Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2025 N Ф06-4185/2025 по делу N А65-30066/2023
Требование: Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обстоятельства: Административный орган ссылался на неустранение лицензиатом нарушений лицензионных требований, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт неустранения выявленных нарушений подтвержден; установлено, что лицензиат продолжил осуществлять лицензируемый вид деятельности при наличии решения о приостановлении действия лицензии.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2025 N Ф06-4185/2025 по делу N А65-30066/2023
Требование: Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обстоятельства: Административный орган ссылался на неустранение лицензиатом нарушений лицензионных требований, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт неустранения выявленных нарушений подтвержден; установлено, что лицензиат продолжил осуществлять лицензируемый вид деятельности при наличии решения о приостановлении действия лицензии.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2025 г. N Ф06-4185/2025
Дело N А65-30066/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2025 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Селезнева И.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Ольховикова А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - Амурского В.В., доверенность от 04.04.2025; Габдуллина И.З., доверенность от 04.10.2024,
акционерного общества "Управление Инвестиционно-строительными проектами" - Шарафутдиновой А.А., доверенность от 09.01.2025,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управление Инвестиционно-строительными проектами"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2025 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025
по делу N А65-30066/2023
по заявлению Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041630231741, ИНН 1660075068) к акционерному обществу "Управление Инвестиционно-строительными проектами", г. Казань (ОГРН 1181690105299, ИНН 1655411853), третьи лица: ГАУК РТ "Казанский государственный цирк", ГКУ "Главинвестстрой РТ", ГУП "Татинвестгражданпроект", МУП "Водоканал", об аннулировании лицензии ЕРУЛ N Л014-00101-16/00120724, реестровый номер 16-06-2019-002041, (N 16-Б/00966), предоставленной приказом от 13.06.2019 N 335,
установил:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - заявитель, ГУМЧС по РТ, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к акционерному обществу "Управление Инвестиционно-строительными проектами" (далее - заинтересованное лицо, АО "УИСП", общество) об аннулировании лицензии (ЕРУЛ N Л014-00101-16/00120724, реестровый номер 16-06-2019-002041, (N 16-Б/00966), предоставленной приказом от 13.06.2019 N 335.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ГАУК РТ "Казанский государственный цирк", ГКУ "Главинвестстрой РТ", ГУП "Татинвестгражданпроект", МУП "Водоканал".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2025 заявление ГУМЧС по РТ удовлетворено. Суд аннулировал лицензию от 13.06.2019, регистрационный номер 16-06-2019-002041, (N Л014-00101-16/00120724) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную акционерному АО "УИСП".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2025 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "УИСП" обратилось Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2025 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУМЧС по РТ требований.
По мнению общества, аннулирование лицензии должно быть крайней мерой при невозможности защитить публичные интересы, чего не имеется в данном случае.
Заявитель жалобы полагает, что вопреки статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не в полной мере исследовали представленные обществом доказательства, ограничившись формальной ссылкой на их недостаточность.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ГУМЧС по РТ в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании просили оставить обжалуемые судебные акты в силе, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право осуществления производства работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, регистрационный номер 16-06-2019-002041 (N Л014-00101-16/00120724) с бессрочным сроком действия, выданную по приказу ГУ МЧС РФ по РТ от 13.06.2019 N 335.
С 13.03.2023 по 22.03.2023 административным органом в ходе выездной плановой проверки в отношении Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк", по адресу: РТ, г. Казань, пл. Тысячелетия, д. 2, а также по адресу РТ, г. Казань, ул. Саид-Галеева, д. 25 (здание гостиницы "Дом артистов цирка"), на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, были выявлены грубые нарушения ответчиком лицензионных требований и условий.
Административным органом в отношении общества составлен протокол об N 0102-2023-0009 от 29.03.2023 административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2023 по делу N А65-8871/2023 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 05.07.2023 N 1040 действие лицензии ответчика на осуществление деятельности в области пожарной безопасности Л014-00101-16/00120724 от 13.06.2019 приостановлено, установлен срок 90 календарных дней для устранения выявленных нарушений лицензионных требований.
Поскольку в указанный срок уведомление об устранении нарушений лицензионных требований от общества не поступило, ГУМЧС по РТ обратилось в суд с рассматриваемым требованием об аннулировании лицензии АО "УИСП".
Удовлетворяя заявленные административным органом требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно абзаца 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Особенности аннулирования лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены статьей 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности). Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (часть 2).
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в суд с рассматриваемым требованием об аннулировании лицензии АО "УИСП" послужило то, что от общества не поступило уведомления об устранении нарушений лицензионных требований.
Общество, в свою очередь, полагает, что аннулирование лицензии должно быть крайней мерой при невозможности защитить публичные интересы, чего не имеется в данном случае.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2023 по делу N А65-8871/2023 общество было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Эти нарушения были выявлены административным органом в ходе выездной плановой проверки в отношении Государственного автономного учреждения культуры Республики Татарстан "Казанский государственный цирк", а также здания гостиницы "Дом артистов цирка" ул. Саид-Галеева, 25, в связи с чем, административным органом в адрес общества было направлено уведомление N ИВ-172-1971 от 06.07.2023, перечисленных в протоколе об административном правонарушении N 0102-2023-009 от 29.03.2023.
16.11.2023 общество направило в адрес заявителя уведомление об устранении нарушений лицензионных требований за исх. N 254, согласно которому часть нарушений, выявленных п. 1, п. 2, п. 4 и п. 6 протокола об административном правонарушении N 0102-2023-0009 от 29.03.2023 устранена.
Однако в установленный срок выявленные нарушения лицензионных требований в полном объеме обществом не устранены, что является в соответствии с частью 3 статьи 24.2 Закона о пожарной безопасности основанием для аннулирования лицензии судом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 305-КГ16-12763 по делу N А40-203393/2015, аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 05.07.2023 N 1040 действие лицензии общества на осуществление деятельности в области пожарной безопасности Л014-00101-16/00120724 от 13.06.2019 приостановлено, установлен срок 90 календарных дней для устранения выявленных нарушений лицензионных требований.
19.10.2023 приказом Главного управления МЧС России по РТ N 1632 приостановлено действие лицензии N Л014-00101-16/00120724 от 13.06.2019 до вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Сведения о приостановлении действия выданной ему лицензии от 13.06.2019 регистрационный номер 16-06-2019-002041, (NN 1014-00101-16/00120724) также были размещены и доступны на интернет-сайте МЧС России/Электронные сервисы/Реестры лицензий МЧС России по адресу: https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=1181690105299, или https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=1655411853.
В соответствии с частью 4 статьи 24.2 Закона о пожарной безопасности одновременно с подачей заявления в суд по основанию, предусмотренному абзацем третьим части третьей настоящей статьи, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии до вступления в законную силу решения суда.
Однако, несмотря на приостановление действия лицензии (05.07.2023 и 19.10.2023), обществом были заключены новые контракты, где обязательным требованием являлось наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, сведения о 24 контрактах размещены на официальном сайте государственных закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru., самим обществом подтверждено заключение в период с 10.07.2023 по 30.12.2024 30 контрактов согласно представленному перечню.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что общество продолжило осуществлять лицензируемый вид деятельности при наличии решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, суды первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно посчитали необходимым применение в рассматриваемом случае меры воздействия на лицензиата в виде аннулирования предоставленной ему лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд округа соглашается с мнением судов о том, что данная мера воздействия на лицензиата соразмерна и соответствует характеру совершенного деяния, степени его вины и последствиям нарушения, направлена на защиту общественных интересов и применена судами по итогам полного исследования всех обстоятельств дела.
При рассмотрении настоящего дела суд округа принял во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу Арбитражного суда Ульяновской области N А06-3339/2023 по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Связь-экспресс" об аннулировании лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 05.11.2015 номер регистрации 30-06-2015-004817, номер ЕРУЛ Л014-00101-30/00091902.
Кассационная инстанция полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2025 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2025 по делу N А65-30066/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.СЕЛЕЗНЕВ
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ