Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 N 88-13306/2025 (УИД 10RS0001-01-2024-000451-26)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по совершению определенных действий.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки выявлен факт самовольного возведения (создания) на землях лесного фонда самовольных построек.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 N 88-13306/2025 (УИД 10RS0001-01-2024-000451-26)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по совершению определенных действий.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проверки выявлен факт самовольного возведения (создания) на землях лесного фонда самовольных построек.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2025 г. N 88-13306/2025
Дело N 2-5/2025
10RS0001-01-2024-000451-26
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черлановой Е.С.,
судей Белинской С.В., Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2025 иску прокурора Беломорского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, бюджетному природоохранному рекреационному учреждению Республики Карелия "Дирекция особоохраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия" о возложении обязанности по совершению определенных действий по кассационным жалобам бюджетного природоохранного рекреационного учреждения Республики Карелия "Дирекция особоохраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия", Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 15 января 2025 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 апреля 2025 г. Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мазневой О.Н., возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Беломорского района Республики Карелия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, указав в обоснование требований, что в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области особо охраняемых природных территорий инспекторами бюджетного природоохранного рекреационного учреждения Республики Карелия "Дирекция особоохраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия" (БПРУ РК "Дирекция ООПТ") в марте 2023 г. проведено обследование территории государственного природного заказника регионального значения "<данные изъяты>", в ходе которого установлены факты возведения (создания) самовольных построек: на землях лесного фонда <адрес>: в квартале 140 выдела 1 - изба размером 6х4х3,5 м, навес размером 4х2 м, туалет размером 1,2х1х2,2 м; в квартале 54 выдела 63 - изба размером 6х4х3,5 м, туалет размером 1,5х1,2х2,2 м; в квартале 54 выдела 101 - изба размером 8х4х4 м, навес размером 4х2 м; в квартале 54 выдела 14 - изба размером 6х6х4 м; в квартале 54 выдела 27 - изба размером 6х4х3,5 м; в квартале 54 выдела 28 - изба размером 4х3х2,5 м; в квартале 42 выдела 31 - изба размером 6х4х3,5 м, туалет размером 1,5х1,2х2,2 м; на о. Телячье в квартале 42 выдела 5 - изба размером 6 х4х3,5 м, туалет размером 1,5х1,2х2,2 м; в квартале 69 выдела 22 - изба размером 5х3х2 м.
Указанные нарушения оформлены актами БПРУ РК "Дирекция ООПТ" от 26 марта 2023 г. По результатам проведенной ОМВД России по Беломорскому району проверки установить лиц, которые возвели указанные строения, не представилось возможным, в связи с чем приняты решения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Кроме того, государственным казенным учреждением Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество" выявлен факт самовольного возведения (создания) на <адрес> на землях лесного фонда в квартале 17 выдела 49 <адрес> самовольных построек - дома на фундаменте площадью 40,5 кв. м; сарая площадью 20 кв. м; домика площадью 35 кв. м; летней кухни площадью 26,68 кв. м; бани площадью 24,94 кв. м. По результатам проведенной ОМВД России по Беломорскому району проверки установить лиц, которые возвели строения, не представилось возможным, в связи с чем принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N (КУСП N от 1 июля 2022 г.).
На основании изложенного прокурор просил возложить на БПРУ РК "Дирекция ООПТ" обязанность в течение шести месяцев организовать и обеспечить реализацию мероприятий по освобождению от самовольно возведенных строений и приведению в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным пользованием указанных земельных участков на территории заказника, на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить реализацию мероприятий по освобождению от самовольно возведенных строений и приведению в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным пользованием земельного участка: на <адрес> на землях лесного фонда в квартале 17 выдел 49 <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено бюджетное природоохранное рекреационное учреждение Республики Карелия "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество", Федеральное агентство лесного хозяйства, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, П.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 15 января 2025 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 апреля 2025 г., исковые требования удовлетворены. Срок исполнения решения установлен в течение одного года.
В кассационных жалобах Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, БПРУ РК "Дирекция особоохраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия" ставят вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии с
частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судебными инстанциями, постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 6 февраля 1996 г. N 96 в Беломорском районе Республики Карелия создан государственный комплексный морской заказник регионального значения "Сорокский" площадью 72,9 тыс. га на территории <адрес>, в том числе площадь суши 29,3 тыс. га.
Лесохозяйственным регламентом Беломорского лесничества Республики Карелия, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 сентября 2020 г. N, установлено, что государственный комплексный морской заказник регионального значения "Сорокский" располагается, в том числе, на территории <адрес>
В ходе проведения государственного контроля (надзора) в области особо охраняемых природных территорий территории государственного комплексного морского заказника регионального значения "Сорокский" инспекторами БПРУ РК "Дирекция ООПТ" установлены указанные прокурором в иске объекты, выполненные из бревен, бруса и досок. Данные обстоятельства указаны в соответствующих актах.
По результатам проведенной ОМВД России по Беломорскому району проверки в связи с невозможностью установить лиц, которые возвели указанные строения, вынесены решения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях NN (КУСП N от 24 апреля 2023 г.), N (КУСП N от 14 июня 2023 г N (КУСП N от 14 июня 2023 г.), N (КУСП N от 14 июня 2023 г.), N (КУСП N от 13 июня 2023 г.), N (КУСП N N от 13 июня 2023 г.), N (КУСП N N от 9 июня 2023 г.), N (КУСП N N от 9 июня 2023 г.), N (КУСП N от 9 июня 2023 г.).
Также, государственным казенным учреждением Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество" установлен факт наличия на о. Большое Кималище на землях лесного фонда в квартале 17 выдела 49 Беломорского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества построек.
По результатам проведенной ОМВД России по Беломорскому району проверки установить лиц, которые возвели строения, не представилось возможным, в связи с чем принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N (КУСП N от 1 июля 2022 г.).
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорные постройки являются самовольными и бесхозяйными, их возведение на территории государственного комплексного морского заказника регионального значения "Сорокский" недопустимо, размещение соответствующих объектов на территории о. Большое Кималище на землях лесного фонда также является незаконным.
Определяя надлежащих ответчиков, суд принял во внимание невозможность установления владельцев построек, возложил обязанности по организации сноса строений на учреждения по подведомственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами не установлены обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со
статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов
(пункт 1).
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя естественные экологические системы, природные комплексы и объекты и являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается
(пункт 3).
В силу
пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Согласно
статье 24 названного закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам
(пункт 1).
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды
(пункт 2).
На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни
(пункт 4).
В соответствии со
статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим
Кодексом и лесным законодательством.
Согласно
части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются
статьями 110 -
119 настоящего Кодекса.
В силу
статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей
статьей, не допускается.
Согласно
статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
В соответствии со
статей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки
(пункт 1).
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления
(пункт 2).
Согласно разъяснениям, изложенным в
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" при рассмотрении требований, связанных со сносом самовольной постройки ввиду ее возведения (создания) с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, в числе юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств суду надлежит установить, знало ли лицо, осуществившее постройку, и могло ли знать о наличии ограничений
(пункт 22).
Вместе с тем исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц
(пункт 25).
Независимо от того, заявлено ли истцом требование о сносе самовольной постройки либо о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, суд с учетом положений
пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ выносит на обсуждение вопрос об устранимости допущенных при ее возведении нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а в отношении самовольной постройки, возведенной с нарушением разрешенного использования земельного участка, в том числе ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством, - о возможности приведения ее в соответствие с таким разрешенным использованием (
часть 2 статьи 56 ГПК РФ,
часть 2 статьи 65 АПК РФ)
(пункт 30).
Положения
статьи 222 ГК РФ регулируют отношения, связанные с самовольным возведением (созданием) зданий, сооружений, отвечающих критериям недвижимого имущества вследствие прочной связи с землей, исключающей их перемещение без несоразмерного ущерба назначению этих объектов (
абзацы первый,
третий пункта 1 статьи 130,
пункт 1 статьи 141.3 ГК РФ) (абзац первый пункта 5).
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, время возведения спорных объектов не установлено.
Возражая против удовлетворения иска прокурора, БПРУ РК "Дирекция ООПТ" ссылалось на то, что спорные объекты, выявленные на территории заказника, являются "рыбацкими избами", используемыми традиционно поморами, коренными народами Республики Карелии. Фактически данные объекты не являются объектами недвижимости, возведены без фундаментов в период 1950-1970гг.
В подтверждение данных доводов представлено коллективное обращение жителей Беломорского района и г. Беломорска депутату Законодательного Собрания Республики Карелия. В данном обращении граждане указали, что рыбацкие избы испокон веков служили пристанищем во время шторма, непогоды и других природных явлений. Заявители являются прямыми потомками поморов, их предки возводили эти избы во времена, когда не было правил, запрещающих возведение построек подобного типа существующие постройки реставрируются, поддерживаются, вновь возводятся на местах, где стояли рыбацкие избы. В избушках нет замков, любой человек, не имеющий возможности добраться домой в непогоду, может беспрепятственно попасть с избушку, согреться, переночевать. Белое море может быть непредсказуемо, внезапно может разыграться шторм. Заботливые рыбаки-поморы всегда составляют сухие дрова, спички, питьевую воду, небольшой запас продуктов. Заявители просили помощи в сохранении исторических рыбацких изб, поморских традиций, как вариант, просили рассмотреть вопрос о создании реестра объектов, являющихся исторически значимыми и не подлежащими сносу.
Судом первой инстанции произведен допрос в качестве свидетелей местных жителей, подтвердивших указанные обстоятельства.
Между тем, данные обстоятельства не отнесены судами к юридически значимым и не исследованы.
Согласно Положению, утвержденному постановлением председателя Правительства республики Карелия от 6 февраля 1996 г. N 96, государственный комплексный морской заказник регионального значения "Сорокский" образован на территории Сумского и Колежемского лесничеств Сумского лесхоза, Шуерецкого лесничества Сосновецкого лесхоза и акватории Белого моря с расположенными на ней островами: Большой Жужмуй, Малый Жужмуй, Салма-луды, СА., Р., С., Coci МА., М., а также группой малых островов.
Целью создания комплексного морского заказника является сохранение уникальных мест скопления водоплавающих птиц в Онежском заливе Белого моря, биологических ресурсов моря, материковой и островной частей заказника, поддержание общего экологического баланса, оптимизация режима использования природных ресурсов, развитие туризма и создание условий для активного отдыха населения.
На территории заказника запрещается: сплошная рубка леса (кроме сплошной санитарной рубки на основании лесопатологического обследования и лесохозяйственных мероприятий); промышленное строительство (кроме природоохранных объектов); разработка полезных ископаемых; лесоосушительная мелиорация и торфоразработка; применение минеральных удобрений и ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, охота на водоплавающую и боровую дичь, а также на морского зверя на участках Куногуба, побережья и акватории между Юково и М., в восточной части Сумской губы; высадка и пребывание людей в сезон размножения животных (1 мая - 20 июля) на островах: Сеннухи, Сенная луда, Пуля-луда, Салма-луды и других мелких островах; сбор растений, занесенных в Красные книги Карелии и России; в буферной (охранной) зоне заказника в акватории моря между островами Тумище-Жужмуй-М. на площади 72,4 тыс. га охота во все сезоны года.
Разрешается: лесохозяйственная деятельность, направленная на улучшение лесного фонда; реконструкция и ремонт существующих дорог, а также строительство новых; разработка мелких карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых с последующей рекультивацией карьеров; ведение традиционных поморских промыслов (сенокошение, выпас скота, рыболовство, заготовка водорослей, сбор грибов, ягод и лекарственных растений, за исключением родиолы розовой); организованный туризм и отдых населения.
Традиционные промыслы населения допустимы повсеместно и регламентируются лишь в отношении норм промыслового изъятия и соблюдения правил природопользования. Охота разрешается в специально отведенных местах с регулированием сроков: осенью - в зависимости от характера пролета водоплавающих птиц, весной - в минимальных временных рамках. Рыбохозяйственная деятельность в границах морского заказника "Сорокский" Белого моря осуществляется в соответствии с действующими Правилами рыболовства.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о недопустимости расположения на территории заказника "рыбацких изб" являются немотивированными.
Вопрос о безопасности объектов, соответствии целям создания государственного природного заказника, возможности придания им легитимного статуса не обсуждение судами не выносился.
Аналогичным образом не установлены значимые обстоятельства при разрешении требований о сносе объектов на территории земель лесного фонда за пределами заказника. Достаточность мер по установлению владельца спорных объектов (дома, сарая, летней кухни, бани), цели их использования, безопасности и соответствия требованиям к лесной инфраструктуре, возможности придания им легитимного статуса не обсуждение судами не ставился.
Таким образом, обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям и критериям законности и обоснованности, изложенным в
статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
пунктах 2 и
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, непреодолимыми, не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом характера допущенных нарушений дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 15 января 2025 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 апреля 2025 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 26 августа 2025 г.