Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 по делу N 88-41114/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14.09.2023 по делу N 33-7889/2023 (УИД 91RS0024-01-2022-003085-03)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что неисполнение должностными лицами ответчика, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства РФ о пожарной безопасности при эксплуатации помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14.09.2023 по делу N 33-7889/2023 (УИД 91RS0024-01-2022-003085-03)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что неисполнение должностными лицами ответчика, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства РФ о пожарной безопасности при эксплуатации помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2023 г. по делу N 33-7889/2023
Дело N 2-2955/2022
УИД 91RS0024-01-2022-003085-03
председательствующий судья суда первой инстанции Корпачева Л.В.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пономаренко А.В.,
судей Балема Т.Г., Корбута А.О.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, о возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом дальнейших уточнений и отказа от части исковых требований (Т. 1 л.д. 141-144) просит возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России) обязанность выполнить требования законодательства о пожарной безопасности на объектах военного городка N и N, а именно:
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N, спального корпуса N, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему автоматической пожарной сигнализации;
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N, спального корпуса N, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях кухни-столовой, спального корпуса N, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") установить аварийное освещение;
- с привлечением специализированной организации разработать проектную документацию на реконструкцию четвертого этажа спального корпуса N;
- обеспечить эвакуационные пути и выходы четвертого этажа спального корпуса N возможностью беспрепятственного движения людей по ним;
- с привлечением специализированной организации на первом этаже административного здания, на первом этаже кухни-столовой, втором этаже клуба, на путях эвакуации, демонтировать использованные горючие строительные материалы для облицовки стен, не имеющие технической документации и установить материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов;
- с привлечением специализированной организации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
В обоснование исковых требований военный прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной 107 военной прокуратурой проверки исполнения должностными лицами ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России законодательства о пожарной безопасности был выявлен ряд нарушений законодательства при организации санаторно-курортного лечения и размещения граждан.
В связи с выявленными нарушениями военным прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, однако до настоящего времени указанные нарушения в полном объеме не устранены, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных происшествий, аварий на эксплуатируемых объектах, пожара, ущерба государства, а также нарушения прав неопределенного круга лиц и, как следствие, возможной гибели людей.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (Т. 1 л.д. 119).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично.
На ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить требования законодательства о пожарной безопасности на объектах военного городка N и N, а именно:
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N, спального корпуса N, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему автоматической пожарной сигнализации;
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N, спального корпуса N, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- с привлечением специализированной организации во всех помещениях кухни-столовой, спального корпуса N, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") установить аварийное освещение;
- обеспечить эвакуационные пути и выходы четвертого этажа спального корпуса N возможностью беспрепятственного движения людей по ним;
- с привлечением специализированной организации на первом этаже административного здания, на первом этаже кухни-столовой, втором этаже клуба, на путях эвакуации, демонтировать использованные горючие строительные материалы для облицовки стен, не имеющие технической документации и установить материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов;
- с привлечением специализированной организации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление в части удовлетворения исковых требований военного прокурора отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывал на отсутствие возможности исполнить решение суда в установленный судом срок с учетом порядка финансирования санатория.
Ссылался на то, что вывод о горючести материалов сделан военным прокурором только на основании отсутствия документов, содержащих информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, их несоответствие требуемому пределу огнестойкости не устанавливалось.
Указывал на то, что требования военного прокурора об обеспечении эвакуационных путей и выходов 4 этажа спального корпуса N возможностью беспрепятственного движения людей по ним не содержат указания на то, каким именно образом должна быть обеспечена данная возможность.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавал, в связи с чем, на основании положений
ст. 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без его участия.
Согласно требованиям Федерального
закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации",
ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о назначенном судебном заседании по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения военного прокурора Солянникова Д.Г. относительно доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ноябре 2020 года в ходе проведения 107 военной прокуратурой гарнизона проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России был установлен ряд нарушений действующего законодательства, в том числе: в спальном корпусе N санатория отсутствует пожарная сигнализация, не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций зданий и сооружений, что повлекло распространение начавшегося ДД.ММ.ГГГГ пожара и уничтожение имущества.
При этом, прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалистов экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Крым установлено, что причиной пожара явилось возгорание горючих материалов от тепловой энергии электрического тока, выделившейся при аварийном режиме работы электрической сети, возникшего в месте токоведущих электрических проводников, выполненных без соответствующего соединительного устройства из различных металлов (меди и алюминия), расположенных в дозовой распределительной коробке коридора 8 этажа корпуса N санатория.
Как показала проверка, проводимые представителями ООО "Мегаполис", заключившего с ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг комплексного технического обслуживания, в том числе ремонту и содержанию систем электроснабжения, ежемесячные проверки состояния внутренних систем электроснабжения санатория явились неэффективными, составленные по их результатам акты - формальными.
По итогу проверки ДД.ММ.ГГГГ 107 военной прокуратурой гарнизона в адрес начальника ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России было внесено представление об устранении выявленных нарушений (Т. 1 л.д. 13-15).
Повторной проверкой 107 военной прокуратуры гарнизона, проведенной в июне 2021 года установлено, что принимаемые должностными лицами ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России меры обеспечения сохранности государственной собственности и пожарной безопасности являются недостаточными, ответственным лицом сведения о вводе в эксплуатацию объектов после завершения строительства не получены, декларация пожарной безопасности для объектов защиты на разработана, отчетный материал по работе пожарно-технической комиссии к проверке представлен не в полном объеме, проектная документация на реконструкцию четвертого этажа спального корпуса N, оперативные карточки пожаротушения, признаки идентификации не разработаны.
Также проверкой военного городка N установлено, что эксплуатационные пути и выходы (4 этаж спального корпуса N) не обеспечивают беспрепятственное движение людей, на 1-ом этаже административного здания, на 1-ом этаже кухне-столовой, на 1-ом и 2-ом этаже клуба, на путях эвакуации для облицовки стен использованы строительные материалы, не имеющие технической документации, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, ковровые покрытия, расположенные на путях эвакуации 1-го, 4-го этажей спального корпуса N, спального корпуса N не имеют технической документации, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности данных изделий, в спальном корпусе N не обеспечивается исправность устройств для самозакрытия дверей; здания санатория (административный корпус, кухня-столовая, спальный корпус N, N, клуб, культурно-бытовое помещение дворец Эмира Бухарского, спальный комплекс Люкс, газовая котельная) не обеспечены аварийным освещением, давление внутреннего противопожарного водопровода в административном корпусе, культурно-бытовом помещении дворец Эмира Бухарского, спальном корпусе N, N, лечебном корпусе не соответствует требованиям, не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций крыши спального корпуса Люкс, в культурно-бытовом здании дворец Эмира Бухарского, подвальные помещение здания используется не по назначению, допускается нарушение внутренней электропроводки.
В нарушении требований действующего законодательства административный корпус, кухня-столовая, спальный корпус N, N клуб, культурно-бытовое помещение дворец Эмира Бухарского, спальный комплекс Люкс, газовая котельная, автоматической пожарной сигнализацией не обеспечены системой оповещения, управление эвакуацией людей при пожаре отсутствует, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и трансляция этого сигнала соответствующей организации не обеспечены, неудовлетворительное состояние газовой котельной (присутствует большая пожарная нагрузка), в помещениях старая мебель, допускается складирование старой электроники; в газовой котельной частично отсутствуют плафоны на светильниках, допускается поврежденная электропроводка, не проводится прокатка пожарных рукавов.
На территории военного городка N имущество хранится без соблюдения смотровых и рабочих проходов без учета физико-химических свойств материалов, отсутствует наружный рубильник, часть светильников со снятыми стеклянными колпаками, складские помещения по окончанию рабочего дня сторожевой охране не передаются, ключи отсутствуют, указанные помещения к проверке не представлены, часть помещений используется не по назначению, захламлены, на объекте защиты не вывезены порубочные остатки, горючие отходы, мусор, обеспеченность противопожарными запасами воды составляет менее 50% от нормы, объект защиты не оборудован молниезащитой и защитой от статического электричества, пункт заправки автотранспорта не обеспечен специальными ключами, исключающими искрообразование при открывании пробки металлической тары, содержание аккумуляторной не в полной мере соответствует требованиям, в помещении контрольно-пропускного пункта прокладка электропроводки не соответствует требованиям действующего законодательства; знаки пожарной безопасности требуют обновления, на пожарной мотопомпе пожарный рукав не исправен, отсутствует пожарный ствол, норматив по приведению мотопомпы к применению не выполнен, не заполняется формуляр на пожарную мотопомпу, обучение мерам пожарной безопасности осуществляется, не в полной мере отвечает требованиям руководящих документов.
По итогу проверки ДД.ММ.ГГГГ 107 военной прокуратурой гарнизона в адрес начальника ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России повторно было внесено представление об устранении выявленных нарушений (Т. 1 л.д. 7-10).
Во исполнение указанного представления, ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России с участием представителя военной прокуратуры было проведено служебное совещание, по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ начальником санатория издан приказ N "О проведении внепланового инструктажа по обеспечению пожарной безопасности с работниками ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России", с работниками санатория организованы дополнительные занятия с разъяснением порядка и обязанностей работников по обеспечению пожарной безопасности, с руководителями структурных подразделений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые инструктажи по пожарной безопасности.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Симферопольской квартирно-эксплуатационной части направлен запрос о возможности выделения денежных средств для оборудования зданий санатория системами автоматической пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей при пожаре. В спальном корпусе N санатория проводится капитальный ремонт, проектом которого предусмотрена установка системы автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей при пожаре, о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес 107 военной прокуратуры направлено соответствующее уведомление (Т. 1 л.д. 11-12).
Вместе с тем, согласно письму отдела (государственного пожарного надзора, г. Севастополь) инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ, направленному по итогам проведения инспекцией внеплановой проверки состояния пожарной безопасности ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России, в военном городке N: отсутствует проектная документация на реконструкцию 4-го этажа спального корпуса N; эвакуационные пути и выходы 4-го этажа спального корпуса N не обеспечивают беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и выходам согласно требованиям; на первом этаже административного здания, на 1-ом этаже кухни-столовой и 2-ом этажах клуба, на путях эвакуации для облицовки стен с пользованы строительные материалы, не имеющие технической документации на строительные материалы, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов (используются горючие материалы); здания санатория (кухня столовая, спальный корпус N, клуб, культурно-бытовое помещение (дворец Эмира Бухарского), спальный корпус "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") не оснащены аварийным освещением, автоматической пожарной сигнализацией, не обеспечены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта не обеспечивается.
В военном городке N обеспеченность противопожарными запасами воды составляет менее 50% от нормы; объект защиты не оборудован молниезашитой и защитой от статического электричества, автоматической установкой пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Т. 1 л.д. 5-6).
В связи с изложенным, военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском о возложении на ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России обязанности устранить выявленные нарушения, ссылаясь на то, что ненадлежащее исполнение обязанностей по противопожарной безопасности объектов санатория создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных происшествий, аварий на эксплуатируемых объектах, пожара, ущерба государству, а также нарушения прав неопределенного круга лиц и, как следствие, возможной гибели людей.
Разрешая указанные исковые требования и удовлетворяя их в частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
ст. 1,
20,
34,
38 от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ Федерального закона "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ),
ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент N 123-ФЗ),
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила N 1479), Требованиями к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2021 года N 1464, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что неисполнение должностными лицами ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при эксплуатации указанных помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении, на защиту их жизни и здоровья, гарантированных действующим законодательством, в частности
ст. 20,
41 Конституции Российской Федерации.
Одновременно, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора в части возложения на ответчика обязанности по разработке проектной документации на реконструкцию 4-го этажа спального корпуса N, указав, что в соответствии со
ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация разрабатывается до реконструкции объекта строительства, при этом, наличие данной документации само по себе не обеспечивает безопасность граждан при возникновении пожара.
В части отказа в удовлетворении заявленных военным прокурором требований решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется и судебной коллегией в отсутствии доводов апелляционной жалобы в данной части не пересматривается, поскольку апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы стороны ответчика.
Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений
ст. 1,
2,
9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Оспаривая решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований военного прокурора, ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России ссылается на то, что отсутствие документов, содержащих информацию о показателях пожарной опасности материалов, не свидетельствует об их горючести, решение суда не содержит указания на то, каким именно образом должна быть обеспечена возможностью беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и выходам 4 этажа спального корпуса N. Кроме того, указывал на то, что отсутствует возможность исполнить решение суда в установленный судом срок.
Проверив решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьями 37 и
38 Федерального закона о пожарной безопасности определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу
ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 87 Федерального закона о пожарной безопасности установлены требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков, в частности
ч. 11 определено, что в зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.
В соответствии с
ч. 1,
2 ст. 133 Технического регламента N 123-ФЗ, производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о пожарной безопасности при производстве, применении и хранении этой продукции.
Техническая документация на вещества и материалы (в том числе паспорта, технические условия, технологические регламенты) должна содержать информацию о показателях пожарной опасности веществ и материалов.
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях установлены
ст. 134 Технического регламента N 123-ФЗ.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в
таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в спальном корпусе N ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России произошел пожар.
Согласно письму Инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной Инспекцией проверки было установлено, что причиной указанного пожара явилось загорание горючих материалов от тепловой энергии электрического тока, выделившейся при аварийном режиме работы электрической сети, возникших в месте соединения токоведущих электрических проводников, выполненных из различных металлов (меди и алюминия) без соответствующего соединительного устройства, расположенных в дозовой распределительной коробке коридора 8-го этажа (Т. 1 л.д. 19-21).
Постановлением государственного инспектора Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору - начальника отдела (государственного пожарного надзора) инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу г. Севастополь) N от ДД.ММ.ГГГГ начальник санатория ФИО9 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пожарной безопасности, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, факт применения горючих материалов для облицовки стен ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России подтверждается фактическими обстоятельствами дела и представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования военного прокурора о демонтаже данных материалов, и возложении на ответчика обязанности с привлечением специализированной организации установить соответствующие материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о их пожарной опасности.
В связи с чем, основания для отмены решения суда первой инстанции в указанной части по доводам апелляционной жалобы ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России отсутствуют.
Судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности обеспечить эвакуационные пути и выходы 4-го этажа спального корпуса N возможностью беспрепятственного движения людей по ним, по мотиву отсутствия в решении суда указания конкретных способа исполнения судебного акта, поскольку требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам установлены ст. 89 Технического регламента N 123-ФЗ и не требуют дополнительного разъяснения судом.
Между тем, судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с решением суда первой инстанции в части установления срока его исполнения.
Так, в силу ст. 84 Технического регламента N 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 627 "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия" административный корпус (Дом князя Р.), культурно-бытовое помещение (дворец Эмира Бухарского) и спальный корпус Люкс" (дача Б. "Стратеиз") - отнесены к объектам культурного наследия регионального значения.
В соответствии с положениями Федерального
закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", под сохранением объекта культурного наследия понимается, в том числе, приспособление объекта культурного наследия для современного использования
(п. 1 ст. 40).
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия
ст. 44).
Из
статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, а значит и работы, направленные на обеспечение соблюдения действующих требований пожарной безопасности, проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия и строительные нормы и правила применяются при проведении таких работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения указанного объекта.
При этом работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с данным органом.
В силу приведенных положений к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования следует относить и работы, направленные на обеспечение соблюдения на данном объекте современных, то есть действующих в настоящее время требований пожарной безопасности.
При этом проведение подобных работ возможно после получения соответствующего согласования с органом охраны объектов культурного наследия. Кроме того, проектная документация должна пройти государственную историко-культурную экспертизу.
С учетом необходимости разработки соответствующей проектной документации с привлечением специализированной организации и получения разрешений на проведение работ по устранению нарушений пожарной безопасности, а также принимая во внимание, что ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный судом первой инстанции в порядке
ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения решения суда (3 месяца со дня его вступления в законную силу) установлен без учета возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта (
п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, с учетом мнения представителя ответчика ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" Минобороны России, полагает необходимым решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока его исполнения изменить, увеличив его до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 327 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части срока его исполнения изменить, увеличив его до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.