Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88а-15223/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 11.10.2023 N 33-7767/2023 (УИД 91RS0011-01-2023-000092-84)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О понуждении установить в населенных пунктах системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец указал на нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в населенных пунктах; на основании предписания прокуратуры в ходе проверки нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 11.10.2023 N 33-7767/2023 (УИД 91RS0011-01-2023-000092-84)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О понуждении установить в населенных пунктах системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец указал на нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в населенных пунктах; на основании предписания прокуратуры в ходе проверки нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2023 г. N 33-7767/2023
Дело N 2-716/2023
УИД 91RS0011-01-2023-000092-84
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,
судей - Корсаковой Ю.М., Синани А.М.,
при секретаре - Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, третье лицо: управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым, о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года,
установила:
В январе 2023 года прокурор Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в котором просил обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым установить в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в <адрес> и <адрес>, выявленные в октябре 2022 года в ходе проверки, на основании предписания прокуратуры Красногвардейского района Республики Крым не устранены.
Определением суда от 23 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым. (л.д. 19)
В связи с вышеуказанными обстоятельствами прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца К. поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Г.В. исковые требования в судебном заседании не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Г.А. полагал иск подлежащим удовлетворению.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года иск прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен частично.
Суд возложил на администрацию Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым обязанность в течение одного года с даты вступления данного решения суда в законную силу:
- установить в селах Котельниково, Дубровское и Машино системы оповещения населения при пожаре;
- установить в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым 6 пожарных гидрантов;
- установить в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым 7 пожарных гидрантов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Информация о назначении судебного заседания на 11.10.2023 на 09.00 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 20.09.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Ислямовой М.В., полагавшей апеляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, пояснения представителя Администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Г.В., настаивавшего на удовлетворении апеляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые основы государственной политики по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.), Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Согласно статье 6 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статьей 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со статьей 34 вышеприведенного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2); необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Количество и расстояние между гидрантами по общему правилу определяют исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов. Расстановка этих устройств должна обеспечивать подачу воды в любую точку обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки при расходе воды на наружное пожаротушение (п. п. 8.9, 8.10 СП 8.13130, утверждены Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности"): 15 л/с и более - не менее чем от двух гидрантов; менее 15 л/с - от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Из совокупного содержания приведенных выше положений законодательства следует, что пожарная безопасность поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления. На территории <адрес> таковым является администрация Красногвардейского района Республики Крым.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2022 г. прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере защиты населенных пунктов от природных пожаров в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения, в результате которой были выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в <адрес> Красногвардейского района расположено 7 источников противопожарного водоснабжения, в <адрес> - 2. Вместе в тем, в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 на территории <адрес> должно быть расположено 16 источников противопожарного водоснабжения, в <адрес> - 11. Также проверкой установлено, что населенные пункты <адрес> не обеспечены системами оповещения населения о пожаре (л.д. 5-7).
Так, согласно подготовленному отделением надзорной деятельности по Красногвардейскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым расчету расстановки пожарных гидрантов на водопроводных сетях в <адрес> согласно СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", исходя из площади и количества населения в указанном населенном пункте, для обеспечения пожаротушения любого здания, расположенного в <адрес>, требуется установка 16 пожарных гидрантов. При наличии 7 пожарных гидрантов, необходимо дополнительно установить 9 пожарных гидрантов (л.д. 10-11, 25-26).
Кроме того, установлено, что в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым кроме 7 пожарных гидрантов, имеется 3 водонапорных башни, которые также используются в качестве источников наружного противопожарного снабжения. Таким образом, в данном населенном пункте необходимо дополнительно установить 6 пожарных гидрантов.
Согласно расчету расстановки пожарных гидрантов на водопроводных сетях в <адрес> согласно СП 8.13130.2020, для обеспечения пожаротушения любого здания, расположенного в <адрес>, требуется установка 11 пожарных гидрантов. (л.д. 12-13, 27-28).
Установлено, что в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым фактически установлено 2 пожарных гидранта и 2 водонапорных башни. Следовательно, в данном населенном пункте необходимо дополнительно установить 7 пожарных гидрантов.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм материального закона и обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в с. <адрес> Красногвардейского района Республики Крым необходимо дополнительно установить 6 пожарных гидрантов, в <адрес> Красногвардейского района Республики Крым дополнительно следует установить 7 пожарных гидрантов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 17.02.2023 N 134 "Об утверждении перечней населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году" утверждены указанные перечни. В соответствии с подпунктами 4 - 6 пункта 13 Перечня населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, села Котельниково, Дубровское и Машино Котельниковского сельского поселения Красногвардейского муниципального района отнесены к данной категории населенных пунктов по критерию пожара ландшафтный (природный).
В соответствии с п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 N 578, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения;
муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (пункт 13).
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения (пункт 19).
Готовность систем оповещения населения достигается: своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения (пункт 26).
Предписанием прокуратуры Красногвардейского района Республики Крым от 07.10.2022 от Администрации требовалось принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Неисполнение предписания явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С учетом установленных обстоятельств, которые сами по себе не оспариваются подателем апелляционной жалобы, применив вышеназванные нормы материального права, учитывая, что ответчиком не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории вышеуказанных сел Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района, влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Республики Крым.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что невыполнение ответчиком требований законодательства о противопожарной безопасности может повлечь за собой опасные последствия в случае пожара, которые могут привести к гибели людей и причинению вреда их здоровью и имуществу.
Принятие мер пожарной безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на пожарную безопасность.
Обеспечение территории поселений средствами пожаротушения и поддержание их в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, что в полной мере соответствует положениям статьи 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности", пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункту 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сети водоснабжения и водоотведения на территории Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым переданы в собственность ГУП РК "Вода Крыма" не могут быть приняты во внимание, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в суде первой инстанции и являвшуюся предметом изучения, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, что является недопустимым, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы решения суда, а также указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются несостоятельными.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено. Решение суда отвечает требованиям ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым оставить без удовлетворения.