Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88а-15223/2024 (УИД 91RS0011-01-2023-000092-84)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О понуждении установить в населенных пунктах системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец указал на нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в населенных пунктах; на основании предписания прокуратуры в ходе проверки нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88а-15223/2024 (УИД 91RS0011-01-2023-000092-84)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О понуждении установить в населенных пунктах системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец указал на нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в населенных пунктах; на основании предписания прокуратуры в ходе проверки нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено в части.
Содержание
С учетом данных обстоятельств, которые сами по себе не оспариваются подателем кассационной жалобы, применив вышеназванные нормы материального права, учитывая, что стороной ответчика не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории вышеуказанных сел Котельниковского сельского поселения <адрес>, влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения, В силу указанного, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Крым
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2024 г. N 88а-15223/2024
Дело N 2-716/2023
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.,
судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Котельниковсого сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 11 октября 2023 года по делу по иску прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО2, судебная коллегия
установила:
прокурор Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с административным иском к администрации Котелыниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в котором просил обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым установить в с. Котельииково, с. Дубровское, с. Машино Красногвардейского района Республики Крым системы оповещения населения при пожаре и источники противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями
СП 8.13130.2020 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии источников пожарного водоснабжения и систем оповещения населения в с. Котельниково, с. Дубровское и с. Машино, выявленные в октябре 2022 года. В ходе проверки, на основании предписания - прокуратуры Красногвардейского района Республики Крым не устранены. Определением суда от 23 января 2023 г. к участию в деде в качестве третьего лица привлечено управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по; Республике Крым. В связи с указанными обстоятельствами прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года иск прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен частично. Суд возложил на администрацию Котельниковского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым обязанность в течение одного года с даты вступления данного решения суда в законную силу:
установить в селах Котельникова, Дубровское и Машино системы оповещения населения при пожаре;
установить в с. Котельниково Красногвардейского района Республики Крым 6 пожарных гидрантов;
установить в с. Дубровское Красногвардейского района Республики Крым 7 пожарных гидрантов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 октября 2023 г. указанное решение от 18 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи от 3 апреля 2024 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, назначена к рассмотрению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив в соответствии с требованиями
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно
части 2 статьи 328 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Так, правовые основы государственной политики по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.), Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях: пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N.;
В силу
статьи 6 ФЗ 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного> надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статьей 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г.. N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с
пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации "местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение; первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного, значения муниципального - городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности - границах муниципального, городского округа (
пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона). Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ). Согласно
статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению. В соответствии со
статьей 34 вышеприведенного федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации, мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно
статье 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников Противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной, безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 62 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(часть 1);
- в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары
(часть 2); необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров
(часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения
(часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ;
3) противопожарные резервуары.
Согласно
статье 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды и в источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 ФЗ "О пожарной безопасности". Количество и расстояние между гидрантами по общему правилу определяют исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов. Расстановка этих устройств должна обеспечивать подачу воды в любую точку обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки при расходе воды на наружное пожаротушение (
пункты 8.9,
8.10 СП 8.13130, утверждены Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" 15 л/с и более - не менее чем от двух гидрантов; менее 15 л/с - от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Как отмечает кассационная инстанция, из совокупного содержания приведенных выше положений законодательства следует, что пожарная безопасность поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления. На территории <адрес> таковым является администрация <адрес> Республики Крым,
Судами установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2022 года прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере защиты населенных пунктов от природных пожаров в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения, в результате которой был и выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в <адрес> расположено 7 источников противопожарного водоснабжения, в <адрес> - 1.
Вместе в тем, в соответствии с требованиями
СП 8.13130.2020 на территории <адрес> должно быть расположено 16 источников противопожарного водоснабжение в <адрес> - 1.
Также проверкой установлено, что населенные пункты <адрес> не обеспечены системами оповещения населения о пожаре.
Так, согласно подготовленному отделением надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной - деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> расчету расстановки пожарных гидрантов на водопроводных сетях в <адрес>. согласно
СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", исходя из площади и количества населения в указанном населенном пункте, душ обеспечения. пожаротушения любого здания, расположенного в с. Котельниково, требуется установка 16 пожарных гидрантов. При наличии 7 пожарных гидрантов, необходимо дополнительно установить 9 пожарных гидрантов.
Кроме того, установлено, что в <адрес> Республики Крым кроме 7 пожарных гидрантов, имеется 3 водонапорных башни, которые также используются в качестве источников наружного противопожарного снабжения. Таким образом, в данном населенном пункте необходимо дополнительно установить 6 пожарных гидрантов.
Согласно расчету расстановки пожарных гидрантов на водопроводных сетях в <адрес> согласно
СП 8.13130.2020, для обеспечения пожаротушения любого здания, расположенного в <адрес>, требуется установка 11 пожарных гидрантов,
Так же судами установлено, что в <адрес> Республики Крым фактически установлено 2 пожарных гидранта и 2 водонапорных башни. Следовательно, в данном населенном пункте необходимо дополнительно установить 7 пожарных гидрантов.
С учетом вышеизложенных норм материального закона и обстоятельств, установленных в судебном заседании, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что в <адрес> Республики Крым необходимо дополнительно установить 6 пожарных гидрантов, в <адрес> Республики Крым дополнительно следует установить 7 пожарных гидрантов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 17 февраля 2023 г. N "Об утверждении перечней населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году" утверждены указанные перечни.
В соответствии с подпунктами 4 - 6 пункта 13 Перечня населенных пунктов Республики Крым, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, села Котельниково, Дубровское и Машино К. кого сельского поселения Красногвардейского муниципального района отнесены к данной категории населенных пунктов по критерию пожара ландшафтный (природный).
В соответствии с
пунктом 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2020 г. N, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно Передается но системе оповещения населения.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения; муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в
пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей): социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования
(пункт 13).
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения (пункт 19). Готовность систем оповещения населения достигается: своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения (пункт 26). Предписанием прокуратуры <адрес> Республики Крым от 07.10.2022 от Администрации требовалось принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. Неисполнение предписания явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С учетом данных обстоятельств, которые сами по себе не оспариваются подателем кассационной жалобы, применив вышеназванные нормы материального права, учитывая, что стороной ответчика не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории вышеуказанных сел Котельниковского сельского поселения <адрес>, влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения, В силу указанного, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Крым.
В силу указанного, суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судов, так как они подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что невыполнение ответчиком требований законодательства о противопожарной безопасности может повлечь за собой опасные последствия в случае пожара, которые могут привести к гибели людей и причинению вреда их здоровью и имуществу. Принятие мер пожарной безопасности является необходимый, условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на пожарную безопасность.
Обеспечение территории поселений средствами пожаротушения и поддержание их в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, что в полной мере соответствует положениям
статьи 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N "О пожарной безопасности",
пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также
пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N.
Доводы заявителя том, что сети водоснабжения и водоотведения на территории Котельниковского сельского поселения <адрес> Республики Крым переданы в собственность ГУП РК "Вода Крыма" не могут быть приняты во внимание, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества.
Иные доводы кассационной жалобы по существу рассмотренного спора не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в суде первой и апелляционной инстанций, и являвшуюся предметом изучения, сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, что является недопустимым, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы решений судов, а также указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, в связи с чем признается несостоятельными.
Проверив дело, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решениях соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решения судов по делу вынесены правильно, законно и обоснованно. Оснований для отмены решений судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Поскольку нижестоящими судами не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 мая 2024 года.
Председательствующий
Ю.Б.КАПУНКИН
Судьи
Э.К.МАЛЬМАНОВА
М.А.РАПТАНОВА