назначения (
пункт 6.6 СП N 6.13130.2021).
- настенный речевой оповещатель, находящийся в коридоре между контрольно-пропускным пунктом и комнатами для свиданий, настенный речевой оповещатель, находящийся в коридоре медицинской части, расположены на расстоянии менее 150 мм от потолка до верхней его части (
пункт 4.4 СП N 3.13130.2009).
- на путях эвакуации, у выходов из зданий, в вестибюлях, холлах отсутствуют ручные пожарные извещатели (
пункт 6.6.27 СП N 484.1311500.2020).
- над эвакуационным выходом из кухонного помещения комнат длительных свиданий отсутствует световой оповещатель "Выход" (
пункт 5.3 СП N 3.13130.2009).
В здании штрафного изолятора и помещений камерного типа следующие нарушения:
- здание системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией, не оборудовано (
пункт 8.2 таблицы 1 СП N 486.1311500.2020).
- на объекте проведение повторной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций крыши (стропила, балки, обрешетка), испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций требованиям пожарной безопасности, не обеспечено (гарантийный срок действия огнезащитных свойств истек 24 апреля 2021 года) (пункт 5.4.5 Свода правил N 2.13130.2020),
- в зданиях отрядов N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 на дверях эвакуационных выходов вторых этажей, ведущих на лестничные клетки, не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания (
пункт 24 Правил N 1479).
- план эвакуации отрядов N 5 и 6 не соответствует требованиям
ГОСТ 34428-2018 "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия", утвержденного
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1503-ст от 18 ноября 2021 года.
- помещения столярного и модульного цеха (цех по распиловки древесины) системами противопожарной защиты (автоматическими установками пожаротушения), системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией не оборудованы (
пункт 10.2. таблицы 3 СП N 486.1311500.2020).
Наличие указанных нарушений административными ответчиками не оспаривалось, доказательств проведения мероприятий по устранению нарушений в материалы дела не представлено, мероприятия по противопожарной безопасности объектов ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю в полном объеме не выполнены.
Как разъяснено в
пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
С учетом данного правового регулирования, установив, что допущенные нарушения не устранены в связи с недостаточным финансированием, принимая во внимание полномочия УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, компетенцию, права, обязанности и ответственность исправительного учреждения, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложении на него обязанности по выполнению требований противопожарной безопасности, а также возложении обязанности на ФСИН России профинансировать расходы, связанные с выполнением вышеуказанных работ.
Вопреки доводам административных ответчиков, которыми фактически не оспариваются выявленные прокурором нарушения уголовно-исполнительного законодательства, учреждения пенитенциарной системы должны принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования пожарной безопасности, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность. При этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей административных ответчиков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих факт надлежащего финансирования спорных противопожарных мероприятий.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований к УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно
статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.
В силу
статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями
статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (
пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).
Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2).
В соответствии с Положением об УФСИН России по Хабаровскому краю, утвержденным приказом ФСИН России от 14 июня 2015 года N 518, Управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).
В силу пунктов 1.2 и 1.7 Устава ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, данное Учреждение находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН России по Хабаровскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Отсутствие необходимых мероприятий противопожарной безопасности, с учетом порядка и способов финансирования Учреждения на проведение соответствующих мероприятий, с достаточной полнотой свидетельствует о бездействии как самого исправительного учреждения, распорядителя (получателя) бюджетных средств - УФСИН России по Хабаровскому краю, так и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, коим является ФСИН России.
Доводы административных ответчиков о том, что возложение судом обязанности на УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на проведение вышеуказанных мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа исполнительной власти и его территориального органа подлежат отклонению, поскольку установленные судом нарушения в деятельности Исправительного учреждения затрагивают права неопределенного круга лиц в области законодательства о пожарной безопасности.
При таком положении принятое по настоящему делу решение является незаконным в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к УФСИН России по Хабаровскому краю и на основании
пункта 2,
4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований, а именно о возложении на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности довести финансирование до ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований противопожарного законодательства.
Принимая во внимание, что настоящий спор касается сферы противопожарной безопасности мест массового скопления сотрудников учреждения, спецконтенгента и иных лиц, одновременно в совокупности с тем, что прокурором до обращения в суд с административным исковым заявлением вносились представления в адрес ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю об устранении заявленных в настоящем деле нарушений, которые не удовлетворены своевременно, судебная коллегия полагает, что срок исполнения решения должен быть изменен, в том числе ввиду особенностей формирования бюджета.
Судебная коллегия считает разумным изменить решение суда первой инстанции в части срока исполнения, установив шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения обязанности ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю по финансированию и его доведению до ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, и шестимесячный срок с даты выделения финансовых средств для устранения выявленных прокурором нарушений требований противопожарного законодательства для ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Указанный срок, установленный для исполнения решения суда, является, по мнению судебной коллегии, разумным и достаточным для выполнения административными ответчиками возложенных на них обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке
статей 189,
358 КАС РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы в остальной части по существу повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта в остальной части. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Предусмотренных
статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения
Руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 февраля 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к УФСИН России по Хабаровскому краю, принять в указанной части новое решение, которым административные исковые требования Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить на УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда довести финансирование до ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю для проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований противопожарного законодательства.
Изменить решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 февраля 2024 года в части срока исполнения решения.
Возложить на ФСИН России обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений требований противопожарного законодательства в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность в течение шести месяцев с даты выделения финансовых средств устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.