Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2025 N 88а-3749/2025 данное определение отменено.
Название документа
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 19.06.2024 N 33а-4479/2024 (УИД 29RS0008-01-2023-004352-71)
Категория: Споры с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса.
Требования: О признании незаконным ответа.
Обстоятельства: В адрес ответчика истец направил письмо, в котором просил зачесть половину уплаты штрафа в счет полного исполнения постановления. Оспариваемым ответом в удовлетворении заявления отказано.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 19.06.2024 N 33а-4479/2024 (УИД 29RS0008-01-2023-004352-71)
Категория: Споры с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса.
Требования: О признании незаконным ответа.
Обстоятельства: В адрес ответчика истец направил письмо, в котором просил зачесть половину уплаты штрафа в счет полного исполнения постановления. Оспариваемым ответом в удовлетворении заявления отказано.
Решение: Отказано.


Содержание


АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2024 г. N 33а-4479/2024
N 2а-243/2024
Судья: Ропотова Е.В.
Докладчик: Яковлева А.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Торицыной С.В., Яковлевой А.Ю.,
при секретаре К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Б. на решение Котласского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Б. о признании незаконным ответа исполняющего обязанности заместителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами Котласское обособленное подразделение.
Заслушав доклад судьи Яковлевой А.Ю., судебная коллегия
установила:
Б. обратился с административным иском к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управлению лесничествами Котласское обособленное подразделение о признании незаконным ответа от 21 ноября 2023 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 октября 2023 года подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 20 октября 2023 года произведена уплата штрафа в размере 20 000 рублей. 24 октября 2023 года в адрес административного ответчика направил письмо, в котором просил зачесть половину уплаты штрафа в счет полного исполнения постановления от 10 октября 2023 года в порядке положений частей 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ. Оспариваемым ответом в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" не проводилось.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчиков территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, исполняющий обязанности заместителя руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами Котласское обособленное подразделение В., заместитель руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами Котласское обособленное подразделение К.М.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2024 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что именно территориальным органом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области подано в ОМВД "Котласский" заявление о проведение проверки, поскольку наложен мораторий на проведение проверок, а не ГКУ Архангельской области "Котласское лесничество". В постановлении о назначении административного наказания отсутствует ссылка на соглашение от 1 августа 2022 года. Указанные обстоятельства подтверждают, что проверка выполнялась именно в рамках контрольно-надзорной деятельности территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Судом не дана оценка доводам административного истца о том, что выявление нарушения не в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не свидетельствует об отсутствии оснований для применения частей 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б. является должностным лицом - <данные изъяты>.
Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами Котласское обособленное подразделение от 10 октября 2023 года N 09-23-10 Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
20 октября 2023 года Б. по чек-ордеру ПАО Сбербанк Архангельское ОСБ 8637/228 по постановлению N 09-23-10 от 10 октября 2023 года уплачено 20 000 рублей (л.д. 9).
24 октября 2023 года Б. обратился в территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Котласское обособленное подразделение с просьбой зачесть половину уплаты штрафа в счет полного исполнения постановления от 10 октября 2023 года в порядке положений частей 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Оспариваемым ответом от 21 ноября 2023 года N 1743 исполняющего обязанности заместителя руководителя Котласского обособленного подразделения территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Котласское обособленное подразделение разъяснено, что внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ изменения распространяются на случаи возбуждения дел об административном правонарушении, выразившихся в несоблюдении требований, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В рамках дела проверка в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" не проводилась. Данное правонарушение выявлено непосредственно сотрудниками ГКУ Архангельской области "Котласское лесничество" в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с условиями соглашения на производство работ на землях лесного фонда от 1 августа 2022 года N 7, а также поручением территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Котласское обособленное подразделение от 9 марта 2023 года N 1. Мероприятие в части осмотра лесного участка не относится к контрольно-надзорному мероприятию, так как является мероприятием по проверке исполнения ПАО "Россети Северо-Запад" обязанностей, установленных соглашением на производство работ на землях лесного фонда от 1 августа 2022 года N 7. Поэтому штраф должен быть уплачен полностью и ссылка на части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ неприменима.
Не согласившись с указанным ответом, Б. оспорил его в судебном порядке.
Разрешая заявленный спор суд первой инстанции, установив, что нарушения, явившиеся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, выявлены не в рамках осуществления государственного лесного контроля (надзора), а в рамках заключенного 1 августа 2022 года соглашения N 7 в целях проверки соблюдения условий соглашения, после осуществления лесосечных работ, пришел к выводу о необоснованности требований административного истца.
Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3.3 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
В силу части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, виды контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения надзорных мероприятий установлены главой 12 указанного Федерального закона.
При этом в силу статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
Таких обстоятельств по делу не установлено, решение контрольного (надзорного) органа не выносилось, контрольный (надзорные) мероприятия не проводились.
При этом между ГКУ Архангельской области "Котласское лесничество" и производственным отделением "Котласские электрические сети" Архангельского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" в лице главного инженера Б. 1 августа 2022 года заключено соглашение N 7 на производство работ на землях лесного фонда. Срок соглашения установлен с 11 августа 2022 года по 30 декабря 2022 года.
Указанное соглашение заключено в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, без предоставления лесных участков, эксплуатирующая организация производит разрубку охранной зоны линии электропередачи ВЛ - 110 кВ Савватия-Сусоловка. При этом организация обязана содержать просеки линейного объекта и охранные зоны в пожаробезопасном состоянии, выполнять требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации; не допускать захламление прилегающих территорий за пределами охранной зоны строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов. Срубленные деревья, в случае оставления их на местах работ в период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю; после окончания проведения работ организация обязана передать лесные участки лесничеству по акту выполненных работ для их оценки в соответствии с действующим законодательством. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением.
Территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Котласское обособленное подразделение 9 марта 2023 года дано поручение в целях проверки соблюдения условий договоров аренды лесных участков, прав постоянного (бессрочного) пользования, договоров купли-продажи лесных насаждений, контрактов, указанных в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проектов освоения лесов, лесных деклараций, технологических карт лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ ГКУ Архангельской области "Котласское лесничество" провести осмотр лесосек на лесных участках Котласского лесничества. В случае выявления фактов нарушения лесного законодательства, принять меры по привлечению нарушителей к установленной законом ответственности.
Актом заключительного осмотра лесосеки от 15 июня 2023 года подтверждается, что участковым лесничим и мастером участка осуществлен осмотр места осуществления лесосечных работ, а именно: квартал 283 выделы 3,6; квартал 284 выдел 17; квартал 285 выдел 21, квартал 286 выдел 22, расположенных в Котласском участковом лесничестве, на основании соглашения N 7 от 1 августа 2022 года, в котором ПАО "Россети Северо-Запад" производило вырубку деревьев и кустарников. Обнаружено оставление древесины, невыполнение работ по очистке лесосеки по трассе линии электропередач.
Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили не контрольные (надзорные) мероприятия, а осмотр по результатам исполнения соглашения между ГКУ Архангельской области "Котласское лесничество" и производственным отделением "Котласские электрические сети" Архангельского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" от 1 августа 2022 года N 7.
Действительно, в постановлении о назначении административного наказания отсутствует ссылка на соглашение от 1 августа 2022 года. Однако указанное соглашение приобщено к материалам дела об административном правонарушении.
Вопреки доводам административного истца о том, что выявление нарушения не в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не свидетельствует об отсутствии оснований для применения частей 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ, исходя из буквального толкования приведенной нормы, законодатель предусмотрел указанную льготу при уплате штрафа именно за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, материальный закон применен верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июля 2024 года.