Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 по делу N 88-41114/2023 (УИД 91RS0024-01-2022-003085-03)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что неисполнение должностными лицами ответчика, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства РФ о пожарной безопасности при эксплуатации помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 по делу N 88-41114/2023 (УИД 91RS0024-01-2022-003085-03)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что неисполнение должностными лицами ответчика, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства РФ о пожарной безопасности при эксплуатации помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2023 г. по делу N 88-41114/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-2955/2022 | УИД 91RS0024-01-2022-003085-03 |
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Ивановой О.Н., Жогина О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности, по кассационной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 107 военной прокуратуры гарнизона (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ о возложении обязанности выполнить требования законодательства о пожарной безопасности, в котором с учетом уточнений и отказа от части исковых требований просил возложить на ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ обязанность выполнить требования законодательства о пожарной безопасности на объектах военного городка N Я-10 и N Я-18, а именно: с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N 2, спального корпуса N 5, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему автоматической пожарной сигнализации; с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N 2, спального корпуса N 5, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; с привлечением специализированной организации во всех помещениях кухни-столовой, спального корпуса N 5, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") установить аварийное освещение; с привлечением специализированной организации разработать проектную документацию на реконструкцию четвертого этажа спального корпуса N 2; обеспечить эвакуационные пути и выходы четвертого этажа спального корпуса N 2 возможностью беспрепятственного движения людей по ним; с привлечением специализированной организации на первом этаже административного здания, на первом этаже кухни-столовой, втором этаже клуба, на путях эвакуации, демонтировать использованные горючие строительные материалы для облицовки стен, не имеющие технической документации и установить материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов; с привлечением специализированной организации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2022 года исковые требования военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично. Суд обязал ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить требования законодательства о пожарной безопасности на объектах военного городка N Я-10 и N Я-18, а именно: с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N 2, спального корпуса N 5, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему автоматической пожарной сигнализации; с привлечением специализированной организации во всех помещениях административного корпуса, кухни-столовой, спального корпуса N 2, спального корпуса N 5, лечебного корпуса, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз"), газовой котельной установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; с привлечением специализированной организации во всех помещениях кухни-столовой, спального корпуса N 5, клуба, культурно-бытового помещения (дворец Эмира Бухарского), спального корпуса "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") установить аварийное освещение; обеспечить эвакуационные пути и выходы четвертого этажа спального корпуса N 2 возможностью беспрепятственного движения людей по ним; с привлечением специализированной организации на первом этаже административного здания, на первом этаже кухни-столовой, втором этаже клуба, на путях эвакуации, демонтировать использованные горючие строительные материалы для облицовки стен, не имеющие технической документации и установить материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности этих материалов; с привлечением специализированной организации обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2022 года в части срока его исполнения изменено, срок увеличен до одного года со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, приняв решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных военным прокурором требований.
В обоснование требований кассационной жалобы указано, что судами обеих инстанций не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что отсутствие документов, содержащих информацию о показателях пожарной опасности материалов не свидетельствует об их горючести; решение суда не содержит указания на то, каким именно образом должна быть обеспечена возможностью беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и выходам 4 этажа спального корпуса N 2.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Судом установлено, что в ноябре 2020 года в ходе проведения 107 военной прокуратурой гарнизона проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ был установлен ряд нарушений действующего законодательства, в том числе: в спальном корпусе N 1 санатория отсутствует пожарная сигнализация, не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций зданий и сооружений, что повлекло распространение начавшегося 07 октября 2020 года пожара и уничтожение имущества.
Прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалистов экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Крым установлено, что причиной пожара явилось возгорание горючих материалов от тепловой энергии электрического тока, выделившейся при аварийном режиме работы электрической сети, возникшего в месте токоведущих электрических проводников, выполненных без соответствующего соединительного устройства из различных металлов (меди и алюминия), расположенных в дозовой распределительной коробке коридора 8 этажа корпуса N 1 санатория.
Как показала проверка, проводимые представителями ООО "Мегаполис", заключившего с ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ государственный контракт от 31 марта 2020 года на оказание услуг комплексного технического обслуживания, в том числе ремонту и содержанию систем электроснабжения, ежемесячные проверки состояния внутренних систем электроснабжения санатория явились неэффективными, составленные по их результатам акты - формальными.
По итогу проверки 27 ноября 2020 года 107 военной прокуратурой гарнизона в адрес начальника ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ было внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений.
Повторной проверкой 107 военной прокуратуры гарнизона в июне 2021 года установлено, что принимаемые должностными лицами меры обеспечения сохранности государственной собственности и пожарной безопасности являются недостаточными, ответственным лицом ведения о вводе в эксплуатацию объектов после завершения строительства не получены, декларация пожарной безопасности для объектов защиты не разработана, отчетный материал по работе пожарно-технической комиссии к проверке представлен не в полном объеме, проектная документация на реконструкцию четвертого этажа спального корпуса N 2, оперативные карточки пожаротушения, признаки идентификации не разработаны.
Также проверкой военного городка N Я-10 установлено, что эксплуатационные пути и выходы (4 этаж спального корпуса N 2) - не обеспечивают беспрепятственное движение людей, на 1-ом этаже кухни-столовой, на 1-ом и 2-ом этаже клуба, на путях эвакуации для облицовки стен использованы строительные материалы, не имеющие технической документации, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, ковровые покрытия, расположенные на путях эвакуации 1-го, 4-го этажей спального корпуса N 2, спального корпуса N 5 не имеют технической документации, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности данных изделий, в спальном корпусе N 2 не обеспечивается исправность устройств для самозакрытия дверей; здания санатория (административный корпус, кухня-столовая, спальный корпус N 5, 2, клуб, культурно-бытовое помещение дворец Эмира Бухарского, спальный комплекс Люкс, газовая котельная) не обеспечены аварийным освещением, давление внутреннего противопожарного водопровода в административном корпусе, культурно-бытовом помещении дворец Эмира Бухарского, спальном корпусе N 2, 5, лечебном корпусе не соответствует требованиям - не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций крыши спального корпуса Люкс, в культурно-бытовом здании дворец Эмира Бухарского, подвальные помещение здания используется не по назначению, допускается нарушение внутренней электропроводки.
В нарушение требований действующего законодательства административный корпус, кухня-столовая, спальный корпус N 5, 2, клуб, культурно-бытовое помещение дворец Эмира Бухарского, спальный комплекс Люкс, газовая котельная, автоматической пожарной сигнализацией не обеспечены, системой оповещения, управление эвакуацией людей при пожаре отсутствует, дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и трансляция этого сигнала соответствующей организации не обеспечены, неудовлетворительное состояние газовой котельной (присутствует большая пожарная нагрузка), в помещениях старая мебель, допускается складирование старой электроники; в газовой котельной частично отсутствуют плафоны на светильниках, допускается поврежденная электропроводка, не проводится прокатка пожарных рукавов.
На территории военного городка N Я-18 имущество хранится без соблюдения смотровых и рабочих проходов без учета физико-химических свойств материалов, отсутствует наружный рубильник, часть светильников со снятыми стеклянными колпаками, складские помещения по окончанию рабочего дня сторожевой охране не передаются, ключи отсутствуют, указанные помещения к проверке не представлены, часть помещений используется не по назначению, захламлены, на объекте защиты не вывезены порубочные остатки, горючие отходы, мусор, обеспеченность противопожарными запасами воды составляет менее 50% от нормы, объект защиты не оборудован молниезащитой и защитой от статического электричества, пункт заправки автотранспорта не обеспечен специальными ключами, исключающими искрообразование при открывании пробки металлической тары, содержание аккумуляторной не в полной мере соответствует требованиям, в помещении контрольно-пропускного пункта прокладка электропроводки не соответствует требованиям действующего законодательства; знаки пожарной безопасности требую т обновления, на пожарной мотопомпе пожарный рукав не исправен, отсутствует пожарный ствол, норматив по приведению мотопомпы к применению не выполнен, не заполняется формуляр на пожарную мотопомпу, обучение мерам пожарной безопасности осуществляется, не в полной мере отвечает требованиям руководящих документов.
По итогу проверки 02 июня 2021 года 107 военной прокуратурой гарнизона в адрес начальника ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ повторно было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Во исполнение указанного представления, ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ с участием представителя военной прокуратуры было проведено служебное совещание, по итогам которого 06 июля 2021 года начальником санатория издан приказ N 191 "О проведении внепланового инструктажа по обеспечению пожарной безопасности с работниками ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ, с работниками санатория организованы дополнительные занятия с разъяснением порядка и обязанностей работников по обеспечению пожарной безопасности, с руководителями структурных подразделений 07 и 08 июля 2021 года проведены внеплановые инструктажи по пожарной безопасности.
Кроме того, 01 июля 2021 в адрес начальника Симферопольской квартирно-эксплуатационной части направлен запрос о возможности выделения денежных средств для оборудования зданий санатория системами автоматической пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей при пожаре.
В спальном корпусе N 1 санатория проводится капитальный ремонт, проектом которого предусмотрена установка системы автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей при пожаре, о чем 23 июля 2020 года в адрес 107 военной прокуратура направлено соответствующее уведомление.
Вместе с тем, согласно письму отдела (государственного пожарного надзора г. Севастополь) инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу) от 29 апреля 2022 года, направленному по итогам проведения инспекции внеплановой проверки состояния пожарной безопасности ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ городке N Я-10 отсутствует проектная документация на реконструкцию 4 этажа спального корпуса N 2; эвакуационные пути и выходы 4-го этажа спального корпуса N 2 не обеспечивают беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и выходам согласно требованиям; на первом этаже административного здания, на 1-ом этаже кухни-столовой и 2-ом этажах клуба, на путях эвакуации для облицовки стен использованы строительные материалы, не имеющие технической документации на строительные материалы, которая содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов (используются горючие материалы); здания санатория (кухня-столовая, спальный корпус N 5, клуб, культурно-бытовое помещение (дворец Эмира Бухарского), спальный корпус "Люкс" (дача Б. "Стратеиз") не оснащены аварийным освещением, автоматической пожарной сигнализацией, не обеспечены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта не обеспечивается.
В военном городке N Я-18 обеспеченность противопожарными запасами воды составляет менее 50% от нормы; объект защиты не оборудован молниезашитой и защитой от статического электричества, автоматической установкой пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Разрешая заявленные требования военного прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями
статьей 1,
20,
34,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации",
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что неисполнение должностными лицами ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ, в оперативном управлении которого находятся здания санатория, требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при эксплуатации указанных помещений нарушает права граждан, находящихся в указанном учреждении.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора в части возложения на ответчика ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ обязанности по разработке проектной документации на реконструкцию 4-го этажа спального корпуса N 2, указав, что в соответствии со
статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация разрабатывается до реконструкции объекта строительства, при этом, наличие данной документации само по себе не обеспечивает безопасность граждан при возникновении пожара.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Между тем, судебная коллегия по результатам проверки доводов апелляционной жалобы не согласилась с решением суда первой инстанции в части установления срока его исполнения.
С учетом необходимости разработки проектной документации с привлечением специализированной организации и получения разрешений на проведение работ по устранению нарушений пожарной безопасности, а также принимая во внимание, что ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, судебная коллегия указала, что установленный судом первой инстанции срок исполнения решения суда (3 месяца со дня его вступления в законную силу) установлен без учета возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, коллегия изменила решение суда первой инстанции, увеличив срок исполнения решения до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено апелляционной коллегией без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам
ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Согласно
статьи 37 указанного закона, руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных
статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Пунктом 1 статьи 133 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что производитель (поставщик) должен разработать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о пожарной безопасности при производстве, применении и хранении этой продукции.
Техническая документация на вещества и материалы (в том числе паспорта, технические условия, технологические регламенты) должна содержать информацию о показателях пожарной опасности веществ и материалов (пункт 2).
Согласно
пунктам 1 -
3 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в
таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в
таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к выводу об удовлетворении требований, а также доказательства, принятые судами во внимание, которым дана оценка в соответствии с требованиями
статьи 67 ГПК РФ, подробно приведены в обжалуемых судебных актах, оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судом апелляционной инстанции.
Факт применения горючих материалов для облицовки стен ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ подтверждается фактическими обстоятельствами дела и представленными в материалы дела доказательствами.
07 октября 2020 рода в спальном корпусе N 1 ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ произошел пожар.
Согласно письму Инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу) от 25 декабря 2020 года, по результатам проведенной Инспекцией проверки было установлено, что причиной указанного пожара явилось загорание горючих материалов от тепловой энергии электрического тока, выделившейся при аварийном режиме работы электрической сети, возникших в месте соединения токоведущих электрических проводников, выполненных из различных металлов (меди и алюминия) без соответствующего соединительного устройства расположенных в дозовой распределительной коробке коридора 8-го этажа.
Постановлением государственного инспектора Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору - начальника отдела (государственного пожарного надзора) инспекции (государственного пожарного надзора по Южному военному округу г. Севастополь) N 5-1/2020/3 от 04 декабря 2020 года начальник санатория ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пожарной безопасности, с назначением административного наказания в виде предупреждения по происшествию
Таким образом, судами обоснованно сделаны выводы о демонтаже данных материалов, и возложении на ответчика обязанности с привлечением специализированной организации установить соответствующие материалы, имеющие документацию, содержащую информацию о их пожарной опасности.
Отсутствие в решении суда указания конкретных способов исполнения судебного акта в части возложения на ответчика ФГБУ "Военный санаторий "Ялта" МО РФ обязанности обеспечить эвакуационные пути и выходы 4-го этажа спального корпуса N 2 с возможностью беспрепятственного движения людей по ним основанием для отмены правильных по существу судебных актов быть не может, требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам установлены
статьей 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Так, согласно требованиям
пунктов 1,
2 статьи 89 указанного закона, эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании".
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебного постановления.
Изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам гражданского дела, оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 октября 2022 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ДУРНЕВА
Судьи
О.Н.ИВАНОВА
О.В.ЖОГИН