Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2025 N 88-8461/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Калужского областного суда от 16.12.2024 N 33-3888/2024 (УИД 40RS0001-01-2024-013027-57)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании единовременного пособия в связи с получением военной травмы.
Обстоятельства: Истцу отказано в выплате единовременного пособия в связи с получением повреждения здоровья, так как из представленных на комиссию документов следует, что причинная связь увечья, иного повреждения здоровья в формулировке военная травма не установлена.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Калужского областного суда от 16.12.2024 N 33-3888/2024 (УИД 40RS0001-01-2024-013027-57)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании единовременного пособия в связи с получением военной травмы.
Обстоятельства: Истцу отказано в выплате единовременного пособия в связи с получением повреждения здоровья, так как из представленных на комиссию документов следует, что причинная связь увечья, иного повреждения здоровья в формулировке военная травма не установлена.
Решение: Отказано.
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2024 г. N 33-3888/2024
40RS0001-01-2024-013027-57
Судья Лохмачева И.А. | Дело N 2-1-10173/2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Ватолиной Ю.А., Квасовой О.В.,
при секретаре В.,
с участием прокурора Носовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе представителя Р. - С. на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 сентября 2024 года по иску Р. к Главному управлению МЧС России по Калужской области о взыскании единовременного пособия при увольнении,
установила:
22 августа 2024 года Р. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Калужской области, просил взыскать с ответчика единовременное пособие при увольнении в связи с полученной травмой в размере 2 000 000 руб. в соответствии со
статьей 9 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование иска указано, что Р. проходил службу в ГУ МЧС России по Калужской области, в период прохождения службы получил заболевания, уволен со службы по
п. 8 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Однако в выплате единовременного пособия при увольнении ему было отказано.
Р. в судебное заседание не явился, его представитель С. исковые требования поддержала.
Представитель ГУ МЧС России по Калужской области Ч. с иском не согласился.
Представитель третьего лица ФКУЗ "МСЧ МВД России по Калужской области" в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 сентября 2024 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Заслушав представителя Р. - С., поддержавшую жалобу, представителя ГУ МЧС России по Калужской области Ч., прокурора Носову Н.А., полагавших решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из дела и установлено судом, Р. проходил службу в ГУ МЧС России по Калужской области.
Из заключения ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России N 29/46 от 18.05.2023 следует, что у Р. имеется заболевание, полученное в период военной службы, категория годности к службе "Г" - временное не годен к службе в ФПС ГПС.
Согласно свидетельству о болезни N 755 от 28.08.2023 у Р. имеются заболевания, полученные в период военной службы, в связи с чем установлена категория годности к службе "В" - ограниченно годен к службе в ФПС ГПС, степень ограничения - 4.
Приказом ГУ МЧС России по Калужской области N 91-НС от 09.10.2023 майор внутренней службы Р. заместитель начальника специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы ГПС ГУ МЧС России по Калужской области уволен со службы на основании
п. 8 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
12 июля 2024 года Р. с целью получения единовременного пособия обратился с заявлением в Главное управление МЧС России по Калужской области.
9 августа 2024 года Главным управлением в ответ на обращение Р. направлена выписка из протокола заседания комиссии по социальным выплатам.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Калужской области по социальным выплатам от 06.08.2024 N 3 Р. отказано в выплате единовременного пособия в связи с получением повреждения здоровья, так как из представленных на комиссию документов следует, что причинная связь увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма" не установлена.
Согласно
части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" при досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В силу
части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона (1 января 2013 года)
статья 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не применяется в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Согласно
части 4 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено
Положение о военно-врачебной экспертизе.
Военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (
пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (
пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в
пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Так, согласно
подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы) (
абзац первый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ,
пунктов 2,
4,
6 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС России от 23.04.2013 N 280, исходил из того, что выплата единовременного пособия возможна в случае получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья в связи с непосредственным выполнением служебных обязанностей. Для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья на рассмотрение комиссии сотруднику надлежит представить копию заключения ВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма". Поскольку у истца отсутствует соответствующее заключение ВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма", у комиссии ГУ МЧС России по Калужской области по социальным выплатам отсутствовали основания для назначения истцу спорного единовременного пособия.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Обязательными условиями выплаты единовременного пособия, предусмотренного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, являются получение сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья и невозможность продолжения им службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности. Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику органов и учреждений уголовно-исполнительной системы на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма", что подтверждается соответствующим заключением военно-врачебной комиссии, и увольнением со службы в органах уголовно-исполнительной системы по соответствующему основанию.
Поскольку категория годности к военной службе "В" (ограниченно годен к службе) установлена истцу в связи с иными заболеваниями, полученными в период службы, не связанными с военной травмой, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения и выплаты ему единовременного пособия в соответствии с
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 26 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Р. - С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2024 года.